© 2012 galina pricod_zerkvi_16

Приходские церкви Нижегородской епархии. 1722-1723 гг. Городецкая пятина.

Приходскія церкви Нижегородской епархіи въ 1722—1723 г. (количество причта, земли, угодій, помѣщичьихъ и крестьянскихъ дворовъ у каждой церкви).

Городецкая пятина.

Заручныя сказки у священно-церковнослужителей Городецкой пятины были отобраны поповскимъ старостой священникомъ Троицкой церкви Верхней Слободы Иваномъ Васильевымъ.

1. Верхняя Слобода ({с. Городецъ) *)

а) Церковь во имя Живоначальной Троицы **).

Причтъ состоялъ изъ трехъ священниковъ (Василій Ивановъ, Иванъ Васильевъ и Иванъ Васильевъ), діакона (Никита Алексѣевъ) дьячка (Василій Степановъ) и пономаря (Василій Михайловъ).
Сѣнныхъ покосовъ  было на 34 копны.
Въ приходѣ было 240 крестьянскихъ дворовъ и 20 нищенскихъ келій на церковной землѣ.

б) Церковь Архангела Михаила ***).

Причтъ состоялъ изъ трехъ священниковъ (Иванъ Михайловъ, Иванъ Ивановъ и Алексѣй Васильевъ), діакона (Иванъ Ивановъ), двухъ дьячковъ (Михаилъ Ивановъ и Иванъ Алексѣевъ) и пономаря (Ѳедоръ Васильевъ).
Церковной пахотной земли 4 ½  десятины. Изъ нихъ „занято подъ новопостроенную каменную церковь и подъ кладбище и подъ дворовое строеніе и подъ усадбу многое число». Церкви принадлежали двѣ пустоши—Ильицыно и Панфиловская.
Въ приходѣ было 280 крестьянскихъ дворовъ.

2. Нижняя Слобода.

Церковь пр. Богородицы Владимірскія ****) Причтъ состоялъ изъ священника (Максимъ Ивановъ), діакона (Петръ Максимовъ), дьячка (Андрей Максимовъ) и пономаря (Иванъ Гордѣевъ).
Пахотной церковной земли было 9/16 десятины въ одномъ полѣ.
Въ приходѣ было 67 крестьянскихъ дворовъ и 10 нищенскихъ келій на церковной землѣ.

3.С. Ветелево.

Церковь во имя Николая чудотворца. Причтъ состоялъ изъ двухъ священниковъ (Иванъ Петровъ и Ѳедоръ Григорьевъ), дьячка (Михаилъ Петровъ) и пономаря (Иванъ Осиповъ).
Пахотной церковной земли было 9 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 7 копенъ.
Въ приходѣ было 277 крестьянскихъ дворовъ.

4. С. Богомолово.

Церковь во имя Николая чудотворца *****). Причтъ состоялъ изъ двухъ священниковъ (Якимъ Лукояновъ и Василій Якимовъ), дьячка (Григорій Якимовъ) и пономаря (Петръ Савельевъ).
Церковной пахотной земли было 9 десятинъ. Кромъ того, церкви принадлежала пустошь „Попова» на рѣчкѣ на Буянкѣ, на ней 9 десятинъ пашни и сѣнныхъ покосовъ на 90 копенъ.
Въ приходѣ было 115 крестьянскихъ дворовъ.

5. С. Соболиха.

Церковь. въ честь Преображенія Господня. Причтъ состоялъ изъ священника (Петръ Васильевъ) и дьячка (Семенъ Васильевъ).
Пахотной церковной земли было 2  1/16 десятины. Кромѣ того церкви принадлежала пустошь Антипово, на ней 3 десятины пашни и сѣнныхъ покосовъ на 21 копну.
Въ приходѣ было 50 крестьянскихъ дворовъ.

6. С. Бриляково.

Церковь во имя Макарія чудотворца (Желтоводскаго) ******). Причтъ состоялъ изъ трехъ священниковъ (Прокофій Григорьевѣ, Алексѣй Гавриловъ и Левъ Андреевѣ), дьячка (Василій Прокофьевъ и пономаря (Михайло Якимовъ).
Пахотной церковной земли было 6 ½7 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 3 копны.
Въ приходѣ было 293 крестьянскихъ двора.

7. С. Строчково.

