© 2018 galina lubimovi_6

Четыре поколения священно церковно служителей семьи Любимовых. Казанская губерния

Любимовы

О непростых и трагических судьбах Любимовых Павла Петровича и Иларии Прокопьевны было рассказано в статье «Открывая дверь в прошлое. Семья Прокопия Иоанновича Черкасова». Хотелось бы рассказать о судьбе детей этой семейной четы и о том в какой семье и в какой атмосфере вырос Павел Петрович Любимов, достойный потомок династии священно церковнослужителей Любимовых.

Васильева (Бакулевская) Валентина Фёдоровна, Виталий Михайлович Сушков

Веденская Елена Александровна

Павел Петрович Любимов

Павел Петрович Любимов (фото слева) родился 17 мая 1887 года в семье священника Любимова Петра Порфирьевича в селе Ахманеи Козьмодемьянского уезда, где и был крещен. Он окончил Чебоксарское духовное училище, с 1901 г. по 1909 г. обучался в Казанской духовной Семинарии, получив в 1909 году свидетельство 2 –го разряда об окончании полного курса. В том же году 21 октября  Павел Петрович после венчания с Черкасовой Иларией был рукоположен в сан священника к Николаевскому храму села Красная Горка Казанского уезда. Был заведующим и законоучителем Займищенской церковной школы. Имел награды – набедренник и скуфью за отлично-усердную службу Церкви Божией и за труды по обстоятельствам военного времени (в мае 1918 г.) [1].

В 1918 г. Павел Любимов эвакуировался в Сибирь, во 2-м Сибирском стрелковом корпусе был полковым священником и благочинным 4-й дивизии. В конце 1922 г. с остатками белой армии он эмигрировал в Маньчжурию. Здесь о. Павел священствовал в Петропавловском храме на станции Цицикар и позже во Введенском храме в посёлке станции Ханьдаохэдзы. В 1932 г. семья Любимовых переехала в г. Харбин, где Павел Петрович стал настоятелем храма во имя Успения Божией Матери на Новом кладбище. После освобождения Маньчжурии Красной армией  от японцев в 1945 г. Павел Любимов и его сын Петр попали в число репрессированных.
В семье Любимовых выросли дети – Петр, Николай и Валентина.

Дети Павла Петровича Любимова

Старший  сын Любимовых –  Петр Павлович родился 17.06.1911 года (по официальным документам 16.05.1914 г.) и был крещен в Николаевской церкви с. Красная Горка 26.06.1911 г. протоиереем Иоанном Флегонтовичем Черкасовым и дьяконом Алексеем Стекловым. Восприемниками новорожденного стали сын священника с. Чемеева Ядринского уезда Петра Порфирьевича Любимова Николай Петрович Любимов (дядя) и вдова дьякона Нина Александровна Черкасова (бабушка новорожденного). [2]  Петр окончил пять классов начальной школы. А В 1927 г. вместе с матерью, братом и сестрой  выехал  в  Маньчжурию, на станцию  Цицикар. В  поселке Ханьдаохэдзы Петр окончил русскую гимназию, позже с отличием закончил 2-ую Харбинскую зубоврачебную школу и год работал зубным врачом-протезистом в амбулатории при  монастырской больнице им. доктора Казем –Бека.

В 1936-1937 г.г., получив вид на жительство, с помощью Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи (БРЭМ), Петр  обучался в русском институте «Харбин – Гакуин. Ниппоно», где изучал японский язык, здесь он овладел разговорным китайским языком.
По окончании курсов радистов и стенографистов, с мая 1938 г. по май 1943 г. он работал на радиостанциях МТТК и Японской военной миссии в Сахаляне, Харбине и Хайларе. С 1943 по 1945 г.г. Петр Любимов учился на богословском факультете Харбинского института Святого Владимира, позже служил дьяконом в Свято-Покровской церкви на Старом кладбище, был законоучителем гимназии Педагогического института. Также Петр являлся помощником редактора духовного журнала «Хлеб небесный».
Со своей супругой Людмилой Дмитриевной Любимовой (Лавровой) 1911 г.р. детей не имели. [3]

