© 2013 galina gr_angel_1

Геннадий Казанский и его фильм «Грешный ангел»

Юрий Борисович Ляхов знаком постоянным читателям этого блога своими публикациями. Это короткий, но емкий, запоминающийся рассказ «Мир тесен. Казанские истории» о семье отца Юрия Борисовича, в котором естественно переплелись имена старших поколений Ляховых с именами основателей и преподавателей Казанской художественной школы, известными не только казанцам. Столетнему юбилею со дня рождения отца Юрия Борисовича посвящен цикл «К столетию земляка»: «Казанское детство»,  «Февраль и Октябрь в Казани»,  «Беженцы»
Думается, что в архиве Юрия Борисовича еще не мало интересных имен, историй из прошлого нашего горда. К их числу относится и сегодняшнее повествование, которое я с радостью предлагаю друзьям и гостям блога.

«Где же еще опубликовать воспоминания о режиссере Г.Казанском,
как не в блоге гостеприимной казанской Галины Соколовой!»
(мысли вслух)

Имя кинорежиссера Геннадия Казанского (01.12.1910-14.09.1983) * менее известно широкому кругу людей, чем его фильмы. Если назвать такие киноленты, как «Старик Хоттабыч» или «Человек-амфибия», то едва ли найдется человек старшего поколения, который не вспомнит их или отнесется равнодушно. Это наше детство.
А назови имя Геннадия Казанского и, пожалуй, каждый скажет, что оно ему неизвестно. Такова судьба многих художников экрана – оставаться в тени своих произведений, своих детищ. А киноленты тем временем живут своей жизнью, переживают своих создателей, обрастают легендами, фразы из них становятся поговорками.  Некоторые становится классикой.
Художественный фильм «Грешный ангел» киностудии «Ленфильм» режиссера Геннадия Казанского не назовешь классическим. Пожалуй, он вообще мало кому известен. Но именно об этом фильме я хочу здесь упомянуть, и скоро будет ясно – почему.

Имя «Генки Казанского» я слышал в детстве от своего отца и от его брата. «Генка» был одноклассником и большим приятелем дяди Сережи в знаменитой Казанской школе № 15 имени И. Г. Песталоцци, где они учились на один класс старше отца. Их выпуск состоялся в 1928 году.
Геннадий Казанский в те времена посещал кружок молодежи, организованный родителями братьев Ляховых. Этот кружок именовался «ЛяхБельтрест» по фамилии Ляховых и Бельковичей – основных участников этого сборища.

Михаил Николаевич Ляхов

Михаил Николаевич Ляхов – мой дед и его жена Любовь Александровна, учительница этой школы, всецело отдавали силы воспитанию своих сыновей и постоянно участвовали в бурной школьной жизни. Михаил Николаевич написал в свое время целый трактат об истории школы Песталоцци, который был даже издан небольшим тиражом. Впоследствии один экземпляр был передан в краеведческий музей г. Казани.
К сожалению, ни мой отец, ни дядя Сережа не сохранили дома эту рукопись в годину «врагов народа», к которым был причислен Михаил Николаевич. Он был арестован в 1938 году по лживому доносу и погиб в Казанской тюрьме в августе 1939 года.
О школе Песталоцци написал в своих воспоминаниях и дядя Сережа. В этих записках не раз упоминается Геннадий Казанский, занятия школьников в драматическом кружке, их самодеятельные театральные постановки, литературные упражнения. Вот один эпизод:

«Геннадий был, безусловно, одаренный парень. Он хорошо учился, недурно рисовал, интересно писал прозой (его дневниковые записи во время дальних экскурсий были очень живо написаны), легко владел версификацией. Когда в зрелые годы он стал режиссером «Ленфильма», литературное дарование, несомненно, очень пригодилось ему, потому что редко когда режиссер не является соавтором сценария фильма. На конкурсах были премированы два его рассказа, в 1925 году – «Окунь», и в 1928 году – «Нюрка». Первого я не помню, а во втором не без юмора рассказывалось о незадачливой девчушке, спалившей, в конце концов, дом своей бабки».

Вспоминает дядя Сережа и о кружке под названием «ЛяхБельтрест» и приводит добрые слова об этой молодежной тусовке другого товарища детства – Яши Левитина:

«…это не просто интересное и веселое времяпрепровождение, а целая система (научная!) воспитания не только своих, но и чужих детей и подростков.
А, кроме того – большой и редкий педагогический талант.
И, наконец, – огромное богатство души, высокая культура, большие знания.
Такими были родители Сергея и Бориса Ляховых, – Михаил Николаевич и Любовь Александровна, в доме которых возник и функционировал «ЛяхБельтрест». Незаменимыми и постоянными руководителями они были. Руководство их было не только не навязчиво, мы его просто не замечали. Для нас они сумели стать просто старшими товарищами, причем самыми активными. …
…Обстановка доброжелательности, сердечности, живой пример счастливой дружной семьи, какой была семья Ляховых, конечно оставил у нас большой след».

Очевидно, что такое явление, как молодежный кружок «ЛяхБельтрест», было незаурядным, и оно оказывало немалое влияние на подрастающее поколение, в том числе и на Геннадия Казанского. А роль Михаила Николаевича Ляхова в этом процессе трудно переоценить. Став зрелым кинорежиссером, Геннадий Казанский, по-видимому, посчитал своим долгом отметить эту роль, включив в фильм «Грешный ангел» действующее лицо и внешностью, и педагогическим талантом, напоминающим Михаила Николаевича.

