© 2013 galina feshin_1

Николай Иванович Фешин. Штрихи биографии

В ноябре 2011 – декабре 2012 гг. в Казани состоялись мемориальные торжества памяти великого земляка нашего, большого художника Николая Ивановича Фешина, отмечалось 130-летие со дня его рождения. Международная конференция, выставка, поминальная служба в Варваринской церкви и захоронение праха дочери Николая Ивановича Ии на Арском кладбище.

Казалось бы, событие давно минувшее, стоит ли возвращаться к бывшему два с лишним года назад. Однако интерес к художнику, его творчеству, биографии не ослабевает. Сужу по числу посещений страниц блога, посвященных Николаю Ивановичу Фешину. Встретила на днях интервью с Галиной Тулузаковой, опубликованное на одном из Татарстанских сайтов в те дни.

Галина Петровна Тулузакова кандидат искусствоведения, ведущий специалист по творчеству Фешина, единственный российский искусствовед знакомый с закрытыми архивами семьи Фешиных. Вот уж кто может интересно и неформально рассказать о Фешине. Решила разместить здесь этот материал.

О происхождении Николая Ивановича, его национальности:

… документов, где бы была обозначена национальность художника, нет. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. Отец родился в Арзамасе, но его родичи происходили из деревни Пушкарка, основанной сосланными из Москвы мятежными пушкарями еще в XVI веке. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми. Иван Александрович, отец художника, прекрасно владел ремеслами столяра и резчика по дереву. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы.

Семья Фешиных. 1890-е годы. Сидят (слева направо): П.И. Фешин (младший брат художника), И.А Фешин – отец, бабушка Фекла (по отцу), дядя (брат И.А. Фешина). Стоят: Н.И. Фешин, П.В. Фешина – мать художника, тетя(жена брата И.А. Фешина)

Фешин и родился в Казани в 1881 году, и состоялся здесь как художник. Его приняли в первый набор вновь открытой Казанской художественной школы в 1895 году. Потом, студентом Академии художеств, он постоянно приезжал на каникулы из Петербурга и работал в родном городе.

Казань в судьбе Фешина:

Многие известные художники той поры происходили из провинции, уезжали учиться живописи в столицах, там и оставались. У Фешина сложилось иначе. После казанской школы он учился в Петербурге у Репина, первый взлет его гения – там, в элитарной среде Академии художеств. Но Казань и тогда питала его творчество, здесь он находил темы своих жанровых композиций, модели для своих портретов. Его знаменитые работы – еще студенческие. «Черемисская свадьба», диплом «Капустница» (т.е. дипломная работа – прим. ред.), первый портрет Надежды Сапожниковой 1908 года написаны Фешиным в Казани.
По окончании Академии Фешин получил предложение стать преподавателем Казанской художественной школы и принял его. Если бы не революция, он никогда бы из Казани не уехал.

Николай Фешин за работой над портретом Надежды Михайловны Сапожниковойв её мастерской. 1916 год. Частный архив, Санкт-Петербург

Начало прошлого века – золотое время казанских живописцев.

Они и были. Первая – это открытие в 1895 году Казанской художественной школы, которая стала не просто учебным заведением, но центром художественной жизни города. Выставки учеников становились событием, они собирали казанскую публику, их горячо обсуждали, достаточно почитать газеты того времени. Атмосфера школы была необыкновенной, учителя и ученики были неразлучны, жили одной жизнью.

Н.И. Фешин среди учеников художественной школы. 1910-е годы.

Дружба и поддержка Надежды Михайловны Сапожниковой

В ее портретах кисти Фешина – не просто дружба, а дружба, ставшая судьбой. Без денег Надежды Михайловны Фешин не смог бы взлететь так стремительно.  Отношения Фешина и Сапожниковой были очень важны для обоих. Рядом была Надежда Михайловна Сапожникова – друг, соратник, меценат.

Надежда Михайловна Сапожникова

Фешина создавало и окружение. Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. Когда же художник вернулся в Казань, тут его ждала чудесная встреча с Надеждой Михайловной Сапожниковой – не просто богатой, но редкостной по культуре, образованности, духовности женщиной, одаренной во всем, имевшей музыкальное и художественное образование. Она любила искусство страстно, служила красоте, как жрица, помогала художникам, покупала их работы. Почти каждый вечер после занятий в художественной школе педагоги и ученики отправлялись в ее мастерскую в Петропавловском переулке, и общение продолжалось там до позднего вечера: этюды, споры о живописи, музыка, пельмени, кофе.

Меценат и друг

Фешин был для Сапожниковой избранным, первым. Она понимала, кто оказался с ней рядом. Заказывала ему большие портреты, что очень важно: большая картина – школа живописи, проверка мастерства, солидное представительство на выставках. Так появился абсолютный фешинский шедевр – портрет Вари Адоратской, племянницы Надежды Михайловны.

