© 2022 galina dvinyaninov_2

Двинянинов Александр Васильевич, выпускник Казанской духовной академии. Часть I

Публикуемый рассказ о судьбе выпускника Казанской духовной академии выпуска 1878 г. Александра Васильевича Двинянинова любезно предоставлен его правнуком Александром Петровичем Мартыновым, жителем Москвы. А.П. Мартынов – опытный и увлеченный краевед, занимающийся генеалогией и историей. Принимал участие материалами (том I) и в составлении томов II и III «Рязанской книги Памяти Великой войны 1914 – 1918 годов» 2010, 2012, 2016 гг. Его же авторству принадлежит книга «История Свято-Троицкого общежительного женского монастыря Тарусского уезда, Калужской губернии» 2016 гг.
Двинянинов Александр Васильевич, выпускник Казанской духовной академии. Часть II

НАЧАЛО

Александр Двинянинов родился в 1850-м году, 14 ноября. Крещён 16 ноября. Первые 14 лет своей жизни провёл в родном селе Пижемское Яранского уезда Вятской губернии, где его отец был дьякон Воскресенской церкви. В 1864 году поступил в Вятское духовное училище. Все годы обучения был в числе лучших учеников, в первом разряде. В 1868 году, по завершении училища, был зачислен в Вятскую духовную семинарию. Ее Александр окончил по первому разряду в 1874 году.

Выписка из журнала «Православный собеседник», издававшегося Казанской духовной академией, ноябрь 1874 года: «… разрешить Совету Казанской академии вызвать к надлежащему сроку, в состав нового в академии курса из лучших воспитанников, окончивших курс семинарского учения, – из семинарий: нижегородской 2, самарской 2, владимирской 2, казанской 2, вятской 3, иркутской 2, симбирской 2, пензенской 2, уфимской 2, саратовской 1, тобольский 1, тамбовской 3 воспитанников…».

Эти воспитанники должны были дать подписку – по прибытии на место (в Казань) не отказываться от вступления в академию, а по окончании академического курса – от вступления на духовно-училищную службу. Семинарии обязывались снабдить отправляемых воспитанников прогонными для проезда деньгами и необходимыми, в определенном количестве, вещами из белья и обуви.

Ещё цитата из упомянутого ранее номера «Православного собеседника»: «…Правлением вятской семинарии назначен один только воспитанник Александр Двинянинов; остальные же два воспитанника, из имевшихся у семинарского правления в виду для отправления в Казанскую академию, отказались от поступления в академию: один – по случившейся с ним болезни, а другой – по домашним обстоятельствам».

Журнал Совета академии от 11 марта 1874 года: «Постановлено: Желающие поступить в академию прежде принятия подвергаются поверочному испытанию по следующим предметам: а) по общей церковной истории, б) догматическому богословию и в) по одному из классических языков, по желанию экзаменующихся, – сверх устного испытания должны дать два письменных ответа – один по логике или психологии, а другой по богословию… Постановили: … Поверочное испытание начать 19-го и кончить 24-го августа… Поручить академическому врачу А. Кремлеву освидетельствовать, в присутствии г. инспектора академии экстраординарного профессора И. Бердникова, состояние здоровья всех явившихся в академию».

«Православный собеседник» за декабрь 1874 г.: «Слушали: 1) доклад секретаря Совета Н. Миловидова, при котором представил Совету академии табель баллов, полученных студентами, явившимися на приемные испытания для поступления в состав нового курса (XlX) Казанской Духовной Академии. 2) Донесение врача академической больницы А. Кремлёва от 27 августа 1874 г. : «…Все, кроме Дмитрия Невзорова из пензенской семинарии, пользуются удовлетворительным здоровьем». По списку на основании полученных им баллов Александр Двинянинов идёт 21-м из 31 человека.

