В настоящее время, когда и общество и правительство наше озабочены насаждением и распространением церковно-приходских школ, существует настоятельная потребность в возможном удешевлении этого типа школ, без ущерба, конечно, учебному делу; ибо большинство церковных школ крайне скудно обеспечены материальными средствами и существуют, часто, благодаря лишь личным жертвам нашего православного духовенства. Духовенство нередко на свои же средства доставляет в школы и учебные принадлежности. Затруднение в средствах особенно чувствительно бывает при обучении письму в многолюдных школах, потому что доставлять 30-40-50 человекам тетради – дело не легкое, при 25 рублевом бюджете церковной школы.
По этому, нам кажется, было бы полезно сообщать во всеобщее сведение каждый более или менее удачный опыт на пути удешевления обучения в церковно-приходских школах. На этот раз мы желали бы заявить или, точнее, напомнить о забытом ныне простом и дешевом способе обучения письму, по каковому способу в свое время обучался письму пишущий сии строки в церковной школе, срдержащейся на средства местнаго священника, и каковой способ с успехом практикуется в настоящее время в церковно-приходских школах Колчеданского прихода.
Нехитрый способ этот состоит в следующем. Лист писчей бумаги пропитывается постным (конопляным) маслом, предварительно хорошо сваренным; просушивается надлежащим образом и накладывается на пропись. Буквы прописи очтетливо видны сквозь пропитанную маслом бумагу, и по этим буквам учащийся пишет на приготовленной таким образом бумаге, стараясь скопировать написанное в прописи со всею точностию.
«Чернила» при этом употребляются также особенные. Для этого берут кусок хорошего мелу, мелко толкут его, просевают через плотное сито и разводят его в воде до той степени густоты, чтобы он удобно держался на пере и легко сходил на бумагу, – и в результате получаются «чернила» белые. Эти «чернила» в маслянистую бумагу не впитываются, ток что учащийся, дописав всю страницу, стирает написанное мокрою тряпкой или губкой – до чиста и пишет на следующей странице, а сырая страница, между тем, просыхает и готовится для письма (подобно грифельным доскам).
При таком способе обучения письму ученик легко и чисто механически привыкает изображать красивые буквы и сам тотчас же видит свои отступления от прописи, которые и поправляет. С течением времени, когда ученик привыкнет правильно выводить буквы, можно заставить его на чистом месте, напр. под строкою, изображать буквы уже самосыгода этого способа обучения письму, по нашему мнению, двойная: при нем не переводится много бумаги и ученики скоро и красиво выучиваются писать. Очевидно также, что этот способ вполне может заменить собою и практикующийся ныне способ обучения письму по «сеткам».
Свящ. В. Аг…в
—————————————
Источник: Екатеринбургские епархиальные ведомости 1890 г. №№ 12-13 от 24-31 марта стр.306-307
Фото: Источник
Отзывов: 2
Спасибо, Галина. Интересно, трогательно, и смешно. Оказывается, вот откуда истоки «дралоскопа».Стекло (иногда рама) лежит на двух стульях, снизу лампа, и два листа ватмана на стекле. На одном листе готовый чертеж прилежного студента, а на другой лист чертеж с легкостью «перемещается» с помощью «дралоскопа». Оставалось поставить только свои размеры. Часто оценка за второй «скоропалительный» чертеж была выше.Исходный-то чертеж был затерт при усердной работе. Вот такие воспоминания вдруг от письма в церковно-приходской школе к курсовикам политехнического института?! Впрочем, и то, и другое уже давно принадлежит истории.
Валентина, интересно! Вероятно, Вам приходилось выполнять множество чертежей. Я же не помню особой загрузки подобными заданиями. Но в иных целях – собственных, когда нужно было что-то перерисовать (туристическую карту, например) лампа и стекло также использовались.Связь времен, однако!