© 2013 galina vpm_1

НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Хрестоматия

Только что получила интересную книгу*), изданную в Нижнем Новгороде, представляющую собой хрестоматию оригинальных очерков дореволюционных авторов, посвященных истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. В издании тексты приведены в хронологическом порядке в соответствии с их публикацией на протяжении XIX – начала XX столетия. Два последних очерка посвящены судьбе древней нижегородской обители в советский период и ее возрождению в наши дни. В предлагаемом обзоре издания даются краткие биографические справки авторов и фрагменты статей. Опущена одна статья Добровольского М.В.
Приведенные ниже фамилии авторов являются ссылками, по которым можно перейти к конкретным статьям о каждом и кратким выдержкам из их текстов в данной книге.


Соллогуб В. А. Печерский монастырь.
Добротворский С. А. протоиерей. Описание Нижегородского Печерского первоклассного мужского монастыря
Ратшин А. А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Нижегородской губернии монастыри, ныне существующие. Вознесенский Печерский мужской монастырь
Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Печерский Вознесенский монастырь.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви (фрагмент)
Четыркин И. Н. Историко-статистическое описание Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря
Снежницкий А. Н., диакон. Адрес-календарь Нижегородской епархии. В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. Печерский Вознесенский монастырь
Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. Печерская обитель
Титов А. А. Нижегородский Печерский монастырь
Лавров Д. В. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырm
Снежницкий А. Н., диакон. Печерская часовня в Нижегородской ярмарке
Драницын Н. И. Краткий указатель святынь и достопримечательностей Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря
Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и святой горе Афону. Печерский Вознесенский мужской монастырь
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. Печерский Вознесенский монастырь 1 класса (с 1764 г.)
Успенский В., иерей. По обителям Нижегородского края
Сойкин П. П. Православные русские обители. Печерский Вознесенский монастырь, близ Н. Новгорода
Добровольский М. В., протоиерей. Путеводитель по святыням и церковным достопримечательностям г. Нижнего Новгорода (фрагмент)
Галай Ю. Г. Вознесенский Печерский мужской монастырь в советское время
Тихон (Затёкин), архимандрит Вознесенский Печерский монастырь. История и современность
———————————————————————————–


Граф Владимир Александрович Соллогуб (8.08.1813, СПб  - 5.06.1882, Гамбург, Германия) – русский писатель,
внук переселившегося в Россию литовско-польского вельможи Соллогуба Ивана Антоновича из литовского рода Соллогубов. Дядя художника Соллогуб, Фёдор Львович Ф. Л. Соллогуба. Соллогуб является автором «светских» повестей, очерков, водевилей, воспоминаний. В 1837 году В. А. Соллогуб дебютировал в «Современнике»; с 1839 г. печатался в «Отечественных записках». Главное сочинение – повесть «Тарантас».
Источник: ВикипедиЯ

Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю, вы его от души полюбите. Уже подходя к нему, вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно.

Сперва все бытие ваше как будто расширится, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега. Налево у ног ваших, под ужасною крутизною, вы увидите широкую реку-матушку, люби­мую народом, прославленную русскими поверьями и песнями; гордо играет она, и блещет серебряной чешуей, и плавно и величественно тянется в сизую даль. Направо, на скате горы, громоздятся дружною кучей между кустов и деревьев жи­вописные хаты, а над ними, на обрыве, вдавшемся в реку, вы видите белую лен­ту монастырской ограды, иссреди которой возвышаются куполы церквей и келий иноков.

Обогните гору, спуститесь по широкой дороге к монастырским воротам и отряхните все ваши мелочные страсти, все ваши мирские помышления: вы в мона­стырской ограде.

В начало

Среди выпускников Санкт-Петербургской духовной академии выпуск 1843 г. со степенью кандидата числится
Стефан Алексеевич Добротворский, окончивший Владимирскую семинарию.
Источник
На форуме сайта ВГД упоминается Добротворский, Сергей Степ(ф)анович (1856 г.р.), выпускник Казанской духовной академии (1880 г.), сын Степ(ф)ана Алексеевича Добротворского, протоиерея в Нижнем Новгороде, на 1900 год смотритель уфимского духовного мужского училища. Источник
Вообще же фамилия эта весьма распространена среди духовенства различных губерний. Большинство имеющихся в Интернете упоминаний С.А. Добротворского располагаются в примечаниях к текстам в связи с данным трудом его.

Печерский Нижегородский первоклассный мужской монастырь основан святым Дионисием в первой половине четырнадцатого века от Рождества Христова, именно около 1330 года, то есть в первые годы княжения Иоанна Даниловича Калиты. Святой Диони­сий, пришедши из Киево-Печерского монастыря с другими иноками в Ниж­ний Новгород, недалеко от самого города своими руками ископал пещеру, и, по стечении к нему многой братии, устроил монастырь, расстоянием от Нижнего Новгорода около трех верст, на правой стороне реки Волги в полугоре и был в сем монастыре первым настоятелем, сначала с титлом игумена, а потом архиманд­рита. Будучи высок в христианских добродетелях и христианском учении, он наставлял и поучал христианскому благочестию и высоким истинам евангелия братию свою. Впоследствии времени из числа братии своей, по примеру основателя веры нашей Иисуса Христа, избрал он двенадцать учеников, коих более других поучал богословию и подвигам духовной жизни; а по научении посылал их в разные стра­ны для устроения святых обителей и насаждения евангельского учения и христи­анских добродетелей.

В начало

Ратшин А.А. Биографический сведений об авторе данного издания обнаружить не удалось.

Вознесенский Печерский мужской 1-го класса, в Нижнем Нов­городе, на нагорной стороне Волги; состоит под управлением архимандрита.
Обители сей первоначальное основание положено святым Великим Князем Юрием II (Георгием) Всеволодовичем около 1219 года, но большую из­вестность она получила уже в XIV веке, когда после татарского разорения во­дворился в ней святой Дионисий, бывший потом архиепископом в Суздале; он собственными руками ископал здесь пещеры, по примеру Киевских, и до 1364 года, то есть до посвящения в архиерейский сан, в них пребывал, подвизаясь в постничестве и трудах; вместе с тем и сам монастырь им был устроен.

