© 2015 galina stefanov_nk_11

Протоиерей Николай Константинович Стефанов. Вятская губерния

Еще одна старая открытка. К сожалению, текст полностью прочтению не поддается. Выцвели местами чернила, которыми писана она в далеком 1913 году, потертости или пострадавшие от влаги участки текста невозможно разобрать. Вот что удалось прочитать. (Следующее изображение оборотной стороны открытки кликабельно, можно смотреть в бОльшем разрешении).

Пьяный бор Елабужский уезд
Вятская губ.
его Высокоблагословению
О. Николаю Константиновичу Стефанову
Священнику села Пьяный Бор
———————————————————–
Варшава. Понкная ? ул. 41, 16  1913 5 сен.
Глубокоуважаемые и дорогие О. Николай и Татьяна Лавровна …!
Давно собиралась написать Вам и все не удавалось. Очень прошу извинить меня.
Я всегда с большим удовольствием вспоминаю время проведенное у Вас в гостях.
Спасибо Вам сердечное … Путешествие свое мы … но на сколько … на обратном пути … доехав до Ярославля вернулись домой по ж.дороге …
… погостили с мужем. Уехали 20 августа в Варшаву. Теперь, по приезде сюда тоже было много хлопот …
Вам дать о себе весточку. …
Здоровье мое неважное … Как Вы поживаете, здоровы ли?  Привезли ли Вашего Коленьку?
Будьте здоровы, всего Вам лучшаго … деток Ваших. М. О…накова

Вероятно, не все прочитала правильно. Но в целом текст вполне укладывается в обычную переписку хороших знакомых или даже дружественных семей. Интересны два момента, которые не удалось установить: варшавский адрес и фамилия отправителя. Возможно, все-таки М. Ф. Овчинникова?

Открытка адресована священнику села Пьяный Бор Елабужского уезда Вятской губернии Николаю Константиновичу Стефанову. Уверенно прочитывается имя супруги его – Татьяна Лавровна. Поиски в интернете позволили установить кратко судьбу отца Стефанова.

Николай Константинович Стефанов родился в 1868 (1870 ?) году в селе Порез Глазовского уезда Вятской губернии, в семье Константина и Александры Михайловны Стефановых (ок. 1848 г.р.). [1]
Отец служил диаконом в Богородицкой церкви села. [2] Мать была дочерью псаломщика села Юкаменье Глазовского уезда.
В 1890 года окончил Вятскую Духовную семинарию (аттестат об окончании от 19.07.1890 г.).
По окончании семинарии был определен учителем закона божия в земскую школу села Люк Сарапульского уезда Вятской губернии (7.11.1890-17.04.1895). [3]
В апреле 1895 года был переведен в церковно-приходскую школу села Танаево Елабужского уезда Вятской губернии.
В 1897 г. обвенчался в Свято-Троицкой церкви г. Сарапула с Татьяной Лавровной Жернаковой (24.12.1876–1952 гг.), венчание совершал о. Павел Бушмакин. (См. ниже комментарий olga t. yokoyama к данной статье). [5]
В 1897 (1898 ?) году был возведен в сан иерея к Покровской церкви села Вятское Сарапульского уезда Вятской губернии. Здесь же исполнял должности законоучителя земской школы (с 01.09.1898 г.), благочинного 1-го округа (с 1911 г.). 8 марта 1898 года определен на священническое место в Покровскую церковь с. Вятского. По другим данным, приняв сан священника, начал служить в церкви с. Мошкара Вятского уезда. В ведомостях Покровской церкви за 1911 год значится, что о. Николай Стефанов был назначен благочинным 1-го округа, т.е. в начале 1911 г. он еще служил в с. Вятском. Возведен в сан протоиерея. По крайней мере с 1910 года ? или с более раннего времени, служил в с. Пьяный Бор Вятская губ., Елабужский уезд.
В семье родилось шестеро детей: Милица и Маргарита — близнецы (род. в 1898 г.), Ангелина (01.01.1900 г.р.), Магдалина (1902 г.р.), Николай (1903–1972 гг.) и Елена (1904 г.р.).