Портрет Н.М. Сапожниковой кисти Фешина

Жена Александра Белькович – главная модель художника

Александра была его главной моделью для портретов, ню и в рисунке, и в живописи. И главной женщиной в его жизни. Вообще, семья для него была очень важна. Так же бессчетное число раз он писал отца и особенно дочь Ию с первого ее дня.

О совпадении темпераментов супругов Фешиных. Двадцать лет быть музой такого страстного человека и после развода в сорок два года остаться желанной для него и неповторимой – это особое совпадение в чем-то?

Видимо, в темпераментах. Александра тоже была очень страстной и стихийной женщиной.

Распад семьи в Америке

Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд. Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Все равно развелась с мужем. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. Не на что было жить. После развода Николай Иванович оставил ей все и уехал в Нью-Йорк, а затем осел в Лос-Анджелесе. Бывшую жену он поддерживал финансово. Но больше всего меня поразили письма Николая Ивановича к Александре после развода, переписка продолжалась не менее пяти лет. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене.

Ия осталась с отцом

Да, в девятнадцать лет – это было взрослое решение.
Портреты Ии просто светятся отцовской любовью!

Портрет дочери Ии кисти Николая Фешена

Отец и дочь

Отец для нее был всем миром вокруг. С матерью отношения были сложные. Ия была балериной. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив. После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев.

Отъезд в Америку в 1923 г.

Революция в России отняла у Фешина среду, в которой он был благополучен. Массовые террор и истребление культурных людей во всей стране. 1921-1922 годы в Поволжье – голод, унесший 5 миллионов жизней, тиф, разруха. Не стало покупателей фешинских работ. Единственным заказчиком картин стало государство: от Фешина требовали портретов вождей. Ему это было неинтересно. При отъезде Фешин сказал ученикам: «Как же долго теперь будет тут это кирпично-заводское искусство!»

Фешин говорил, что уехал не от бытовых тягот, а от необходимости в спешке, плохими красками писать партийные заказы. И он вырвался из этого удушья. Америка его сразу приняла. Он был очень успешен, обеспечен, признан. Выставки на самых престижных площадках. Нью-Йорк с его галереями, музеями, меценатами – Клондайк для большого художника. Потом Таос – небольшой горный городок в штате Нью-Мексико, сказочная по красоте природа, снежные вершины гор, ярчайшее солнце, смешение культур индейцев, испанцев, англичан. Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Потом туда переехала легендарная в США меценатка Мэйбл Додж Лухан. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США. В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована.

Жизнь в Америке

В Нью-Йорке у него диагностировали обострение туберкулеза, о котором он в России не знал. Врачи посоветовали найти место со здоровым для легких климатом. Тогда художник Хантор дал рекомендацию к Мэйбл Додж Лухан. В 1926 году Фешины приехали в Таос на лето, а в 1927 году перебрались туда жить.
Здесь, в Таосе художник испытал новый творческий подъем

Но Казань осталась для великого художника, объединившего две мировые культуры, вожделенным местом. В 1976 году, через много лет после смерти отца, как только чуть-чуть приоткрылся железный занавес, Ия Николаевна перенесла его прах в Казань. Это было желание художника?

Да. Его последняя воля.

Прах Николая Ивановича перезахоронили на Арском кладбище тихо и на час раньше, чем было объявлено. Как Пушкина! Видимо, боялись толпы. Но пришли избранные казанцы: Фешин был в СССР под запретом, знали о нем единицы.

Ия Фешина с дочерью Никоэлой на перезахоронении праха
Николая Фешина на Арском кладбище Казани. 1976 год

Потом вся Казань стояла в очереди на грандиозную по количеству работ и первую в стране выставку Николая Фешина в Музее изобразительных искусств. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. Ия Николаевна стояла у казанских картин отца в длинной черной шелковой накидке, с идеальной прямой спиной балерины, красивая и не наша. Она говорила по-русски. А рядом, не понимавшая ни слова из восторженных речей, с лицом камеи и ниткой крупного жемчуга на длинной шее стояла ее очень красивая дочка Никоэла. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется. Варваринская церковь, где Ию крестили в 1913 году, а теперь отпевали, то же кладбище, и как-то трогательно, по-семейному, перевязанную лентой коробку с прахом положили под бок к отцу. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком.

Это было желание Ии Николаевны – лежать на родине рядом с отцом. Никоэла это выполнила.

Через 35 лет сюжет повторяется: Никоэла привезла прах матери Ии Фешиной на Арское кладбище. 2011 год.

Ии было 9 лет перед отъездом в 1923 году. В своих воспоминаниях она описывает свои детские впечатления. А потом она видела Казань глазами отца – он был ее кумиром и проводником в жизни.

 

Один отзыв

  1. Екатерина
    22.02.2013 в 19:10 | #

    В последнее время стало думаться о Фешине Н.И., о его работах, жизни… С интересом и удовольствием читала. Спасибо!

Ваш отзыв на Екатерина

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>