В начало

Храмцовский Николай Иванович 15.12.1818, Вологд-1890, Вологда) – русский историк, археограф, основоположник нижегородского краеведения. По роду занятий имел возможность бывать по работе в разных концах России. Впечатления от этих поездок вылились в его первое литературное произведение «И русское сердце не камень. Были из жизни на святой Руси», опубликованный в 1846 г. Познакомился и сблизился с этнографоми В.И. Далем и П.И. Мельниковым-Печерским. Храмцовкий стал первым в деле изучения местного нижегородского архивного материала. Современники называли его «отцом истории Нижнего Новгорода». В 1879 г. уехал в Вологду, где и скончался. По его отъезде один из владельцев его бывшего дома вывез на свалку несколько возов бумаг, исписанных рукой историка. Истчник: ВикипедиЯ

Сначала монашеские и святительские подвиги святого Дионисия, а потом память о нем были причиной, что князья Суздальского Дома и потомки Калиты особенно уважали Нижегородский Печерский монастырь и делали в него значи­тельные пожертвования; бояре, духовные и простолюдины следовали примеру их; иноверцы особенно желали просвещаться собственно в этой обители истинным учением Христовым и приходили в нее с приношениями. Все это обогащало мо­настырь и скоро привело его в цветущее состояние. Он имел свои больницы, бога­дельни, где получали помощь престарелые и нищие, и оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал на свой счет сформированных ратников в царские войска, а для царских работ своих мастеровых, как то: камен­щиков, кирпичников, кузнецов, портных и прочих. Во время войны Петра I с Кар­лом XII и турками строил корабль в Воронеже вместе с архиереями Белогородским и Воронежским и переяславскими монастырями — Даниловским и Никитским, и послал колоколов для литья пушек более 300 пудов. Также в Печерском монасты­ре содержались и государственные преступники.

К нему были приписаны четыре монастыря: Борисоглебский Кидекшан- ский, Толоконцовская пустынь, Преображенский-Мурашкинский и Успенский- Заузольский и церковь Святого Димитрия Селунского в Нижнем Новгороде, а так­же церкви в селах: Ельне, Нагавицыне, Ягодном, Плесце, Перевозе и других.

Монастырь Печерский имел три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве; в какой части города находилось московское подворье — неизвестно; из нижегородских же подворий два стояли в самом кремле и одно на Дмитровской улице. В селе Высокове был монастырский скотный двор. Кроме того, мона­стырь имел много мельниц и других угодий. За ним, при составлении штатов, чис­лилось 8236 душ и до 6000 десятин пахотной земли.

В начало

Строев Павел Михайлович (27.07.1796, Москва – 5.01.1876, Москва) – русский историк, археограф и библиограф, академик Императорский санкт-петербургской академии наук. Учился в в Московском университете (1813—1816, на словесном отделении, слушал лекции Мерзлякова, Каченовского, Тимковского. Статьи Строева в «Сыне Отечества» 1814 и 1815 гг. (главным образом о необходимости составления правильных родословных владетельных русских князей, с указанием на все трудности подобной работы) обратили на себя внимание канцлера графа Румянцев, Николай Петрович» и в 1816 г. Строев, не кончив курса, поступил на службу в архив министерства иностранных дел, где принимал участие в издании «Собрания государственных грамот и договоров». Явился инициатором и организатором археографической экспедиции (1828-1834), осмотревшей до 200 библиотек и архивов в монастырях, губернских правлениях и казенных палатах 14-ти губерний северной и средней полосы Европейской России. Поиски дали богатейший материал: до 3000 историко-юридических актов за 1340—1700 гг., множество летописей, житий, поучений и пр. Весь материал был сгруппирован в 2 отдела: 1) собрание древних грамот судных дел и вообще актов историко-правового характера; 2) каталоги по рукописям и старопечатным книгам, с выписками из рукописей и критической оценкой этих последних. Выпустил ряд изданий: «Ключ к истории Государства Российского» (1836); «Описание старопечатных книг И. Царского» (1836); «Записки артиллерии майора Данилова» (1842); «Выход царей и великого князя Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича» (1844), по архивным материалам Оружейной палаты, важный памятник для истории быта; «Библиотека общества истории и древностей российских» (1845), где половина книг состоит в обстоятельном описании рукописей, часто с пересказами содержания или дословными выписками; «Рукописи славяно-российские, принадлежащие И. Царскому» (1848). Член-корреспондент c 20.12.1826, адъюнкт Отделения русского языка и словесности c 19.10.1841, экстраординарный академик c 06.02.1847, ординарный академик Императорской спб академии наук с 03.02.1849 г.

АРХИМАНДРИТЫ
СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ
в 1374 хиротонисан в епископа Суздальского.
ЕВТРОСИП
в 1390 году хиротонисан в епископа Суздальского.
ДОСИФЕЙ
ИГНАТИЙ в начале XV века.
ИОСИФ 1424 год.
НИКАНДР в 1433 году оставил настоятельство.
ПАВЕЛ определен 11 марта 1433 года.
НИКАНДР с 1 сентября 1500 года по 3 февраля 1506 года.
ИЛИЯ в 1509-1514

В начало

Четыркин И.Н. Биографических сведений найти в Интернете не удалось. Известно лишь, что в 1887 году являлся преподавателем Нижегородской духовной семинарии. Главное внимание уделяли истории арзамасского церковного строительства XVII века. Им составлено и опубликовано «Историко-статистическое описание Арзамасской Алексеевской женской общины».-Н.Новгород. 1887. На САЙТЕ «Арзамасская старина» размещен сканированный, нераспознанный текст (в формате djvu) переизданного в 2003 г. Пантелеевым С.А. небольшого, но единственного исследования Четыркина И.Н «Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь» по истории данного монастыря.

