© 2014 galina sapoznikova_nadezda_9

Надежда Михайловна Сапожникова. Казань

Н.А. Тахтамышева
Благородный купеческий род. Сапожниковы.

Продолжение*

Надежда Михайловна

(В данной главе использованы материалы статей: Тулузакова Г.П. «Заметки о коллекции Н.М. Сапожниковой в рукописи К.К. Чеботарева «Следы» ; Таран Е. «Купецкая дочка»; «Николай Иванович Фешин – Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель»)

Способности к рисованию рано проявились у Надежды Михайловны. В Мариинской гимназии учитель рисования ставил пятерки не только ей, но и ее сестрам, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует». Однако Надежда Михайловна далеко не сразу определила, в чем ее призвание. В 1895 г. она окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучала иностранные языки, преподавала в воскресной школе. Затем окончила курсы медсестер и занялась практикой в больнице, но не смогла там работать, так как излишне переживала за больных и сама от этого заболевала.

В 1904 г., когда ей уже исполнилось 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. Там в 1908 г. происходит ее знакомство с Николаем Ивановичем Фешиным, приглашенным преподавать живопись и рисунок. Фешин учился в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств в мастерской И.Е. Репина. Ко времени возвращения в Казань Николай Иванович был сложившимся художником со своей неповторимой манерой письма. Надежда Михайловна, с ее тонким художественным вкусом, сразу поняла масштаб дарования Николая Ивановича. На всю жизнь Фешин становится для нее Учителем, и не просто Учителем, но товарищем и другом. Правда, в семье сохранилась легенда, что Надежда Михайловна питала к Фешину более глубокие чувства, и именно потому никогда так и не вышла замуж. Трудно сказать, можно ли называть это чувство любовью, или Фешин просто являлся для Надежды Михайловны воплощенным олицетворением искусства, которое и было ее настоящей страстью.

Яркая, своеобразная личность Надежды Михайловны, ум, светившийся в глазах, ее удивительная энергетика привлекали Николая Ивановича как художника. За время многолетней дружбы с Надеждой Михайловной Фешин написал пять её портретов, первый из которых, «Портрет М-lle Сапожниковой», появился уже в 1908 г. и был выставлен в Америке, на международной выставке «Carnegie-Institute» в Питсбурге.

Фото 28. Н.И. Фешин. Портрет М-lle Сапожниковой (в шали). 1908

Фешин весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар. Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный… представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению…».

Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: «… И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера…». Триумфальный успех картины Фешина был во многом определен удачным выбором модели. Фешин вовсе не приукрашивал Надежду Михайловну, скорее, он был безжалостен к ее внешности. Но обаяние личности Надежды Михайловны завораживало зрителя.

Несомненно, под влиянием Фешина Надежда Михайловна выбрала портретный жанр основным направлением своего творчества. Не подлежит сомнению и то, что она подражала Николаю Ивановичу, жадно впитывая его приемы работы. Однако, в отличие от тех учеников, которые просто копировали манеру письма Фешина, Сапожникова сумела сохранить свою индивидуальность. В ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог К.К. Чеботарев, проявились «чисто сапожниковские острота и верность характеристик».

В 1910 г. Надежда Михайловна оканчивает Художественную школу и вместе с Фешиным отправляется в Западную Европу: Берлин, Мюнхен, Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь, Вена. Затем Сапожникова училась в свободной художественной академии Витти и мастерской Кес Ван Донгена в Париже.

Фото 29. Н. М. Сапожникова (шестая слева) в мастерской Кес Ван Донгена в Париже. 1911-1912

Вернувшись в Казань в 1912 г., Надежда Михайловна поселилась в мастерской, размещавшейся в саду дома Сапожниковых на Воскресенской. Это было двухэтажное здание с фонарем верхнего света. Крутая деревянная лестница вела из столовой на внутреннюю галерею, заставленную цветами. «На втором этаже была собственно мастерская. Чего тут только не было! Конечно, холсты, картоны, рамы и гипсы, но еще национальная одежда, ткацкий станок, шерстяная пряжа и разноцветные шелка, а также посуда-белье для раскрашивания. И в центре комнаты блестел золотом струн всегда открытый рояль» [36].

Фото 30. Надежда Михайловна в своей мастерской

Мастерская Надежды Михайловны быстро стала одним из центров художественной жизни Казани, где собирались художники, преподаватели и ученики Художественной школы. Многие из них подолгу работали в мастерской Сапожниковой. Здесь занимались не только живописью, но и декоративно-прикладным искусством – керамикой, вышивкой, резьбой по дереву (Н.И. Фешин создавал резную мебель специально для мастерской Н.М.Сапожниковой).