В сентябре 1945 г., после прихода Красной армии в Харбин, город стал центром советской администрации, а затем был передан под контроль китайским коммунистам. Любимов со многими другими русскими жителями города был арестован НКГБ и доставлен в Восточно-Уральский лагерь в г. Тавда Свердловской области.
По постановлению отдела Контрразведки Уральского военного округа от 30.09.1946 г. Петр Любимов был повторно арестован 25.11.1946 г. (ордер № 892) и содержался во внутренней тюрьме г. Свердловска. Три месяца оперативно-следственной группой МГБ из него выбивались признания в шпионской деятельности в пользу Японской военной миссии и военного отряда № 267.
Особым Совещанием при Министре Государственной безопасности СССР 08.02. 1947 г. Петр Любимов был осуждён по ст. 58-6, ч.1, 58-4, 58-11 УК: «За участие в контрреволюционной организации и шпионаж приговорен к заключению в исправительно – трудовой лагерь на 20 лет». Петр Любимов отбывал наказание в Свердловской области, о дальнейшей его судьбе ничего не известно. [4]
Определением № 25-н Военного трибунала Уральского Военного округа от 30.08.1973 г. по протесту военного прокурора было отменено Постановление Особого совещания при МГБ СССР от 08.02.1947 г. в отношении Любимова П.П. за отсутствием состава преступления.

Второй сын Любимовых – Николай Павлович Любимов родился 24 ноября 1912 года (по официальным документам в 1917 г) и был крещен в Николаевской церкви с. Красная Горка Казанского уезда 27 ноября 1912 года священником села Осиново Владимиром Дувинг с дьяконом Алексеем Стекловым. Восприемниками новорожденного стали – священник села Караваево Казанского уезда Симеон Георгиев Петропавловский и дочь умершего дьякона Елизавета Прокопьевна Черкасова (двоюродная сестра). [5]
Николай умер молодым – в 1935 году в 23-летнем возрасте.

Дочь Валентина Павловна Любимова родилась 2 сентября 1914 года (официально 02.09.1918 г.) и была крещена в Николаевской церкви села Красная Горка Казанского уезда 10 сентября 1914 г. священником Петром Грачевым с дьяконом Алексеем Стекловым.
Восприемниками малышки стали преподаватель Казанской Духовной Семинарии Димитрий Николаевич Флоринский и Императорской Духовной Академии студента священника Петра Алексеева Грачева жена Мария Васильевна Грачева. [6]

С матерью и братьями в 1927 г. она эмигрировала в Маньчжурию к отцу. В Харбине в 1933 г. Валентина закончила русскую педагогическую гимназию. 6.10.1937 г. в Свято-Алексеевской церкви на станции Барим состоялось бракосочетание 23- летней Валентины Павловны с 24-летним эмигрантом из Советского Союза Георгием Павловичем Козловым, брак был оформлен 30.12.1942 г. в г.Харбине.

Г.П. Козлов родился 16.04.1913 г., являлся подданным СССР, служил священником храма во имя Святого Сергия на станции Барим, затем Петропавловского храма пос. Драгоценка в Трёхречье, центре поселений Забайкальского казачества. С ним в эмиграции находился его брат Александр Павлович Козлов.
В семье Козловых родились сыновья: Николай, 1940 г.р., Алексей, 1941 г.р. (умер) и Дмитрий, 1943 г.р.
С 1943 г. Георгий Павлович служил в Успенском храме на Новом кладбище в Харбине с тестем Павлом Любимовым. В 1945-1946 г.г., пройдя через «фильтрацию» МГБ, семья Козловых возвратились в СССР. [7]
Вернувшись из Китая семья жила в Зеленодольске, затем – в Йошкар-Оле. В 50-е годы Валентина с сыновьями приезжала в Казань к двоюродным братьям Александру и Виктору Введенским, в Йошкар-Оле общалась с дядей Сергеем Бакулевским.

Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 10.09. 1960 г. была закрыта единственная в Йошкар-Оле церковь Воскресения Христова, настоятелем которой был Г.П. Козлов. Было предложено перенести совершение богослужений в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Указом епископа Казанского и Марийского Михаила от 15 декабря 1960 г. было предписано церковь в с. Семеновка впредь именовать Воскресенским Собором. (Здесь подтверждался в сане протоиерея храма и благочинного православных церквей Марийской АССР Козлов Георгий Павлович Козлов). [8]
Дальнейшая судьба семьи Козловых не известна, по некоторым данным она переехала на Украину.

Семья Любимова Петра Порфирьевича

Отец Павла Петровича Любимова – Петр Порфирьевич Любимов (18.06.1861- 20.11.1942) родился 18 июня 1861 года в селе Оринино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье священника Порфирия Петровича Любимова. Отец Порфирий прослужил в местной церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов около шестидесяти лет, нес послушание благочинного, члена Козьмодемьянского училищного совета, был известным миссионером. Кроме обычных священнических наград батюшка был удостоен бронзового креста в память Крымской войны 1853-1856 годов, ордена святой Анны 3-й степени.

Видя ревностное служение родителя, Петр Любимов также принял решение послужить Богу и ближнему на духовном поприще. 26 июня 1884 года он окончил Казанскую Духовную семинарию, 2 марта 1885 года был рукоположен во священника. С марта 1885 года по март 1889-го батюшка совершал богослужения в церкви Казанской иконы Божией Матери села Ахманеи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, а затем, до июня 1917-го, — в Михаило-Архангельском храме села Чемеево Ядринского уезда. Помимо служения в храме Божием батюшка занимался просветительской деятельностью, нес послушание законоучителя церковно-приходской школы села Ахманеи, Чемеевской земской школы, Чемееевской церковно-приходской школы. С 1895 года отец Петр был попечителем Асламасской церковно-приходской школы, с 1891-го нес послушание члена Ядринского отделения епархиального училищного совета, дважды, с 1898-го и с 1906-го года исполнял должность помощника благочинного 1-го округа Ядринского уезда.

Труды батюшки на ниве Христовой были оценены священноначалием, он был награжден набедренником (1888), скуфьей (1896), камилавкой (1902). За просветительские труды отец Петр удостоился благодарностей епархиального архиерея (1891), уездного училищного совета (1895, 1897), а 11 мая 1905 года за примерное преподавание Закона Божьего в церковно-приходских школах Священным Синодом был награжден Библией. [1]

В послереволюционное время батюшка Петр Порфирьевич Любимов совершал богослужения в Троицкой церкви села Асламасы (1917–1925), Троицком храме Козмодемьянска (1925–1929), церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери села Владимирское Горномарийского кантона МАО (1930–1931), а с 26 сентября 1931-го — в Троицкой церкви села Большое Карачкино.

В 1932 году отец Петр был арестован по ложному обвинению, но своей вины в контрреволюционной деятельности и антиколхозной агитации он не признал. Постановлением тройки ОГПУ от 1 июля того же года батюшка был освобожден из заключения за недоказанностью вины. О дальнейшей его судьбе Петра Порфирьевича известно не много. В годы Великой Отечественной войны отец Петр проживал в Козьмодемьянске, где и скончался 20 ноября 1942 года. Точное место погребения батюшки в настоящее время неизвестно. [4]

С супругой Валентиной Димитриевной 1867 г.р. Петр Порфирьевич воспитал детей:
Павла, 17.05.1887 г.р., Софию, 1888 г.р., Веру, 1890 г.р., Любовь, 1892 г.р., Николая, 1893 г.р. и Бориса – 1899 г.р.
Супруга о. Петра умерла вскоре после рождения последнего ребенка и Петру Порфирьевичу пришлось испытать все лишения и тяготы жизни вдовца, оставшегося с кучей ребятишек на руках. Всем своим детям – и сыновьям, и дочерям Петр Порфирьевич смог дать достойное образование

Старшая дочь София Петровна Любимова 1888 г.р., обучалась в Казанском Епархиальном училище с 1900 по 1906 г.г., позже была выдана замуж.
Вторая дочь Вера Петровна Любимова 1890 г.р. обучалась в церковно-приходской школе, затем в Казанском Епархиальном училище с 1901 по 1907 г.г., была выдана замуж.
Любовь Петровна Любимова 1892 г.р. обучалась в церковно-приходской школе, затем в Казанском Епархиальном училище с 1904 по 1910 г.г. После окончания училища Любовь работала учительницей.

