© 2020 galina zitomir_21_12

Житомирская частная женская гимназия Н.В. Овсянниковой

Большую помощь в поисках сведений о гимназии и ее начальнице Надежде Васильевне Овсянниковой-Заверткиной оказала моя давняя знакомая из Киева Ольга Дорошенко. За что приношу Ольге искреннюю благодарность.

Некоторые интересные факты
из истории становления женского образования в России

Первое упоминание об обучении девочек в Древней Руси относится к XI в.: в 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею женских монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. С начала XVII в. домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в которых обучались и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине XVIII в. в России появились частные пансионы (в том числе женские), содержавшиеся иностранцами. Началом общественного женского образования принято считать 1764 г., когда в Петербурге по проекту И.И. Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано «мещанское отделение» (240 чел.). Главной задачей этого учреждения было воспитание, наукам внимания не уделялось.

В 1786 были созданы народные училища (малые и главные), в которые принимались дети обоего пола, но обучение девочек в общественных школах считалось делом «непристойным» (Г. Р. Державин). В основном в этих училищах в 1786—96 учились мальчики (девочек было только 12,6 тыс., т.е. в 13 раз меньше, чем мальчиков). Поэтому к 1810 г. в уездных училищах и гимназиях девочек совсем не стало.

В 1-й половине XIX в. женское образование строилось по сословному принципу. Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась следующая система закрытых учебных заведений для девочек (женских институтов). В институтах 1 разряда (Смольный, Патриотический, училища св. Екатерины и большинство губернских институтов), а так же 2 разряда Павловский институт, Александровские училища в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, институты в Астрахани и Иркутске) воспитывались дочери дворян. Заведения 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого обществ и др.) предназначались для мещанок. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные институты.
С 1843 создавались женские духовные учебные заведения. Духовные училища имели 6-летний курс (первоначально 3 класса, затем 6 классов). Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы.

В 1858 одновременно в двух ведомствах (ВУИМ и МНП) возникли открытые средние женские учебные заведения.  По инициативе Н. А. Вышнеградского были открыты Мариинское училище для приходящих учениц в Петербурге, затем и другие одноимённые училища (в 1862 переименованные в мариинские гимназии). Тогда же было утверждено «Положение о женских училищах ведомства МНП», по которому создавались училища 2 разрядов: с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 первые переименованные в гимназии (курс увеличен до 7 лет), вторые — в прогимназии (получили возможность иметь свыше 3 классов). Во всех гимназиях предусматривалось устройство 8-го (педагогического) класса. Состав преподаваемых предметов в гимназиях обоих типов в основном совпадал.

В 1864 г. 19 июля было принято «Положение о начальных училищах», устанявшее государственно-церковную монополию на просвящение. В статье 2 этого документа закреплены виды образовательных организаций, относящихся к народным училищам. В положении прописа ны предметы учебного курса, четко указано, что преподавание в них совершается на русском языке и могут быть приняты дети всех сословий и вероисповеданий, тем самым прописаны общедоступность образования и официальный язык преподавания.

Если верить воспоминаниям Леонида Сергеевича Карум, частное женское учебное заведения 1-го разряда было учреждено Надеждой Васильевной Овсянниковой в 1901 г. Первоначально открылись первые четыре класса.

…гимназия заняла сразу же привелигированное положение, так как программа женских министерских гимназий была несколько шире, чем Мариинских, то есть ведомства Императрицы Марии, особенно по математике, и было 8 классов, в то время, как в Мариинских гимназиях было лишь 7. Частные женские гимназии разделялись на две группы: с правами и без. Это значило, что окончание гимназии с правом давало звание домашней учительницы, возможность занимать должность классных дам и право на поступление на Высшие женские курсы. Гимназии же без прав ничего этого не давали. Конечно, все частные учредительницы стремились получить для своих гимназий права, что зависело от Министерства Народного Просвещения и являлось актом доверия к учредительнице…
Овсянникова все же просила о предоставлении ей прав. И ее гимназия получила права. Русская интеллигенция охотно определяла своих дочерей в гимназию Овсянниковой, которая обещала, и действительно пригласила лучших учителей города. Для гимназисток овсянниковской гимназии был установлен особый цвет форменного платья, темно-красный, бордовый, в отличие от обычного цвета, темно-коричневого, который носили все мариинские гимназистки. [1]

Достоверных сведений о Надежде Васильевне, к сожалению, удалось собрать не так уж и много. Почти все они почерпнуты в изданиях касательно Волынской губернии, главным городом которой был Житомир. Это в основном Памятные книжки Волынской губернии за ряд лет.

