© 2019 galina usadi_osv_2

Освящение обновленного храма в с. Усады Казанского уезда 16 августа 1898 года

Веденская Елена Александровна

Протоирей Петр Евграфов Любимов, верно и преданно прослуживший в Усадском храме более 50-ти лет, много сил и внимания отдавал своим прихожанам. Не забывал он проявлять заботу и о храме. Так в 1898 году было совершено освящение Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Арсением , Архіепископом Казанским обновленнаго храма в селе Усадах Казанскаго уезда (с посещением им церквей сел: Каймар, Кадышева и Сухой Реки).

Торжественное освящение обновленнаго храма в селе Усадах было совершено 16 августа 1898 года. Высокопреосвященнейшим Арсеніем. Подробное описание столь знаменательного события нашло отражение в статье, опубликованной в газете «Известия по Казанской Епархии» (№ 19 за 1898 г. стр.799- 823).

«Храм в селе Усады был построен в 1793 году стараніем помещика Сергия Михайловича Тютчева. (Могила храмоздателя находилась на церковной ограде, где сооружена часовня из стоявшаго на этом же месте каменного зданія. На могиле храмоздателя ежегодно совершалась панихида 25 сентября).
Престолов в Усадском храме три: главный во имя Святыя Живоначальныя Троицы, в приделах же — с правой стороны — во имя Сергия Радонежскаго Чудотворца
(25 сентября), а с левой стороны— во имя Св. Николая, Мирликійскаго Чудотворца (6 декабря и 9 мая).

Первые два престола были освящены в 1793 г., а 3-й в 1799 году. Храм и отдельная при нем колокольня каменные, а ограда церковная каменная с деревянного решеткою. Как совне, так и внутри церковь устроена благолепно. Этим благолепием храм был обязан прихожанам его и главным образом землевладельцу покойному И. Н. Журавлеву (фото слева) * и его супруги Вере Ефимовне.
Живым свидетелем постепеннаго благоустройства храма с. Усады был сам местный священник о. Петр Евграфов Любимов, прослужившій в Усадах на это время уже 35 лет. К его поступленію на приход ограда церковная была развалившаяся, на месте настоящаго каменнаго церковнаго крыльца и притвора была обветшалая, полуразрушившаяся терраса; внутри самаго храма было темно, тесно и холодно. Теснота была невозможная от разделенія храма стеклянными рамами на три части, особенно это неудобство было тяжело и ощутительно в зимнее время — в большие праздники и в Св. Четыредесятницу. Холод был очень чувствителен. Пол был кирпичный, от времени во многих местах выбитый, иконостас закоптелый, стены были без живописи.

По освобожденіи от крепостнаго права, прихожане Усадскаго храма мало по малу начали устроять свой храм, устраняя вышеупомянутые недостатки.  Так например, вместо развалившейся террасы было устроено настоящее крыльцо; вместо кирпичнаго пола былъ настланъ пол опоковый, существующій и доселе, иконостас был позолочен червонным золотом, в тоже время и стены были расписаны.
Но вполне благоустроить храм не было возможности за бедностию прихожан, так что в церкви теснота и холод остались те же. Эти недостатки храма были устранены усердием покойнаго И. Н. Журавлева и его супруги Веры Ефимовны.
И. Н. устроил вместо развалившейся церковной ограды — новую, которая существует и доселе; затем купил ценныя металлическія хоругви, приобрел большой церковный колокол, много ценных икон, священнических облаченій; несколько раз И. Н. красил храм внутри и совне.

Однако этот добрый для Усадских крестьян землевладелец не успел, да и не мог выполнить своих планов и намереній относительно полнаго благоустройства церкви, постоянно отвлекаемый своими обширными торговыми делами. Его добрыя намеренія и желанія выполнила с лихвою его супруга Вера Ефимовна. Светом, теплом, чистотою и благолепіем внутренним и внешним храм с. Усад всецело обязан благочестивому вниманію Веры Ефимовны. Всего ею израсходовано до 15000 руб. на благоустройство храма, и сделаны: разноцветный стеклянный купол, для тепла устроена дорогостоющая колориферная печь, при существованіи которой температура воздуха не бывает ниже 14°; иконостас вновь позолочен, выкрашен, стены заново расписаны, сделаны кіоты на все образа, ризы на иконах везде высеребряны и вызолочены, полы переложены и закрашены, церковное крыльцо заново отделано, к храму ведут асфальтовыя дорожки, все подоконники цементированы, щели в куполе заделаны на цементе и самый купол стянут 3-мя железными поясами, храм снаружи выштукатурен и покрашен, ограда покрыта железом, все рамы в церкви новыя, ризница церковная пополнена новыми облаченіями, паникадила и подсвечники приобретены новые, облаченія новыя на престоле и жертвенниках и т. д.; на счет Веры Ефимовны содержится и один из церковных сторожей. Исполнителем желаній В. Е. и душею всего дела по устройству церкви был Б. А. Григорьев. После стольких улучшеній и обновленій храм села Усад, по своей красоте и образцовому внутреннему и внешнему устройству, занимаетъ видное место среди сельских храмовъ Казанской губерніи.