Святой Дионисий своим благочестием и строгой иноческой жизнью обращал на себя внимание многих знаменитых людей своего времени. Кроме князя Бориса Константиновича, он уважаем был и братом его Великим князем Нижегородским Андреем Константиновичем и его благочестивою супругою Анастасией Ивановною. Эта княгиня, провождая жизнь в благочестивых подвигах и строгом воздержании [27], еще при жизни своего супруга основала (около 1355 года) первый в Нижнем Новгороде женский монастырь «во имя честного зачатия Пречистый Богородицы» [28], обогащала его различными вкладами, а по смерти мужа постриглась в монашество. Пострижение над ней совершал святой Дионисий в 1369 году; при чем она наречена Вассой.

В начало

Снежницкий А.Н, священник - Снежницкий Александр Николаевич – нижегородский летописец. Статья О. Дёгтевой

В 1597 году 18 июня, в 3 часу ночи, монастырь был разрушен обвалом горы. Несчастье это летописец называет великим предзнаменованием пресечения рода Калиты, междуцарствия, окончившегося восшествием на престол благосло­венного Дома Романовых. В третий день после разрушения монастыря обретены нетленными мощи схимника Иоасафа, скончавшегося за 30 лет до этого времени; гроб его поставлен в другом месте. В том же 1597 году архимандрит Печерский Трифон ходатайствовал лично в Москве перед царем Феодором Иоанновичем о восстановлении монастыря и имел успех.

В версте от Нижнего Новгорода, к верху по Волге от прежнего монастыря, в полугоре, архимандрит Трифон вместе с нижегородским воеводой Леонтием Ак­саковым и опытными зодчими избрал другое место, выровнявши семь его холмов, и поставил деревянную церковь в честь Вознесения Господня, кельи и ограду, а на месте разрушенного монастыря церковь Преображения Господня, на счет госуда­ревой казны (1598 г.).

Мощи Иоасафа остались при церкви Преображения, на месте старого мо­настыря, именуемого Старыми Печерами. В первой половине XVII столетия мона­стырь стал украшаться вместо деревянных каменными зданиями.

Настоятели со времени святого Дионисия именовались постоянно архи­мандритами и имели от царей и Патриархов разные привилегии, как то: суд над игуменами и священниками в приписных монастырях и монастырских селах; на­блюдение за всем духовенством в Нижегородском уезде; право рассылки указов во все монастыри и церкви Нижнего Новгорода, Балахны, Курмыша, Ядрина и Гороховца.

В начало

Муравьев Андрей Николаевич 30.04.1806, Москва-18.08.1874, Киев) – камергер российского императорского двора, православный духовный писатель и историй Церкви, паломник и путешественник; драматург, поэт. Почётный член Императорской академии наук (1836). Состоял на военной службе. Сдав в апреле 1828 г. экзамены при Московском университете, в августе того же года был определён в ведомство Коллегии иностранных дел. В 1829—1830 годы, как паломник, посетил Египет, Иерусалим, Кипр, Смирну, Константинополь. Изданная в 1832 г. книга «Путешествие ко Святым местам в 1830 г.» (рукопись просматривали В. А. Жуковский и митрополит Филарет (Дроздов) принесло ему популярность в образованном обществе. Состоял на должности обер-секретаря в Святейшем Синоде. В 1866 г. вышел в отставку, поселился в Киеве. Его сочинения стали первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего общества. Исследовал и ввёл в научный оборот судебное дело Патриарха Никона. Из под его пера вышел не один труд по церковной тематике. Источник: ВикипедиЯ

Мог ли предвидеть столь бедственное разорение первоначальной своей пустыни блаженный Дионисий, который заботился с такой любовью о ее рас­пространении, когда посвящен был святым Алексием митрополитом в епископа Суздалю и Нижнему Новгороду? Много испытал он скорбей в течение тружени­ческой долгой жизни, ибо с кончиной святого своего рукоположителя сделался игралищем церковных смут. На него указывал преподобный Сергий Чудотворец Великому князю Донскому, как на достойного преемника святителя Алексия; но Димитрий, ослепленный расположением к духовнику своему, Новоспасскому архимандриту Митяю, предпочел его великому Дионисию и даже гневался на владыку, когда он, строгий блюститель чина церковного, не соглашался руко­положить Митяя в епископа, потому что это было бы нарушением собственных прав митрополита. Опасаясь угроз раздраженного Митяя, Дионисий хотел бежать в Царьград на суд патриарший, но к нему была приставлена стража от великого князя, и только поручительство святого Сергия избавило его из-под надзора. В одном только погрешил великий муж Церкви, по малодушию или по желанию восстановить порядок, — он воспользовался данной ему свободой и тайно уехал в Царьград вопреки поручительства Сергиева, но он и был, видимо, наказан за нару­шение данного им слова, ибо хотя и снискал милость патриаршую и возведен был в сан архиепископа, но уже никогда не мог достигнуть высшей степени, ему пред­назначенной, как по личной его добродетели, так и по благословению святителя Алексия.

Архимандрит Пимен восхитил сан митрополита в Царьграде; восполь­зовавшись внезапной смертью Митяя, он надписал на свое имя грамоты велико­княжеские; когда же впоследствии Донской изгнал Пимена, как недостойного, и, будучи недоволен тем, что другой митрополит Киприан прислан против его же­лания, обратил взоры на Дионисия, но иное нечаянное препятствие удержало его вступить на предназначенное ему поприще.