В этом издании на 1886 г. в числе служащих Министерства юстиции Житомирского окружного суда состоял в должности помощника секретаря действительный студент Василий Васильевич Овсянников. [1] Понимая определенную натяжку, мы с Ольгой Дорошенко решились предположить, что сей г-н мог быть отцом Надежды Васильевны Овсянниковой.

Звания действительный студент в Российской империи удостаивались выпускники университетов или духовных академий, окончившим эти учебные заведения без отличия. Вероятно, В.В. Овсянников окончил юридический факультет одного из российских университетов, возможно, киевского.
В 1894-1897 гг. он в чине титулярного советника состоит мировым судьей 5-го участка, местечко Добровица Ровенского уезда. [2], [3], [4]. На этом сведения о предполагаемом отце Надежды Васильевны обрываются.

В 1903 г.учебное заведение 1-го разряда г-жи Овсянниковой было преобразовано в прогимназию, а 21-го марта 1904 года – в гимназию. Помещалась гимназия в наемном двухэтажном здании по Мало-Бердичевской улице, д. № 27. Общая площадь помещений составляла 192,66 кв. саж. На содержание расходовалось 25 823 р. Классов было 7 основных, VIII дополнительный и приготовительный. Учащихся 300. Плата в приготов. кл. 65 р., в I – VII – 90 р., VIII – 100 р. [2]
Из этой Памятной книжки известно, что преподавать Надежда Васильевна Овсянникова начала в 1896 г.

В мае 2019 г. здесь, на блоге была опубликована статья с фотографиями учениц женской гимназии Житомира, предположительно принадлежавшей Надежде Васильевне Овсянниковой Девичьи фотографии. Житомир. 1906 г. , на которую откликнулась жительница Украины Лавренчук Елена:
«Последнее девичье фото из альбома «Девичьи фотографии» Лавренчук Надежды Георгиевны (в замужестве Бобровницкая) дочери купца Георгия Лавренчука родом из г. Новоград-Волынский, владельца завода минеральный вод, при СССР – завод прод.товаров. Похоронена Надежда Георгиевна на русском кладбище в Житомире. Ее родовой дом сохранился, сейчас в нем Новоград-Волынский военкомат, в соседстве с домом музеем Л. Украинки. Эти две семьи были хорошими соседями, воспоминания о семье Косачей прабабушка передала и нам. В этой же гимназии училась ее сестра Ольга Георгиевна в последствии сталинский лауреат, почетный учитель. Ее жизнь прошла в г. Белая Церковь. Дорога девочек из Новоград-Волынского до Житомира составляла целый световой день, в Житомире отец снимал дом дочерям. Этот дом также уцелел. В семейном архиве сохранилось большое количество фотографий тех времен, при возможности сканирую и выставлю на ваше обозрение«.

Обещание было выполнено лишь частично. Я получила некоторое количество переснятых телефоном фотографий разного характера от семейных до старых открыток. Есть среди них и фотографии девочек, вероятно, гимназисток, возможно, соучениц Надежды Лавренчук. Предлагаю эти фотографии. Возможно, кто-то узнает на них своих родных.

Рассказ о Житомире и гимназии той поры можно было бы продолжить. Но сейчас я не располагаю для этого возможностью. А вот фотографии девочек давно хотелось опубликовать. Быть может, позже вернусь к этой теме.
————————————
[1] Карум Л.С. «Моя жизнь. Рассказ без вранья». Новосибирск, 2014 г.
[2] Памятная книжка Киевского учебного округа на 1911/12 учебный год. Киев, 1912 г., стр.179-180

[3] На фото, предпосланном статье, Площадь Александра II
[4] Предыдущая статья, связанная с именем Надежды Васильевны Овсянниковой и и её гимназией Девичьи фотографии. Житомир. 1906 г.

Один отзыв

  1. Ольга
    21.04.2020 в 19:56 | #

    Прекрасная и очень познавательная статья. Я очень рада, что Вам все же удалось получить некоторое количество девичьих фотографий из этой гимназии.

Ваш отзыв на Ольга

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>