Церковь въ честь Успенія пр. Богородицы.*******)
При церкви былъ дьячекъ (Андреянъ Михайловъ), священникъ же Петръ Михайловъ убитъ.
Пахотной церковной земли 4 ½  десятины, сѣнныхъ покосовъ на 6 копенъ. Кромѣ того, церкви gринадлежала половина пустого починка Злыдни. На немъ 3 десятины пашни, поросшей лѣсомъ.
Въ приходѣ было 50 крестьянскихъ дворовъ.

8. С. Митрофаново.

Церковь въ честь Благовѣщенія Пр. Богородицы. Причтъ состоялъ изъ священника (Кирило Епифановъ), двухъ дьячковъ (Петръ Епифановъ и Ѳедоръ Ивановъ) и пономаря (Василій Осиповъ).
Пахотной церковной земли было 8 десятинъ.
Въ приходѣ числилось 203 крестьянскихъ двора.

9. С. Курцево.

Церковь въ честь Рождества Божіей Матери********). Причтъ состоялъ изъ трехъ священниковъ (Василій Васильевъ, Тихонъ Петровъ и Семенъ Васильевъ), дьячка (Василій Васильевъ) и пономаря (Иванъ Васильевъ).
Пахотной церковной земли было 9 десятинѣ, сѣнныхъ покосовъ на 5 копенъ.
Въ приходѣ числилось 184 крестьянскихъ двора.

10. С. Зеленый Врагъ.

Церковь въ честь Покрова Пр. Богородицы. Причтъ состоялъ изъ священника (Тимоѳей Васильевъ), дьячка (Никита Тимоѳеевъ) и пономаря (Иванъ Епифановъ).
Пахотной церковной земли было 9 3/16 десятины. Кромѣ того церкви принадлежала пустошь на рѣчкѣ Гарѣлкѣ—половина починка Брезгина, на ней было 1 ½ десятины пашни и сѣнныхъ покосовъ на 9 копенѣ.
Въ приходѣ было 80 крестьянскихъ дворовъ.

11. Верхняя Полянка, что въ Соснинѣ пустыни.

Церковь въ честь Нерукотвореннаго Образа. При церкви было два священника (Василій Михайловъ и Степанъ Ивановъ) и пономарь (Ѳедоръ Васильевъ).
У церкви была отводная деревня Пѣтухово, Перехваткино тожъ. Въ ней было пахотной земли 9 десятинь и сѣнныхъ покосовъ на 80 копенъ. Пашни этой за дальностью не обрабатывали, такъ что она залужала и поросла лѣсомъ. За упомянутую деревню ежегодно платили 1 ½ рубля податей вѣ Городецкую приказную канцелярію
Въ приходѣ было 94 крестьянскихъ двора и 21 нищенская келья на церковной землѣ.

12. С. Чистое Поле.

Церковь во имя Печерской Божіей Матери. Причтъ состоялъ изъ священника (Никита Михайловъ), дьячка (Евдокимъ Ивановъ) и пономаря (Василій Никитинъ).
Церковной пахотной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ было 125 крестьянскихъ дворовѣ.

13. Спасораевскій дѣвичій монастырь
(нынѣ с. Спасское, Семен. у. *********)

При монастырѣ былъ священникъ Иванъ Михайловъ.
По указу игуменьи того монастыря Ираиды, ему отдѣлено было отъ монастыря 9 десятинъ пахотной земли.
Въ приходѣ было 105 крестьянскихъ и 2 солдатскихъ двора.

———————————–

*) Село Городецъ составилось изъ нѣсколькихъ, слободъ и погостовъ, расположенныхъ около того мѣста, которое занималъ древній городъ Городецъ-Радиловъ. Изъ писцовой книги Балахонскаго уѣзда Городецкой волости 7192 (1684) г. писцовъ Алексѣя Давыдова да подьячего Михаила Протопопова видно, что было двѣ слободы -Верхняя и Нижняя. Къ первой примыкалъ погостъ Архангельскій, ко второй—ІІятницкій. Изъ писцовой книги Юрьевецъ-Поволжскаго уѣзда Городецкой волости 192 (1684) года тѣхъ же писцовъ видно, что въ Верхней Слободѣ, кромѣ того, былъ погостъ Троицкій, а вверхъ по Волге къ ней примыкала другая слободка—Верхняя Поляна. На погостахъ были храмы, дворы причтовъ и нищенскія кельи. Въ слободахъ были крестьянскіе и безпашенные дворы. В’ъ Верхней Слободѣ была Приказная Изба и Воеводскій Дворъ. Совокупность упомянутыхъ слободъ и погостовъ уже въ ХVІІ в. называлась «село Городецъ». (Въ переписной книгѣ Юрьевецъ-Поволжскаго уезда, Городецкой волости помѣстьямъ боярыни М. Стрѣшневой 181 (1672) г. писца воеводы В. Аничкова сказано: «пріѣхалъ въ село Городецъ»). Нужно замѣтить, что какъ вся Городецкая волость, такъ слободы и погосты, составлявшіе с. Городецъ, въ XVII в. были отнесены къ двумъ уѣздамъ—Балахонскому и Юрьевецъ-Поволжскому.

