© 2017 galina kizi_22

Блестят купола над Россией

Н.А. ПАКШИНА

19 августа – праздник Преображения Господня. Стоим на пристани Петрозаводска, а перед нами серебряная гладь Онежского озера. Говорим о погоде и совсем не от того, что говорить больше не о чем. Просто погода в Карелии очень переменчива, соперничать с ней в этом может, пожалуй, только Санкт-Петербург. И тут одна немолодая женщина на причале, сказала, что на Кижах в этот день непременно будет солнечная погода, что она ездит на остров уже несколько раз именно на праздник Преображения, и всегда ясно.

Сами мы поплыли на Кижи на следующий день, когда стихла немного праздничная суета и представилась возможность познакомиться с храмами в спокойной обстановке. И в этот день погода не подкачала.
Наша «Комета» неслась по бескрайним водным просторам. Миновали маленькие поросшие лесом зеленые острова, приближались к Кижам. И вот вдали показался Кижский погост и самый знаменитый храм острова Преображенский. Он не очень похож на известные изображения, и на то, каким представлялся по фотографиям, поскольку весь в строительных лесах из-за реставрационных работ, но все равно величественный и красивый.

Кижский погост

В привычном каскаде серебристых куполов нет середины (куполов сейчас не 22, а много меньше), но мы как завороженные не сводим глаз с Кижского погоста. Так сложилось, что наша экскурсия по заповеднику начиналась с посещения именно его. Мы подходили к главному храму острова уже по суше, следуя от причала. Экскурсовод обращает наше внимание на наклон оси церкви. Да действительно, наклон виден. Верхние купола стоят на столбах, даже сердце сжимается от сознания хрупкости сооружения.

Дорога к храму

Подходим вплотную к Кижскому погосту, который находится на небольшой косе в южной части острова. От экскурсовода слышим, что архитектурный ансамбль представляет собой две деревянные церкви, построенные в 18-м веке — Преображенская и Покровская и стоящая между ними 30-метровая деревянная колокольня, возведенная во второй половине века 19. Все эти сооружения окружены традиционной оградой. Узнаем, что ныне ансамбль является объектом культурного наследия ЮНЭСКО. На следующих трех фотографиях можем увидеть эти храмовые сооружения с разных точек и ракурсов и убедиться в очередной раз, что вместе они составляют очень живописную композицию.

Внутрь церкви Преображения Господня мы не попали в связи с реставрационными работами. Услышали немало про то, как ведется сохранение комплекса. Не будем пересказывать подробно, поскольку все это можно найти в путеводителях. Что поразило больше всего?
При приближении к восстанавливаемому храму показалось, что главки покрывают каким-то золотистым металлом. Удивляемся, но подойдя вплотную, разглядываем, что это осиновый лемех, просто в покрытии первого года выглядит золотым. Жаль, что не удалось сфотографировать несколько «золотых» куполов, поскольку солнечные лучи падали в тот момент не с нужной стороны.
А вот зимняя церковь Покрова Пресвятыя Богородицы является действующей, в нее мы заходим. Видим красивый иконостас, и слышим церковное пение. Иконы выстроены в ряды и закрывают всю восточную стену, как это принято в православных церквях. Поражает он большим количеством икон. Обращает на себя внимание характерная для северных икон цветовая гамма (неяркие оттенки зеленого, розового, охры) и обилие золота.

Иконостас Покровской церкви

Певчие

Дальнейшая экскурсия состоит в знакомстве с жилыми и хозяйственными постройками заповедника. Есть там красивейшие дома онежских крестьян, увитые ажурной резьбой, например, дом Яковлева. Есть старая деревянная мельница, которая очень эффектно выглядит на фоне неба. Видим оригинальную наклонную городьбу вокруг посевов. Сталкиваемся даже с гадюкой в траве! Там их много, поэтому рекомендуют ходить по возможности по дорожкам. Но, не будем уклоняться от темы, и вернемся к рассмотрению храмовых построек острова Кижи.

А следующей на нашем пути была часовня Михаила Архангела.