Из декабрьского номера «Православного собеседника» за 1874 год: «Постановили: 1) Зачислить в число казеннокоштных студентов Казанской Духовной Академии следующих семинарских воспитанников: – … Двинянинова Александра… 7) Предложить студентам, принятым в состав нового курса Академии, заявить Совету, кто из них на какое отделение желает поступить, какой язык из древних и какой из новых желает изучать и не пожелает ли кто либо из них изучать миссионерские предметы против магометанства».

Александр Васильевич выбрал для себя церковно-практическое отделение. Ещё в академии были богословское и церковно-историческое отделения, а также специализация по миссионерству. Казанская духовная академия славилась высоким уровнем преподавания и сильным составом педагогов. К примеру, курс по истории церкви читал выдающийся учёный П.В. Знаменский, а преподавание восточных языков велось под руководством знаменитого востоковеда, члена-корреспондента Императорской Академии Наук И.И. Ильминского. Правда, в 1872 г. он перешёл на должность директора вновь открытой в Казани инородческой семинарии, но оставил после себя в духовной академии своих учеников, прекрасно подготовленных.

Студенты 2-го курса Казанской духовной академии. 19 декабря 1875 г.
Двинянинов Александр Васильевич сидит на стуле, крайний справа, в первом ряду

Десять лет А. В. Двинянинов провёл в Вятке. Это был хороший, с древней историей город, центр губернии. Однако он не шёл ни в какое сравнение с Казанью. Ещё бы, в ту пору в Вятке было чуть более 20 тысяч жителей, а население Казани приближалось к 140 тысячам. Казань – один из самых крупных и значительных городов России, центр торговли, промышленности, банковского дела, транспортный перекрёсток… Одновременно она являлась и важным культурным центром, где было сосредоточено много учебных заведений, в том числе университет и духовная академия, существовали театры, причём, очень успешные, музыкальные, исторические и литературные общества, библиотеки, выходило много газет… Проживавшая в городе творческая и техническая интеллигенция отличалась высокой общественной активностью, под стать им была наиболее образованная часть купечества, чиновничества, дворянства, духовенства, офицерства. Все это делало город привлекательным. Годы, проведённые здесь, были, пожалуй, самыми плодотворными для молодого студента, выходца из небольшого села в одном из дальних глухих углов Вятского края. Конечно же, в духовной академии формально были строгие порядки и учащиеся были обязаны им подчиняться, но на практике все выглядело несколько иначе.

Как пишет в своих воспоминаниях, написанных в 1922 году и опубликованных в 2008 году А.Н. Луппов (Герценка: вятские записки. Выпуск №13. Киров): «Когда воспитанник семинарии вступал в число студентов академии (я говорю здесь о Казанской академии), то первое, что его встречало – это почти абсолютная свобода. Свобода располагать собой и своим временем. Хотя по уставу порядки в академии были почти те же, что в семинарии, но фактически устав не имел строгого применения в обыденной жизни. Студент мог отлучиться, куда угодно и на сколько угодно времени, не посещать лекции, богослужения, заводить всякие знакомства, к себе принимать, заниматься, чем пожелает и т. д.».

Согласно «Энциклопедии Земли Вятской», том 1, книга 2 «Села, деревни». 2002 г. в селе Пижемском Яранского уезда с 1844 года имелось смешанное земское начальное училище. Я очень сомневаюсь в точности названия этого учебного заведения, так как земские учреждения появились после реформ Александра Второго, то есть после 1861 года. Скорее всего, речь идёт об обычной церковной школе. Так или иначе, с помощью как школы, так и отца, Александр и другие его братья и сёстры получили определенное образование. Должен сказать, что в духовные училища принимали учеников в возрасте от 10 до 14 лет, поэтому для поступления Александра в Вятское училище наверняка пришлось его отцу и иным родственникам приложить усилия. Впрочем, руководство этого училища ни разу не пожалело о своём решении – Двинянинов шёл все четыре года в числе лучших. Между прочим, он учился все эти годы в одном классе со своим родственником Петей Васнецовым – братом будущих знаменитых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Об этом родстве расскажу как-нибудь отдельно.

