© 2012 galina Хамид Савкуев

Хамид Савкуев. Статья Галины Тулузаковой

Статья для публикации предоставлена автором Галиной Тулузаковой.

Хамид Савкуев, петербургский художник, творчество которого представляет традиции русской академической школы. Вместе с тем, в его работах обретают художественную форму душа и образ его земли – Кабардино-Балкарии. Первая ассоциация, которая возникает при упоминании Северного Кавказа – это горы. Величественность природы задает ритм быта и Бытия, не позволяет торжествовать суетному и пустому, не дает возможности забывать о вечности. Суровые природные и исторические условия предопределяли тот жизненный уклад, который позволял выживать небольшим народам. Его корни в глубинах времени и то, что для мельтешащей жизни современных мегаполисов воспринимается патриархальным, архаичным и устарелым, остается естественным и органичным для затерянных в горах селений. Время там не остановилось, его мерный и торжественный цикл вновь и вновь возвращает все на круги своя – в муках рождаются дети, в поте лица добывается хлеб насущный, от земли человек приходит в мир, в землю и возвращается. Эти вечные темы становятся основными в творчестве художника: труд, война, обряды, любовь, рождение, игра, юность и старость, исход.

Любой выбираемый художником сюжет приобретает мощь античного мифа или библейской истории, ибо рассказан языком эпического предания или притчи. Иносказательность дает возможность отбросить все преходящее, все, что скрывает сущностное и глубинное, что отдаляет от первичных истин. Язык притчи позволяет вместить в картинную плоскость целостное представление о мире, когда часть несет в себе целое, единичное отражает всеобщее, национальное выявляет общечеловеческое. Однако притчи Савкуева не литературные, они «рассказаны» монументальными, скульптурно вылепленными пластическими образами, сложно организованными, неожиданными композиционными построениями, лаконичными, точными колористическими решениями.

Искусство Хамида Савкуева возникает на мощном фундаменте школы Петербургской Академии художеств. Одним из базовых ее принципов является опора на высшие достижения европейской и русской классической традиции. Среди мирового художественного наследия для Хамида Савкуева особенно важными оказываются итальянский Проторенессанс и Кватроченто. В величавых, крепких, жилистых кабардинских старухах и стариках просвечивают образы фресок Джотто или Мантеньи. Не менее важны Питер Брейгель, испанское барокко, мастера сурового стиля советской эпохи (Г.Коржев, Т. Салахов и другие). Твердая академическая основа с его абсолютизацией рисунка, знанием всех возможностей композиции легко соединяется с упрощением и условностью приемов искусства примитива. Чистая наивность примитивизма с его открытостью и непосредственностью, восприятием мира как единого целого позволяет художнику избегать сухих схем и бесконечно варьировать выразительные средства.

Х. Савкуев Отец

Отец. 150 х 200, холст, масло. 2009

Картины Савкуева строятся по законам монументального искусства. Крупные, выделенные фигуры первого плана часто сопоставляются с панорамным, в большинстве своем пустынным, пейзажем. Этот формальный прием необходим для расстановки смысловых акцентов, и пейзаж также значим, как и центральные образы. В однофигурных композициях основную пластическую нагрузку на себя берет силуэт, в парных он любит «отзеркаливать» или противопоставлять – прошлое-настоящее, юность-старость, светлое–темное. В многофигурных работах важнейшим средством становится ритм, сложно выстроенный из множества разнообразных элементов. Выбор композиционных средств зависит от заложенного смысла. Свобода композиционного мышления Хамида Савкуева кажется, ничем не ограничена – всевозможные ракурсы и точки зрения, сложные переплетения фигур, совмещение разных точек зрения. Он любит вносить в свои произведения игру, режиссируя восприятие работы. Художник часто маскирует значимые элементы, задавая постепенность открывания смыслов, заложенных в картине.

Среда, в которой живут его персонажи, максимально естественна. Приметы цивилизации – самолеты, машины, если и попадают в поле зрения художника, то уже в сильно потрепанном виде. Эти машины никуда не едут, самолеты не взлетают и Колумб самозабвенно гребет веслами, сидя в остове лодки посреди пустыни (тщетность человеческих усилий?).

Х. Савкуев Ковчег

Ковчег. холст, масло. 2006

Повторяющиеся элементы его полотен образуют символический ряд – животные, деревья без листвы, хворост, лестницы, веревки, но самым главным являются камни. Обкатанные веками булыжники и каменные глыбы становятся одними из самых значимых элементов композиций. Даже если они не изображаются непосредственно, ощущение камня будет возникать за счет скульптурных, как бы высеченных из камня персонажей, скупого колорита и особой текстуры живописной поверхности, напоминающей растрескавшуюся каменистую почву. Камень становится символом устойчивого и неизменного в этой переменчивой, ускользающей реальности. Камни Савкуева олицетворяют собой Вечность, а люди в его картинах крепкие, как камни.

Х. Савкуев Жертвенный бык

Жертвенный бык. холст, масло. 2003

В сложных темах, лаконичной емкости образов, скупой цветовой гамме, в суровом пафосе картин Хамида Савкуева, вместе с тем, нет трагического надрыва. Скорее в них ощущается высокая гармония Бытия. Тяготы и муки жизни принимаются как априорные условия, но они же дают возможность острее ощутить всю грандиозность и красоту общей конструкции мироздания.

© Г.П.Тулузакова
кандидат искусствоведения

———————————
* Данная статья написана для пресс-релиза выставки «Хамида Савкуева. Ковчег«. Музей искусства народов Востока, Москва, июль-август 2009, часть процитирована в его каталоге 2010 г.
Репродукции картин взяты из статьи Хамид Савкуев. Уроки жизни и композиции.
Портрет художника взят с портала Время Кабардино-Балкарии.

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>