© 2013 galina sneznizky

Снежницкий Александр Николаевич – нижегородский летописец. Статья О. Дёгтевой

Читая книгу о Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, заинтересовалась авторами, чьи рассказы о древностях нижегородских собраны составителями под единой обложкой. Неизменный помощник Интернет не всегда оказывается состоятельным. Вот и на сей раз не удалось найти нужное по ряду авторов. Обратилась за помощью к нижегородцам. И сегодня имею возможность познакомить читателей блога с биографией священника А.Н. Снежницкого, опубликованной в журнале «Нижегородская старина» № 29-30 в 2011 году. Написана биография директором Музея истории Нижегородской епархии Ольгой Владимировной Дёгтевой, которой я приношу благодарность за любезно предоставленный для публикации текст.

Известный нижегородский летописец, священнослужитель и неутомимый архивист своего времени, Александр Николаевич Снежницкий родился 13 апреля 1846 года в селе Кемары Княгининского уезда. Его отец Николай Михайлович Снежницкий служил дьяконом в местном храме в честь иконы Божией Матери «Знамения».

Проучившись в высшем отделении Нижегородской Духовной семинарии, до ее преобразования, выйдя из пятого класса, согласно его прошению 15 июля 1868 года был уволен из нее. Затем в период с 28 февраля 1869 года до 27 октября 1871 года, Александр Николаевич исполнял должность сельского преподавателя, сразу в нескольких учебных заведениях. В церковно-приходской школе села Ягодное Княгининского уезда, которая находилась в деревне Чергати и в заштатном городе Пьянский Перевоз, где он преподавал Закон Божий и церковное пение.

В 1871 году Александр Николаевич Снежницкий вступил в брак с Евдокией Александровной Петровой, дочерью дьякона из Спасского собора, находившегося на территории так называемого Гостиного двора на Нижегородской Ярмарке. Именно на штатное место своего престарелого и больного тестя, 27 сентября этого же года и был назначен резолюцией Преосвященного епископа Филарета (Малишевского), служить молодой дьякон Александр Снежницкий. В скором времени, спустя ровно месяц, 28 октября 1871 года дьякон Александр Стефанович Петров скончался, а 7-го ноября уже викарным епископом Балахнинским Поликарпом (Гонорским) Александр Снежницкий был рукоположен в сан дьякона.

Служение его в Спасском соборе не ограничивалось только богослужениями, которые в период работы ярмарки совершались здесь практически ежедневно. Продолжилась и его всесторонняя педагогическая деятельность. Начиная с февраля 1875 года, по благословению нижегородского архипастыря, епископа Иоанникия (Руднева) Александр Николаевич, состоял на должности законоучителя в народном мужском училище, а так же исполнял обязанности законоучителя в училище Макарьевского братства, которые находились в Канавинской слободе.

В дальнейшем, на следующий учебный год он был перемещен законоучителем в мужское Техническое училище Главного общества Российских железных дорог, которое функционировало при Нижегородском вокзале, и где обучались дети сотрудников железной дороги. Здесь отец Александр прослужил шесть лет, вплоть до закрытия этого учебного заведения, а именно до 1 июня 1882 года.

Как напишет о нем в посмертном некрологе, священник Николай Троицкий, будущий его зять, отец Александр «трудолюбивый, всегда аккуратный в исполнении своих обязанностей, весьма полезный для службы человек», неоднократно обращал на себя внимание со стороны епархиального начальства. И поэтому следующим местом общественно-церковного служения этого неутомимого труженика стала должность делопроизводителя при учрежденной епископом Нижегородским и Арзамасским Макарием (Миролюбовым) комиссии по проверке доходности и налогов церквей Нижегородской епархии за несколько лет (с 1868 по 1881 гг.). В последствие за усердие и кропотливые труды на этом поприще, 20 сентября 1882 года ему была объявлена специальным указом архипастырская благодарность.

В период с 1883 по сентябрь 1885 года отец Александр был законоучителем во Владимирском женском училище, расположенном в Макарьевской части Нижнего Новгорода.