Упомянутыя писцовыя (списки) и переписная книга хранятся въ Нижегородской Удѣльной Конторѣ.

**) Въ переписной книгѣ Юрьевецъ-Поволжскаго уѣзда помѣстьямъ боярыни М. А. Стрѣшневой октября 15  7181 (1672) г. сказано: «въ Верхней слободкѣ въ валу церковь во имя св. Живоначальныя Троицы деревянная клѣтцки, о пяти главахъ да въ предѣлѣ Аѳонасія Александрійскаго да Михаила Малеина. да подъ тою жъ церковью два предѣла: Николая чудотворца да преп. Макарія Желтовоцкого. Въ тѣхъ церквахъ мѣсныя иконы и Деисусы и ризы и на колоколнѣ колокола и всякая утварь церковная— строеніе помѣсчиковъ и вотчинниковъ и ихъ помѣсныхъ и вотчинныхъ крестьянъ и бобылей, тое церкви прихожанъ». Изъ причта указаны два священника (Максимъ Петровъ и Иванъ Ѳедоровъ), пономарь (Василій Ивановъ) и просвирница (Ульяна Ѳедорова).

Въ 1684 г. ‘Троицкая церковь была каменная. Такъ, въ писцовой книгѣ Юрьевецкаго-Поволжскаго уѣзда Городецкой волости 192 (1684) г. писцовъ Алексія Давыдова да подьячего Михаила Протопопова находится слѣдующее описаніе церкви: «слобода Ве рхняя. . въ валу церковь во имя Живоначальныя Троицы каменная о пяти главахъ. А въ церкви царскіе двери, столбцы и сѣнь рѣзные писаны на золотѣ.

Другая церковь деревянная клѣтцки о дву главахъ во имя Николы чудотворца…. А церковное строеніе мірское. Колокольня круглая рубленая о осми углахъ, верхъ шатровой.

Изъ причта указаны три свяіценннка (Максимъ Птровъ, Павелъ Петровъ и Алексѣй Ивановъ), пономарь (Василій Ивановъ) и просвирница (Ѳедотья Васильева).

По челобитной причта, въ писцовую книгу записана была .за церковью пожня на островѣ Сосновцѣ «для того. что у той церкви (Троицкой) пашни и сѣнныхъ покосовъ нѣтъ и въ прежнихъ пис цовыхъ книгахъ Степана Голянищева (1626—1627 г.) къ той церкви пашни и сѣнныхъ покосовъ не написано, а послѣ писцовыхъ книгъ у той церкви Живоначальной Троицы церковныхъ причетниковъ прибыло, и для того имъ сѣнные покосы вновь даны, чтобъ имъ впредь у той церкви было чѣмъ сытымъ быть».

***) На погостѣ Архангельскомъ въ ХУІІ в. было двѣ церкви — Вознесенія Господня и арх. Михаила. 0 существованіи первой церкви извѣстно было только по надписи на водосвятной чашѣ, находящейся въ Архангельской церкви с. Городца. И арх. Макарій говоритъ, что «никто уже не помнитъ и по преданію о церкви Вознесенской, къ которой принадлежала чаша» (Пам. церк. древн. Ниж. губ. 353—354). Между тѣмъ въ писцовой книгѣ Балах. у. Городецкой волости 192 (1684) г. Алексѣя Давыдова находится слѣдующее описаніе ея: «Погостъ Архангельской, а на томъ погостѣ церковь во имя Вознесеніе Господне, построена древянная о пяти главахъ, олтари круглые А въ той церкви царскіе двери, столбцы и сѣнь писана на золотѣ красками.

А другая церковь теплая во имя архангела Михаила, особъ въ предѣлѣ престолъ Іоанна Предтечи, олтари круглые, древянная. Царскіе двери, столбцы и сѣнь писаны красками на золотѣ.