По-видимому, в кружке «ЛяхБельтрест» Геннадий нашел и свою будущую супругу – Прасковью Николаевну Белькович, знаменитую «Пишонку». Такое прозвище следовало за ней всю жизнь. (А родная сестра «Пишонки», Александра, была замужем за Николаем Ивановичем Фешиным, с которым и уехала после революции в США).

Когда «Грешный ангел» появился на экранах, а это было на финише «хрущевской оттепели» – в 1962-63 годах, я слышал от отца, что один из главных героев фильма, которого играл Николай Волков-старший (исполнитель Старика Хоттабыча, кстати), сделан по образу и подобию Михаила Николаевича.
Я не помню, видел тогда этот фильм или нет, мне было 13-14 лет. Вскоре наступили «брежневско-сусловские» времена. Фильмы такого рода тихо-тихо исчезли из проката и с экранов телевизоров. Об этом фильме никто не вспоминает, и по сей день.

Для меня же по понятным причинам, описанным выше, фильм представлял особый интерес. Мне очень хотелось сделать видеокопию фильма. Я обращался ко многим знакомым с просьбой о помощи, заезжал в театр Маяковского, чтобы получить поддержку актера Николая Волкова-младшего, звонил на киностудию «Ленфильм», посылал письма в Питер родственникам Г. Казанского по адресу, который нашел в записной книжке отца. Но результата не было, все как-то не ладилось.
Наконец, вопрос был решен и в 1997 году, через архив в «Белых столбах», удалось сделать видеокопию.
Неоднократно просмотрел я этот фильм с тех пор, как он оказался у меня. Мне сразу стало ясно, что прообраз одного из главных героев – директора школы – это Михаил Николаевич. Очевидно, и фамилия была выбрана не случайно. Михаил Николаевич Ляхов, как и предки его, был родом из Симбирска.

Все, что мы видим в Симбирцеве – необычайный такт, мудрость педагога и вместе с тем простота в общении, все это было, мне кажется, присуще Михаилу Николаевичу. Чисто внешнее сходство также было сделано отлично. В некоторые моменты фильма замечательный актер Николай Волков, исполнивший роль Симбирцева, напоминал и моего отца.
Интересна, на мой взгляд, и эпизодическая роль старика, очень удачно сыгранная Борисом Чирковым. Старик неспроста дважды появляется в кадре, в самом начале и ближе к концу. Вопрос об отношении к Богу в те годы был весьма запретной темой, наверное он тревожил создателей картины, хоть они и не дают ответа на него. Имя главной героини фильма, Вера, тоже выбрано, по моему мнению, не случайно!

Несколько позже из архивов отца ко мне попала маленькая брошюра со сценарием этого фильма. Автором сценария был драматург Михаил Исаакович Берестинский.

В книжку вложена вырезка из газеты. Это заметка о фильме, написанная Анато-лием Алексиным. Заметка под названием «О том, что не повторится» была опубликована в Известиях 5 марта 1963 года (обращает на себя внимание дата публикации заметки – 10 лет со смерти Сталина).

Еще я нашел в книжке рукописное письмо Геннадия Казанского, адресованное моему отцу. Его хочу привести здесь полностью:

И еще немного о картине.  Это частица истории сталинского и после сталинского периода. Фильм учит доброте и такту. Интересен состав актеров. Помимо Н. Волкова (старшего), Б. Чиркова, там мы встречаем имена Ю. Медведева, Н. Харитонова. Интересно увидеть юную Галину Борисовну Волчек.
Хотелось бы узнать о судьбе актрисы О. Красиной, блистательно исполнившей главную роль девочки Веры Телегиной, до конца верной своим родителям, которые были причислены к «врагам народа».

Кадры из фильма

Просматривая в очередной раз кинофильм, я обнаружил, что в более поздней, «хитовой» картине имеется явное заимствование. Эпизод в одной из новелл фильма «Операция Ы…», где студенту, сдающему экзамен, (актер В. Павлов) подсказывают от-веты по радио, полностью взят из фильма «Грешный ангел».

Жаль, что этот фильм не находит сегодняшнего зрителя. Впрочем, как-то в 2009-2010 гг. я увидел ее вдруг в программе ТВЦ. Думаю, что «Грешный ангел» был бы актуален и сейчас.

© Ю.Б. Ляхов, 1998 –2013 г г.

P.S. Остается добавить, что у прообраза Симбирцева – Михаила Николаевича Ляхова, нынче живут более пятидесяти его потомков, разбросанных по просторам бывшего СССР, а кое-кто и далеко за рубежом.
———————————
* Даты жизни Геннадия Казанского взяты из интернета в 2003 г. В воспоминаниях Ляхова С.М. указано, что Г.Казанский скончался в 1984 г.
На фото перед статьей актер Н. Волков в роли Симбирцева в фильме «Грешный ангел». Источник


Отзывов: 4

  1. Юрий
    05.12.2013 в 21:40 | #

    Мне кажется лучше смотреть фильм по этой ССЫЛКЕ

  2. Вера
    06.12.2013 в 18:46 | #

    Спасибо, Юрий, что поделились этим очень добрым и светлым фильмом. Посмотрела с большим удовольствием. Какой замечательный результат Ваших поисков и прекрасный памятник Вашим родным! Примите мои Вам поздравления и поклон.

  3. Юрий
    06.12.2013 в 22:14 | #

    Спасибо за добрые слова, уважаемая Вера!

  4. Юрий
    08.12.2013 в 17:45 | #

    Спасибо Галина! Фото Михаила Николаевича Ляхова по праву должно быть в этой публикации!!

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>