© 2014 galina perm_istoriya

Мѣры относительно неграмотныхъ священноцерковнослужительскихъ дѣтей въ концѣ первой половины ХVIII вѣка

Матеріалы для исторіи Пермской епархіи.
№ 7.
Мѣры относительно неграмотныхъ священноцерковнослужительскихъ дѣтей въ концѣ первой половины ХѴШ вѣка.
[Архивъ 1738 г. №№ 2 и 3.]

Въ 1737 году происходилъ такъ называемый разборъ и смотръ священноцерковнослужительскихъ дѣтей. Разборъ этотъ, какъ видно изъ дѣлъ, повторялся три раза. Слѣдствіемъ разбора было то, что, изъ дѣтей священноцерковнослужительскихъ, достигшіе зрѣлаго возраста отданы были въ военную службу, другіе оставлены при церквахъ, для пріученія къ должности церковниковъ, третьи—записаны были въ подушный окладъ; наконецъ—недостигшіе еще 20 лѣтъ взяты были въ греко-латинскую школу. Подобная мѣра вызвана была тогдашними обстоятельствами. Она была необходима. Нерасположеніе къ школѣ было такъ велико среди духовенства, что многіе изъ опасенія быть отданными въ школу, дѣлали побѣги изъ мѣстъ своего жительства. Какъ мало было грамотныхъ въ то время среди духовенства, можно видѣть изъ слѣдующаго.

Въ вѣдомостяхъ, за 1741 годъ, составленныхъ закащиками состоявшихъ тогда подъ управленіемъ Вятскаго преосвященнаго уѣздовъ нынѣшней Пермской епархіи показано изъ 399 дѣтей имѣвшихъ возрастъ отъ 7 лѣтъ и выше неграмотныхъ 119 человѣкъ. Такимъ образомъ оказывается, что почти треть, изъ способныхъ учиться, оставалась безъ всякаго обученія. Большинство неграмотныхъ было въ Чердынскомъ уѣздѣ. Между тѣмъ многіе храмы оставались безъ службы, за неимѣніемъ причта.

Заботясь объ образованіи духовенства, духовное начальство сдѣлало въ 1738 – году распоряженіе, чтобы всѣ лица, оставленныя послѣ разборовъ при церквахъ явились на Вятку для свидѣтельства ихъ въ чтеніи и пѣніи. Въ указѣ духовнаго приказа, послѣдовавшемъ на имя закащика Соликамской соборной Троицкой церкви, протопопа Симеона, писано: „По указу Ея Императорскаго Величества и по опредѣленію архіерейскаго дому управителей велѣно Вятской епархіи Перми великой къ закащикомъ о сыску каждому закащику своего заказу священноцерковнослужительскихъ дѣтей, оставленныхъ къ церквамъ, и по сыску о высылкѣ на Вятку въ архіерейской духовной приказъ всѣхъ до одного человѣка для свидѣтельства въ чтеніи и пѣніи и для дачи по свидѣтельству онымъ о бытіи при церквахъ новоявленныхъ памятей, послать указы немедленно, а безъ новоявленныхъ памятей къ церквамъ ихъ не допускать.» Такой же указъ посланъ былъ и другимъ закащикамъ.
Въ разсматриваемыхъ нами дѣлахъ имѣются доношенія лишь отъ трехъ мѣстъ относитсльно выполненія указа, а именно: 1) отъ Пыскорскаго монастыря, 2) вотчинъ бароновъ Строгановыхъ, Сергинскаго села закащика попа Василія и 3) Кунгурскаго уѣзда, Сабарскаго села закащика попа Василія.

Пыскорскій архимандритъ Даніилъ съ братіею доносилъ, что „оставленные при разборѣ, за самою крайнею въ людяхъ скудостію, къ церквамъ на убылыя мѣста, съ того разбору и по сіе число оные обучаются букварю и къ пѣнію (а не при церквахъ еще обрѣтаются), и по наученіи букварей и къ пѣнію (аще не противны духовному приказу явятся), для свидѣтельства по архипастырской высокой милости и благословенію оныя назначенныя священноцерковнослужительскія дѣти къ церквамъ къ принятію памятей высланы будутъ въ духовный его преосвященства приказъ безъ удержанія.»

Сергинскій закащикъ попъ Василій доносилъ, что онъ, получивъ указъ, сыскалъ Сылвинкаго острожку, Троицкой церкви пономаря Ѳедота Попова дѣтей ево Стефана и Димітрія, и оныхъ высылалъ многократно и велѣлъ имъ явиться на Вятку въ архіерейской духовный приказъ немедленно, но онѣ, помянутыя пономаревы дѣти, Ея Императорскаго Величества указу ослушались и разбѣжались.