Пахотной церковной земли за Архангельскимъ погостомъ въ писцовой книгѣ 1684 г. указано 4 ½  десятины и сѣнныхъ покосовъ на островѣ Сосновцѣ на десять копенъ. Кромѣ того, вслѣдствіе челобитной причта Архангельской церкви 1 окт. 192 (1683) г., въ прибавку къ церковной землѣ были записаны въ писцовой книгѣ пустоши—Ильицыно и Панфиловская. На Архангельскомъ погостѣ въ 1684 г. было три священника, два дьячка, пономарь и просвирница.

Церковь на погостѣ была въ первой четверти XVII ст. и упоминается въ писцовой книгѣ Андрея Усова 135 (1627 г.), на которую ссылается писцовая книга 1684 г.

****) Въ писцовой книгѣ 1684 (192) г. Балах. у., Городецкой волости писца Алексѣя Давыдова находится слѣдующее описаніе церкви: „Погостъ Пятницкой, а на погостѣ церковь во имя пр. Богородицы стрѣтеніе чудотворныя иконы Владимерскіе да въ предѣлѣ св. великом. Парасковіи нареченные Пятницы. На церкви двѣ главы круглые на обрубахъ, олтари брусчатые, а церковь дѣлана клѣтски Въ церкви срѣтенія пр. Богородицы царскія двери, столбцы и сѣнь писаны на золотѣ» и проч…

Изъ причта указаны священникъ (Георгій Александровъ) и пономарь (Василій Григорьевъ). На церковной землѣ было 10 нищенскихъ келій и богадѣльня, въ которой жили двѣ вдовы съ дѣтьми.

*****) Въ писцовой кнагѣ Городецкой волости, Балах. у., писца Алексѣя Давыдова да подьячего Михаила Протопопова 1684 (192) г. находится слѣдующее описаніе двухъ церквей с. Богомолова: «село Богомолово, Свиньино тожъ, а въ немъ церковь во имя пр. Богородицы Казанскія, клетцки. Въ церкви царскіе двери, столбцы и сѣнь, образъ за престоломъ пр. Богородицы Воплощеніе Сына Божія, вѣнецъ и гривна басемные (т. е. имѣли оттиснутыя изображенія). Другая церковь во имя святителя Николы чудотворца клѣцки да въ придѣлѣ св. великом. Димигрія Селунскаго…

Изъ причта указано три священника (Андрей Сисуевъ, Ѳедоръ Андреевъ и Григорій Кипреяновъ), два пономаря (Лука Ѳедоровъ и Петръ Андреевъ) и просвирница, (Евдокея Галактіонова). Пахотной церковной земли было „шесть чети безъ полутора четверика въ полѣ, а въ дву потому жъ» (всего 7 7/8  десятинъ). Кромѣ того, въ 1683 г. къ церкви была приписана пустошь „что былъ починокъ Николской, Поповъ тожъ, на рѣчкѣ на Буянкѣ». На ней было 9 десятинъ пашни—перелогу и поросшей лѣсомъ и сѣна на 90 копенъ. Приписана она была на томъ основаніи, что ее расчистили и владѣли ею священники с. Богомолова.

******) Въ писцовой книгѣ Городецкой волости, Балах. у., писцовъ Алексѣя Давыдова да Подьячего Михаила Протопопова 1684 (192) г. находится слѣдующее описаніе двухъэтажной церкви въ с. Бриляковѣ: „село Бриляково на рѣчкѣ на Калиновкѣ, а въ томъ селѣ церковь во имя пр. Богородицы Печерскіе. На церкви верхъ шатровой, а въ церкви царскіе двери, столбцы и сѣнь рѣзные золоченые, старинные (старинное) дѣло…         Подъ тою жъ церковію престолъ преп. отца нашего Макарія Желтоводскаго. Царскіе двери, столбцы и сѣнь на краскѣ…. Строеніе все мірское».

При церкви было три свяіценника (Гаврило Семеновъ, Иванъ Захаровъ и Андрей Григорьевъ), просвирница (Ѳедосьица Семенова) и трапезникъ (Акимъ Владиміровъ).

*******) Въ писцовой книгѣ Балах. у., Городецкой волости писца Алексѣя Давыдова 1684 г. (195) находится слѣдующее описаніе церкви: „погостъ Успенской на Строчковѣ починкѣ, а на погостѣ церковь Успеніе пр. Богородицы, а подъ тою церковью церковь св. пророка Иліи, древяная клетски. А въ церкви пр. Богородицы царскія двери, столбцы и сѣнь писаны на краскѣ.

