© 2016 galina favorskiy_12

Серапион Андреевич Фаворский – священник Вятской губернии

Предыдущие статьи, посвященные священнику Серапиону Фаворскому:
Фаворский из Яранска Анне Селивановской в Ново-Троицкое
Что в имени тебе моем

Серапион Андреевич Фаворский. Послужной список 1915 года

Приношу благодарность Сергею Шишкину – исследователю, краеведу из г. Кирова.
Благодаря его бескорыстной, дружеской помощи
могла появиться эта статья.

Работая над предыдущими статьями о Серапионе Фаворском, не располагала документальными сведениями о нем, отчего некоторые моменты биографии высказаны были предположительно. Конечно, имели они определенное основание, благодаря знакомству с историей духовенства и особенно – духовенства Казанской губернии. Но хотелось докопаться до настоящего знания, подлинных фактов биографии реального человека. В один прекрасный день (что, несомненно, так) у меня появилась Клировая ведомость Троицкой церкви города Яранска за 1915 год с Послужным списком священника Фаворского.

Именно из этого документа стало известно, что родился Серапион Фаворский 21 февраля 1871 года в семье священника. Получил среднее духовное образование, окончив одно из уездных училищ, а затем и Вятскую духовную семинарию в июне 1891 года, первым по второму разряду, со свидетельством об окончании полного курса учения.

12 марта следующего (1892) года был определен на священническое место в село Троицкое Котельнического уезда; 6 мая рукоположен в сан священника; 15 августа того же года перемещен на настоятельскую вакансию; ставленная грамота № 34. [1]

В первой половине 19 века ставленная грамота выглядела так

В архивных описях ГАКО (Государственный архив Кировской области) числилось Дело «Об определении на cвященническую вакансию в село Троицкое Серапиона Фаворского. 18.03.1892-11.05.1892, но само Дело не сохранилось, изъято было «разборкомом» в 1929 г. к уничтожению.

Версия
В промежуток между окончанием семинарии и рукоположением (июнь 1891 г.- март 1892 г.) выпускник семинарии Серапион Фаворский женился. Ибо после рукоположения холостой батюшка уже не имел права на это. Любопытно, что с января по август 1892 года в Вятских епархиальных ведомостях в числе свободных вакансий ни разу не упоминалось село Троицкое Котельнического уезда. Это дает основание осторожно предположить, что невестой могла быть дочь настоятеля местной церкви. Престарелый отец девицы на выданье уступал свое место зятю, который принимал обязательство взять родителей жены на пропитание, как это было принято в подобных случаях.

В Историко-географическом и статистическом описании Вятской епархии 1912 года, на которое приходилось ссылаться в предыдущих статьях, дано краткое описание села Троицкого Котельнического уезда и церкви его.

Троицкая церковь построена в 1847 году. Зданием каменная с таковою же колокольнею, в одной связи, крепкая, крыта железом. Престолов в ней три: 1)  во имя Святыя Живоначальныя Троицы; 2) Св. Великомученника Георгия Победоносца и 3) Св. Пророка Илии.  Утварью достаточна. По штату при ней положены: три священника, диакон, три псаломщика и две просфорницы.
Квартиры для причта казенные, кроме диакона Мотрохина, имеющего свой дом; земли: усад. 9 дес., пахот. 30 дес., сен. 35 д., лес. 31 д. 1696 с., неудобн. 7 д. 1648 с.; братский денежный доход: св. 591 руб., диак. 394 р., псал. 197 р.; руги собир. на весь причт до 60 п. ржи и 210 п. овса; прихожан: правосл. рус. 3271 м. п., 3319 ж. п.; приход состоит из 52 селений, расст. 1 – 11 вер.
Село расположено в местности лесной, низменной и ровной при реке Паозери. В селе три школы: две церк.-прих., из коих одна двухклассная смешанная, другая одноклассная женская, и мужское земское училище. Занятие прихожан исключительно землепашество. При селе существуют: земская больница, Ключевское волост. правл. и почтов. отд. Пароходная пристань в г. Котельниче; станция ж. д. Шабалино в 17 в. Село стоит на проселке.
Ближайшие к сей церкви: Воскресенская (с. Воскресенское) в 10 в., Зосимо-Савватиевская (с. Соловецкое) в 13 в., Спасская (с. Колосово) в 11 в. и Богородице-Рождественская в 16 в.