Обновление храма было закончено давно, но по разным обстоятельствамъ освященіе его все откладывалось. Наконец на рапорте благочиннаго о. протоіерея Черкасова, поданном Его Высокопреосвященству въ іюле сего года, Владыке благоугодно было назначить днем освященія храма 16 августа. Благоукрасители храма Вера Ефимовна и Борис Алексеевич Григорьев желали и усердно просили Владыку, чтобы он Сам совершил освященіе храма в селе Усадах. На это Архипастырь выразил свое согласіе, имея при этом ввиду посетить села: Каймары, Кадышево и Сухую Реку.
В начале августа текущаго года было объявлено в Казанской газете и оповещено по соседним селам и деревням, что 16 августа имеет быть совершено Его Высокопреосвященством освященіе обновленнаго храма в селе Усадах.

В Усады Владыка прибыл в субботу 15 августа, часов около 9 вечера. Совершив в этот день литургію в Успенском соборе г. Казани и в 5 часов вечера выслушав всенощное бденіе в своей крестовой церкви, Владыка в 6 1/2  часов вечера изволил отбыть в с. Усады.
В попутных деревнях Киндерей и Шушарах Его Высокопреосвященство был встречен жителями с хлебом и солью. Владыка останавливался и благословлял народ с благожеланіями имъ преспеянія в вере, доброй жизни и благ жизни временной.

В ожиданіи приезда Владыки, по Его распоряженію, собралось въ Усадах духовенство, во главе с благочинными протоіереем И. Ф. Черкасовым и священником П. Л. Измайловым: член консисторіи свящ. Г. В. Васильев, священники селъ: Каймар Ф. Н. Сосунцев, местный П. Е. Любимов, Хохлова И. Н. Софийский, Ковалей Н. П. Любимов, Кадышева А. Г. Попов, Мамонина А. И. Цветков, Сухой Реки А. А. Покровский, Соловцова И. П. Соловьев; діаконы сел: Сухой Реки В. К. Великанов, Хохлова Д. А. Троянскій, Алат А.Бакулевскій; псаломщики сел: местный А. Л. Матреничев, Матюнина Померанцев, Соловцова Н. В. Рождественскій, Каймар Казыльскій. Кадышева Мятников и Сухой Реки Понятов и множество народа.
Всенощное бдение, по распоряжению Владыки, было совершено до Его приезда. Службу совершали благочинный Иоанн Флегонтов Черкасов и діакон, студент академіи Петр Рождественскій. К концу всенощной для встречи Владыки приехали оо. діакона и иподіаконы Кафедральнаго собора.
По окончаніи всенощной духовенство в количестве 22 человек, в облаченіях, в предшествіи крестнаго хода, вышло из храма за врата церковной ограды. Ограда, колокольня, стоящая отдельно от храма, и самый храм были украшены гирляндами из зелени и цветов и блестяще иллюмилованы. Зрелище было, конечно, редкое для села. По пути следованія Владыки около села горели бочки со смолой. Около 8 ч. вечера начался перезвон. Народу собралось очень много, несмотря на плохую погоду: лил дождь.

В 9 ч. Владыка прибыл в сопровождении о. ключаря ко вратам церковной ограды. Вера Ефимовна и Б. А. Григорьевы с семейством почтительно приветствовали Владыку, который был душевно растроган множеством собравшагося народа в такое ненастное и позднее для деревни время. Местный священник о. Петр Любимов поднес Его Высокопреосвященству хлеб и соль, прося принять их от него лично и его прихода, как залог их любви к нему, с пожеланіем здравія на многіе, многіе годы.
Владыка, поблагодарив священника и благословив его и собравшихся, в предшествіи крестного хода и духовенства, проследовал в церковь. Здесь, по возглашеніи обычнаго многолетія, Владыка, глубоко растроганный предшествующей картиной его встречи, благодарил всех присутствующих, присовокупив, что за поздним временем не может каждаго благословить отдельно; преподал всем общее благословеніе и просил на завтра всех придти помолиться с ним за литургіей.
Из церкви Владыка проследовал в дом Н — ов И. Н. Ж.

На утро благовест к литургіи начался в 9 часовъ. Его Высокопреосвященство шествовал в храм со „славою». Весь путь от дома до церкви был устлан коврами и усыпан зеленью. Пред литургіей совершено было Высокопреосвященнейшим водоосвященіе и окропленіе св. водою иконостасов и всего храма. Литургію Владыка совершил в сослуженіи вышеуномянутых священников и о ключаря А. П. Яблокова. За литургіей Его Высокопреосвященством сказано было глубоко прочувствованное, живое и одушевленное слово по поводу торжества.