С годами доброе мнение о дьяконе Ярмарочного Спасского собора распространялось не только по Нижнему Новгороду, но и за его пределами, так как в период работы ярмарки прихожанами этого храмы были самые разные люди и представителе всех сословий. Как человек, увлеченный церковными архивами и историей нижегородских храмов, с 10 марта 1887 года дьякон Александр Снежницкий стал сотрудником и одновременно делопроизводителем, вновь учрежденной епископом Модестом (Стрельбицким) специальной епархиальной Археологической комиссии. Именно в этот период времени, по благословению нижегородского архипастыря, на долю отца дьякона выпало право потрудиться над составлением историко-хронологического, археологического и статистического Адрес-календаря Нижегородской епархии. Сделано это было Александром Снежницким впервые, прежде подобные издания не выпускались. Работа его над составлением Адрес-календаря продолжалась в течение четырех лет (с 1885 по 1888 год), и это издание было приурочено к празднованию 900-летия Крещения Руси. Уникальный календарь-справочник вышел в свет 10 мая 1888 года, и впоследствии был разослан во все церкви Нижегородской епархии. По тому времени издан он был огромным тиражом в 1.275 экземпляров. Этот труд и по сей день является прекрасным точным источником по церковному краеведенью для всего Нижегородского региона.

Но на этом публицистическая и археографическая деятельность отца Александра не закончилась. По указу Нижегородской Духовной Консистории, с благословения нового настоятеля Вознесенского Печерского монастыря, епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского), дьякон Снежницкий стал членом специальной комиссии по составлению новой описи церковного имущества и библиотеки в этой древней обители. Работа по разбору и описанию монастырского наследия продолжалась с 26 марта 1891 года и до конца 1896 года. Одновременно с этим отец Александр, очевидно по собственной инициативе занимался составлением летописи Печерского монастыря, за что и получил официальную благодарность от епархиального начальства. Данный рукописный труд, в котором отразилась кратко, как древняя история монастыря, так и события, участником которых являлся ее автор, сохранилась до наших дней в собрании государственного архива нижегородской области.

По просьбе инспектора народных училищ и с благословения епархии, начиная с 24 августа 1895 года, как прекрасный знаток катехизиса дьякон Александр Снежницкий стал преподавать Закон Божий во вновь открытом так называемом Александровском женском училище, которое так же размещалось в заречной, Макарьевской части Нижнего Новгорода, недалеко от ярмарочного Спасского собора. Спустя два года на общем собрании Нижегородского отдела православного Императорского Палестинского Общества он был избран и утвержден в звании официального уполномоченного этой известной в России организации. Кроме этого, с 1 июля 1897 года, в течение одного года отец дьякон исполнял обязанности надзирателя за библиотеками, читальнями в ярмарочном «Игнатьевском приюте» и «Уральском бараке».

В 1899 году, ко Дню Святой Пасхи, «во внимание к долговременной и прилежно-усердной, при добром поведении, службы», ему было преподано от Преосвященного епископа Владимира (Никольского), благословление и выдана памятная грамота. В этом же году, 3 декабря Императорским Православным Палестинским Обществом «за полезные труды» отец Александр Снежницкий был избран пожизненным членом-сотрудником этой организации. Кроме этого он был награжден Высочайше утвержденным знаком 3-ей степени для ношения на шее Палестинского общества и именным дипломом за подписью августейшего руководителя Великого князя Сергея Александровича.
25 мая 1901 года дьякон Снежницкий был избран членом Нижегородской ученой Архивной комиссии.

Составленные и изданные им за свой счет историко-статистические описания святынь Нижегородской ярмарки: «Нижегородский ярмарочный Александро-Невский собор» – М., 1899 год; «Нижегородский ярмарочный Спасский (старый) собор», «Макарьевская часовня», «Крестовоздвиженская часовня» и «Печерская часовня» (все четыре книги изданы в Н. Новгороде в 1901 году) — безусловно, можно назвать образцами дореволюционного церковного летописания. В этих работах автор скрупулезно и во всех подробностях, и как археограф и как участник многих событий излагает историю православных святынь начала XIX начала XX столетия, которые украшали знаменитую Нижегородскую ярмарку, под небесным покровительством святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Над первой из этих книг, рассказывающей о его родном Спасо-Преображенском соборе, где он прослужил всю свою жизнь, дьякон Снежницкий работал на протяжении нескольких лет. «Терпеливо, как трудолюбивая пчела, собирал он каждое сведение, касающееся истории Спасского собора: подыскивал, узнавал, расспрашивал, рылся в архивах» — говорили про этого нижегородского священнослужителя уже после его кончины.
За два года до своей кончины, 16 июня 1902 года, на 57 году жизни, дьякон Александр Николаевич Снежницкий, Преосвященным Назарием (Кирилловым) был рукоположен в сан священника, с оставлением по- прежнему на службе в Спасском соборе. И 29 августа 1902 года он был награжден первой священнической наградой — набедренником.