Осокин Иван Михайлович

Пожалуй, надо несколько слов сказать об Осокине Иване Михайловиче. Он родился 12 января 1864 года в селе Верхошижемском, Котельнического уезда в семье псаломщика. В этом селе не было школы и отец отправил Ваню в возрасте 8 лет к своему родственнику, тоже из духовного звания, в село Пижемское, Яранского уезда, где имелась земская школа (вот в это время там действительно была такая школа – 1872 год). Так началась самостоятельная жизнь мальчика вдали от дома, больше ему не довелось пожить в Верхошижемском. Три года он провёл у своего дяди в Пижемском и упорно учился. В 11 – летнем возрасте отец отдал Ивана в Яранское духовное училище, а по его окончании через четыре года, в 1879 году, он оказался уже в Вятке, в духовной семинарии. Учился он отлично и после завершения семинарского курса, в 1885 г. стал студентом Казанской духовной академии, выдержав серьезный конкурс – 83 человека на 36 мест. После окончания академии со степенью кандидата богословия в 1889 году начался славный путь Ивана Михайловича Осокина как педагога и священнослужителя. Его имя стало хорошо известно в кругах краеведов, историков церкви, архивистов с рубежа XIX – ХХ веков. В 1902 г. Осокин стал протоиереем Вятского Воскресенского собора, а с 1906 года смотрителем Вятского духовного училища. Он принял самое активное участие в создании и деятельности Вятской ученой архивной комиссии, в формировании церковно-археологического музея в Вятке. Более 20 лет И.М. Осокин занимался исследованием жизни и деятельности святого Трифона Вятского, историей монастырей, основанных им. Эта тема была главной в многочисленных публикациях маститого археографа и сотрудника «Вятских епархиальных ведомостей».

Осокин в период, предшествовавший его службе в Вятке, успел послужить в разных местах. Когда он был переведен из Пермской епархии, то временно, с февраля по июнь 1896 года, преподавал в Нолинском духовном училище греческий язык. Вот в этот момент произошло знакомство Ивана Михайловича с Александром Васильевичем Двиняниновым, бывшим уже 15 лет смотрителем (директором) этого училища. Помимо служебных дел, им было о чем поговорить. Осокин был не только очень интересной личностью, серьезным исследователем церковной старины, но в некоторой степени и земляком смотрителя Нолинского училища – оба учились в школе и жили, правда, в разное время в Пижемском.

Пересечение в 1896 году жизненных путей Александра Васильевича и Ивана Михайловича кажется знаменательным – встретились два интеллигента, которые, так уж сложилось, были, по предположению автора, первым и вторым в истории пижемского края обладателями академического образования и кандидатской степени, а также (в разное время) смотрителями духовных училищ Вятской губернии. В описываемый период Осокин точно знал, что не задержится в Нолинске надолго, так как ждал назначения в Соликамское духовное училище на должность помощника смотрителя. В уже упоминавшихся воспоминаниях А.Н. Луппова приводятся цитаты из писем Ивана Михайловича своей жене из Нолинска в Соликамск. Тем ценнее для нас впечатления независимого наблюдателя, взгляд «со стороны», причём в письмах неофициальных, частных, доверительных. В целом нолинская учительская корпорация произвела на автора писем приятное впечатление.

10 марта 1896 года в 12 часов ночи Осокин пишет жене: «Только что ушли гости. Приходили отплатить визиты, почти только учителя, и засели за карты, а другие за шахматы. В шахматы здесь все играют и довольно страстно. Здесь собираются днём, чтобы не засиживаться долго, не отнимать времени у хозяина и у себя, нужного для дела по училищу. Удивительно преданный делу народ! Работают много, особенно с письменными упражнениями: из-за этого отчасти, и в обществе не бывают, а собираются только в своём кругу, да и то редко. Учителя духовного училища здесь совсем не видно в обществе, или лучше – я, как учитель духовного училища, не видал совсем здешнего общества».

