© 2014 galina asi

Постигая азы прошлого

Елена Борисовна Бурова
Санкт-Петербург

Несколько лет назад, изучая дела фонда Вятской духовной консистории, я обратила внимание на один, как мне показалось, любопытный документ:

Указ Ея Императорского Величества самодержцы Всероссийския
из Вятской духовной консистории в Кукарское духовное правление

По Ея Императорского Величества указу и по приказанию Вятской духовной консистории и по доношению обучающегося в Вятской семинарии в школе инфимы студента Василия Аврамова сына Селиванского велено оному Василию села Ижевского Спасской церкви на месте бывшего при той церкви брата его родного дьячка Григория Аврамова числится дьячком же с получением дохода и в семинарии обучатся тоже. И о том для действительного исполнения в Кукарское духовное правление послать указ, о чём сей и послану, и Кукарскому духовному правлению учинять о том по сему Ея Императорского Величества указу.

марта 8 дня 1768 году

эконом иеромонах Иосиф

Мне, тогда ещё дилетанту в делах родословных, показалось парадоксальным распоряжение епархиального начальства о совмещении учёбы в Вятской семинарии и службы в церкви, поскольку село Ижевское находилось довольно далеко от Вятки, примерно в 160 верстах, да и Василий был ещё мал, 13 лет от роду. Пытаясь понять причину такой несуразности, предположила даже возможность заочной формы обучения в семинарии, подобно современной. Однако в то время вопрос так и остался открытым.

Позже, углубившись в детальное изучение разного рода доношений, прошений, указов консистории, клировых ведомостей, я начала понимать, что тот указ от 1768 года совсем не уникален. Как оказалось, многие ученики в годы своего пребывания в стенах семинарии были «прикреплены» по прошению родителей к причетническим вакантным местам в какой-либо церкви епархии. Выяснила, что за семинаристом Иоанном Ефимовым сыном Селиванским с 1802 года сохранялось дьяконское место в селе Салобеляк Яранского уезда, хотя службу свою по окончании семинарии он начал в селе Колобово того же уезда. А братья Александр и Кирик, по прошению их отца, священника Василия Селиванского, на время обучения в семинарии были приписаны в 1798 году к церкви села Пижанка Яранского уезда, причём указ консистории содержал ясное распоряжение о том, что «1/2 часть доходов должна поставляться в семинарию в счёт оплаты за обучение».

И подобных примеров множество. Видимо, таким образом осуществлялась возложенная на духовенство обязанность материально поддерживать основанную в середине XVIII столетия Хлыновскую (с 1780 года – Вятскую) духовную семинарию. Можно также предположить, что в те времена не слишком состоятельные церковно- и священнослужители могли рассчитывать на помощь в содержании своих сыновей-семинаристов со стороны епархиального начальства, благодаря которой своекоштные воспитанники переводились на полуказённое, в исключительных случаях казённое, содержание. Действительно, плата за семинарское обучение своих чад, которое длилось иногда многие годы, непосильным бременем ложилась на плечи сельских псаломщиков, дьячков и даже священников, живших в основном за счёт денежных средств за исполнение треб и той руги, которая не всегда исправно поставлялась приходскими крестьянами. Следует отметить, что к середине XIX века подобные случаи «закрепления» причетнических мест за семинаристами мне уже более не встречались, по крайней мере, в рамках нашей родословной.

Интересно, что не все прошения, направляемые в духовную консисторию, имели счастливую судьбу, и не всегда резолюции принимались в пользу просителей. Показательна история Василия Селиванского, речь о котором шла в начале повествования. После окончания семинарии и рукоположения во священника, Василий в 1780 году обратился с прошением в Вятскую духовную консисторию, чтобы определить своего брата-семинариста к церкви села Полынка Слободского уезда на пономарское место, вакантное после смерти пономаря той церкви Фофанова.

«…того ради Вашего Преосвященства всепокорнейше прошу для вышеписанных причин брату моему на оное праздное пономарское место с получением дохода дать Указ, дабы содержать ево без всякаго утруднения можно было, и тем бы ево к болшему в науках поошрить к учению, на что и ожидаю благомилостивой резолюции Вашего Преосвященства».

Резолюция из духовной Преосвященного Лаврентия Епископа Вятского и Великопермского консистории последовала незамедлительно, но «благомилостивой» она отнюдь не была:
Еже ли сего просителя брата определить на прописанное в доношении пономарское место с получением дохода, то умершаго пономаря Висариона Фофанова жена с малолетними детьми лишится дневного пропитания. Онаго зделать проситель поп Василий Силванский, еже ли б здравый разум и любовь к бедным вдовам и сиротам пастырскую имел, никогда б не похотел, но видно в голове ево мозгу мало, что он у сирот самое беднейшее пропитание отнять ищет. В прозбе ему отказать. А за бестолковую прозбу сию велеть ему положить в Кафедралном нашем соборе сто земных поклонов под смотрением ключаря. Учинить по сему.

Майя 16 дня 1780 года»
————————————
Фото: Иж (Ижевское), церковь Спаса Всемилостивого. Источник


Один отзыв

  1. Владимир
    27.02.2014 в 18:15 | #

    «…еже ли б здравый разум и любовь к бедным вдовам и сиротам пастырскую имел, никогда б не похотел, но видно в голове ево мозгу мало, что он у сирот самое беднейшее пропитание отнять ищет».

    Замечательного слога документ! Просто, понятно и безо всяких там чиновнических ухищрений!

Ваш отзыв на Владимир

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>