© 2011 galina opalnie-loshadi_8

«Опальные лошади»

Просвещенному Читателю, конечно, известна история ссыльного углического колокола, описанная в литературе, широко представленная в Интернете. Собственно, таков путь многих Интернет-публикаций: сначала – печатное слово, затем – слово в виртуальном пространстве.
В 1591 году в Угличе по недогляду мамки и кормилицы трагически погиб царевич Дмитрий младший сын Ивана
Грозного и Марии Нагой. Ударил колокол Спасского собора, возвещая скорбную весть и призывая угличан к расправе над убийцами царственного отрока. Состоялся самосуд. Затем последовала расплата власти за этот бунт. И вместе с угличанами столь же жестоко был наказан и набатный колокол. Его сбросили с колокольни Спасского собора, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади наказали 12 ударами плетей и отправили в сибирскую ссылку.

Эта история общеизвестна. А вот недавно в очередном номере журнала «Нижегородская старина», вып. 23-24 2010 г. была напечатана статья о ссыльных столь же неожиданных  – «Государевы «опальные лошади» в Печерском монастыре».

В фондах архива Нижегородской области (ЦАНО) хранятся грамоты XVII века, писанные от имени царя Алексея Михайловича (Тишайшего) настоятелю монастыря или келарю, о присылке в Печерский монастырь Нижнего Новгорода «опальных лошадей», сосланных по повелению царя за разного рода провинности.
Лошади ссылались на определенный срок, установленный самим государем. К месту ссылки их вели «под узды» приставленные для этого пристава. Настоятель монастыря должен был принять и кормить каждую из ссыльных лошадей. По прошествии времени приходил очередной указ о возвращении лошади в Москву. И тогда опальную лошадь отсылали в губную избу, откуда пристава также «под узды» препровождали ее до Москвы для государевых дел.
Внимательный читатель найдет в этих грамотах интересные сведения и иного характера. Например, штрихи по административно-территориальному устройству и системе самоуправления государства Российского времени Алексея Михайловича. Любопытна процедура делопроизводства. Из приведенных ниже грамот узнаем, что в 1652 г. Печерскую обитель возглавлял названный Строителем старец Герман, келарем был Деонисий Омачкин. В следующем 1653 году уже иные имена: грамоты пишутся «архимандриту Стефану да келарю старцу Авраму». Сохранили эти старинные «памяти» и имена служивших при губной избе приставов Гурка Корытнова, Ганьки, и губных  старост в Москве Василия Павлиновича Матюшина, предположительно, Микитки Омачкина, Ивана Зубатова, Василия Полуехтовича Колычева. Кстати, не безинтересно совпадение фамилий келаря Печерской обители Дионисия Омачкина и москвича, служащего при губной избе, Микитки Омачкина.

Лета 1652-го марта в 21 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Великия и Малыя и Белыя Русии самодержца Указу Печерскаго монастыря келарю Деонисию Омачкину. Велено вам прислать Государева опалная лошадь к губной избе кобылу пег уз губным приставом з Ганькою <…>. Губной староста Василей Павлинович Матюшин печать свою приложил.

Лета 1652-го декабря в 22 день, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Великия и Малыя и Белыя Русии самодержца Указу Печерскаго монастыря келарю Деонисию Омачкину з братьею. Велеть бы вам прислать в губную избу к губному старосте Василью Павлиновичу Матюшину государевы опалные две лошади мерина солова да мерина темно сера для Государева дела тот час. К сей памяти губной староста Василей Павлинович Матюшин печать приложил.

[ЦАНО. Ф. 579. Оп. 589. Д. 225. Памяти из губной избы братии Печерского монастыря о присылке «государевых опальных лошадей».]

Лета 1652 ноября в 3 день по Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича всеа Русии Указу Печерскаго монастыря келарю старцу Герману з братьею. Послали к вам в монастырь на корм Государеву опал ную лошедь мерина коура грива направо леты срослы з губным приставом з Гурком Коряковым и вам бы его принять и кормить до Государева указу а з голоду не уморить. Иван Зубатов.

[ЦАНО. Ф. 579. Оп. 589. Д. 223. Память губного старосты Зубатова И. Герману, келарю Печерского монастыря, о принятии в монастырь на корм «государевой опальной лошади.»].

Лета 1653-го, генваря в 7 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии Указу и по приказу Василья Полуехтовича Колычова да подьячего Димитрия Шипилина память в Печерской монастырь архимандриту Стефану да келарю старцу Авраму прислати к Москве опалную лошадь мерина савраса тот час.

Лета 1653-го ноября в 17 день, по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии Указу память Печерского монастыря келарю старцу Аврамию з братьею. Посланы к вам в монастырь две Государевы опалные лошади на корм кобылу солову да мерина гнеда с приставом с Пронькою Недосекиным и по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всеа Русии Указу велети сих лошадей принять и кормить до Государева указу. К сей памяти Василей Полуехтович Колычов печать свою приложил.

[ЦАНО. Ф. 579. Оп. 589. Д. 249. Памяти из Нижегородской губной избы властям Печерского монастыря об «опальных лошадях».]

Хочется сказать благодарственное слово в адрес творческих людей, возложивших на себя этот нелегкий, но благодарный труд – издание столь замечательного историко-краеведческого журнала «Нижегородская старина.  Благодаря друзьям из Нижнего Новгорода имею возможность приобретать и читать его с 2007 года.  Остается только сожалеть, что нет ничего подобного по истории нашего Казанского края, не менее интересной.

 

Отзывов: 5

  1. Екатерина
    05.10.2011 в 14:06 | #

    Любопытно за какие провинности лошадок подвергали опале?

    • Галина
      05.10.2011 в 16:19 | #

      К сожалению, в грамотах нет сведений о провинностях лошадей, за которые они подвергались опале. Мне тоже интересно это было бы узнать. Нужно обратиться к историческим исследованиям правления Тишайшего. О нем писали С. М. Соловьёв; В. Берх; И. Е. Забелин; В.О.

  2. 11.11.2011 в 12:32 | #

    Очень интересно! И, к стыду моему, абсолютно новая для меня информация.
    Спасибо Вам, Галина Фёдоровна!
    ИМЯ

    • Галина
      11.11.2011 в 12:47 | #

      Ирина Михайловна, не знаю, удалось ли Вам посмотреть 20-ти серийный фильм «Раскол», не столь давно показанный по ТВ на канале КУЛЬТУРА. Мы с мужем посмотрели все 20 серий с огромным интересом. Главные герои фильма царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум и прочие исторические личности эпохи истока русского раскола. Могу сказать, многое и для меня было незнакомым. Вообще, как отмечали историки при обсуждении фильма, эта эпоха почему-то наименее известна, как бы обойдена даже и в преподавании в школе. Не одна Вы, полагаю, не были знакомы с этим интересным фактом.
      Думается, история нашего отечества хранит еще много неизвестного не только рядовому жителю, но и ученым.
      Кстати, только что прочитала в Интернете, что фильм «Раскол» будет показан телеканалом «Россия-1».

  3. 12.11.2011 в 12:12 | #

    К сожалению, видела «Раскол» отрывками. Обязательно постараюсь не пропустить на канале «Россия-1». Большое Вам СПАСИБО!
    ИМЯ

Ваш отзыв на Ирина

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>