„Освященіе, говорил Владыка, обновленнаго храма сего совершено по милости Божіей с торжественностію, редкою не для села только, но и для города.
Освященіе есть призываніе Божественной благодати, дабы Господь особенно присутствовал здесь и изливал бы на нас чрез святыя иконы Свою чудодейственную силу. Но эта благодать Божія, действующая чрез св. иконы, изливается только на христіан благочестивых, трудолюбивых, трезвых, воспитывающих детей своих в страхе Божіем. При неблагоугодной же жизни благодать Божія далеко отступает от нас. Поэтому от всего сердца желаю вам жить благочестно, чаще посещать храм сей с чистою совестію, здесь вы найдете утешеніе в ваших скорбях и нуждахъ.
Не ищите себе успокоенія и забвенія в пьянстве, так разрушающемъ внешнее благополучіе человека. А особенно убивающем душу, ибо піяницы царствія Божія, говорить св. ап. Павелъ, не наследуют. Не впадайте в отчаяніе, но идите с теплою верою и твердою на Бога надеждою в этот св. храм, столь благолепный, и благодать Божія изобильно изліется на вас».

После литургіи был совершен крестный ход кругом церкви с молебным пеніем на особоустроенном деревянном помосте св. Троице, Божіей Матери, преподобному Сергію Радонежскому и св.Николаю чудотворцу, потом была отслужена литія на могиле благотворителя И. Н. Журавлева, чем и закончилось церковное торжество.
Разоблачившись, Владыка благословлял собравшихся и раздавал народу крестики. Из храма он проследовал в земскую Усадскую школу, в сопровождении г. директора народных школ Б. А. Григорьева. Сюда же собралось и бывшее на торжестве духовенство. Его Высокопреосвященство, благословив учительниц М. А. Артемьеву и Е. П. Любимову и детей, обратился к ученикам с вопросом, знают ли они Символ Веры?
Получив утвердительный ответ, он заставил их всех хором читать Символ Веры. Потом спрашивал о разных событіях из священной исторіи новаго завета. Собравшимся отцам и матерям учеников Владыка выразил горькое сожаление, что мало учится в школе девочек, от правильного христіанскаго воспитанія которых и зависит доброе воспитаніе детей — будущих сынов церкви и работников на пользу Церкви, Царя и Отечества, и искреннее желание, чтобы в школу как можно больше ходило девочек.
Владыка спрашивал учеников утреенія и вечернія молитвы. Чтобы показать наглядно, как нужно молиться утром и вечеромъ, Его Высокопреосвященствомъ был вызван один мальчик, который под его руководством прочиталъ утреннія и вечернія молитвы. При этом Владыка рекомендовал оо. законоучителям первым делом научать детей молиться. Ученики были собраны из школ земских: с. Усадъ, дер. Шушаръ, с. Высокой Горы, с. Соловцова и церковно-приходской Бимерской, прихода с. Хохлова.
Это посещеніе школы Его Высокопреоевященством. Его ласковое, простое обхожденіе с детями и их родителями надолго останется памятным для жителей села Усад. Раздав ученикам крестики и подарки, предложенные Б. А. Григоръевым, Владыка около 3 часов пополудни проследовал в дом И. Н. Журавлева. По пути, около дома священника, семья последняго встретила Владыку с хлебом и солью, Его Высокопреосвященство, благословив поднесших, сказал, что к ним он будет в 5 ч. вечера.
Предложенная любезными хозяевами В. Е. и Б. А. Григорьевыми трапеза, к которой были приглашены, кроме духовенства, известные благотворители, прибывшіе из Казани гости М. М. и Е. Ф. Даниловы и друг., прошла в оживленной беседе.