На молодого иерея сразу же были возложены обязанности дополнительные помимо непосредственных. С 1 октября 1892 г. по 15 сентября 1895 г. он исполняет должность законоучителя Троицкой женской церковно-приходской школы. 3 сентября 1895 г. назначается заведующим и Законоучителем Троицкой двухклассной церковно-приходской школы. Эти обязанности исполнял до 12 сентября 1912 г. Одновременно преподает Закон Божий в Зотовском Начальном народном училище (30 декабря 1899 г.-4 сентября 1907 г.) и в Тохтинском и Протоасовском земских училищах (14 сентября 1911 г.-12 сентября 1912 г.).

Не только официальные документы хранят память о трудах священника Серапиона Фаворского. На сайте ШАБАЛИНСКИЙ КРАЙ РОДНОЙ [2] его имя можно встретить не раз в повествовании об истории села и церкви. Вот один из таких фрагментов:

Старая деревянная церковь, перевезённая в село Новотроицкое из Юмы, с ростом населения деревень уже не удовлетворяла потребности возрастающего числа прихожан Троицкой церкви. В 1843 г. было решено построить новую, каменную. В 1846-1854 годах церковь была построена. В 1856 году освятили тёплую церковь (зимнюю), в 1867 году освящен главный престол во имя Святой Троицы — Отца, Сына и Святаго Духа, и церковь названа Троицкой. В 1874 году освятили холодную церковь (летнюю). Позже, около 1890-х гг. планировалось расширить церковь, так как приход был большой. Когда земство собрало средства,  и был заготовлен стройматериал, отец Серапион Фаворский в разногласиях с отцом Александром настоял на том, чтобы из этого материала построить школу. Земство и приход поддерживали его и дали согласие на строительство «каменной» школы (теперь её называют «красной» в отличие от новой белой школы).

Село Новотроицкое, 1978 год. Каменная школа и деревянная начальная школа. Фото: Александра Краева

Постепенно о. Серапион приобретал авторитет среди приходского духовенства округа. В январе 1902 г. он был утвержден в должности следователя, каковую исполнял на протяжении 7 лет, по октябрь 1909 г.

Церковные право и суд появились еще в Древней Руси с принятием христианства. В основу их были положены церковно-канонические традиции Византии, сформировавшиеся в эпоху Вселенских соборов. В дальнейшем разрабатывались собственные правовые нормы, основанные на традициях и светском законодательстве Российского государства. В обязанности духовного следователя в интересующий нас период входили разбор дел священнослужителей против церковного благочиния и благоповедения, как, например, совершение службы в нетрезвом виде, повенчание браков до совершеннолетия, вымогательство за требы и тому подобное.

Длительный период, с 1907 по 1913 гг. о. Серапион избирался депутатом Епархиальных съездов духовенства Вятской епархии. С августа того же 1907 г. исправлял дожность благочинного 3-го округа Котельнического уезда. А 26 октября 1909 г. был утвержден в должности благочинного того же округа [3]. В том 1909 г. находим имя Серапиона Фаворского в списке членов Братства для вспомоществования бедным воспитанницам Вятского епархиального женского училища, где он числится в качестве члена-соревнователя, т.е. кандидата.

В 1912 г. священник С. Фаворский был перемещен в уездный город Вятской губернии Яранск к Троицкой церкви.  Здесь он возглавил 4-ый благочиннический округ Яранского уезда.