Младший сын Борис Петрович Любимов 1899 г.р. обучался в Чебоксарском Духовном Училище с 1910 по 1915 г.г., в 1915 г был зачислен в 1-й класс Казанской Духовной Семинарии. В 1917 г. Борис, ученик 2-го класса 2-го отделения КДС был оставлен на повторительный курс по малоуспешности. [2, 3]

Семья Любимова Порфирия Петровича

Дед Павла Петровича Любимова – Порфирий Петрович Любимов (1834 г. – 25.08.1917) родился в с. Богатырево Ядринского уезда в семье дьячка Петра Алексеева Любимова 1797 г.р. и его супруги Евдокии Васильевой 1798 г.р.,  был 7- м ребенком в семье. В 1848 г. Порфирий окончил Чебоксарское духовное училище. 15 июня 1854 г. окончил курс в Казанской духовной семинарии по 2 разряду. В 1854 г. 22-летний Порфирий Любимов был обвенчан с Инией Васильевной Акрамовской, дочерью священника (благочинного) села Оринино Козмодемьянского уезда Василия Петровича Акрамовского 1805 г.р. и Елизаветы Яковлевны 1811 г.р .

16 января 1855 г.  был рукоположен в священника к Михайло-Архангельской церкви села Оринино Козмодемьянского уезда. Получив место священника в этом селе, Порфирий Петрович принял на себя все заботы о вдове Елизавете Яковлевне Акрамовской и о ее детях. [1]
Из Ревизской сказки села Оринино Козьмодемьянского уезда 1834 года [2] удалось узнать, что священник Василий Петров Акрамовский 1805 г.р. в 1828 г. был произведен в село Оринино Козьмодемьянского уезда на вакантное место во священника из окончивших курс Богословского учения в Казанской Семинарии. По 7-й ревизии 1816 года Василий писан был в с . Акрамово Козьмодемьянского уезда при отце своем, священнике Петре Акрамовском 11- ти лет обучающимся в Казанской Академии. На 1834 г. в семье Василия Акрамовского подрастали 4 дочери – Александра 5 лет 1829 г.р., Марья 4 лет 1830 г.р., Иуния 1,5 лет 1832 г.р. и Анастасия 3 мес. 1834 г.р. На 1843 г. жена Василия Акрамовского – Елизавета Яковлевна записана уже как вдова. С ней проживали пять дочерей и сын Федор 4-х лет 1839 г.р. [3]

Порфирий Петрович чувашский язык знал очень хорошо и читал на нем проповеди. Был законоучителем местных школ и земских училищ. С 1873 по 1895 г.г. он являлся депутатом от духовенства на окружном и епархиальных съездах, был членом от духовенства в правлении Чебоксарского Духовного Училища в 1878-1882 г.г., благочинным 2- го округа Козмодемьянского уезда с 1869 г. по ноябрь 1892 г. Отец Порфирий выполнял обязанности духовника к 2-го благочиния Козмодемьянского уезда с 16.03.1893 г. [4]

Со своей супругой Иунией Васильевной (в дев. Акрамовской, 1832 г.р.) Порфирий Любимов воспитал детей:
Николая 1855 г.р. (Служил учителем Орининского приходского училища. После смерти Николая Любимова в 1880- е годы, о. Порфирий взял под свое крыло его сына Леонида (22.07.1881 г.р.). Внук проживал у деда Порфирия Петровича и обучался в Чебоксарском Духовном Училище. В 1905 г. Леонид Любимов окончил Казанскую Духовную Семинарию. Позже Леонид Николаевич служил в должности надзирателя Чебоксарского Духовного Училища. Его верной супругой в 1906 году стала Юлия Николаевна 1889 г.р.);
Петра Порфирьевича 18.06.1861 г.р.;