В начало

Титов Андрей Александрович (1844-1911) – верхневолжский археолог, этнограф, палеограф, предприниматель, крупнейший специалист по древностям Ростова Великого и округи, основатель Ростовского исторического музея.
Из купеческого рода Титовых. Дед основал в Ростове в 1817 году единоличное торговое дело. Стоял у истоков ростовской гимназии.
Занимаясь с особой любовью палеографией, Титов собрал 4500 рукописей и пожертвовал их в Императорскую Публичную библиотеку (1900). Вышло 4 тома описаний, собранных им рукописей. Издал целый ряд списков северных летописей, в том числе списки «Двинской летописи» и «Великоустюжской летописи». Являлся действительным членом Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Источник: ВикипедиЯ

…при своем богатстве и благоустроенности Печерский монастырь претер­певал немало и несчастий. Основанный во времена монгольского ига, монастырь очень часто подвергался набегам татар; многие села и деревни, принадлежавшие монастырю, были разграблены и запустели. Самый монастырь был выжжен тата­рами дотла, а монахи его разбежались в разные стороны и монастырь до взятия Казани стоял в запустении около 60 лет. Но, кроме внешних врагов, в лице татар, монастырь имел еще и своих доморощенных монголов, которые расхищали мона­стырские богатства нисколько не хуже азиатских варваров. Так, ключник Дружина Неперцин отнял у монастыря 40 десятин земли в деревне Ширмове. Настоятель Печерского монастыря, архимандрит Макарий, обокрал весь монастырь, разогнал вотчины и сделал много беспорядков, живя совсем не по-монастырски, за что и был отставлен от настоятельства. Об этом архимандрите печерские акты, в числе разных его деяний, упоминают об одном характерном событии, когда «архиман­дрит Макарий со старцами напал на крестьян села Рубского с рогатинами, ружья­ми, с луками, топорами и кольями, и крестьян обижали и увечили смертным боем, и крестьянок, и крестьянских девок били и бесчестили и взяли к себе в монастырь неведомо для какого вымыслу». Не лучше были архимандрит Симон, который, пе­ребираясь в Спасо-Андрониев монастырь, взял с собою много монастырских денег и келарь Дионисий Омачкин, передававший много разных монастырских вещей и денег своим родственниками. В печерских актах, найденных в монастырских под­валах преосв. Иаковом в 1847 году, находится любопытнейший документ о деяни­ях келаря Омачкина. Мы приводим его здесь по нашей рукописи, доставшейся нам после покойного П.И. Мельникова.

В начало

Лавров Д.В Биографический сведений об авторе данного издания обнаружить не удалось.

Исправляя настоятельский дом, преосвященный Димитрий устроил в при­строенном в 1860 годах к настоятельскому дому деревянном помещении домо­вую однопрестольную небольшую церковь во имя святителей Тихона и Митрофа- на Воронежских чудотворцев и святого великомученика Димитрия Солунского. Устроена и украшена церковь на средства А.И. Приезжева и некоторых других нижегородских граждан, втайне благотворивших на это святое дело. Небольшой иконостас церкви византийского стиля вызолочен на полимент, а святые иконы живописные. Внутренность церкви кругом выкрашена под мрамор масляного кра­скою. Что касается до фасада здания, то он сохранился в том же виде, в каком был и раньше того.

Чтобы прославить и увековечить память первоначальника монастыря свято­го Дионисия, преосвященный Димитрий, приведя Успенский собор по возможно­сти в благолепный вид, придел его переименовал в честь сего угодника и освятил 15 октября 1887 года. В тоже время ремонтированы были еще две церкви мона­стыря — Апостольская и Евфимиевская; а также были возобновлены некоторые братские кельи, окрашены крыши на монастырских зданиях и сделана насыпь на оползший берег у угольной башни близ Апостольской церкви.

Чрез десять месяцев управления Печерским монастырем преосвященный Димитрий получил новое назначение, а преемником ему назначен был преосвя­щенный Агафодор, вступивший в управление Печерским монастырем в половине марта 1888 года.

Преосвященный Агафодор, всегда горячо сочувствовавший делу народного образования, прежде всего учредил при Печерском монастыре школу для детей беднейших жителей соседних с монастырем слобод Печерской и Кошелевской. Место для школы временно было выбрано в одном из монастырских зданий вне монастыря, хотя и в ограде его. Здание это в последнее время пустовало и посте­пенно приходило в ветхость. Преосвященный Агафодор немедленно приступил к ремонту его, каковой ремонт, за неимением на этот предмет других средств, вел на свой счет и, при Божьей помощи, ко дню открытия школы в верхнем этаже этого здания были вполне готовы и приспособлены для классов две светлые чи­стые комнаты и одна комната для учителя. Классные комнаты снабжены были

всеми классными принадлежностями: партами, классными досками и шкафами для книг. А так как открытие школы совпало с годом празднования 900-летия кре­щения Руси, то в память этого события вновь открытой школе дано было название «Свято-Владимирское церковно-приходское училище».

В начало

Снежницкий А.Н, диакон. Биографический сведений об авторе данного издания обнаружить не удалось.

Местоположение и вид Печерской часовни

Часовня Нижегородского Печерского Вознесенского мужского первоклас­сного монастыря, во имя Божией Матери Печерской, находится в Нижегородской Макарьевской ярмарке, на углу перекрестка Александро-Невской и Нижегород­ской улиц, по пути к ярмарочному Александро-Невскому собору и окскому плаш­коутному мосту. От ярмарочного Александро-Невского собора — в сто шестьдесят сажен, Макарьевской часовни — в двести тридцать сажен; а от ярмарочного Спас­ского собора в одну версту шестьдесят сажен. С часовней по Александро-Невской улице смежен первый кошомный [то есть войлочный] корпус.
Часовня каменная, четырехугольная. Снаружи и внутри выштукатурена, по­крыта по четырем на стороны скатам черным железом, выкрашена медянкой. Верх ее с небольшой главой и крестом из белой жести. Стиль часовни готический. Она окружена каменной площадкой и деревянной решеткой. С восточной стороны от­крытое крыльцо, с которого и вход в нее. В ней с северной и южной стороны по одному стрельчатому окну для света в часовню и четыре окна вверху в кельях монашествующих.
Внутри часовня двухэтажная. Верхний этаж предназначен для жилья служа­щего в ней в ярмарку братства Печерского монастыря, а в нижнем этаже находится собственно часовня. Размером часовня 4×4 сажени.
Часовня ежегодно весной заливается водой из Оки, которая и вредит не­большому ее зданию.

В начало

Драницын Николай Иванович (1870, Н. Новгород-1927, Н. Новгород). Окончил МГУ, Нижегородское отделение Московского археологического ин-та (1912?).