Троицкая церковь г. Яранска, каменная, построена в 1857 г.; часовни: в церковной ограде каменная, постр. в 1875 г., в деревнях: Катанурской, Вещевы, Шуарской, Максимове, Шатаихе, Киселях, Скочилове, Винокурове, Баннове, Полозове, Барышове, Больших-Липян, Малых Липянах, Большой-Пиштани, Борке, Кадаеве, Кладбище, Потухине; казенной квартирой пользуется один свящ. Емельянов, а у прот. Курбановского, свящ. Вадиков., диак. Вылягжан. дома собственные, диакон Селивановский и псал. Пинегин и Минеев живут в наемных квартирах; земли сен. 10 д.; братский денежный доход: св. 1131 р., диак. 754 р., псал. 377 р.; руги соб. на весь причт до 270 п. ржи и 380 п. овса; прихожан: правосл. рус. 3693 м. п., 3970 ж. п.; приход состоит из городских жителей и крестьян 59 селений, расстоянием 1 – 15 верст [4].

В уездном Яранске учебных заведений больше, чем в с. Троицком. И священник Фаворский наряду с пастырскими обязанностями вновь занят педагогическими трудами. Он возглавляет Яранскую трехгодичну церковную школу и преподает в ней Закон Божий с 17 декабря 1912 г. по январь 1915 г. В Игнатьевском земском училище Яранского уезда исполняет те же обязанности с 9 октября 1913 г. И. наконец, преподает Закон Божий в Яранском мужском Министерства народного просвещения училище с 9 октября 1913 г. по 20 декабрь 1914 г.

Как видим, о. Серапион служил честно, не жалея сил в исполнении всех обязанностей, возлагавшихся на него епархиальным начальством. Потому естественно, что к 1915 г. он не раз удостаивался награждения от епархиального начальства и Св. Синода. Вот перечень наград на 1915 год:
- набедренник от 21 ноября 1896 г.,
- скуфья от 21 марта 1901 г.,
- камилавка в 1909 г.
- Библия от Св. Синода выдаваемая от 11 мая 1910 г.,
- благодарность Его Преосвященства Филарета епископа Вятского и Слободского с внесением в послужной список, за образцовый порядок в церквах округа при встречах Его Преосвященства во время поездки для обозрения епархии 12 января 1912 г.,

Вятские епархиальные ведомости № 4 от 26 янв. 1912 г.

- наперсный крест от Св. Синода выдаваемый 6 мая 1914 г.
Кроме того Серапион Фаворский имел медали:
- Серебряную в память царствования Императора Александра III от 1894 г.,
- Темно-бронзовую за труды по Всероссийской переписи в 1897 г.,
- Серебряную в память 25-летнего юбилея церковных школ от 13 июня 1909 г.,
- Светло-бронзовый крест в память 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых.

В 1915 г. имел содержание из братской кружки 1312 р. 42 к., Проценты с капиталов причта 46 р. 50 к., сборов на 50 р.

Семья

О. Серапион Фаворский был женат на Агния Иоанновой. Судя по приведенным ниже выпискам из Метрических книг села Ново-Троицкого, была она урожденной Юферевой. В 1915 г. он вдов. Имеет детей:
сын Сергей род. 16 августи 1894 г., обучается на 2 курсе Военно-медицинской академии в Петрограде;
сын Василий род 22 декабря 1896 г., обучается в Казанском военном училище;
дочь Мария род. 19 июня 1898 г., обучается в 7 классе Яранской женской гимназии;
сын Михаил род 31 октября 1899 г., обучается в 4 классе Высшего начального училища в Яранске;
сын Иоанн род. 26 апреля 1901 г. (2 мая крещен); восприемники: земский начальник 4-го уч. статский советник Михаил Довгал[ев] и священническая дочь девица Любовь Юферева; в 1915 г. обучается во 2 классе того же училища;
дочь Вера род. 4 июня 1902 г. (19 июля крещена); восприемники: преподаватель Вятской духовной семинарии Аркадий Иоаннов Юферев и учительница земского училища Анфиса Иоаннова Юферева; в 1915 г. обучается в 3 классе Яранской женской гимназии;
дочь Надежда род. 28 августа 1905 г. (31 августа коещена); восприемники: сын священника Серапиона Фаворского Николай и окончившая курс епархиального училища Любовь Иоаннова Юферева; в 1915 г. обучается в начальном училище;
дочь Александра род. 28 марта 1907 г. (1 апреля крещена); восприемники: родный сын Серапиона Фаворского Михаил и учительница земского училища Анфиса Иоаннова Юферева.