Отъ Сабарскаго же закащика попа Василія поступило, на имя преосвященнаго Кипріана, доношеніе въ которомъ онъ писалъ, что онъ своего заказу по священноцерковнослужительскихъ дѣтей многократно посылалъ отъ себя нарочныхъ посыльщиковъ, кои собрать оныхъ дѣтей никоимъ образомъ не могли, затѣмъ, что въ кунгурскомъ уѣздѣ отъ бунтовщиковъ воровъ башкирцевъ въ селахъ и деревняхъ крестьяномъ не малое раззореніе; а которыя священноцерковнослужительскія дѣти имѣются, и тѣ по нарядамъ отъ Пермской провинціальной канцеляріи нынѣ завсегда въ караулахъ и разъѣздахъ для поимки ихъ воровъ башкирцевъ имѣются быть безпрестанно, и для онаго охраненія дана имъ аммуниція, то есть, ружья, порохъ съ пулями и прочее надлежащее къ воинскому случаю/ [1]

Были впрочемъ случаи, что въ то время и свѣтская власть вмѣшивалась въ дѣла обученія духовенства грамотности. Вышепоименованный Сабарскій закащикъ попъ Василій такъ доносилъ объ этомъ преосвященному Кипріану.
„Нынѣшняго 1738 году въ апрѣлѣ, города Кунгура Пермской земской конторы судья Степанъ Неяловъ невѣдомо по какому указу въ кунгурскомъ уѣздѣ, въ нашемъ заказѣ у церковниковъ малолѣтнихъ дѣтей и которыя со смотру опредѣлены у Соли-Камской къ церквамъ, и тѣхъ вѣколикое число отобралъ въ Кунгурскую школу всѣхъ тѣхъ, которыя годны ко ученію которыя же и вожены были на Вятку вашего преосвященства къ управителемъ и по смотру ихъ отданы мнѣ на росписку и отпущены въ домы свои для обученія словесному у отцовъ своихъ, то нынѣ взяты въ Кунгурскую школу. И я нижеименованный вышепоказанному судьѣ словесно доносилъ, что оныя церковнослужительскія дѣти вожены къ Вяткѣ въ греко-латинскую школу и оттуда даны мнѣ на росписку сего 1738 году сентября до 1 числа, а по то число потребуютъ ихъ оть мѳня, а я кого пошлю къ Вяткѣ? И вышепоказанный же судья говорилъ мнѣ: что ты попъ о семъ доносишь? Тебѣ ихь отъ меня не взять. И указу мнѣ никакова по просьбѣ нашей не объявилъ.»

Въ слѣдствіе такого доношенія послѣдовало распоряженіе, чтобъ дѣти церковниковъ, взятыя въ кунгурскую школу, были обратно представлены въ греко-латинскую школу. Но выполнено ли это распоряженіе изъ дѣла не видно. [2]

Относительно побѣговъ изъ школы приводимъ слѣдующій, публикованный тогда по епархіи указъ.
„Указъ великаго господина преосвященнѣйшаго Лаврентія, епископа Вятскаго и Великопермскаго изъ духовнаго приказу Пыскорскаго Преображенскаго монастыря архимандриту Даніилу, келарю и казначеемъ съ братіею. Какъ вы сей его преосвященства указъ получите, и вамъ бы, ежели того монастыря и вотчинъ священноцерковнослужительскіе дѣти имѣющіеся въ домѣ его преосвященства изъ греко-латинской школы побѣгутъ, и въ домы отцевъ своихъ пріидутъ, и ихъ,—тотчасъ имая за караулъ, стегати жестоко и высылать въ домъ его преосвященства такъ, какъ и бѣглыхъ рекрутъ, скованныхъ въ колодкахъ, за карауломъ при доношеніи своемъ, съ отцами ихъ, въ самой скорости: а ежели отцы ихъ тѣхъ дѣтей своихъ бѣжавшихъ изъ учительской школы станутъ въ домъ къ себѣ принимать или подъ укрывательствомъ въ домѣхъ свойственниковъ или чужихъ будутъ держать, и за то оныхъ отцевъ ихъ отлучать: поповъ и діаконовъ отъ священнодѣйствія, а церковныхъ причетниковъ и просвирницъ и сторожей отъ мѣстъ ихъ и доходу имъ никакого не давать, а дѣтей ихъ потомужъ скованныхъ въ колодкахъ неотложно присылать, понеже тыя отцы ихъ будутъ чинить противность указамъ Ея Императорскаго Величества, а которые священноцерковнослужительскія дѣти въ школѣ учиться не будутъ, и такихъ не въ какія чины кромѣ солдатства опредѣлять не повелѣно: а что по сему указу учинено будетъ о томъ къ его преосвященству репортовать незабвенно. Ноября 28 дня 1735 году (Арх. Пыскор. Преобр. ц. № 22).

Священникъ Василий Удинцсвъ

———————————–
[1] Арх. 1733, № 2 .
[2] Арх. 1738, № 3 .
———————————–
Источник: Пермские епархиальные ведомости 1870 г. № 51 от 23 декабря отдела неофициальный стр.617-620
Фото: Источник

Один отзыв

  1. Вера
    30.09.2014 в 18:50 | #

    Интересная статья. Как-то само-собой подразумевалось, что обучение мальчиков было налажено должным образом и проблема заключалась именно в женском образовании, что привело к появлению Окружных и Епархиальных училищ. Оказывается, в вопросе обучения священноцерковнослужительскихъ дѣтей – мальчиков было несравненно больше проблем, идущих не столько от ничтожного финансового положения, сколько от полного невежества родителей и их детей. Интересно, когда произошел перелом в этом направлении?

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>