© 2021 galina padarin_vv_14

Мой прадед Падарин Михаил Александрович. Часть 1

Оригинальный текст: Вернер Падарин (Австралия)
Перевод, помощь в исследовании: Н.А. Балакина-Викулова (Россия)

ВВЕДЕНИЕ

В своих рассказах о предках мой отец, и я уверен, что это все, что он знал, – доходил только до своего деда Михаила – Падарина Михаила Александровича. Отец рассказывал мне, что Михаил был родом из Осы (Oca – уездный город Пермской губернии), получил медицинское образование то ли в Москве, то ли в Казани, был награждён золотой медалью за успешную сдачу выпускных экзаменов, а затем работал врачом в Осинском земстве, где у него было больше шансов работать с бедняками, нежели на более оплачиваемой должности в городской больнице. В земской больнице Михаил работал с очень способным доктором. Михаилу также нравилось делать свои собственные медицинские инструменты. Отец рассказывал, что однажды Михаил был вызван к мальчику, болеющему дифтерией. Мальчику требовалась срочная трахеотомия. У Михаила не было при себе необходимого оборудования, и он высосал из горла плёнки, чтобы очистить дыхательные пути. Мальчик выжил, а Михаил заразился и умер. Это звучало геройски и… глупо, но в то время такое практиковалось. В своём рассказе «Попрыгунья» А. Чехов описывает своего героя Дымова (прототипом которого был доктор Кувшинников):

«…Знаете, отчего он заразился? Во вторник у мальчика высасывал через трубочку дифтеритные плёнки. А к чему? Глупо… Так, сдуру… Умирает, потому что пожертвовал собой…»

Отец рассказал мне, что Михаил был женат на Леонилле Фенколь, немке, которая сбежала от родителей, чтобы выйти за него замуж, так как родители были против этого союза. Ещё одной деталью жизни прадеда было наличие у Михаила ребёнка от любовницы. Отец рассказывал это следующим образом: Михаил часто уезжал из дома на несколько недель для объезда больных, оставляя больницу в умелых руках ассистента. Однажды он вернулся домой с ребёнком. Он сказал Леонилле, что ребёнок, Зоя, от него, и что мать только что умерла. Позже мой отец рассказал другую версию этой истории, сказав, что Михаил признался Леонилле о Зое только тогда, когда был на смертном одре (и этот разговор происходил через закрытую дверь, так как он сказал ей, чтобы она не входила, поскольку он был заразен). История о том, что он был заразен в момент его смерти, не соответствует тому, что я сейчас узнал, но в любом случае, несмотря на строгие взгляды и на нарушения морали, Леонилла приняла и официально удочерила Зою и обращалась с ней наравне со своими собственными детьми, Александром и Лией.

Несколько лет назад я довольно безуспешно искал в Интернете фамилию “Падарин”. Недавно я попробовал ещё раз (конечно, используя кириллическое написание) и был рад найти недавно опубликованную книгу «Omnis vita… Вся жизнь…», в которой упоминалась роль Михаила Падарина в создании земской системы здравоохранения в Осинском уезде [1]. Подзаголовок книги звучит так: «От Приказа общественного призрения к школе передового опыта«, а в одном отрывке написано следующее: «Осинская центральная районная больница – лечебное учреждение с большими традициями ещё с земских времён. С её историей связаны имена выдающихся земских врачей М.А. Падарина, С.П. Мышкина, Н.И. Тезякова, А.Н. Поносова, А.И. Тимофеева».

Эта книга дала мне подсказки для дальнейших поисков в Интернете, и я смог найти ряд других публикаций, в которых также упоминался мой прадед. Затем я случайно наткнулся на российский генеалогический форум с сообщением от Наталии Балакиной-Викуловой, в котором говорилось, что Падарин упомянут в книге, к которой у неё есть доступ. Она предлагала предоставить подробную информацию, но с оговоркой, что её ответ может занять некоторое время. Поэтому, конечно, я написал ей по электронной почте. Ответ пришёл на следующий день! И она не только предоставила подробности из этой книги, но и продолжила помогать мне. Когда я начал писать свой рассказ о прадеде, я написал, что, возможно, половина того, что я узнал о нём, была получена благодаря помощи Наталии. Теперь, с течением времени, это, безусловно, стало больше половины!