В 1917 г. в Яранском уезде помимо самого священника Серапиона Фаворского служат в с. Ильинское священник Фаворский Николай, в с. Русский Кадам диакон в. п. Фаворский Михаил и в с. Падерино псаломщик Фаворский Василий. Возможно, это сыновья о. Серапиона Фаворского.

После октябрьского переворота священник Серапион Фаворский разделил участь многих и многих служителей русской православной церкви. 19 февраля 1918 г. он был арестован с обвинением при аресте «возбуждение народа против советской власти». По ходатайству Вятской Духовной Консистории и гласных Городской Думы был освобожден на поруки 20 февраля 1918 г. Дальнейшая судьба неизвестна. Данные сведения опубликованы на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета в разделе Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века [5].

Андрей Иоаннов Фаворский

Фамилия Фаворских встречается часто в Вятских епархиальных ведомостях. Так в № 9 от 1-го мая 1904 г., в официальном отделе в числе умерших назван «священник с. Раменья, Вятского уезда Андрей Иоаннов Фаворский. Известно о нем следующее. Родился 6 октября 1843 г. в с. Лебяжье Уржумского уезда, от священника». В 1866 г. 14 июля окончил Вятскую духовную семинарию, в 1867 г. 16 февраля посвящен в сан священника и определен на священническое место в с. Ижмаринское Яранского уезда. Во время службы в этом селе был награжден набедренником в 1871 до перевода в с. Раменье. В 1871 г. 12 ноября перемещен на настоящее место – в с. Раменье Вятского уезда. В 1880 г. о. Андрей Фаворский был определен в настоятели прихода с. Раменское Вятского уезда и награжден набедренником, а 31 марта этого года утвержден катехизатором с. Раменского [6].
У о. Андрея Иоаннова Фаворского известны дочь Мария около 1874 г.р. (в 1883 г. принята в 1 класс пансионеркой Вятского духовнаго епархиального училища), дочь Екатерина около 1883 г.р. (принята пансионеркой в Вятское Епархиальное женское училище с сентября 1892 г.).
В Адрес-Календаре Вятской губернии на 1912 г. присутствует протоиерей Николай Андреевич Фаворский – священник Воскресенского собора г. Вятки, имеет скуфью.
Возможно, иерей Андрей Иоаннов Фаворский приходится отцом Серапиону Фаворскому, также священническому сыну. Но установить так ли это, можно только с помощью документов, хранящихся в архиве Кировской области.

Церковь Живоначальной Троицы с. Раменье Кировская обл.

Фрагмент росписи церкви Живоначальной Троицы с. Раменье

В 1798 г. в Воскресенском соборе г. Вятки служит иерей Иоанн Лукин Юферев. Было очень заманчиво «назначить» его в отца Юферевых Агнии, Аркадия, Анфисы и Любови Иоанновых. Но по возрасту он не подходит. Серапион Андреев Фаворский родился в 1871 г. Можно предположить, что его супруга Агния Иоаннова была не старше своего супруга. Найденный же Иоанн Лукин Юферев мог родиться около 1770-1778 гг.
В списках учениц Вятского епархиального женского училища найдены Юферевы: Павла (вып. 1877 г.), Александра (вып. 1879 г.),  Анфиса (вып. 1880 г.), Елизавета (вып. 1882 г.), Надежда (вып. 1883 г.), Агния (вып. 1886 г.), Раиса (вып. 1887 г.), Юлия (вып. 1888 г.), Мария (вып. 1889 г.), Агния 2-я (вып. 1890 г.), Ольга (вып. 1893 г.), Серафима (вып. 1894 г.), Лидия и Мария 2-я (вып. 1895 г.), Любовь 2-я (окон. VII класс 2 отделение вып. 1902 г.), Ольга 3-я (окон. VII класс вып. 1903 г.), Елена (окон. VI класс 1 отделение вып. 1904 г.), Юферевы Галина и Людмил(л)а (окон. VI класс 2 отделение вып. 1904 г.), Людмил(л)а 2-я  (окон. VII класс вып. 1905 г.), Валентина (окон. VI класс 1 отделение вып. 1905 г.), Мария (окон. VI класс вып. 1909 г.), Мария (окон. VII класс 1-го года вып. 1910 г.), Анна (окон. VI класс вып. 1910 г.), Анна (окон. VII класс 1 года вып. 1911 г.), Елизавета (переэкзам. VI класс вып. 19111 г.), Ольга (окон. VII класс 1 года вып. 1913 г.), Мария (отложено суждение о выдаче аттестата до уплаты долга за содержание окон. VI класс вып. 1913 г.), Вера (окон. VII класс 1 года вып. 1915 г.), Вера (окон. VI класс вып. 1915 г.).