Прямо из-за стола неутомимый Архипастырь проследовал в дом священника, где уже по распоряжению Владыки собралось окрестное духовенство, бывшее на торжестве. Владыка около 2-х часов провел в беседе с духовенством, а о. ключарем разсмотрены были церковныя книги и документы. Пред беседою к Его Высокопреосвященству обратилась местная просфорня с просьбою об устройстве ей помещения ближе к церкви, даже на самой ограде, Владыка, тут же разобрал дело, решил его хотя и не в пользу просфорни, но все таки обратился к бывшим тут оо. благочннным Черкасову и Измайлову, а в лице их, конечно, и ко всем благочинным Казанской Епархіи, с словомъ, чтобы отношенія их к меньшей братіи были сердечныя, исполненныя расположенія и доверія, а не высокомерно – начальническія. При этом Владыка сказал: „до меня дошло,, что иные благочинные очень уже медленно исполняют иные указы, на это мною будет обращено вниманіе и виновные получат должное». Не забывайте сира и убога. Сердечныя заимныя отношенія рекомендуются и должны быть, сказал Владыка, и между членами каждаго отдельнаго причта, ибо они должны едиными усты и единым сердцем славить Бога и показывать пример миролюбія своим прихожанам.
Мир Христов да будет между всеми. Потом Владыка попросил оо. благочинных протоіерея I. Ф Черкасова и священ. П. Л. Измайлова представить ему причты благочиній. Благословляя духовенство, Его Высокопреосвященство разспрашивал их об их семейном и матеріальном положеніи, при чем им было обращено особое вниманіе на 2- х священников: села Хохлова о. Софийскаго и села Соловцова о. Соловьева, из которых первый, прослужив 32 года священником, имеет только скуфью, а 2-й, прослужив 22 года священником, не имеет даже и набедренника.

Владыка приказал о. ключарю записать фамиліи их и доложить ему о них в свое время. При представленіи одного причта, псаломщик подошел к Владыке в пальто; пользуясь этим, Владыка повел речь о благоприличіи вообще, преподав наставленіе, что к лицу высшему нужно подходить, скинув верхнее пальто или рясу. Вообще низшіе члены причта должны с уваженіем относиться к высшим, діакон и псаломщик, приходя к священнику, всегда должен подхолить к благословенно. При этом Владыкою были указаны примеры отношеній низших членов причта к высшим во время его юности, когда он жил в доме своего отца — деревенскаго дьячка. В отношении к прихожанам священник должен быть учителем главным образом, проповедуя слово Божіе. Для успешности проповедыванія нужно больше упражняться в писаніи и произношеніи проповедей, пріобресть навык. Имея в виду главную цель своего пастырскаго служенія— религіозно-нравственное воспитаніе своих прихожан в духе народности и православія, — священник, сказал Владыка, должен обращать особенное вниманіе на школу, как верный проводник в семью прихожан лучших плодов просвещенія. «Чрез школу вы, законоучителя, получите себе и высшую награду и утешение— благодарную память о вас простаго народа. Как пріятно видеть ручонку малютки- школьника, сложенную для крестнаго знаменія и для молитвы за здоровье своего батюшки, или упокоеніи его души; память добраго законоучителя надолго останется среди его прихожан» – сказал Владыка.

Разсуждая о жизни сельскаго духовенства, Владыка между прочим выразил сожаленіе, что духовенство не делится жизнію деревни с горожанами при посредстве печати, не печатают, например, известій о религіозных торжествахъ и некрологов, что очень желательно. По его мненію необходимо расширить орган духовенства Казанской епархіи— Епархіальныя Известія, для этого достаточно назначить с каждаго причта рубля 3 в год, что и не обременительно. В таком случае объем изданія очень увеличился бы, что и соответствовало бы положенію Казанской епархіи, как 4-й на Руси.
Благодаря пожертвованным Владыкою 500 р., Известія по Казанской епархіи превратились уже и теперь в интересную книжечку, вместо сухого перечня свободных мест, перемещеній и распоряженій, в сборник статей разнаго содержанія. Я желаю, сказал Архипастырь , чтобы духовенство принимало в корреспонденціи полное участіе, не стесняясь и не ссылаясь на неуменье литературно излагать сообщаемые факты, все исправим. В заключеніе, выразив удовольствіе по поводу прекрасных отношеній некоторых молодых священников с членами своих причтовъ, Его Высокопреосвященство, благословив присутствующих, отпустил их по своим приходам. По окончаніи беседы в квартиру священника пожаловали В. Е. и Б. А. Григорьевы, Казанскій уездный исправник г. Марасанов, архимандрит Веніамин. Откушав чаю, Владыка в 8 ч. вечера, благословив домохозяев, удалился в свое помешеніе в доме Н— ов И. Н. Журавлева. На утро, в понедельник Владыка на прощаніе милостиво разговаривал со всеми его провожавшими, благодарил за радушный пріем, отвечая на любезное приглашеніе Веры Ефимовны и Бориса Алексеевича побывать у них в Усадах еще много раз.
После трапезы, к которой были приглашены местный священник о. Петр Любимов с матушкой, его сын священник села Ковалей и зять діакон, Студент академіи Петр Рождественский, по русскому обычаю, пригласив всех присесть, Владыка еще раз поблагодарил за радушное гостепріимство. Потом, помолясь Богу, благословил всех присутствующих. К этому времени местным псаломщиком А. Л. Матреничевым собраны были дети и пропели несколько раз „многа лѣта».
Около 12 часов Его Высокопреосвященство, напутствуемый благожеланіями, отбыл из села Усад в с. Каймары.»

—————————————–
*Источник

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>