Во время исследования выяснилось, что информация в книге, с которой я начал свой поиск, была не совсем правильной – авторы, как и, по крайней мере, в ещё одной публикации, ошиблись в месте и дате рождения Михаила! На сегодняшний день у меня есть довольно хорошая, хотя и не на 100% полная, картина жизни Михаила Александровича Падарина. Более того, сейчас я знаю, кто были его предки – но об этом будет уже другой рассказ!

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ М.А. ПАДАРИНА

• 19 февраля 1841 г. родился в с. Илгань Вятской губернии;
• около 1862 г. окончил Вятскую духовную семинарию;
• 19 сентября 1863 г. – 21 мая 1871 г. обучался в Казанском университете;
• 21 мая 1871 г. окончил университет по специальности “лекарь”;
• 24 июня 1871 г. поступил на земскую медицинскую службу в Осе;
• в 1872 г. посещал Санкт-Петербург для ознакомления с проектом постройки больницы;
• 7 сентября 1873 г. уволился с земской службы в Осе;
• 14 ноября 1873 г. родился сын Александр (мой дед);
• с января по октябрь 1874 г. служил в земской медицинской службе в Глазове;
• 22 октября 1874 г. назначен ординатором в Казанскую университетскую больницу;
• 21 февраля 1876 г. родился сын Николай;
• в июне 1877 г. работал в полевом госпитале во Врадиевке во время русско-турецкой войны;
• 22 октября 1877 г. уволился со службы в Казанском университете;
• 13 декабря 1877 г. родилась дочь Лия;
• 21 июля 1878 г. назначен на внештатную должность в Казанскую университетскую больницу;
• 1 октября 1879 г. дополнительно назначен врачом Императорской Казанской гимназии;
• 2-9 августа 1881 г. присутствовал на Международном медицинском конгрессе в Лондоне;
• в 1882 г. вернулся в Осу, чтобы выступить с докладом перед Осинским земством;
• 5 ноября 1883 г. уволился со службы в Казани;
• с 1883 г. до конца своей жизни был врачом на заводах и в земствах;
• в 1884-1885 гг. работал в Шадринской земской больнице;
• 3 июня 1886 г. возобновил работу в Осинском земстве;
• в сентябре 1886 г. родился сын Аркадий, умерший 28 мая 1888 г.;
• 27 сентября 1888 г. умер в Осе.

Даже это краткое изложение фактов показывает, насколько много событий было в жизни моего прадеда, о которых мой отец не имел представления.
Далее я хотел бы подробнее рассказать о жизни Михаила Падарина.

СЫН СВЯЩЕННИКА

Михаил Александрович Падарин (в некоторых источниках – Подарин) родился 19 февраля 1841 г. в селе Илгань Орловского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область, РФ). Село Илган было и остаётся довольно небольшим населённым пунктом – его население в 1859 г. составляло всего 46 человек, 10 мужчин и 36 женщин. По данным переписи населения в Илгане была православная церковь, сельская школа и женская школа [2]. Церковь Владимирской иконы Божией Матери сохранилась и сейчас восстанавливается.

Родителями Михаила были священник Александр Антипович и Анна Ивановна Падарины. Мы узнали об этом из приведённого ниже метрического свидетельства. [3]

«Свидетельство №5613
…от Вятской Духовной Консистории дано сие свидетельство в том, что в метрической книге Орловского уезда села Илганского за 1841 год под №28 значится означенного села и церкви Владимирской у священника Александра Антипина Падарина и законной жены его Анны Ивановой, обоих православного исповедания, сын Михаил, родившимся девятнадцатого и крещенного 20 февраля тысяча восемьсот сорок первого года. Воспринимал его Уржумского уезда села Торьял Священник Стефан Николаев Загуляев. Таинство крещения совершал Александр Падарин с дьяконом Иоанном Глазыриным и дьячками Рязанцовым и Редниковым».