Софью 1863 г.р. (обучалась в Казанском училище для девиц духовного звания. Была обвенчана с Гурием Васильевичем Васильевым. Гурий Васильев родился в 1858 году в селе Шутнерево Чебоксарского уезда в семье священника Богородицкой церкви этого села Василия Петрова Васильева 1841 г.р. и его супруги Анфисы Капитоновны 1842 г.р. Гурий окончил Казанскую духовную Семинарию 01.07.1880 г. по 2- му разряду. В 1882 г. он был рукоположен во священника, а 20.04.1888 года переведен во священника в село Ахманеи Козмодемьянского уезда. На 1893 г. в семье Васильевых Гурия и Софьи подрастали дочери – Зинаида 9 лет 1884 г.р., Клеопатра- 5 лет  1888 г.р. и Надежда 1 года 1892 г.р. [5] На 1903 г. Гурий Васильев – священник в с. Буртасы Цивильского уезда, вдовец, законоучитель местных школ. В 1901 г. он был награжден скуфьею. На 1903 г у него в семействе 3 дочери 19, 15 и 11 лет. [6]) ;

Алексея 1865 г.р.;

Марию 1871 г.р. (обучалась в прогимназии в Симбирской губернии. [7]  Была обвенчана с Александром Ивановичем Кудрявцевым. Александр Кудрявцев родился в 1869 г. в семье псаломщика Кудрявцева Иоанна Иоанновича 1848 г.р. и его супруги Марии Михайловны, 1852 г.р. В 1887 г. из 1- го класса Казанской Духовной Семинарии Александр был определен псаломщиком, в 1892 г. рукоположен во дьякона, а в 1899 г. во священника к церкви села Тораево Ядринского уезда. В 1900 г. он священствовал в Кладбищенской церкви г. Чебоксары. На 1904 г. он являлся священником Троицкой церкви с. Ново-Чурашево Цивильского уезда. С ним проживали его дочери 13 и 8 лет, Александр к этому времени уже овдовел). [8]

На 1884 г. в числе сиротствующих при храме с. Оринино Козмодемьянского уезда значится дочь умершего дьячка с. Рындино Цивильского уезда Петра Алексеевича Любимова дочь – Пелагея Петровна, 63 –х лет. Она проживала у родного брата Порфирия Петровича Любимова на его содержании. [9]
Семья Порфирий Петрович в с. Оринино проживала в собственном деревянном доме, расположенном на церковной земле, с прилегающим к нему плодовым садом. [10]

Празднование 50-летнего юбилея служения Порфирия Петровича Любимова

В январе 1905 г. было торжественно отпраздновано 50–летие служения в священном сане протоиерея Порфирия Петровича Любимова (с 16.01.1855 г. по 16.01.1905 г). На праздновании юбилея с поднесением ему иконы присутствовали о. благочинный Афанасий Петрович Добросмыслов и священники: с. Моргоуши Козмодемьянского уезда — Алексий Иванович Аристов, старший помощник благочиннаго — Платон Алексеевич Запольский (священник с. Юнга-Ядрино Козмодемьянского уезда, сын псаломщика с. Ахманеи Козмодемьянского уезда Алексея Елпидифорова Запольского 1833 г.р), священник с. Ахманеи Козмодемьянского уезда — Василий Петрович Громов, с. Тораева Ядринского уезда— Александр Иванович Кудрявцев; сын юбиляра, священник с. Чемеева — Петр Порфирьевич Любимов, Транквилин Апполинариевич Земляницкий, Венедикт Григорьевич Степницкий и Александр Семенович Агеносов. В адрес юбиляра был сказано много поздравительных речей.

