Созданное в 1890 году Казанское епархиальное училище первоначально не имело домовой церкви. Воспитанницы слушали всенощное бдение в училище, но в праздничные и воскресные дни должны были ходить к литургии в приходскую Кирилло-Мефодьевскую церковь, ближайшую к училищу. Не оставлявший своим вниманием и попечением вновь созданное училище Архиепископ Павел (Лебедев) горел желанием устроить в нем домовую церковь. Его усилиями были собраны средства, необходимые для этого. Первыми благотворителями стали Ольга Сергеевна Александрова (в
замужестве Гейнс) – 3000 руб., Елабужский благотворительный комитет -500 руб. Эти средства послужили к началу устройства училищного храма.
Совет училища определил, каким быть иконостасу. По выбранному им рисунку, одобренному Высокопреосвященнейшим Павлом, был заказан иконостас стоимостью в 2000 руб. Расходы по написанию икон для иконостаса и храма принял на себя почетный блюститель по хозяйственной части В.И.Заусайлов. Нашлись и другие жертвователи неравнодушные к благому делу. Жертвовали украшения для церкви, необходимую утварь, вещи, денежные средства. Так протоиерей П.Д.Миловидов пожертвовал «св. Крестъ, Евангеліе, кадило и священническое облаченіе».
В Известиях по Казанской епархии № 23 от 1 декабря 1893 года приводится подробное описание вновь устроенной домовой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы епархиального училища:
Занимая самый верхній (третій) этажъ новаго зданія, новоустроенная училищная церковь представляетъ собою довольно обширное (длиною около 8 саж. и шириною -1 ½ саж.), высокое (2 саж., 1 арш. и 14 верш.) и свѣтлое (въ два свѣта) помѣщеніе. При входѣ въ церковь, прежде всего обращаетъ на себя вниманіе очень красивый и изящный иконостасъ (работы мастера И.А.Фешина*), украшенный золотою рѣзьбою по свѣтло-голубому фону. Двухъярусный иконостасъ уставленъ живописными иконами, весьма удачно исполненными иконописцемъ Семеновымъ, по указанію Совѣта Училища, при участіи почетнаго блюстителя В. И. Заусайлова—опытнаго знатока въ иконописномъ дѣлѣ.
Я располагаю единственным изображением иконостаса, взятого с групповой фотографии выпуска воспитанниц Казанского епархиального женского училища 1909 года. Есть все основания полагать, что это подлинный иконостас работы Ивана Александровича Фешина для домовой церкви Казанского епархиального женского училища. К сожалению, качество снимка неважное. Потому привожу дословное описание иконостаса, которое может представлять определенный интерес.
Иконы на царскихъ вратахъ Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и четырехъ Евангелистовъ, надъ царскими вратами—Тайной вечери и мѣстныя—Спасителя и Божіей Матери—златочеканной работы; всѣ же прочія иконы простой работы. Въ первомъ ряду иконостаса по правую сторону царскихъ вратъ, кромѣ иконы Спасителя помѣщены иконы Рождества Пресвятой Богородицы и трехъ святителей вселенскихъ, по лѣвую же сторону—за иконою Божіей Матери слѣдуютъ иконы с.в.в. Іоанна-Крестителя Господня и трехъ святителей Казанскихъ: на южныхъ и сѣверныхъ дверяхъ—иконы свв. Архистратига Михаила и Архангела Гавріила. Во второмъ ряду иконостаса по правую сторону иконы Тайной вечери и конусообразнаго возвышенія, заканчивающагося вверху крестомъ, помѣщены иконы: Рождества Христова, Богоявленія, Сошествія Св. Духа на Апостоловъ и свв. равноапостольныхъ Меѳодія и Ки- рилла; по лѣвую же сторону— иконы: Вознесенія Господня, Введенія во храмъ ІІресв. Богородицы, Успенія Богородицы и св. равноапостольнаго князя Владиміра и благовѣрныя княгини Ольги. За правымъ клиросомъ помѣщена довольно большаго размѣра икона свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла, за лѣвымъ— святителя Николая. Въ алгарѣ на восточной сторонѣ (за престоломъ), при открытыхъ царскихъ вратахъ, изъ средней части храма открывается прекрасный видъ иконы Воскресенія Христова, написанной на цинковой доскѣ большаго размѣра и окаймленной роскошной золотою рамою; рядомъ же съ этою иконою поставлены запрестольный крестъ съ распятіемъ, писаннымъ на кипарисѣ, и икона Знаменія Божіей Матери злато-чеканной работы. Стѣны храма, оштукатуренныя, пока лишь выбѣлены; полъ паркетный. Вообще въ настоящемъ своемъ видѣ храмъ производитъ впечатлѣніе „изящества въ простотѣ» и по всей справедливости можетъ быть признанъ одною изъ лучишхъ домовыхъ церквей г. Казани.
Освящение новоустроенного училищного храма состоялось 12 октября 1893 года. В 8 часов утра совершено было положенное водоосвящение. В десятом часу утра в училище прибыл Архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров), встреченный собором священнослужителей, назначенных в участию в освящении храма и совершении божественной литургии. Были: о. ректор духовной семинарии архимандрит Филарет, о. ключарь кафедрального собора священник А.Яблоков, инспектор училища священник М.Источников, член Совета протоиерей Д.Сельский, о. председатель строительного комитета священник Г.Павловский и о. благочинный г.Спасска священник М.Леонов.
По завершении литургии воспитанницы Училища отправились в свою столовую, где их ожидал праздничный обед. Гости же были приглашены почетным блюстителем Училища В.И.Заусайловым во временное помещение Начальницы Училища, где был накрыт чай, а в актовом зале – закуска и приличные торжеству обед.
—————-
*Иван Александрович Фешин уроженец г.Арзамаса. Владел позолотно-столярной иконостасной мастерской в Казани, отец художника Николая Ивановича Фешина. 2 ноября в Казани открывается выставка
Николай Фешин
От Казани до Таоса
Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство
—————-
В заголовке фото иконостаса Училища работы И.А.Фешина.
Последующие фотографии:
Кирилло-Мефодьевская церковь г.Казани
Портрет Ольги Сергеевны Гейнс работы И.Е.Репина
Портрет Архиепископа Казанского и Свияжского Владимира (Петрова)
Отзывов: 2
С уважением, Анна.
Вы задали вопрос, ответ на который найти будет не просто (не сказать ли проблематично!), если речь может идти «о смутных 1917-1918 годах». Однако попытаться, конечно, нужно. Спасибо за предложение прислать фотографию отца Михаила. Полагаю, его портрет будет уместен в одной из моих статей о епархиальном училище, которому он посвящал свои труды ряд лет.