Метрическое свидетельство о рождении Михаила Падарина [3]
Изображение кликабельно

Находка этого метрического свидетельства стала счастливым переломным моментом в определении родителей Михаила, рода их деятельности и круга их родственников.

Владимирская церковь в Илгане. 2017 г. Фото Е. Чудиновских

«На Вятско-Яранском тракте стоящие церкви благоприличны и обширны; так что, можно сказать, царствуют над окрестностями. В особенности это относится к Илганской церкви, раскрашенной снаружи и внутри…» [4]

Точно не известно, но, скорее всего, Михаил как сын священника получил своё начальное образование в рамках духовного ведомства [5], которое включало 2 года в приходской школе и 4 года в уездной школе. Затем он учился и закончил 6-летнюю учебную программу в семинарии в Вятке. Однако у него были другие интересы в жизни, поскольку мы узнаем, что “по ходатайству епархиального администратора Михаил Падарин, студент, окончивший Вятскую семинарию, был уволен из духовенства епархиальным управлением 30 октября текущего года [1863]” [6]. Уходя из духовенства, Михаил последовал примеру своего дяди Ивана Антиповича Подарина.

Неясно, когда точно Михаил окончил семинарию. Самым ранним вариантом можно считать 1859 г., если он поступил в приходскую школу в возрасте 6 лет. Наиболее поздним, исходя из предположения, что епархиальные административные колеса вращаются не очень быстро, был бы 1862 г., и в этом случае, возможно, что Михаилу пришлось бы отучиться два года в одном классе, скажем, из-за отсутствия интереса. Безусловно, учиться больше времени, чем положено, стало отличительной чертой его карьеры, хотя и не из-за отсутствия способностей, а из-за финансовых возможностей.

Таким образом, найденные документы показывают, что публикация Казанского университета [7], в которой указывается, что он родился в 1842 г. в Осе и окончил гимназию в Перми, неверна по этим пунктам.

Вятская духовная семинария

ОБУЧЕНИЕ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В 1863 г. Михаил поступил на медицинский факультет Казанского императорского университета. Медицинский факультет или «кафедра медицинских наук» был основан в мае 1814 г. (сейчас это Казанский государственный медицинский университет) [8].

В списке сотрудников и студентов Казанского Университета, составленным А.И. Михайловским, показано, что Михаил Падарин в течение трёх лет, с 19 сентября 1863 г. по 28 апреля 1866 г., был студентом медицинского факультета [9] (стр. 55):

«Падаринъ Михаилъ Александров., 19.9.863 – 28.4.866: ув.; см. В. Сл. Въ 1866 г.»

Однако только в 1865 г. Михаил перешёл с 1-го курса медицины на 2-й курс, на основании §29 Правил университета со сдачей экзамена по дополнительному предмету (стр. 267 в [10]). То, что ему, должно быть, потребовалось два года, чтобы добраться даже до этой стадии прохождения 1-го курса, могло быть результатом отсутствия денег для оплаты обучения. Возможно, ему пришлось взять академический отпуск, чтобы заработать денег, потому что, похоже, он был не богат. Из протокола Учёного совета от 28 сентября 1865 г. следует:

«…студент 2 курса медицинского факультета Михаил Падарин, представив свидетельство о бедности, вошёл в правление университета с просьбою об освобождении его от платы за слушание лекций. По рассмотрении свидетельства о бедности Падарина оказалось, что оно не заключает в себе тех сведений, которые требуются установленною формою, почему правление 16 сентября постановило в просьбе Падарину отказать. Об этом правление университета сообщило 21 сентября медицинскому факультету, на тот предмет, не найдёт ли он возможным ходатайствовать о пособии Падарину специальных средств университета. Медицинской факультет, принимая во внимание весьма удовлетворительные успехи Падарина, оказанные на переводных испытаниях в описательной анатомии, зоологии и химии, имеет честь просить совет университета о выдаче Падарину из специальных средств университета, как получившему весьма удовлетворительные отметки из половины главных предметов, пособия в количестве 40 руб. Определено: о содержании вышеозначенных донесений факультетов уведомить правление университета, и просить его сделать распоряжение о выдаче из 1\4 части специальных сумм университета просимые факультетами пособия студентам: …Падарину 40 руб; о чем факультеты уведомить». (стр.437 в [10]).

Затем в течение ещё пяти лет с 28 апреля 1866 г. по 21 мая 1871 г. он продолжал учиться в университете как «слушатель», как указано в сборнике Михайловского в рубрике «Слушатели» (стр. 622 в [9]):

«Падаринъ Михаилъ Александров., 28.4.66 – 21.5.71: Л.»

Проанализировав разные интерпретации слова «слушатель», единственным его объяснением, которое имеет смысл для меня в контексте времени, проведённого Михаилом в университете, заключается в том, что он был “неплатящим” студентом. Мы также знаем от Михайловского, что период обучения на медицинском факультете составлял пять лет. То, что Михаил провёл восемь лет в университете, чтобы закончить его, может быть объяснено тем, что он не мог учиться полный рабочий день и должен был подрабатывать, чтобы прокормить себя.

Во время летних каникул в конце 1866-1867 учебного года Михаил должен был узнать о смерти своего отца 2 июля [11]. Возможно, он ездил домой в Илган на похороны.

В сентябре 1867 г. Михаил, тогда ещё учившийся на четвёртом курсе, был принят в Госпитальную клинику для проведения вскрытий с годовым вознаграждением в 120 рублей. Эту должность обычно занимал уже квалифицированный хирург. Назначение было произведено по рекомендации декана медицинского факультета, профессора А.В. Петрова [12]:

«Причём имею честь заявить, что г. вольный слушатель 4 курса Михаил Падарин, по своему отличному здоровью и наклонностями к анатомическим занятиям, мог бы с большою пользою для моей кафедры выполнить эту работу.»

В сборнике Михайловского Михаил указан в качестве ассистента, начиная с 1 сентября 1867 г.:

«Падаринъ, Михаилъ Александров., и. д. съ 1.9.67.»

и в течение 1868 и 1869 гг.:

«Падаринъ, Михаилъ Александров., и. д.»

Казанский Императорский Университет. Гравюра 1832 г.

Герб Университета

Анатомический театр Казанского Университета,
построенный в 1837 г.
[13]

Анатомический театр Казанского Университета,
построенный в 1837 г.
[13]

Фото Михаила Падарина

Оборотная сторона фото М. Падарина

В Государственном архиве РФ нам удалось найти фотографию Михаила того времени с подписью на оборотной стороне:

«Агнессе Терентьевне на добрую (желательно бы) память. 1868 сентября 8 д.». Карандашом дописано: «Доктор Падарин. Дана в Казани. А. Петров»

Александр Васильевич Петров (1838-1885), профессор кафедры патологической анатомии Казанского университета, был профессором Михаила (биография А.В. Петрова – [14]), а Агнесса Терентьевна Петрова была женой Петрова (Казанский некрополь [15] показывает её как жену профессора Петрова, умершую 29 мая 1886 г.). Интересно порассуждать о том, кто сделал первую надпись и, предположительно, подарил фотографию Агнессе Терентьевне – это был Михаил? (это его почерк?) О каком социальном взаимодействии это свидетельствовало?

В связи с А.В. Петровым сделаем небольшое отступление, которое объяснит, почему эта фотография сохранилась в Государственном архиве РФ.