С 1899 – член Нижегородской ГУАК, с 1906 – редактор «Вечерней газеты» (Н.Новгород), с 1910 – зав. б-кой и ист. архивом Нижегородской ГУАК. В 1911 избир. членом Отдела Архивной комис. НГУАК по изучению и охране памятников Ниж. старины. В 1917 – директор Научной б-ки (книгохранилища) им. Герцена. В 1924–1927 – зав. Научным Отделением Губ. Центральной Научно-общественной Б-ки – книгохранилища им. В.И.Ленина. Член археолого-этнологической комиссии, автор более 150 работ.
Отечественная история, архивоведение, краеведение. Соц.-полит. история России XVII, XIX вв., бытовая история XVIII-XIX вв. ИсточникСоборная церковь во имя Вознесения Господня 

При входе чрез «Святые ворота» в сам монастырь находится самый древний и величественный храм — соборный, каменный пятиглавый, во имя Вознесения Господня, построенный в 1631-1632 годах, при царе Михаиле Феодоровиче, по образцу Вознесенской церкви Московского Вознесенского девичьего монасты­ря. Храм этот построен на царский счет знаменитым в то время царским зодчим Антипой Возоулиным и может считаться одним из прекрасных архитектурных памятников церковного зодчества XVII столетия.

С западной и южной сторон пристроены паперти, поддерживаемые че­тырьмя каменными столбами, на двух из них сделаны следующие надписи: на одном — «лета 7139 месяца Октября в 1-й день зачата бысть сия святая церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Покрова Пресвятыя Богородицы при державе Государя, царя и великого князя Михаила Феодоро- вича всея Руссии и при благоверном царевиче князе Алексие Михайловиче и при велико                                                              м государе святейшем Филарете Никитиче, патриархе Московском и всея Руссии, старанием и радением Печерского архимандрита Рафаила соверше­на в 140 году Июня в 8-й день». На другом — «1858 г. Августа 21 дня сия святая Печерская обитель удостоена была первого Высочайшего посещения Их Импе­раторских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Александра Ни­колаевича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александров­ны».

Вход в собор, вследствие устройства под ним подвалов, возвышен над зем­лей на несколько аршин. При входе в собор, в трапезе, на левой стороне по­мещается прекрасной старинной работы-письма образ преподобного Макария Желтоводского с чудесами. Посередине храма висит медное, в четыре яруса паникадило, древней работы, украшенное разными литыми из меди фигурами в виде цветов, яблок и птиц. За правым клиросом, при столбе в иконостасе по­мещается главная святыня монастыря — чудотворный образ Печерской Божи- ей Матери, принесенный из Киева основателем монастыря, святым Дионисием.

В начало

Алексей Алексеевич Павловский человек странной судьбы, с несостоявшимися мечтами о большой литературе. Он провел на Святой Афонской Горе в общей сложности около двадцати лет, но монашеский сан так и не принял.  Автор двух одробных путеводителей по Афону, а также популярного «Всеобщего иллюстрированного путеводителя по монастырям и святым местам Российской империи и Афону», имевший собственную келью в Андреевском ските, с наступлением тяжких, полуголодных времен перебрался в «мир», как говорят на Святой Горе, где и скончался в 1920 году в Афинах, всего 43 лет от роду. В Андреевском ските по разным углам остались разбросанными его многочисленные писания: пьесы, очерки о путешествиях, письма в разные инстанции, в частности, в дипломатические учреждения. Источник

А. А. Павловский составил общий практический иллюстрированный указатель всех обителей для широкого круга читателей. При подготовке материала он посетил около 300 обителей, а также воспользовался сведениями, присланными ему из монастырей в ответ на запросы. В первой части путеводителя дается краткое описание обителей епархий Европейской России, Сибири и Кавказа; находящихся в них святынь, их истории развития; справочные сведения для паломников. Во второй части — описание русских обителей на Афоне, сведения для путешествующих по Палестине. К изданию приложена таблица с указанием количества обителей и церквей по каждой епархии. Статистические сведения дополнены обширным иллюстративным материалом: видами монастырей, некоторых городов, соборов, церквей, портретами настоятелей, иконами. В конце издания рассмотрено несколько маршрутов для паломников по Афону.

Интерес представляет даже рекламный материал — «Каталог икон Афонской живописи» или информация о колоколах, отлитых для различных епархий с указанием их веса. Многие из представленных в справочнике обителей навеки утрачены, тем ценнее для исследователей отечественной истории значение переиздания этой книги. Источник

С 1847 года монастырь находится под непосредственным ведением ниже­городских архипастырей, а с 1867 года в нем настоятельствуют викарии Нижего­родские, епископы Балахнинские.

В данное время в обители: 1) собор во имя Вознесения Господня, построен в 1631-32 годах, сходен с храмом Московского Вознесенского собора, 2) соборная церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы, построена чрез несколько лет после первой, в ней пять приделов, 3) церковь во имя преп. Дионисия, Евфимия и Макария, устроена над св. вратами в 1649 г. византийской архитектуры, 4) церковь св. Петра и Павла, 5) церковь Покрова Прес. Богородицы, построена в 1765 году, и возобновленная в 1848 году, 6) церковь св. Митрофана Воронежского, Тихона За­донского и велик. Дмитрия Солунского и 7) церковь Воздвиженская на горе, при съезде к монастырю, обращена в храм из часовни. Над источником стоит часовня. На Нижегородской ярмарке, близ моста, еще часовня с пребывающей в ней от 15 июля до 12 сентября иконой Б. Матери.

Главная святыня монастыря: икона св. Божией Матери Печерския, при­несенная из Киева св. Дионисием, копия писана в XIV веке, 2) св. икона Влади­мирской Божией Матери, 3) деревянный крест, равный Иерусалимскому, и точная копия креста из Московского Воскресенского монастыря.

Ризница в монастыре очень богата. Из старинных предметов заслуживает внимание: напрестольные кресты с частями св. мощей, евангелия, плащаницы, си­нодики и т.п.