А ещё ранее, 25 февраля, по первым впечатлениям нолинской жизни Осокин писал, что «Нолинское училище очень хорошее, товарищи очень любезные, все в мундирах, обращаются с учениками деликатно – на «вы» даже в приготовительном классе, порядки вообще очень гуманные. Как видишь, сразу же я нашел много необычного для себя сравнительно с Соликамским училищем».
Добавлю – с моей помощью в краеведческом музее посёлка Тужа (ранее Пижемское), административном центре Тужинского района, Кировской области, появилась информация о первых в истории этих мест обладателях академического образования и кандидатских степеней, замечательных педагогах А. В. Двинянинове и И. И. Осокине.

Казань Духовная Академия

Прошло 3 года упорной учебы в академии, впереди ждали экзамены. Существовало правило, согласно которому «студенты академии, прошедшие трехгодичный курс академического образования, но не удовлетворившие условиям для перехода на 4-й курс, выпускаются из академии с аттестатом на звание действительного студента (Устав академии, параграф 136)». Помимо успешной сдачи экзаменов, для перевода на 4-й курс требовалось в конце 3-го курса представить собственное сочинение на заранее выбранную тему для соискания степени кандидата богословия. Александр Двинянинов представил сочинение на тему «О подсудности брачных дел в греческой и русской церкви».

На общем собрании Совета Казанской духовной академии 8.06.1877 г. слушали: «… lll) Церковно – практическое отделение честь имеет донести Совету академии, что студенты lll курса этого отделения: …, А. Двинянинов, … выдержали устные испытания с отличным успехом и сочинения на степень кандидата представили удовлетворительные, а потому могут быть переведены в четвёртый курс академического учения».

На 4-м курсе уже шла специализация, студенты определяли для себя предметы для углубленного изучения. Александр Двинянинов избрал группу предметов, по которым он собирался держать магистерские испытания. Это – психология, история философии, педагогика и основное богословие. С 1 по 10 мая 1878 года экзамены были проведены. В «Православном собеседнике» за сентябрь 1878 г. говорится: «18 мая 1878 года в общем собрании Совета Казанской Духовной Академии рассмотрены … акты магистерских испытаний студентов lV курса за 1877 – 78 учебн. год. Из означенных актов видно, что магистерские испытания держали все студенты lV курса, а именно: … По основному богословию, психологии, истории философии и педагогике: Покровский Евграф, Сергиевский Виссарион и Двинянинов Александр… Все означенные студенты сдали магистерские испытания удовлетворительно… Постановили: окончивших курс воспитанников Казанской Духовной Академии: … Двинянинова Александра... – удостоить степени кандидата богословия с представлением права на преподавание в семинарии и права при искании степени магистра не держать нового устного испытания…»
По утверждении сего постановления, изготовить для означенных студентов установленные на степень кандидата богословия дипломы со внесением в дипломы казеннокоштных воспитанников сведения о числе лет обязательной для них службы в духовно – учебном ведомстве…». Для Александра Васильевича этот срок составлял шесть лет.

На собрании Совета Казанской духовной академии 16 августа 1878 года определилась судьба моего прадеда: «… Слушали: Отношение Канцелярии Обер – Прокурора Св. Синода от 10 авг. 1878 г. за № 3335: «По докладам учебного Комитета при Св. Синоде, утверждённым 27-го минувшего июля и 4-го сего августа г. исправляющим должность Синодального Обер – Прокурора, назначены окончившие ныне курс кандидаты Казанской Духовной Академии: … Александр Двинянинов – помощником инспектора в Вятскую семинарию … с 27-го июля 1878 г., … с каковых сроков и будет считаться назначение их на службу». Таким образом, Александр Васильевич опять оказался в родных стенах Вятской духовной семинарии.

——————————————–
На фото, предпосланном статье, село в Вятской губернии.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>