Эмблема организации «Земля и воля»

Казань считается родиной санитарно–профилактической медицины и здравоохранения в России. Казанское общество врачей было образовано в 1868 г. Профессор Александр Васильевич Петров, став его председателем в 1870 г., включил изучение общественного здравоохранения в его повестку. При нем Общество одним из первых в России потребовало создания органов местного самоуправления для мониторинга состояния здоровья населения и связанных со здоровьем условий в Поволжье и Казанской губернии. Работа Общества по применению медицинской статистики привлекла широкое внимание. Съезды земских врачей по всей России начали открывать отделения медицинской статистики. Член Общества И.И. Моллесон стал первым врачом общественного здравоохранения России, а его труды «Земская медицина» (1871 г.) и «Беседы земского врача о холере» (1888 г.) получили широкую известность во всей стране. Однако прогрессивные идеи и общественная деятельность казанских врачей вызвали недовольство властей. Петров был помещён под надзор тайной полиции как член революционной организации «Земля и воля» или «Земля и свобода» [16]. Это было подпольное движение, начатое в 1861 г. и установившееся как политическая партия примерно в 1876 г. [17]. Петрова нет среди имён лидеров организации, и, возможно, он на самом деле не был её членом. Однако в 1877-1878 гг. состоялся “Суд над 193” – серия политических процессов над 193 “революционерами”, обвиняемыми в “беспорядках” и пропаганде против Российской империи. В то время как “только 193 человека были судимы (и большинство из них оправданы), процесс начался с гораздо большего числа “подозреваемых” и арестов [18], включая членов организации «Земля и воля».

Таким образом, вторая надпись на фото, сделанная карандашом Петровым, могла появиться позже, когда казанская полиция изымала эту и две другие фотографии, одна из которых является групповой фотографией врачей в 1872 г., в качестве доказательства в их расследовании “революционных” беспорядков. Именно благодаря этому изъятию две фотографии Михаила Падарина сохранились в Государственном архиве РФ в деле под названием «К делу о лицах, обвиняемых в революционной пропаганде в 1872-1876 гг. (Процесс «193-х»). Вещ. док. Петрова Александра Васильевича [19].

Михаил был одним из 21 студента (а они все были мужчинами), которые получили врачебную степень (“Лѣкарь») 21 мая 1871 г. (стр. 716 в [9]). Доктор Пётр Васильевич Кузнецкий, чьё имя появится позже в нашем рассказе, также закончил Казанский университет в этом году.

Заседания Университетского совета, на которых вручались дипломы, не всегда проводились сразу после учебного года. Михайловский отметил, что были случаи, когда диплом выдавался через три года, а иногда и больше [9]. После получения степени, Михаил получил свой диплом 5 ноября 1871 г. [3].

Копия свидетельства Михаила Падарина об утверждении в степени лекаря № 733 [3]
Оригинал утерян. Кликабельно

«Императорский Казанский Университет сим свидетельствует, что вольный слушатель, сын священника Падарина – Михаил Падарин, вследствие произведённого ему испытания, на основании Высочайше утверждённых в 18/30 день декабря 1845 года Правил испытания Врачей, Фармацевтов и проч. Медицинским факультетом сего Университета двадцать первого мая тысяча восемьсот семьдесят первого года, утверждён в степени ЛЕКАРЯ. В удостоверение чего дано ему, г. Падарину, сие свидетельство за надлежащею подписью и с приложением печати. Казань. Ноября 25 дня 1871 года».

На обратной стороне диплома была напечатана клятва факультета, похожая на клятву Гиппократа:

Обратная сторона свидетельства [3]
Кликабельно

«Факультетское обещание.
Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукою права Врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибывающим к моему пособию страждущим; свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемое мне доверие. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми моими силами ея процветанию, сообщая учёному свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы потребовала того польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия. В важных случаях обещаю, прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных, когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

Михаил также имел свидетельство № 37 на звание доктора [3], но в архивных делах его не было.