Фото 31. Н.М. Сапожникова в своей мастерской. 1910 годы.
Частный архив

К.К. Чеботарев писал: «В те годы мастерская Сапожниковой становилась своеобразным маленьким центром, вокруг которого начали концентрироваться оригинальные творческие индивидуальности. В 1914, 1915, 1916 гг. в мастерской Сапожниковой каждый вечер рисовали обнаженную натуру Сапожникова, В.Э Вильковиская, А.Г. Платунова, Л.М. Поздеева, В. Ильина. На эти дружеские сеансы «мальчишки» ни в коем случае не допускались. Для нас время от времени устраивались другие сборища. Сверхъестественные пельмени, неповторимо вкусный кофе и очень много разговоров об искусстве. К. Чеботарев, П. Зотов, Д. Мощевитин, В. Попов, В. Молчанов, А. Гаврилов и многие другие. Разве я могу вспомнить, разве я знаю всех, на кого распространялось широкое меценатство Надежды Михайловны…»

Действительно, Надежда Михайловна выступала в качестве мецената по отношению ко многим художникам, приобретая их работы по очень высоким ценам. Она вносила плату за обучение наиболее талантливых учеников в Казанской художественной школе, приобретала их ученические работы, жертвовала средства на студенческую столовую. Многие из них подолгу работали в мастерской Надежды Михайловны.

Фешин бывал в этой мастерской почти каждый день. Надежда Михайловна поддерживала его материально, заказывая портреты своих родственников (просто денег он бы не принял). Именно здесь были написаны многие значительные работы Фешина. В своей рукописи Чеботарев упоминает, в числе других работ Фешина, портрет жены брата Надежды Михайловны (т.е. Амалии Федоровны). Местонахождение этого портрета искусствоведам неизвестно.

Фото 32. Николай Фешин за работой над портретом Надежды Михайловны Сапожниковой в её мастерской. 1916 год. Частный архив, СПб

Фешин был своим человеком и в семье Константина Михайловича, часто обедал в их доме. Дети очень любили Николая Ивановича. За землистый цвет лица они, шутя, называли Фешина «ореховый торт». По их воспоминаниям, Николай Иванович не был красив, но у него была замечательная улыбка, которая привлекала к нему людей. То же самое можно сказать и о Надежде Михайловне. Она никогда не была красавицей, но в её глазах отражались и ум, и талант, и доброта, а открытое, приветливое выражение лица всегда располагало к ней людей.

По утрам Надежда Михайловна работала в мастерской в одиночестве, а после обеда ждала гостей. Каждый день в это время к ней приходили племянницы с маленьким Юрой, приводившие с собой ватагу дворовых друзей – дочку поварихи, сына дворника, детей садовника. Всех их Надежда Михайловна привечала, со всеми изо дня в день терпеливо занималась. «Придя в мастерскую, дети первым делом переодевались, им было разрешено это раз и навсегда, только положи потом вещи на место. Во-первых ичиги – мягкие татарские сапожки, потом жилетки из разноцветной кожи, чувашские свадебные рубахи, расшитые шелком, блестящие от мелких металлических блях, которыми украшали ворот. Принаряженные, ощущая себя принцессами из восточных сказок, садились мы за мольберты» [37].

Фото 33. Мастерская Н.М. Сапожниковой

Надежда Михайловна, всячески развивая творческую фантазию детей, давала им самые разные задания: то рисовать с натуры, то – из головы, то просила придумать рисунок для подушки на диван, то сочинить узор для обоев с птицами. «Юра с готовностью взялся за работу, пыхтел, кряхтел. Тетя Надя подошла сзади, глянула: “Это аэроплан?” Юра даже кулаки сжал от возмущения: “Это жар-птица!” и убежал обиженный в спальню. Надо сказать, что спальня у тетки заслуживала отдельных восторгов: белая мебель, стены обиты суровым полотном с голубой набивкой. Спальня выглядела всегда очень опрятной и свежей. Деликатная тетя Надя никого не пустила к Юре, пусть мальчик побудет один, а когда Малюша явилась за детьми, ей пришлось подняться в спальню за сыном. Он спал, раскинувшись на широкой кровати, а в углу за белым шкафом на украшенных голубой набойкой обоях сон его стерегли одиннадцать, нарисованных в рост художника, скелетов. Тетя Надя всплеснула руками: “Это тоже война?”, а Малюша, с ужасом глядя на стену и придумывая, как смыть Юрины художества, ответила: “Нет, это этнографический музей”» [38].

Фото 34. Н.М. Сапожникова дает урок рисования. Частный архив

С 1909 г. Надежда Михайловна постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике – «Ведомостях», «Телеграфе» и иных. Чеботарев чрезвычайно ценивший Надежду Михайловну и как человека, и как художника, писал: «… она больше портретист, чем Фешин. Она очень сильно схватывала характер и индивидуальные качества формы, цвета и экспрессии человеческой личности. Причем тут не было крохоборничества псевдореалистов, пытающихся конкурировать с фотографией. Гибкая, легкая живописная манера, меняющаяся в зависимости от фактурных качеств изображаемого объекта. Каждый портрет решался в композиционном отношении, в смысле формы и цвета, по-новому, в зависимости от задачи полнее выразить данную личность, ее индивидуальные качества».

