© 2014 galina peresechenia_1

Священник Гавриил Федоров Тимонов

Не раз уже на страницах блога появлялись священник города Чебоксар Федор Иванов и его сыновья Яков и Гавриил. Вот и пришло время разъяснить причины моего особого интереса к этому семейству.

Федор Иванов родился около 1756 года, вероятно, в пределах Казанской губернии. Судьбой определена была ему и потомкам его мужеска пола стезя духовного служения. В 1780-м он – диакон церкви Вознесения Господня, а в следующем 1781 г. уже священник церкви Успения Божией Матери города Чебоксары. Предположительно в 1776 году примерно двадцати лет от роду он женился на Марии Андреевой (1758 г.р.). В этом браке известно девять детей, но проследить удалось судьбу лишь двоих из них – Якова (1777-1803) и Гавриила (1793-1843).
Оба сына, как и предопределено было им рождением, пошли по отцовским стопам, проучившись по нескольку лет в Первой Казанской Духовной Академии.

Старший из братьев Яков обучался с 1788 г. по 1796 г. Не долгий век был отпущен этому сыну Федора Иванова. В мае 1803 года пономарь Богородицкой церкви села Утякова Свияжского уезда Казанской губернии утонул в реке Свияге, оставив молодую вдову священническую дочь Марью Осипову родом из села Моркваш того же уезда, не успев родить наследника.

Младший Гавриил Федоров поступил в Казанскую Духовную Академию в 1801 году, вышел из нее приблизительно в 1811 – начале 1812 года из класса поезии и поставлен был во дьячка к Троицкой церкви села Вязовые Свияжского уезда Казанской губернии. Женился Гавриил Федоров Тимонов на Екатерине Трофимовой (1782 г.р.) – дочери диакона Ильинской церкви села Русского Бурнашева того же Свияжского уезда Трофима Симеонова.
1-го октября 1812 года Гавриил Федоров был посвящен в Стихарь* и определен во дьячка же в Свияжский Богородицерожденственский собор. Семь лет прослужил Гавриил Федоров в пономарском звании в Свияжске, в селе Ишеево Тетюшского уезда и в селе Сунгурово Казанского уезда.

13 января 1819 года он произведен был во диакона к Богородицкой церкви села Красная Горка Казанского уезда. А в октябре 1820 года переведен дьяконом же к Спасо-Преображенской церкви села Юматово Свияжского уезда. Здесь семья диакона Тимонова обосновалась на долгих 5 лет под покровительством помещицы, Статской Советницы Екатерины Петровны Геркиной, чья дочь девица Екатерина Федорова не раз выступала восприемницей при крещении детей Гавриила и Екатерины Тимоновых.
28 января 1826 года Преосвященный Амвросий Архиепископ Казанский произвел диакона Гавриила Федорова Тимонова во священника ко Владимирской церкви Свияжского уезда села Кобызево. В этом селе священствовал Гавриил Федоров Тимонов до августа 1838 года.

У Гавриила и Екатерины Тимоновых родилось восемь детей. Старший сын Гавриила Федорова Сергей (~1813 г.р.) в 1825 году поступил в Казанское приходское духовное училище. Здесь он получил фамилию Преображенский вопреки наличию у отца его фамилии Тимонов. По разбору 1831 года** исключенный из низшего отделения училища Сергей Преображенский был препровожден в воинскую службу, о чем имеется доклад о. Благочинного Михаила Люстрицкаго Свияжскаго Иоаннопредтеченского Девичьего Монастыря Иерея от 19 июля 1831 года.
Старшая дочь Анна (1814 г.р.) в возрасте 22 лет в январе 1837 года сочеталась законным браком с сыном дьячка Владимирской церкви села Кобызева Ивана Васильева, кончившим курс богословского учения в Казанской Духовной Семинарии, Василием Лебедевым 22 лет. В этом же году в сентябре Василий Иванов Лебедев определен был вторым священником двухприходной церкви Казанской Божией Матери села Фролово Ясак Тетюшского уезда.
Двое сыновей Гавриила Федорова Тимонова Андрей (1830 г.р.) и Тимофей (1832 г.р.) обучались в Свияжском Духовном уездном училище, где им присвоена была фамилия Успенские, возможно, по названию церкви Успения Божией Матери села Алаты, в которой их отец Гавриил Федоров Тимонов служил в то время священником. Братья Успенские, не окончив обучения, вышли из духовного сословия в гражданское ведомство и подвизались в качестве мелких чиновников на государственной службе.

