© 2011 galina mog_pliti_1

Могильные плиты под асфальт

Задумывая свой блог, я намеревалась создать на нем раздел или рубрику об интересных событиях, новостях из жизни города, в котором живу. Но не думала, что первой публикацией этой рубрики станет такая.

Наш город готовится к проведению Универсиады 2013 года. Повсюду идет большое строительство. В основном строят спортивные объекты: спортзалы, стадионы и прочее. Кроме того реконструируется старые и строятся новые дороги, транспортные развязки, пешеходные переходы, продлевается ветка метро в сторону нашего Соцгорода. Одна из новых дорог должна пройти через старый район, именовавшийся в прошлом Суконная слобода.

В только что полученном свежем номере газеты proГород прочитала статью, о которой просто не могу не рассказать. Статья называется «Новую дорогу строят на могильных плитах». В ней говорится, что в ходе работ строители вырыли глубокий котлован для замены разного рода коммуникаций.

«В результате весь участок оказался буквально усеян разбитыми фрагментами надгробий. На обломках можно разобрать обрывки надписей – старославянскую каллиграфию и арабскую вязь. На некоторых читаются даты (например, «1851″), фразы («тело дочери»), отрывки эпитафий».

Любитель казанской старины Рада Курбангалеева рассказала, «что стены этого спуска были выложены плитами предположительно со старого армянского кладбища. На большом участке между Арским полем и озером Кабан располагалась в XV-XVI веках слобода армянских купцов и ремесленников».

Заведующий Национальным центром археологических исследований Айрат Ситдиков, подтвердил, что в этом районе находилось два кладбища – христианское и мусульманское. В советское время, когда склон так называемой первой Ульяновской горы стал осыпаться, «открылись старинные могилы, показались надгробия. Не долго думая, ими воспользовались как строительным материалом, укрепляли этот склон. А сейчас выходит могильные плиты подверглись поруганию во второй раз…»

«Строители говорят, что если эти надгробия никто не уберет, их будут снова закатывать в асфальт». В газете приведен комментарий заместителя министра культуры РТ Игоря Нестеренко. «Эти обломки не представляют никакой исторической ценности и случай этот вполне рядовой – здесь же поблизости и церковь, а рядом с церквями всегда были кладбища».

Представляется интересным обратиться к биографии господина Нестеренко.
Родился 14.02.1965 в г. Лубны Полтавской области УССР. Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова – Ленина (1989) по специальности «историк, преподаватель истории и обществоведения«.
С 05.1984 по 05.1986 гг. – Служба в ВС СССР
С 03.1989 по 12.1990 гг. – Старший архитектор производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры. Министерство культуры ТАССР
С 01.1991 по 12.1995 гг. – Начальник отдела учета, охраны и пропаганды памятников Научно-производственного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РТ
С 01.1996 по 06.2004 гг. – Начальник отдела учета, охраны и пропаганды памятников. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РТ
С 01.2005 по 05.2011 гг. – Начальник Главного управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РТ
С 24.05.2011 – Заместитель министра культуры Республики Татарстан

Не хочу комментировать изложенные факты. Все достаточно очевидно. Вот этот район на карте города

Несколько фотографий строительства дороги именно в том месте, о котором говорится в статье, сделанные мной пару недель назад. На моем фото в начале статьи спуск с первой Ульяновской горы, 2007 год. Ниже на фото этот же участок спуска сейчас.


Быть может, это обломки могильных плит?


Справа, чуть выше этой церкви, отданной старообрядческой общине Казани, и прокладывается новая дорога. О ней говорит чиновник. На территории, принадлежавшей некогда этой церкви, и находилось одно из поруганных ныне кладбищ. А сколько их было в Казани! Известный историк-краевед Анатолий Михайлович Елдашев в своих книгах, посвященных истории некрополей Казани и от части Казанского края, не упоминает кладбище при этой церкви, к сожалению.

Отзывов: 3

  1. Галина
    26.06.2011 в 07:36 | #

    Галя, болью в душе отзывается Ваш репортаж. Почему никому нет дела до нашей старины? Почему люди не стремятся сохранить память о предках? Одни вопросы… Вам бы опубликовать эту статью в одной из газет. Думаю, что появились бы у Вас единомышленники, готовые поддержать Ваш протест.

    Г.В.

    • Галина
      26.06.2011 в 07:42 | #

      Галя, но статья уже опубликована. Я ссылаюсь на нее и цитирую выдержки из этой публикации. Жаль, что газета proГород рекламного характера из тех, что рассказывают коротко о новостях, дают ТВ-программы, а основном состоят из рекламы. Автор статьи Алена Мартынец, есть в ней и фотографии Рината Назметдинова. Но я использовала свои.

  2. Мокрушина Ольга
    28.06.2011 в 16:52 | #

    Пренебрежительное отношение к памяти усопших – печальное советское прошлое. В Москве в 30-е годы со многих городских кладбищ свозились старинные надгробия из черного гранита, надписи стесывались, ими в последующие годы бурного строительства мостились набережные Москвы-реки. В районе м.Автозаводская под трамвайными путями лежат белокаменные надгобные плиты Симонова монастыря. Многие кладбища даже и не переносили, строили прямо на костях, используя могильные плиты для укладки основания дорог. Так прямо по старообрядческому кладбищу д.Нагатино (р-он м.Коломенская) проходит дорога. В архивных документах 30-х годов я видела ответ Райисполкома на письмо прихожан Рогожского кладбища о преостановлении вывоза могильных плит по их просьбе, так до наших дней сохранились памятники этого старинного некрополя, а сколько из них было утрачено.Недавно и в Петербурге нашли улицу, вымощенную надгробиями.
    http://kp.ru/online/news/860832

Ваш отзыв на Галина

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>