До наших дней дошла лишь небольшая часть работ Надежды Михайловны. Мне кажется, при жизни ни она сама, ни ее близкие не считали ее выдающимся художником. Да и время было такое, когда о сохранности произведений искусства особо не думали. Сейчас в собрании Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан (ГМИИ РТ) находятся 11 живописных портретов работы Сапожниковой.

Одна из лучших её работ – портрет Александра Александровича Боратынского (портрет Алика), правнука поэта, где соединились фешинская школа рисунка и индивидуальность художественного почерка Сапожниковой. Ныне портрет находится в музее Боратынского в Казани.

Фото 35. Н.М.Сапожникова. Портрет А.А. Баратынского (слева), Мужской портрет

Из всех братьев и сестер ближе всех к Надежде Михайловне стоял Константин Михайлович. И вовсе не потому, что жили они по соседству, общаясь практически ежедневно. Это было глубокое внутреннее родство с братом и всей его семьей. Старая фотография запечатлела уютное семейное чаепитие в мастерской Надежды Михайловны. Кажется, что именно этому дню (хотя таких дней было много) посвящены детские воспоминания: «…зима, горят лампы нижнего света, тетя Надя не признавала верхний свет, за окном темно, но угадывается – идет снег, то одна, то другая снежинка прижимаются щекой к стеклу, прямо тебе Андерсен, а тетя Надя у камина, рядом на подставке маленькие полешки и стружка для растопки в специальном ящике. Малюша наливает всем чай, а Маня смотрит через струю на свет и думает – как бы запомнить этот удивительный оттенок, чтобы потом во взрослой жизни носить платья только такого золотисто-чайного цвета. А потом пришла революция…» [39]

Фото 36. Чаепитие в мастерской Надежды Михайловны. Неизвестный (не он ли изображен на портрете работы Н.М. Сапожниковой?),
Константин Михайлович (предположительно), Юра, Вера, Амалия Федоровна, Маня, Надежда Михайловна Сапожниковы. Около 1914.
Фотография любезно предоставлена Е.П. Ключевской

В 1917 г. Надежда Михайловна была участницей 45-ой Передвижной выставки картин Товарищества передвижных художественных выставок в Петрограде. После 1917 г. она организовала у себя в мастерской бесплатную рабочую студию, но вскоре была лишена мастерской. В 1919-1924 гг. преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, в 1924-1925 гг. – в Казанском художественно-техническом институте. После отъезда Фешина в 1923 г. в США она приняла его мастерскую. В 1925 г. Надежда Михайловна оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 г. переехала в Москву, где преподавала рисунок. Умерла она в 1944 г. (по другим сведениям, в 1942 г.).

Почему-то хочется провести параллель между двумя выдающимися женщинами, двумя Надеждами – Надеждой Филаретовной фон Мекк и Надеждой Михайловной Сапожниковой. Первая известна значительно больше, как и Петр Ильич Чайковский более знаменит, чем Николай Иванович Фешин. Не буду сравнивать масштабы их дарований, это занятие неблагодарное. Вернусь к двум необыкновенным женщинам. Обе были хорошо образованы, ценили и тонко понимали искусство. Обе помогали двум замечательным представителям российской культуры, прекрасно отдавая себе отчет в том, какие великие люди оказались рядом с ними. Восхищались, преклонялись, благоговели перед их гениальностью, и только где-то в глубине души, потаенно, целомудренно и бескорыстно, любили их как женщины.
Надежда Филаретовна с Петром Ильичом не встречалась, их дружба запечатлена в многолетней переписке. Надежда Михайловна и Николай Иванович были близкими друзьями, их ежедневное общение обогащало обоих. Надежда Михайловна сама была художником, и, хотя дарование ее было намного скромнее, оно не потерялось, не растворилось в сиянии таланта Учителя. Более того, много раз она служила для Фешина моделью, являясь источником его вдохновения.

Материальную помощь Надежды Филаретовны Чайковский спокойно принимал. Надежда Михайловна не могла предложить Фешину деньги, он просто не взял бы их. Поэтому она заказывала ему портреты своих близких и другие крупные работы, щедро их оплачивала, предоставляла Николаю Ивановичу возможность работать в ее мастерской. Через сорок лет в своей автобиографии Фешин довольно скупо напишет об этой дружбе: «С особой благодарностью я вспоминаю мою дружбу с одной из моих студенток, мадам Н.М. Сапожниковой. У нее был очень большой интерес к моей работе, и для нее я написал несколько больших портретов. Я работал над ними у нее в мастерской и думаю, это лучшее, что я написал в то время» [40]. Это действительно лучшие его работы того периода, однако хочется верить, что Надежда Михайловна была не только одной из студенток, заказчицей нескольких портретов, что она значила в жизни Фешина неизмеримо больше.