В селе Пьяный Бор семья проживала в церковном доме. После революции 1917 года некоторое время они проживали в нем же, потом переселились в построенный ими самими домик, выходивший на площадь, где стояла церковь. Его дочь Ангелина в апреле 1916 года с отличными отметками закончила шестигодичный курс Елабужского Стахеевского Епархиального училища, а в апреле 1917 года - также на «отлично» закончила дополнительный VII педагогический класс при том же Епархиальном училище, получив звание домашней учительницы. В 1918 году она поступила учиться в Пермский мединститут, но на 3-м курсе была отчислена как дочь священника. О. Николай служил в с. Пьяный Бор до момента ареста в 1930 (1931?) г. [4]

Был арестован 4 марта 1930 года – Вятская губ., Елабужский у., с.Пьяный Бор (Красный Бор) и отвезен в Казань.

Осуждения:
тройка при ГПУ Татарской АССР 25/05/1931
Обвинение: «организованная контрреволюционная деятельность, религиозная агитация против мероприятий Советской власти»
Статья ст. 58–11 УК РСФСР
Приговор 10 лет концлагерей
Места заключения:
Казань, тюрьма по сентябрь 1931 года
Вологодская обл., концлагерь, лагпункт 12 с сент. 1931 по январь 1932
В заключении работал на лесозаготовках.
Вологодская о., концлагерь, лагпункт 1 с января 1932 по … 1932
Вологодская о., концлагерь, лагпункт 3 с января 1932 по … 1932
Умер в заключении 17 февраля 1932 в Вологодской обл., концлагере, лагпункт 3, лагерная больница.
Место захоронения Вологодская обл., концлагерь, лагпункт 3, в окрестностях лагеря.

Сохранились свидетельства очевидицев (соузницы?) о пребывании отца Николая Стефанова в концлагере:
«Познакомилась с ним, когда он был на 12-м лагпункте. Со страданием и жалостью смотрела на него, когда он шел с работы верст пять, все время задыхаясь и останавливаясь; ему было трудно ходить, и поэтому в лагерь он приходил после работы самым последним…».
«В январе 1932 г. его с 12-го лагпункта перевели на 1-й лагпункт. Было очень холодно, и он по слабости здоровья идти не мог и сидел с утра до ночи в санях, т.к. слабых везли. И только на 3-и сутки приехали на 1-й лагпункт. Здесь прожили пять дней, и опять повезли — на лагпункт 3-й… «

Сам о. Николай в открытке от 30 января 1932 г. писал об этой поездке в лагпункт 3, что «она его очень утомила, он прозяб и во рту все время ощущал сухость, поэтому он просил прислать ему что-либо «кисленькое». Получив эту открытку 6 февраля, матушка Татьяна Лавровна на другой день отправила ему посылку с клюквенным вареньем и еще кое с чем. Однако эта посылка пришла в лагерь только 22 февраля, когда о. Николая уже не было в живых. О. Николай предчувствовал свою близкую кончину и в последней открытке своей супруге писал, что «хоть духом он и не падает, но чувствует, что физически очень слаб и вряд ли долго вынесет свое положение».

Уже 8 (9?) февраля 1932 г. один из его товарищей по несчастью, курский священник, привез о. Николая в лагерную больницу. Хотя он и был слаб, но все время держался на ногах и был в полном сознании. Расположившаяся к нему женщина, увидевшая в нем доброту и великого молитвенника, писала:
«16 февраля, вечером, читая мне письмо своей супруги (от декабря месяца 1931 г.), и приложенное к нему письмо его крестницы, о. Николай плакал… Утром 17 февраля он встал, умылся, очень долго и усердно молился. Затем напился чаю, разговаривал; после этого он начал ложиться на кровать и с кровати упал на пол; его стали поднимать, но он уже был без пульса — паралич остановил биение его сердца…».

Из письма лагерного врача, полученного родными после смерти о. Николая:
«В сентябре 1931 г. я впервые встретил его [о. Николая] на 12-м лагпункте и как слабого, страдающего декомпенсированным миокардитом и рядом других болезней все время держал под своим наблюдением. Несколько раз его приходилось класть в больницу…»
… В последнее время я встретился с ним [о. Николаем] на 3-м лагпункте, и я положил его 9 февраля 1932 г. в больницу, где он и пролежал до 17 февраля. Однако развитие сердечной болезни взяло свое, и он тихо скончался…»

О. Николай был похоронен по-христиански, о чем свидетельствует в письме родным лагерный врач:
«Особенно прошу не огорчаться, ибо здесь тоже есть люди, и все, что нужно было выполнено так, как нужно».