Предыдущие статьи:
Фаворский из Яранска Анне Селивановской в Ново-Троицкое
Что в имени тебе моем
——————————————————
Примечания и дополнения:
[1] Вятские епархиальные ведомости 1891 г.
[2] Сайт ШАБАЛИНСКИЙ КРАЙ РОДНОЙ
[3] В 1915 г. в списке 3-го благочиннического округа Котельнического уезда значились следующие церкви:
Архангельская церковь, с. Архангельское
Благовещенская церковь, с. Благовещенское
Рождество-Богородицкая церковь, с. Богородское
Иоанно-Богословская церковь, с. Богословское
Спасская церковь, с. Быстровское
Воскресенская церковь, с. Воскресенское
Христорождественская церковь, с. Высокогорское
Свято-Духовская церковь, с. Ивановское
Спасская церковь, с. Колосово
Николаевская церковь, с. Николаевское
Николаевская церковь, с. Ново-Николаевское
Прокопьевская церковь, с. Прокопьевское
Вознесенская церковь, с. Рождественское
Симеоновская церковь, с. Семеновское
Зосимо-Савватиевская церковь, с. Соловецкое
Спасская церковь, с. Спасо-Боровское
Троицкая церковь, с. Троицкое (Ново-Троицкое)
Успенская церковь, с. Успенское
[4] Источник
[5] Источник
[6] Катехиза́ция (греч. Κατήχησις — поучение, наставление), также Катехуменат или Оглашение — изучение основ христианской веры и вероучения церкви человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Эти знания как правило собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры» и сборники церковных канонов.
Термином «Катехизация» в широком смысле обозначается весь процесс изучения основ христианского вероучения. В то время как термины Оглашение (Катехуменат), используются как правило в узком смысле, только применительно к христианам, готовящимся принять крещение.
Понятия употребляются в исторических церквях, лютеранстве и англиканстве. В протестантских конфессиях могут использоваться другие названия («наставление в вере» и т. п.).
Катехизатор - лицо, занимающееся религиозно-просветительской деятельностью. Источник: Википедия
[7] Фото церкви с. Раменье. Источник
[8] На фото, предпосланном статье, площадь перед Троицкой церковью г. Яранска

Отзывов: 8

  1. Сергей
    21.04.2016 в 16:30 | #

    Галина, огромное спасибо за публикацию.
    Вы проводите огромную и очень важную работу для людей. А нам потомкам о. Серапиона Фаворского она особенно дорога, потому, что помогает больше узнать о своих корнях. Случайно наткнувшись на Ваши публикации, я начал поиск и обрел свою сестру Марину Фаворскую, она тоже со своей семьей включилась в поиск. Когда в следующий раз приеду в Питер из Иркутска, мы посетим могилы наших родных и, может быть, нам удастся еще больше узнать о других интересных моментах жития наших близких, найти доселе неизвестных.

    Дай бог Вам, Галина, крепкого здоровья. Успехов Вам и дальнейших успехов в возвращении забытых замечательных и просто людей. Спасибо Вам за неравнодушие.

    • galina
      21.04.2016 в 22:17 | #

      Спасибо, Сергей, на добром слове. Желаю Вам успешных поисков, как в прошлом, так и в настоящем. И надеюсь, что своими открытиями и находками будете делиться с читателями блога.

  2. Екатерина
    22.04.2016 в 19:01 | #

    Любопытно и познавательно! Кроме информации об интересном человеке, первый раз так доступно прочитала о понятии «духовный следователь». Кое что даже из текущей жизни церкви становится понятнее!