Часовня Архангела Михаила

Часовня – небольшой безалтарный храм, где могли совершаться некоторые церковные таинства, например, крещение, покаяние, соборование. Часовня Архангела Михаила была перевезена сюда в 1961 году из деревни Леликозеро, которая расположена приблизительно в 30 км от острова Кижи на Заонежском полуострове.
Сейчас эта часовня стоит поодаль от других построек и звон с ее колокольни разливается по острову, создавая особое созерцательное настроение, заставляя остановиться и постоять молча. Колокольный звон можно послушать и вблизи, для этого на небольшом расстоянии от часовни Михаила Архангела установлены ряды скамеек. Послушав немного, направляемся к небольшой, но очень древней и изящной церкви Воскресения Лазаря.

Это про нее когда-то написал известный исследователь русского деревянного зодчества Лев Владимирович Даль: «Церковка эта интересна во многих отношениях». Подходим ближе и видим миниатюрную и скромную, но вместе с тем красивую и гармоничную постройку. Срублена она из нетолстых сосновых бревен, которые не проложены мхом. Под ней не фундамент, а небольшой слой камней. Чего-чего, а камней на острове много, они как будто из земли растут. Везде видны большие и маленькие, серые и розоватые, и совсем темные (позже узнаем, что черные –шунгит [1]).

Церковь во имя Воскресения Лазаря

Эта одноглавая церковь клетского типа является одной из древнейших деревянных церквей не только Кижей и района Онежского озера, но и всей России. От других деревянных храмов Кижей отличается такими особенностями, как наличием волоковых окон [2] и редко встречающейся беспетельной конструкцией двери. Экскурсовод рассказывает, о том, что о времени ее постройки до сих пор не стихают споры, кто-то из специалистов датирует церковь Воскресения Лазаря XVI веком, а кто-то склоняется к тому, что она появилась в XV или даже в XIV веке. Мы не очень внимательно слушаем рассказ, скорее просто стоим, любуемся, фотографируем.

Церковь Воскресения Лазаря

И тут до меня долетает фраза «…церковь Воскресения Лазаря перенесена из Муромского монастыря». Стоп! Многие считают, звук собственного имени вызывает у человека, не всегда осознаваемое им, чувство приятного. Об этом еще писатель и психолог Дейл Карнеги написал свое, одно из самых афористичных утверждений «…имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Имя – это как бы часть тебя. Нет, я – не Лазарь, и даже не Лазаревна. Просто мой родной город – Муром, и это тоже от рождения, и тоже часть меня. И никуда от этого не уйти.
Естественно, интересуюсь из какого Муромского монастыря, и узнаю, что в данном случае речь идет о Свято-Успенском мужском монастыре, который некогда находился на территории Олонецкой губернии, на юго-восточном побережье Онежского озера, рядом с Муромским озером и небольшой речкой Муромкой, которая, по сути, является извилистой протокой, соединяющей эти озера. Церковь была кладбищенской, а построена по новгородскому преданию самим святым Лазарем.
Говорить о ней можно очень много, но пора возвращаться. Уходя к причалу, оборачиваемся назад и еще раз смотрим на нее, смотрим теперь издалека.

И в этот момент как-то сами собой складываются стихотворные строки:

«Купол осиновый блестит серебром как глаза у России.
Гляжу я вокруг, от восторга немею.
Как раньше жила? И как дальше сумею?
И чувствую, будто растут мои силы
С того что блестят купола над Россией»

Фотографии А.Д.Пакшина и П.В.Пакшина

——————————–
Примечания
[1] Шунгит — докембрийская горная порода, занимающая по составу и свойствам промежуточное положение между антрацитами и графитом. Встречаются разновидности шунгита чёрного, тёмно-серого и коричневого цвета.
[2] Волоковое окно – небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба. Волоковое окно изнутри закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.


Кижи Церковь Воскресения Лазаря. Волоковое окно до реставрации


Кижи Церковь Воскресения Лазаря. Волоковое окно после реставрации
[3] Общий вид острова Кижи. Источник

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>