После принятия священнического сана, по мнению родственников, отец Александр еще с большей энергией продолжил служить во славу Божью, всем сердцем и душою трудился на пользу своего родного собора. Последним общественно-церковным трудом отца Александра с 30 октября 1902 года стала работа в составе специальной комиссии по составлению общей епархиальной ведомости о церковных налогах.

За год до ухода из жизни, как бы чувствуя, из-за своей болезни, что ему придется расставаться с родным для него храмом, а так же с почитаемым им самим преподобным Макарием Желоводским, — как он любил говорить, — он еще больше стал заботиться о своем приходе. Когда же знавшие его способности и трудолюбие прихожане спрашивали отца Александра: «Почему вы не попроситесь на другое, более лучшее место?», — то он отвечал им, что боится, и как бы ни наказал его преподобный Макарий, ведь он сюда к нему посвящен служить.

Осенью 1904 года, 20 ноября, священник Александр Николаевич Снежницкий скончался от тяжелой болезни вирусного менингита. К этому времени он был уже вдовцом. Единственная его дочь Мария, которая окончила нижегородское епархиальное женское училище, став женой священника, кандидата богословия, протоиерея Николая Евгеньевича Троицкого, служившего в Сретенской (Тихоновской) церкви Нижнего Новгорода, вместе с мужем, а так же с многочисленными нижегородцами и священнослужителями проводила отца Александра в последний путь. Похоронен был на кладбище при Крестовоздвиженском женском монастыре, в советское время могила была утрачена.

Продолжение темы: Марья Алексеевна Снежницкая – мать диакона Александра Николаевича Снежницкого

Отзывов: 5

  1. Вера
    03.11.2013 в 18:48 | #

    Замечательно, что «трудолюбивый, всегда аккуратный в исполнении своих обязанностей, весьма полезный для службы человек» не только для службы бывает полезен. Такие фундаментальные исследования продолжают и в наше время оказывать большую помощь в поисках. Мне кажется, что в его подвижничестве, скрупулезности и добросовестности он очень близок Вам по духу, Галина. Жаль, что не наш он современник. В целом, вызывает уважение и какое-то чувство признательности за скромность, человечность и последовательность в своих увлечениях. Интересная публикация.

  2. galina
    03.11.2013 в 19:12 | #

    Спасибо, Вера, за неизменное, доброжелательное внимание к блогу.

  3. София Кэптан(Похвали
    25.08.2020 в 13:17 | #

    Здравствуйте, на сайте упомянуты 2 священника, они мои предки. Вознесенские. Если желаете больше информации, напишите. )

    • galina
      26.08.2020 в 14:58 | #

      Уважаемая София, ответила на ваш электронный адрес

  4. Н. П.
    30.11.2020 в 17:38 | #

    Слава Богу!
    Читаешь такие статьи и по крупицам собирается образ Руси, устремленной к идеалу Святой Руси, которая по неисповедимому Промыслу Божию и милости Его к нам до сих пор еще пробивается тонким ростком через все бездушные наслоения разных времен.
    К сожалению, даже тут часто описаны бывают какие-то внешние дела, «полезный для дела человек» (как по-мирски сказано!), а внутренне мироощущение, движение духа и мысли, важные моменты жизни и проявления Промысла Божия в ней порой упускаются. Вот и здесь, например, лишь кратенько упомянуто про то, «что боится, и как бы ни наказал его преподобный Макарий, ведь он сюда к нему посвящен служить». А ведь это очень важный момент, намного важнее всех комиссий по учету налогов, который, к сожалению, остался нераскрыт.
    Ну, вот такими мазками и покрыта картина нашего прошлого. Слава Богу и за это.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>