    • galina
      24.04.2016 в 16:40 | #

      Спасибо, Катя. Вот и мне интересны разного рода термины, институты, действовавшие в православной церкви до переворота. Нужно изучать соответствующие Указы ведомства. Я уже выяснила, что в нашей семинарской библиотеке все они имеются. Поправлюсь и пойду изучать. Кстати, сейчас штудирую Вятские епархиальные ведомости с 1866 г. Весьма познавательно. Уже набрала материал для блога, а просмотрела еще только за полтора года.

  3. Агния
    06.01.2017 в 08:00 | #

    Галина,
    Спасибо вам за ваш труд и за эту статью! Было удивительно читать и находить подтверждения воспоминаний моей бабушки о нашей семье.
    Дело в том, что Юферев Аркадий Иоаннов, преподаватель духовной семинарии, и позже действительный статский советник, упоминаемый в этой статье, является дедушкой моей бабушки по материнской линии. У нас сохранились его фотографии. Бабушка также говорила про Сергея Фаворского. Рассказывала, что он учился в Питере и был медиком, и что из-за того, что его мать умерла при родах, до конца жизни волонтировал в род. домах. Говорила также, что всего их было 11 детей. Таким образом ваша догадка о Николаем хамон и Василии очень даже может быть верной.
    По поводу отца Агнии, Аркадия, Любови и Анфисы. Бабушка мне говорила, что отцом Аркадия был священник. В Ее памяти осталось, что был он протоиереем.
    Также она припоминает, что был брат у Аркадия Иоаннова по имени Иоанн.
    На странице по этой ссылке http://urzhum-uezd.ortox.ru/dukhovenstvo_urzhumskogo_uezda_vjatskojj_gubernii/view/id/1169991, написано следующее:
    «февр. 1881 настоятель Троицкого прихода Котельнического уезда священник Иоанн Сычугов (тесть о. Николая), согласно прошению его, по старости и слабости здоровья уволен за штат, на его место заступил помощник настоятеля священник Иоанн Юферев, а на место помощника по собственному прошению перемещен настоятель Елеевского прихода Уржумского уезда священник Николай Кошурников».
    Эта информация подтверждает вашу версию о том, что Агния была дочкой настоятеля Троицкой церкви.

    Спаси вас Господи+

    Агния

    • galina
      06.01.2017 в 14:19 | #

      Агния, благодарю Вас за лестный для меня отзыв, добрые слова!
      Спасибо, что поделились воспоминаниями бабушки. Это очень важно и ценно. Более всего меня радует, что публикация статей об отце Серапионе послужило толчком его потомкам для обращения к истории Рода.

  4. Сергей
    11.01.2017 в 15:43 | #

    Агния, здравствуйте. Я Сергей Решетников, являюсь правнуком о. Серапиона по линии его дочери Веры. В настоящий момент провожу исторические исследования по генеалогии. На сегодняшний момент от о. Серапиона Фаворского дошли до четвертого колена вглубь, до нашего предка, который числится с двумя фамилиями Ивана Семёновича Ситникова (сына священника Семёна Ермолаевича Ситникова, служившего в приходе села Лебяжье Уржумского уезда) после окончания Вятской духовной семинарии по классу философии он избрал фамилию Фаворский в возрасте 21 года 26 марта 1829 г.г. Нашлось много информации о Юферевых и других родственниках этих фамилий в данном отрезке времен – эпохе Александра Первого. В настоящий момент подходим ко второму этапу, где будут установлены родственные связи вплоть до 1740 года. Затем поиски перенесутся в Московские архивы. Если Вам это интересно, напишите мне на адрес моей электронной почты 22bl@mail.ru и немного расскажите о себе.
    С уважением Сергей Иркутск

  5. Сергей Решетников
    08.11.2019 в 14:40 | #

    Галина Федоровна, здравствуйте. Подошла ли для публикации в блоге моя итоговая информация по моим родным Фаворским? Может быть сделать ее из двух частей: 1) Встреча с о.Серапионом (мистическая), а вторая его рассказ о родословной?
    С уважением, Сергей Решетников

Ваш отзыв на Сергей Решетников

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>