В 1765 году монастырь обнесен каменной оградой с пятью башнями. Вну­три, кроме церквей, есть несколько братских и настоятельских корпусов. В мона­стыре погребены некоторые известные люди; обитель общежительная. В день Воз­несения из Нижегородского кафедрального собора в монастырь бывает крестный ход, а в день Воздвижения крестный ход из монастыря в нагорную Крестовоздви- женскую церковь.
Земли при обители 157 дес. Внутри монастыря фруктовый сад.

В начало

Епископ Арсений (в миру Леонид Иванович Денисов) (11.04.1866, Нижний Новгород-1942) – епископ Русской православной церкви, епископ Каширский, викарий Московской епархии. Духовный писатель, церковный историк.
Учился в классической гимназии. Окончил Московский университет. Знал много иностранных языков.
Овдовев, решил принять монашеский постриг. В октябре 1908 года принял монашеское пострижение, а через несколько дней рукоположен в иеромонаха.
В 1900—1904 секретарь церковно-археологического отделения Московского общества любителей духовного просвещения, на заседаниях выступал с докладами по истории монастырей, икон. Первой его книгой стала «Историческое описание Николаевской Берлюковской пустыни», тогда же вышла «Дворец и храмы села Останкина» (1898). В 1904 вышел фундаментальный труд в 700 страниц «Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца». Справочник «Православные монастыри Российской империи» (1908), где рассказано о 1105 монастырях, неоднократно переиздавался.
Восторженно принял Февральскую революцию.
С 23 декабря 1917 года июня 1920 года — член Комиссии по охране памятников искусства и старины.
С 2 октября 1927 – епископ Ефремовский, викарий Тульской епархии.
От назначения в сентябре 1929 года епископом Марийским и викарием Нижегородской губернии отказался и пребывал на покое.
С марта 1931 года – епископ Каширский, викарий Московской епархии.
С декабря 1931 года из-за погрома храма в Кашире ушёл за штат.
С 1934 года переселился в деревню, снимая угол у хозяйки. По свидетельству Трифона (Туркестанова), в поисках заработка носил светский костюм, занимался литературными трудами. Поддерживал дружбу с митрополитом Трифоном, который не раз спасал его от голода.
Скончался во время войны, с голоду. Источник: ВикипедиЯ

Печерский Вознесенский 1 класса (с 1764 г.) общежительный мужской монастырь на правом берегу реки Волги, между г. Нижним Новгородом и слободою Старыми Печерами, в 1 в. от губ. города.

Храмов восемь каменных: 1) соборный холодный Вознесенский (постро­ен в 1631-1632 годах известным зодчим того времени Возоулиным); 2) соборный теплый в честь Успения Б. М. (построен в 1648 г.) с двумя приделами: во имя св. Дионисия (переименован в 1887 году из Богородице-Рождественского) и в честь Печерской иконы Б. М.; 3) в подвальном этаже усыпальница (построена в 1858 году) с тремя престолами: во имя преп. Антония и Феодосия печерских (средний), во имя преп. Серия Радонежского и во имя св. Димитрия Ростовского; 4) над за­падными вратами во имя св. Дионисия и учеников его: преп. Евфимия Суздаль­ского и Макария Унженского (построен в 1649 г.); 5) Петропавловский (построен в 1738 году); 6) Покровский (построен в 1765 году, сгорел в 1800 году и возобновлен в 1848 году); 7) крестовый во имя св. Митрофана Воронежского, Тихона Задонско­го и Димитрия Солунского (построен в 1887 году); 8 ) Крестовоздвиженский — на горе при съезде к монастырю (построен в 1687 году и первоначально был часов­нею, которая в 1862 году была обращена в храм).
В Вознесенском храме находится местночтимая Печерская икона Б. М., пи­санная в начале XIV века и принесенная в монастырь св. Дионисием. В усыпаль­нице погребен известный в свое время схимонах Мардарий 6 апреля 1859 года). В Петропавловском храме погребен архиепископ Рязанский Палладий, бывший в 1753-1758 г. настоятелем монастыря, а потом живший здесь на покое и управляв­ший монастырем с 1778 г. до дня смерти (| 2 дек. 1789 года).
В монастырской библиотеке имеются: более 500 монастырских актов XVI и XVII веков (с 1511 г.), разных указов (с 1714 г.), синодики и вкладные книги (1552-1654 годов) и много старопечатных книг.
На монастырской колокольне, построенной в 1632 году, сохранился ста­ринный колокол 1463 года, весом в 35 пудов, с немецкой надписью:
«Озаnа heisеп ich, alles rebel ubertriben ich, jost von Halenov gos mich anno Domini МССССLХУIII».
При монастыре существует с 1888 года Владимирская церковно-приходская школа.
Монастырь владеет 142 дес. земли и получает 1860 р. 73 коп. Достопамятные настоятели:
Архимандриты: 1) Св. Дионисий (с основания монастыря по 1371 г.); 2) Иоаким (1552-1570); 3) Трифон (1597-1604); 4) Иов (1616П620); 5) Рафаил (1628- 1637); 6) Макарий (1639-1642); 7) Герман (1645-1649); 8 ) Иосиф (1664-1672); 9) Иосаф (1686-87); 10) Епифаний (1688-1696); 11) Варсонофий (1706-1729); 12) Пал­ладий (1753-1758); 13) Софроний (1758-1772); 14) Иринарх (1802-1821); 15) Инно­кентий Платонов (1828-1842); 16) Ириней (с 1846 г., с 1847 г. наместник).
Монастырем управляет викарный епископ Балахнинский. Наместник. Монахов 9, послушников 30.

В начало

Успенский В. Биографический сведений об авторе данного издания обнаружить не удалось.

Печерский монастырь штатный. Братии в нем очень немного, да и та одно время не отличалась строгостью иноческой жизни. Духовная жизнь братии про­ходила в нищете, но теперь, когда настоятельство перешло к Преосвященнейше- му Евфимию, епископу Балахнинскому, обитель вновь начинает животворить. Преосвященнейший владыка не только озаботился внутренним строем жизни братии, но и поспешил напитать алчущих духовной пищей. Здесь по воскресным дням, после вечерни, читается акафист Божией Матери пред местной высокочти­мой святыней — чудотворной Печерской иконой ее, и после этого происходят религиозно-нравственные чтения. В предшествующие года происходили здесь обыкновенно полемические собеседования миссионеров со старообрядцами и слушателей почти не бывало. Теперь же, благодаря умелому подбору проповедников, предлагающих учения православной церкви, почти всегда путем изустным на современные церковно-общественные темы слушателей собирается человек 300-400, причем не только окружающего монастырь населения, но приходят и из города.