Разумеется, и Чайковский, и Фешин состоялись бы и без помощи этих двух женщин. Но комфортные условия, создававшиеся для них, безусловно, помогли появлению новых гениальных творений. Говоря о Надежде Михайловне и Фешине, можно сказать, что его творческое наследие было бы неизмеримо беднее, если бы не было в нем пяти портретов Сапожниковой, ряда других заказанных ею работ, портретов ее родственников, в том числе, подлинного шедевра – портрета Вареньки Адоратской.

Ещё немного о работах Надежды Михайловны. У Малюши в комнате, в изголовье кровати, висел большой портрет. Я помню, как ребенком впервые увидела его и спросила, кто это. Мне ответили: «Малюша». Я не узнала ее в молодой красивой женщине с высокой прической. Выражение глаз задумчиво-мечтательное, на губах – полуулыбка. Левая рука поднята к лицу, мизинец почти касается губ.

Фото 37. Малюша, Юрочка и пёс Цезарь. Около 1912 г. Эта фотография Малюши ближе всего к образу на портрете.
Из архива автора

Малюша очень дорожила этим портретом, теперь я понимаю, что он был частью её счастливой казанской жизни, драгоценным напоминанием о прошедших временах. Тогда мне не приходило в голову поинтересоваться, кто был автором этого портрета. Чеботарев упоминает о существовании портрета Амалии Федоровны работы Фешина. По семейным воспоминаниям, писала ее и Надежда Михайловна. Который из двух портретов я видела в ее комнате – не знаю. Местонахождение портрета в настоящее время мне неизвестно. Он должен был достаться внукам Марии Константиновны. Если не был утрачен, то и сейчас он у них.
Дополнение. Уже после того, как статья была опубликована, я получила копии иллюстраций из книги Е.П. Ключевской «Казанская художественная школа. 1895-1917″. На одной из фотографий, изображающих Надежду Михайловну в мастерской, я увидела тот самый портрет! Первая мысль – авторство установлено, портрет написан Сапожниковой. Но в ее мастерской висели и работы Фешина. На той же фотографии мы видим портрет Серафимы Михайловны, написанный Фешиным. Итак, фото портрета найдено, загадки остаются.

Фото 38. Надежда Михайловна в мастерской. Начало 1930-х.
Малюшин портрет – в верхнем ряду, крайний слева.

—————————————-

[33] http://www.tatar.museum.ru/Boratynsk/musproj_2_tez.htm
[34] http://www.conf.mirea.ruforum.peoples.ru/art/painter/sapozhnikova/
[35] http://www.virtualrm.spb.ru/ru/virtual/museums/kazan/feshin_sapozhnikova
[36] Соротокина Н.М. Под общим зонтом. Троицк: Тровант, 2007
[37] Там же.
[38] Там же.
[39] Там же.
[40] Н.И. Фешин. Автобиография. Санта Моника, 1953-54
Фото 29. Источник
Фото 30. Там же.
Фото 31. Е.П. Ключевская Казанская художественная школа. 1895-1917. СПб 2009
Фото 33. Источник
Фото 34. Е.П. Ключевская Указанное сочинение.
Фото 35. Источник
Фото 38. Е.П. Ключевская Указанное сочинение.

© Н.А. Тахтамышева 2014 г.

* Статья Н.А. Тахтамышевой публикуется с продолжением, впервые. Активная ссылка при цитировании обязательна.
Начало: Н.А. Тахтамышева «Благородный купеческий род. Сапожниковы. Гороховец»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Благородный купеческий род. Сапожниковы. Казань»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Михаил Федорович Сапожников – первый почетный гражданин Гороховца»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Сапожниковы. Казань. Братья и сестры»
Продожение: Н.А. Тахтамышева «Сапожниковы. Казань. Дом на Воскресенской»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Константин Михайлович Сапожников. Казань»
Продолжение: Н.А. Тахтамышева «Адоратские»
Окончание: Н.А. Тахтамышева «Сапожниковы. Москва»


Отзывов: 2

  1. Корнеева В.М
    03.09.2020 в 12:47 | #

    Великолепная статья. Написана с большой теплотой. Содержит много интересных фактов и фотографий. Очень хотелось бы связаться по возможности с автором.
    Вера Михайловна Корнеева

    • galina
      04.09.2020 в 18:26 | #

      Вера Михайловна, связалась с Наталией Андреевной. Она будет рада получить письмо от Вас.

Ваш отзыв на Корнеева В.М

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>