Причтъ состоялъ изъ двухъ священниковъ (Андреянъ Матвѣевъ и Михайло Андреяновъ), дьячка (Василій Павловъ) п пономаря (Гавріилъ Яковлевъ). Пахотной церковной земли показано 9 3/8 десятины. Сѣнныхъ покосовъ не объявидось, между тѣмъ по писцовой книгѣ 135 (1627) г. писцовъ Андрея Усова да подьячего Михаила Бухарова за Успенскимъ погостомъ значилось покосовъ на 5 копенъ. Гдѣ именно были эти покосы, того въ писцовой книгѣ не указано. Поэтому, вслѣдствіе челобитья причта въ 1683 г. къ церкви приписана была половина пустоши «что было займище Саватѣина Степанова въ вершинахъ Буянскихъ, а нынѣ словетъ Злыдни». На ней 3 десятины пашни, сѣна на 65 копенъ. «А отдано половина тое пустоши къ церкви Успенія пр. Богородицы для того, что причетниковъ у той церкви передъ прежними писцовыми книгами прибыло и сѣнныхъ покосовъ у той церкви нигдѣ не объявилось».

********) Въ писцовой книгѣ Городецкой волости, Балахон. у. писцовъ Алексѣя Давыдова да Подьячего Михаила Протоповова 1684 (192) г. находится слѣдующее описаніе церкви: „погостъ Курцовской на рѣкѣ Узолѣ, а на томъ погостѣ церковь во имя Рожество Пр. Богородицы клѣтцки, глава шатровая. А въ церкви царскіе двери, столбцы и сѣнь, Деисусъ и празники, пророки и праотцы… . Да подь тою же церковію нижняя церковь во имя Георгія страстотерпца. Царскія двери, столбцы и сѣнь писаны на краскахъ.
Изъ причта указаны два священника (Епифанъ Ивановъ и Стефань Григорьевъ), дьячекъ (Петръ Ивановъ), пономарь (Стефанъ Силинъ) и просвирница (Ульяница Мартьякова). Пахотной церковной земли было 9 3/8 десятины.

*********) Спасораевскій или Спасскій—Раифскій Кезовскій монас- тырь существовалъ въ XVII столѣтіи и въ 1677 г. имъ управлялъ стротель Тихонъ. По представленію архим. Питирима, въ 1713 г. обращенъ въ женскій для присоединенныхъ къ православію рас- кольницъ. Въ 1764 г. упраздненъ и обращенъ въ приходскую церковь. Въ немъ были церкви: каменная Происхожденія Честныхъ Древъ и деревянная Введенія Пр Богородицы. В. Звѣринскій. Матеріалы для истор.-топогр. изслѣдованія о прав. монастыряхъ въ Рос. имперіи. II. № 1175
———————
Источник: Нижегородские епархиальные ведомости 1903 г. № 4 стр.160-166

Отзывов: 6

  1. Tatiana
    02.01.2012 в 09:29 | #

    Спасибо!

  2. galina
    02.01.2012 в 09:32 | #

    Эта пятина имеет продолжение.

  3. Виталий
    07.02.2012 в 00:14 | #

    спасибо за полезную информацию.Ищу фотографию Владимирской церкви (Параскевы Пятницы) Балахнинского уезда Городецкой волости. Делаете хорошее благое дело. Удачи!

  4. Виталий
    07.02.2012 в 00:44 | #

    На фотографии Троицкая соборная церковь с.Городца Балахнинского уезда

  5. galina
    07.02.2012 в 08:02 | #

    Виталий, Вы пробовали искать нужное фото на сайте молоток.ру? Я часто нахожу там что-то полезное. Мне самой в Балахнинском уезде бывать не доводилось, к сожалению.

  6. Тонышев Сергей
    12.12.2012 в 22:41 | #

    Виталий, у меня есть ксерокопия с фото Владимирской церкви. Она снята в Ленинской библиотеке в Москве с какого-то издания по церквям. Человек, сделавший копию не может вспомнить название издания. Мы пытаемся его найти. Фотографий Владимирской церкви нет даже у городецких краеведов. От церкви остались развалины.В настоящее время создана инициативная группа по восстановлению церкви. Дай Бог, чтобы им это удалось.

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>