Вечернее богослужение и чтение акафиста сопровождается стройным пе­нием, под руководством учителя монастырской школы. Все блага такого святого дела вряд ли возможно исчислить, оно в высшей степени симпатичное и своевре­менное.

Дай Бог, чтобы под святые своды древнего храма вечно спешили все пла­чущие и скорбящие. В молитвах усердной заступницы Печерской Божией Матери они найдут себе духовное успокоение; скажем с богодухновенным пророком: «Ра­дуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин».

При монастыре имеется школа, а также здесь живут дети духовных, кото­рые добиваются получить место псаломщика. Во время богослужений они испол­няют обязанности певцов, но следует правду сказать — читают далеко не псалмо- мелодично и что еще прискорбно — совершенно не умеют осенять себя крестным знамением.

В начало

Сойкин Петр Петрович (23.08.1862, Санкт-Петербург-5.01.1938, Пушкин) – известный русский книгоиздатель. Родился в семье вольноотпущенника. Невзирая на социальный статус, ему удалось окончить классическую гимназию и курсы счетоводов.  Неплохое по тому времени образование позволило  юноше  занять бухгалтерское кресло в крупной типографии. Однако перестук костяшек, черные нарукавники и рутинная работа недолго были его спутниками. Проявив незаурядные организаторские способности, Петр Сойкин был назначен управляющим типографией. Но и эту должность он быстро перерос. Набрав недостающий опыт и обзаведясь связями, молодой  напористый бизнесмен решается начать свое дело.

В 1885 году, «сделав некоторые долги», он покупает небольшую типографию со старинными ручными станками на Вознесенском проспекте. Уже через семь лет Сойкин оказался в состоянии построить собственную шестиэтажную типографию и оборудовать ее по последнему слову полиграфии. В этом же здании разместились редакции его многочисленных изданий и книжный магазин.

Помимо своего главного детища, еженедельника «Природа и люди», издательство Сойкина публиковало литературу практически по всем областям человеческого знания. «Библиотека для самообразования», «Народный университет», «Полезная библиотека», «Научная библиотека», «Общедоступная философия», «Народы мира» – это далеко не полный перечень научно-популярных серий, вышедших под руководством Петра Сойкина. Результат первого «досоветского» периода его деятельности потрясает: 25 собраний сочинений крупнейших русских и зарубежных писателей, 33 книжные серии, 32 журнала. Одно только полное собрание сочинений Фенимора Купера, вышедшее в 1913 году составило 36 томов.

Очень интересный человек с неординарной судьбой. Биография Петра Петровича хорошо представлена на сайте Русского географического общества.

Первоклассный Печерский общежительный монастырь расположен на правом берегу реки Волги, в одной версте от Нижнего Новгоро­да, между самим городом и слободой Старые Печеры. В прежнее время монастырь находился в двух верстах от теперешнего места, на горе, где ныне приходской храм слободы Старые Печеры.

18 июня 1597 года гора сползла в Волгу, благодаря чему монастырские здания были разрушены. На третий день после обвала были обретены нетленные мощи схимника Иосафа, который скончался за тридцать лет до этого. Игумен хо­датайствовал пред царем Феодором Иоанновичем о возобновлении обители и по­лучил на это разрешение. Было выбрано теперешнее место, где и выстроили мо­настырь, мощи же Иосафа остались на прежнем месте, где и воздвигли церковь во имя Преображения Господня.

В начало

Галай Юрий Григорьевич (11.10.1945, дер. Черная Маза Горьковской обл.-2.11.2012, Нижний Новгород) – доктор юридических наук, профессора, члена НСБ и общественного редакционного совета альманаха «Библиофилы России». Детство и юношеские годы провёл в Макарьеве, у стен Макарьевского монастыря. Окончил Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, историко-филологический факультет. Основными направлениями его научной деятельности были правовые вопросы охраны памятников истории и культуры в дореволюционный и советский периоды, взаимоотношения дореформенной судебной системы с административно – полицейскими органами Российской империи, законодательные и практические проблемы призрения и благотворительности в дореволюционной России.
Был страстным книголюбом, библиофилом.
На сайте «Национальный союз библиофилов» размещен некролог памяти Юрия Григорьевича Галая. Почитайте. Интересный, талантливый был человек.

В 1974 году приглашен на преподавательскую работу в Высшую школу милиции. Параллельно с работой в вузе, он защитил кандидатскую диссертацию по истории (1980). Спустя 17 лет стал доктором юридических наук, защитив диссертацию по теме «Деятельность государственных органов власти России по охране памятников истории и культуры в 1917–1929 годах».

В 1918 году некоторые монастырские постройки были заняты артиллерийскими курсами, что самым неблагоприятным образом сказалось на состоянии памятника. К примеру, заведующий губернским архивным бюро сообщал мест­ному губмузею, что в обители продолжают расхищаться ценные памятники, а по­стройки «сами по себе приходят в упадок».

Во время изъятия церковного имущества в помощь голодающим Повол­жья храмы монастыря лишились многих предметов, представлявших историко- культурную ценность. Только серебряной богослужебной утвари было вывезено более 6 пудов.

Монастырь привлекал внимание и специалистов центральных музейных ор­ганов.

Через четыре года местный музей вновь доводил до сведения Главнауки, что памятник зодчества пришел в такое состояние, что угрожает обвалом. В частности, указывалось, что «наклонилась и грозит обрушиться на окружающих жителей сте­на и башня». Музейщики советовали немедленно разобрать стену. Находя хлопот­ным наблюдение за арендаторами бывшей обители, музей посчитал целесообраз­ным оставить за собой лишь общую охрану монастыря как памятника старины, а все хозяйственное обслуживание передать какому-нибудь другому ведомству.

