© 2014 galina tn

О правилахъ для охраненія доброй нравственности въ ученикахъ училища

Чтение епархиальных ведомостей интересно и весьма поучительно. Помимо чисто исторических сведений о епархиях, церквях, персонах, возглавлявших их, находим здесь страницы, повествующие о нравах народов, населявших ту или иную область Российской империи, множество иных любопытных свидетельств из самых разных сфер жизни России второй половины XIX века.
Приходилось читать в литературе о разного рода наказаниях, применявшихся в дореволюционной школе. Но вот чтобы подобное практиковалось и в духовных учебных заведениях, не знала.

Распоряженія Епархіальнаго Начальства.

— Въ 11 день іюля сего года Его Преосвященствомъ, по представленію о. Ректора Семинаріи, Архимандрита Іосифа, утвержденъ въ должности помощника инспектора семинаріи, студентъ Ѳедоръ Краевъ, исправляющій эту должность болѣе четырехъ мѣсяцевъ и оказавшійся по отзыву инспектора семинаріи благонадежнымъ.
—Въ тотъ же день утверждено Его Преосвященствомъ представленіе о. Ректора семинаріи слѣдующаго содержанія: «Изъ представленныхъ Училищными Правленіями правилъ для охраненія доброй нравственности въ ученикахъ училища, разсмотрѣнныхъ мною, по порученію Вашего Преосвященства, отличаются большею полнотою и практичностію правила, составленныя въ общемъ собраніи членовъ Гиазовскаго училищнаго правленія. А потому для единства воззрѣній на нравственность училищныхъ воспитанниковъ и для однообразія въ оцѣнкъ ихъ поведенія было бы полезно означенныя правила, въ исправленномъ мною видѣ, принять за руководство и ввесть въ употребленіе во всѣ училища Вятской Епархіи, вмѣнивъ при этомъ въ обязанность Училищнымъ Правленіямъ, на основаніи 6 пункта 41 § училищнаго устава, восполнять ихъ, по требованію мѣстныхъ условій или другихъ соображеній педагогическихъ и по надлежащемь утвержденіи приводить въ исполненіе. Но при этомъ считаю умѣстнымъ: 1) Прекратить навсегда, бывшія въ частомъ употребленіи прежде и отчасти проэктированныя нынѣ нѣкоторыми Училищными Правленіями, мѣры исправленія унизительныя и соединенныя съ физическимъ вредомъ, а именно: стояніе на колѣнахъ. лишеніе обѣда, заключеніе въ карцеръ и сѣченіе розгами; 2) внушить всѣмъ служащимъ въ Духовныхъ училищахъ, чтобъ они для успѣшнаго и благотворнаго вліянія на нравственность учениковъ, усвоили себѣ слѣдующіе педагогическіе пріемы: а) руководить дѣтей ие столько словесными наставленіями, сколько примѣромь собственнаго благочестія, исправности, честности и прадивости и несоблазнять никого отъ малыхъ сихъ противоположными дѣйствіями; б) дѣйствовать сотласно и единодушно при всѣхъ законныхъ внушеніяхъ ученикамъ, такъ чтобы ни замѣчанія ѵчителей, особенно письменныя заявленія, не оставались безъ удовлетворенія со стороны смотрителя, ни тѣмъ паче распоряженія начальства не подвергались кривымъ сужденіямъ учителей; в) предупредительныя мѣры предпочитать карательнымъ, всемѣрно дѣйствуя на нѣжное въ дѣтяхъ чувство совѣсти, искренность и привязанность родственную; г) при оцѣнкѣ допущенныхъ проступковъ брать всегда въ расчетъ возрастъ и развитость дѣтей легкомысліе и обдуманность, умышленность и неумышленность, раскаянность и запирательство».
—————————–
Источник: Вятские епархиальные ведомости 1869 г. № 15 от 1 авг. стр.281-282
Фото. Источник

Один отзыв

  1. Вера
    25.01.2014 в 20:05 | #

    Достойное начинание молодого инспектора. Действительно, как-то не приходило в голову, что и в духовных учебных заведениях применялось физическое наказание.

Ваш отзыв на Вера

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>