Его похоронили недалеко от 3-го лагпункта.
Очевидец похорон — санитар, свидетельствовал: «Схоронили, как надо».
——————————————————
Пояснения и дополнения:
[1] Источник: ПРАВОСЛАВНЫЕ ДУХОВНЫЕ ВОИНЫ – запрашиваемый ресурс временно недоступен, причина мне неизвестна
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
[2] Село Порез – Каменная Богородицкая церковь села Порез построена была в 1859-1877 гг. Причта по штату положено было 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика; квартиры для причта казенные кроме одного священника; прихожане: прав. рус. 4046 м. п. и 4202 ж. п., крещ. вотяк. 458 м. п. и 432 ж . п., старообр. 769 м. п. и 761 ж. п.
Село расположено на ровном месте; реки нет; местность лесистая. В селе было два училища: земское одноклассное и ремесленное, третья церковно-приходская школа. Главное занятие прихожан хлебопашество, а вспомогательное – отхожие промыслы, гонка смолы и кустарные изделия. При селе волостное правление и мед. пункт. Село стоит на проселочной дороге.
Фото церкви с. Порез. Источник
[3] Сведения о дальнейшей службе Николая Стефанова противоречивы. Для уточнения их необходимо обратиться к Клировым ведомостям перечисленных сел, что, возможно, хранятся в Национальном архиве РТ.
[4] Село Пьяный Бор – Покровская церковь, каменная, построена в 1819-26 гг.; причта по штату (на 1912 год) положено 2 священника, диакон и 2 псаломщика; квартиры для причта казенные; прихожане: прав. рус. 2891 м. п. и 3201 ж.п., крез. черем. 149 м. п. и 156 ж. п., старообр. 317 м. п. и 352 ж. п.; приход состоит из 11 селений, расстоянием 2-15 верст.
Село расположено на низком наносном месте правого берега реки Камы. По обе стороны села по высокому берегу тянется красивый сосновый лес. В приходе 8 школ.
По занятию прихожане земледельцы; народ очень бедный. Подспорьем служат работы на пристани, которая при самом селе, а так же отхожие промыслы. При селе волостное правление, почтово-телеграфное отделение и больница. Ст. ж. д. Чепца в 240 верстах.
[5] О Татьяне Лавровне и купеческом роде Жернаковых см. статью Татьяна Лавровна Жернакова

Отзывов: 6

  1. Андрей
    24.04.2016 в 11:23 | #

    Добрый день. Случайно наткнулся на данную статью, которая меня очень заинтересовала. Дело в том, что я родом из с. Вятское, где с 1898 – по 1911 гг. служил священником Николай Стефанов.
    Дополнить мне статью нечем, кроме как пояснить, что с. Вятское и с. Мошкара – это один и тот же населенный пункт.
    В качестве дополнения – в центральном госархиве Удмуртской Республики в ф.245, оп.1, хоронятся дела:
    - № 1023 (18.03.1898-23.03.1898) о рукоположении в сан священника и определение в село Вятское учителя Танаевской школы Николая Стефанова;
    - № 5335 (23.07.1911-27.09.1911) о переводе священника села Вятского Сарапульского уезда Николая Стефанова в село Пьяный Бор Елабужского уезда.
    Ссылка

    • galina
      24.04.2016 в 13:48 | #

      Андрей, благодарю за проявленный интерес к статье и конструктивный комментарий. Особо благодарю за реквизиты дел касательно о. Николая Стефанова. Они меня интересуют. Придется искать возможность получения копий эти дел.

  2. olga t. yokoyama
    28.09.2018 в 02:00 | #

    Дата вступления о. Николая Стефанова в брак нуждается в поправке. Правильный год – 1897. см. Центр. Госархив Удмуртской Респ. 205.1.65, лист 71 оборотн.

    • galina
      28.09.2018 в 12:12 | #

      Благодарю за уточнение факта биографии о. Николая Стефанова. В публикацию внесла.

  3. Тамара
    11.02.2023 в 15:07 | #

    Хочу просто поблагодарить Вас за огромную работу, которую Вы делаете. Мои предки из Ярославской губернии священники и учителя. Мало, что знаю о них. Пытаюсь искать. Здоровья Вам и успехов в поиске.

    • galina
      11.02.2023 в 16:46 | #

      Очень важно и приятно получить такой отзыв.
      Успехов Вам в поисках.

Ваш отзыв на Андрей

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>