Положение с Печерским монастырем усугублялось и почти ежедневными действиями хулиганствующих элементов, которые ломали и растаскивали дере­вянные церковные помосты, выламывали из стен зданий кирпичи, проломили крышу одной из церквей.

Местная администрация решила палаты монастыря приспособить под кино­театр (в городе не хватало помещений), а заодно и разрешить вопрос с их «ремон­том». Музейный отдел Главнауки, учитывая сильное разрушение здания, дает на это согласие. Было даже разрешено во время «восстановительных» работ частично изменить верхний этаж помещения. Для ремонта здания требовалось свыше 27 тысяч рублей. На строительный сезон 1927 года Главнаукой было отпущено всего 8 тысяч, остальные средства должна была выделить городская киносеть.

В отчетах областного музея все эти работы по приспособлению палат под кинотеатр расценивались как ремонтно-восстановительные и даже чуть ли не ре­ставрационные.

В акте-договоре об эксплуатации палат кинотеатром сроком на 12 лет гово­рилось, что «в целях сохранения архитектурных особенностей здания, имеющего историко-художественную ценность», администрация киносети не имела права без разрешения уполномоченного Главнауки производить переделку памятника.

В начало

Тихон (Затекин) (род. 27.01.1964 г., гор. Тейков Ивановской области) – архимандрит, благочинный монастырей Нижегородской епархии, известный церковный писатель, краевед. В десять лет был крещен в Преображенском соборе города Иванова.

Закончил вечернюю среднюю школу и ПТУ по специальностям тракторист-механик и мастер штукатур в Истре Московской обл, где с 1981 г. был прихожанином Троицкой церкви в селе Троицком. Работал на восстановлении Московского Данилова монастыря.  По благословению митрополита Питирима служил иподиаконом в церкви Воскресения Словущего в Москве.

С 1985 г. жил в Свердловске, где был пономарем, иподиаконом, с 1989 г. – звонарем в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе, осенью посвящен в чтеца.
В 1989 г. был рукоположен в сан диакона и иерея архиепископом Свердловским Милхеседеком. Тогда же был назначен священником в Пророко-Ильинский храм города Артемовска.

Подробнее с биографией архимандрита Тихона (Затекина) можно познакомиться на сайте открытой православной энциклопедии «ДРЕВО».

Содержание статьи «ВОЗНЕСЕНСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. История и современность».
• Основание обители и первый настоятель
• Вклады и дары в Печерский монастырь
• Испытание
• Восстановление обители
• Архитектурный ансамбль Печерского монастыря. Вознесенский собор
• Коолокольня (XVII-XVIII вв.)
• Успенская церковь с трапезной палатой (1647-1648 гг.)
• Евфимиевская церковь (1645 г.)
• Больничная церковь воо имя прп. Макария Желтоводского (XVII-XVIII вв.)
• Архиерейские палаты (1650-XIX в.)
• Палладиевский корпус с Покровской церковью (XVIII-XIX вв.)
• Браткий корпус (1652 г.)
• Стены и башни
• Вотчинное хозяйство (XIV-XVIII вв.)
• Монастырская ризница и библиотека
• Некрополь обители.
• Погребения в стенах Печерской обители
• Настоятели монастыря
• Список настоятелей Вознесенского Печерского мужского монастыря с 1330 по 1597 год (до разрушения обители)
• В период возобновления обители на новом месте: с 1597 по 1847 год
• Настоятели монастыря епископы Нижегородские и Арзамасские: с 1847 по 1866 год
• Настоятели Вознесенского Печерского монастыря, викарии Нижегородской епархии, епископы Балахнинские и наместники обители: с 1866 по 1922 год
• Настоятели монастыря епископы Нижегородские и Арзамасские:с 1994 года
• Времена лихолетья
• Возрождение
В начало
—————————————————————————————
*) Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии. 2010. – 368 стр.

Отзывов: 5

  1. Владимир
    22.10.2013 в 11:44 | #

    Ну, ничего не скажешь – статья просто фундаментальная! Столько информации, что сразу и не усвоишь. Современные сведения о монастыре: http://www.pecherskiy.nne.ru/

  2. Tatiana
    22.10.2013 в 12:55 | #

    Спасибо большое , Галина. Ты как всегда на высоте. Умеешь не только читать книги, но так их подать людям. Умничка, моя.
    Хочу добавить про Юрия Григорьевича Галая. Его нет год с нами. сказать, что это была потеря для всех краеведов области, это ничего нет сказать. Таких людей на свете почти не бывает. Мы потеряли не просто краеведа, мы потеряли человека с большой буквы, который, увы себя не берег и дарил свою жизнь людям. Его жена, Нина Николаевна, сейчас готовит книгу о нем и его работе. И, дай Бог, ей силы это выполнить. Она достойная жена такого мужа. Открытый, светлый человек

    • Nina
      05.01.2014 в 22:54 | #

      Огромное спасибо за бережное отношение к истории нашего края! Даже живя всю жизнь в нашем городе, я многого, к сожалению, о судьбе Печерского монастыря не знала.
      Отдельно – примите мою благодарность за столь высокую оценку моих скромных работ.
      О Печерском монастыре можно говорить много, но то, что делается там сейчас для его восстановления даёт надежду, что духовность россиян не развеялась в погоне за деньгами… Дай Бог,силы, энтузиазма, средств и терпения на полное его восстановление.

  3. galina
    22.10.2013 в 19:59 | #

    Володя, Танюша, спасибо! Мне было интересно познакомиться с этой книгой. Не менее интересным было узнать авторов, чьи статьи в ней опубликованы. Подумалось, что и еще кому-то это все может быть интересно.
    А монастырь сей из любимых моих. Бывая в Нижнем Новгороде, обязательно стараюсь побывать в этой древней обители. Есть в ней нечто притягательное для меня.

  4. Татьяна
    12.01.2014 в 13:19 | #

    Уважаемая, Нина.
    Спасибо за такой отклик. Конечно, познать до конца все невозможно. А Печерский монастырь наша жемчужина

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>