© 2016 galina i_p_monastir

Иоанно Предтеченский женский монастырь Свияжска. Краткие сведения

Краткія свѣдѣнія
объ Іоаннопредтеченскомъ второклассномъ
Свияжском женскомъ монастырѣ

По поводу закладки въ немъ новаго каменнаго храма 17 мая 1898 года

Іоаннопредтеченскій Свіяжскій женскій монасгырь былъ основанъ вь концѣ XVI столѣтія [1]. Первоначально онъ имѣлъ по всей вѣроятности деревянную церковь во имя Іоанна Предтечи. Въ XVII вѣкѣ, надо думать, прибавилась церковь тоже деревянная во имя Рождества Христова. Этими церквами монастырь и довольствовался почти до половины ХУШ вѣка. Въ половинѣ ХVІІІ вѣка, когда всѣ Свіяжскія церкви перестраивались въ каменныя, и женскому Іоаннопредтеченскому монастырю явилась необходимость такъ же вмѣсто своихъ двухъ деревянныхъ церквей соорудить двѣ каменныя церкви прежняго наименованія.

Именно: 1-го іюня 1753 года въ сильный пожаръ, отъ котораго много пострадалъ г. Свіяжскъ, погорѣлъ и женскій монастырь. Послѣ чего вотъ и пришлось сооружать каменныя церкви. Къ сожалѣнію, монастырь не имѣлъ утѣшенія долго пользоваться вновь устроенными каменными храмами. Въ концѣ ХУШ столѣтія весь монастырь и два храма его сдѣлались жертвой ужаснаго пожара. Пожаръ случился одиннадцатаго мая 1795 года. Спасена была отъ пожара самая незначительная часть утвари церковной и иконъ. Всѣ монастырскія деревянныя зданія сгорѣли безъ остатка и самые каменные храмы повреждены были пожаромъ такъ, что о капитальномъ исправленіи ихъ нельзя было и думать, а нужно было снова приниматься за новыя сооруженія ихъ. Это было самое печальное время въ исторіи Іоаннопредтеченскаго женскаго монастыря. Надо еще удивляться: какъ онъ окончательно не былъ закрытъ. Монахини не могли найти пристанища даже и въ самомъ гор. Свіяжскѣ, потому что значительная часть самого города также погорѣла. Монахини были переведены на жительство въ Казань въ Богородицкій монастырь.

Тогдашней игуменіи Свіяжскаго монастыря матушкѣ Маріи пришлось много перенести бѣдствій въ заботахъ о возстановленіи своего монастыра. Ея горе увеличивалось еще тѣмъ, что вслѣдствіе большаго пожара для устройства города и проведенія улицъ назначенъ быль новый планъ, а но этому плану прежняя мѣстность, гдѣ находился Іоаннопредтеченскій монастырь, отходила или подъ площадь или подъ другія зданія. Монастырю Іоаннопредтеченскому выпадало несчастіе искать для себя новое мѣсто для жительства, что въ маленькомъ городкѣ Свіяжскѣ было очень трудно сдѣлать. Но Господь послалъ матушкѣ игуменіи Маріи хорошихъ помощниковъ на этотъ разъ: въ несчастномъ положеніи Іоаннопредтеченскаго женскаго монастыря приняли искреннее участіе Преосвященнѣйшій Казанскій Амвросій и начальникъ Казанской губерніи генералъ-маіоръ князь Баратаевъ. Они нашли возможнымъ перевести монастырь къ Троицкой церкви гор. Свіяжска, гдѣ былъ прежде приписной къ Троицко-Сергіевской Лаврѣ мужескій монастырь, закрытый и обращенный въ 1764 году въ приходскую церковь. Лучше этого мѣста при тогдашнихъ обстоятельствахъ и найти было нельзя. Здѣсь было двѣ церкви: одна во имя св. Троицы деревянная, а другая во имя Преподобнаго Сергія, Радонежскаго Чудотворца—каменная. Эти церкви существуютъ и до сихъ поръ.
Да не подумаютъ читатели, что при этихъ существующихъ церквахъ закладка и сооруженіе новаго каменнаго храма для монастыря—дѣло излишнее.