В июне 1841 года Гавриил Федоров Тимонов был определен в село Алаты во второго священника к двуприходной церкви во имя Успения Божией Матери. В этой церкви 7 февраля 1843 года старший зять Гавриила Федорова священник села Фролово-Ясак Василий Иванов Лебедев совершил таинство бракосочетания дочери Гавриила Тимонова Екатерины 18 лет и Федора Гаврилова Жукова 22 лет мещанина города Мелекеса Владимирской губернии.
Здесь 16 марта в возрасте 50 лет Гавриил Федоров скончался. Погребение совершал первый священник Алатской церкви Сергей Николаев Сазонов со причетниками на приходском кладбище на полпути к Потанихе в одном километре от Алат.

Если заинтересованный читатель набрался терпения и прочел последовательно предыдущие три статьи, то, возможно, обратил внимание на любопытное совпадение. В предыдущей статье, в которой повествуется о семье моих крестьянских предков – выходцах из Саратовской губернии, сказано, что семья эта была переведена в 1826 году в деревню Асенякову Свияжского уезда Казанской губернии. Но в январе этого же 1826 года Гавриил Федоров Тимонов был рукоположен во священника к церкви села Кобызево Свияжского же уезда Казанской губернии. Остается добавить, что деревня Асеняково (или Асенякова, как писалось) состояла в приходе церкви во имя Божией Матери Владимирской села Кобызево. Таким образом, в один и тот же год судьбе было угодно свести в практически одной географической точке обширной Российской империи две семьи: крестьянскую и священническую. В течение 12 лет мои предки – крепостные крестьяне господ Лазаревых окормлялись духовно иереем Гавриилом Федоровым. Не секрет, что в приходской глубинке священник порой становился для своих прихожан едва ли не членом семьи. Ведь он был обязательным участником всех значимых семейных событий – свадеб, рождения детей и смерти близких. Все они не могли обойтись без церковных таинств бракосочетания и крещения, а так же последнего напутствия отходящего в мир иной – исповеди и причащения.
Гавриил Федоров Тимонов прожил не слишком длинную, но весьма насыщенную событиями жизнь, ибо был он человеком не стандартным, себе на уме, неспокойным. Но это особая тема и не для данного цикла.
————————–
*) Стихарь – богослужебное облачение священно и церковнослужителей – прямая, длинная одежда с широкими рукавами. Каждый готовившейся к принятию священства должен был пройти низшую степень церковного клира чтеца и певца, кем и являлся дьячок или псаломщик. Википедия.
**) Разбор духовенства – «единовременные ревизии состава духовного сословия с целью зачисления излишних клириков на подушный оклад и набора в рекруты лишней молодежи. Разборы начались во время Северной войны, когда с 1705 г. петровское правительство почти ежегодно производило наборы среди лиц духовного сословия на военную службу; лишь к концу войны, в 1720 г., правительство дало льготу, разрешив вместо рекрутчины запись в подушный оклад. Но своего апогея разборы достигли при Анне; память о них долгое время сохранялась среди духовенства как о своеобразном сокрушительном погроме приходского духовенства».
Последний из таких разборов был при Николае I.
Источник
————————–
Фото: церковь в Алатах. 2010 год
————————–
Предыдущие статьи цикла
Размышления о тех, кого не знала, кто дорог
Прадед кантонист
Крестьянская семья Саратовской губернии

Отзывов: 2

  1. Вера
    17.01.2014 в 08:14 | #

    Галина, наконец-то фигура мифологического Гавриила Федорова Тимонова, «едва ли не члена семьи», вышла из тени. Богатая родословная, не враз и осилишь. Поймала себя на желании изобразить ее в виде Древа, чтобы не заплутать в ветвях; наверное, получилось бы наглядно. Кроме того, это прекрасная иллюстрация наделения фамилиями учащихся духовных заведений – продолжение еще одной темы Вашего блога.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>