Мой отец считал, что Михаил был награждён золотой медалью за выпускные экзамены, но я не нашёл никаких доказательств этого. В книге по истории Казанского университета 2004 г. перечислены некоторые выпускники и обладатели золотых и серебряных медалей [20]. К сожалению, имя Михаила не включено даже в список выпускников, но интересный факт заключается в том, что медали присуждались не только за академические заслуги, но и тем, кто «отличался хорошим характером и успехами в науках, а также превосходством в активном благочестии«.
—————————————
Примечания:
[1] Стаценко А., Omnis vita… Вся жизнь… История здравоохранения в Осинском районе. 2017: ЛитРес. Источник
[2] Родная Вятка. Список населённых мест Вятской губернии 1859-73 гг. Источник
[3] Государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Республики Татарстан» (ГБУ «ГА РТ»). Ф. 977. Оп.4, Д.7196. Казанский Университет. Документы об увольнении в отставку сверхштатного ассистента хирургического отделения госпитальной клиники Падарина М.А.
[4] Вятские епархиальные ведомости. 1868. №17. Источник
[5] Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Система духовного образования. Духовная цензура. Источник
[6] Вятские епархиальные ведомости. 1863. №23. Источник
Нет никаких доказательств того, что содержащаяся ссылка на “Мыхаилъ Падаринъ” относится к персонажу нашего рассказа, однако обстоятельства жизни Михаила Падарина делают такой вывод почти однозначным, особенно по сравнению с альтернативой гимназическому образованию в Перми.
[7] Вульфсон Г.Н., Казанский университет, 1804-2004: биобиблиографический словарь. 1804-1904. Т. 1. 2002: Изд. Казанского университета. Источник
[8] Казанский Государственный Медицинский Университет. История университета КГМУ. Источник
[9] Михайловский А.И., Преподаватели, учившиеся и служившие в Императорском Казанском университете, 1804-1904 г.г: материалы для истории университета. Т. 1(2). 1901: Типо-лит. Имп. университета. Ссылка
[10] Известия и ученые записки Казанского Императорского университета. Т. 1. 1865. Источник
[11] Шилов Д.Н., Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская. Т. 1. 2012, Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин.
[12] ГБУ «ГА РТ». Ф. 977, Оп.4, Д.4968. Казанский Университет. Отношение медицинского факультета о приглашении Падарина для проведения паталого-анатомических вскрытий.
[13] 214 лет Казанскому университету: фотохроника старейшего вуза региона. Источник
[14] Русский биографический словарь. Т. 13. 1902, Санкт-Петербург: Имп. Рус. ист. о-во. Источник
[15] Агафонов Н.Я., Казань и казанцы : [в двух частях] : археология, история, этнография, быт религиозный, домашний и общественный, биографии, воспоминания, мемуары, письма, предания, легенды, сказания старожилов… Т. 1. 1906, Казань: Типо-Литогр. И. С. Перова. Источник
[16] Абросимова М.Ю., И.Ю. Артемьева, Поспелова Е.Ю., История казанских медицинских научных обществ и их роль в решении актуальных проблем медицины и здравоохранения. Казанский медицинский журнал, 2014. 95.(2). Ссылка
[17] Wikipedia Земля и воля. 2021.
[18] Wikipedia Процесс ста девяноста трёх. 2021.
[19] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1171, Оп. 4059, д. 413. Особое присутствие Правительствующего Сената для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах. Фотографии врачей Падарина, Кулаевского М.В., групповая фотография пермских врачей.
[20] Исаков, А.П., Летопись Казанского Государственного Университета : (история в фактах, подтвержденных документами): (в двух томах). 2004, Казань: МИАН. Лично мною книга не просмотрена, информация о содержании предоставлена библиотекарем из Пермской краевой медицинской библиотеки.
[21] На фото, предпосланном статье, Казань вид на Крпость и Кижицкий мост. 1870-1879 года. Фотограф Бебин В.П.

Один отзыв

  1. Tatiana
    09.11.2021 в 23:09 | #

    Спасибо всем, КТО ПОМОГАЛ. ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО И ПОЗНОВАТЕЛЬНО

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>