Надобно сказать, что деревянная Троицкая церковь есть одна изъ древнѣйшихъ церквей гор. Свіяжска. Она привезена сюда въ 1551 году по повелѣнію царя Ивана Васильевича Грознаго, уже срубленная въ Углицкихъ лѣсахъ, а здѣсь только собранная. Вся длина этой церкви вмѣстѣ съ алтаремъ и папертью десять саженъ, а ширина четыре сажени. По такой незначительной величинѣ Богослуженіе въ этой церкви давно не совершается и самая церковь и иконы въ ней сохраняются только какъ замѣчательный историческій памятникъ желанія христіанскаго царя Ивана Васильевича, чтобы христіанство съ своими храмами прочно утверждалось въ Казанской странѣ.
Другой храмъ каменный во имя Преподобнаго Сергія, Радонежскаго чудотворца, построенъ въ 1605 году повелѣніемъ Бориса Ѳеодоровича Годунова, царя и великаго князя. Нельзя сказать, чтобы и онъ былъ помѣстителенъ: длина стѣнъ его вмѣстѣ съ алтаремъ 11 саженъ 2 арш., ширина церкви 8 саженъ.

Такимъ образомъ монастырь съ самого перваго времени поселенія своего на новомъ мѣстѣ жительства не имѣлъ просторнаго храма для совершенія Богослуженій, но онъ имѣлъ хотя то утѣшеніе, что скоро могъ водвориться послѣ пожара на этомъ новомъ мѣстѣ жительства и начать устрояться. Здѣсь, на новомъ мѣстѣ жительства, монашествующія Iоаннопредтеченскаго монастыря, кромѣ вышеупомянутыхъ благодѣтелей, нашли еще высокое покровительство въ преподобномъ Сергіи, чудотворная икона коего находилась здѣсь съ самого начала устройства Троицко-Сергіевскаго мужеокаго монастыря и осталась здѣсь послѣ его закрытія въ 1701 г. Къ этой чудотворной иконѣ и прибѣгали монашествующія за помощію и утѣшеніемъ. Проходятъ десятки лѣтъ, монастырь по немногу начинаетъ устроять келліи для монахинь; улучшать внутреннее убранство храма; вообще устранять тѣ или другіе недостатки. Но одного недостатка онъ не могъ устранить до настоящаго времени, именно тѣсноты, можно сказать, единственнаго каменнаго своего храма.

Настоятельницы монастыря давно сознавали крайнюю нужду въ устройствѣ новаго помѣстительнаго храма, но другія столь же неотложныя нужды монастыря заставляли ихъ отлагать устройство храма на будущее время. Между тѣмъ число монашествующихъ постоянно увеличивалось и въ настоящее время количество ихъ доходитъ почти до трехъ сотъ человѣкъ. Посѣщеніе Богослуженія становится теперь все болѣе и болѣе затруднительнымъ не только для постороннихъ посѣтителей храма Божія, но и для самихъ живущихъ въ монастырѣ. Все это заставило рѣшиться настоящую игуменію Іоаннопредтеченскаго монастыря, Ея Высокопреподобие матушку Апфію приступить къ сооруженію новаго помѣстительнаго храма во имя Божіей Матери – Радости всѣхъ скорбящихъ. Къ этому сооруженію ее поощряли какъ почившій въ Возѣ Преосвященнѣйшій Казанскій Владиміръ, такъ и особенно нынѣ правящій епархіею Архіепископъ Арсеній. Прекрасна мысль посвятить имѣющій соорудиться храмъ имсни Божіей Матери — Радости всѣхъ скорбящихъ; потому что исторія Іоаннопредтеченскаго монастыря, какъ ни кратко мы ее изложили, даетъ ясно понять, сколько горя и несчастій перенесъ этотъ монастырь. Пора ему и порадоваться подъ покровомъ Усердной Заступницы рода христіанскаго—Божіей Матери Радости всѣхъ скорбящихъ.
Всякій теперь можетъ видѣть, что сооруженіс новаго храма въ этомъ мовастырѣ вызывается самыми насущными потребностями монастырской жизни, а не какою нибудь тщеславною мыслію имѣть больше храмовъ, хотя бы не всѣ они были нужны.

Мы питаемъ глубокую надежду, что Ея Высокопреподобіе игуменія Апфія со всѣми своими многочисленными трудолюбивыми сестрами встрѣтитъ въ сердцахъ щедрыхъ христіанскихъ благотворителей искреннее сочувствіе къ великому и трудному дѣлу сооруженія новаго каменнаго храма, а Царица Небесная съ великими угодниками Предтечею и Крестителемъ Іоанномь и преподобнымъ Сергіемъ, Радонежскимъ чудотворцемъ, подвигнутъ сердца на помощь къ сооружснію камнннаго храма.
————————————-
[1] См. Исторiя Россiйской іерархіи. Архімандрита Амвросія. ІV часгь. Отд. 2, стр. 1127. № 97.
Источник: Краткія свѣдѣнія объ Іоаннопредтеченскомъ второклассномъ Свияжском женскомъ монастырѣ. По поводу закладки въ немъ новаго каменнаго храма 17 мая 1898 года. Евфимия Малова. Казань. Типо-Литографiя М. А. Чироковой. 1898 год

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>