Сын, Петр Порфирьевич Любимов в своей речи рассказал о том, в каких неблагоприятных условиях начиналось служение его родителя – о.Порфирия в Орининском приходе. На первых же порах у него начали возникать недоразумения с сослуживцами, вследствие зависти, которую возбуждал о. Порфирий в них своею молодою энергиею на почве пастырства, а также правдивости. Эта-то правдивость, будучи его правилом всегда и везде служившая ему путеводною звездою, а равно быстрое знакомство со всеми узаконениями, дающими возможность разобраться при разных обстоятельствах, легко освобождали его от многих нападок и делали его неуязвимым. Не взирая на все неблагоприятные условия, в коих Порфирию Петровичу приходилось быть на первых порах, главное его внимание было сосредоточено на пастве, которая крайне нуждалась в насаждении слова Божьего.

Паства витала в то время в непроглядной тьме неведения в религиозно-нравственном отношении и всецело поглощена была мраком всевозможных суеверных обычаев. И о. Порфирий, действительно, не покладая рук, принялся за возделывание нивы, которая во всей неприглядности развернулась пред ним. В праздничные дни в Орининском храме богомольцев можно было насчитывать единицами. И только небольшими десятками исчислялись прихожане в такие Великие праздники, как Пасха. Что же предпринимал о. Порфирий, чтобы храм наполнился молящимися? Как ревностный пастырь, он начинал говорить в храме неопустительно поучения, в коих излагая правила христианской жизни, указывал на всю суету и неразумность языческих верований и суеверных обычаев; доводами Евангельскаго учения вразумлял своих прихожан – инородцев и таким образом наводил их на истинный путь.
И простое вразумительное слово его на родном языке прихожан – инородцев всегда достигало своих целей. Он ходил по деревням с Евангелием в руках (в деревне Новой), где собравшимся на лужайке и жаждущим света истины в простых словах раскрывал Евангельскую истину и тем самым располагал их к христианскому образу жизни.

Для просвещения детей своих прихожан о.Порфирий открыл школу в собственном флигеле, и она сделалась любимым его детищем и пользовалась особым его вниманием; он отдавал ей все свободное время. Эта школа стала источником истины и добра и всегда была полна ребятишек.
Эта школа после храма была второй духовной колыбелью юной паствы. Здесь, как и в храме, прихожане постепенно приучались к хождению в храм и к исполнению христианского долга исповеди и Святого причастия.
Под постоянным руководительством о. Порфирия в храме и школе паства постепенно вступала на почву истинно – христианскую и вместо немногих десятков прихожан, прежний старый храм едва уже вмещал в себе всех молящихся.

Также сын юбиляра упомянул о характерной черте пастырского управления о. Порфирия. Будучи возвестителем слова истины, он чутко и участливо относился к внутренней жизни своих прихожан, желая, насколько возможно, упорядочить её. Так, в воскресный или праздничный день — после обедни много прихожан шло к батюшке с разными недоразумениями: родители жаловались иногда на непочтение к ним сыновей, мужья и жены жаловались друг на друга по случаю несогласной жизни; были и другие жалобы и просьбы, которые приходилось разбирать.
Так один из непокорных сыновей был отправлен во флигель и здесь под некоторым контролем исполнил 100 земных поклонов, а несогласная чета в лице мужа и жены по предложению о. Порфирия в целях исправления начинали совместно убирать мусор с места старого храма в продолжение дня. По окончании данного искуса несогласные приходили к согласию и начинали жить мирно, по – семейному.

Таким образом происходил домашний суд и расправа, которые, нужно заметить, удовлетворяли всех обращавшихся к батюшке. Исправление, невидимому неисправимых, наступало быстро и заживляло житейские недуги среди прихожан. Особенно осмотрительно было отношение о. Порфирия к брачующимся из инородцев. Жениху и невесте из инородцев вменялось в непременную обязанность выучить на их языке Молитву Господню.

Сын юбиляра также упомянул о том трудном и великом деле, которому были отданы силы и энергия о. Порфирия – строительстве нового храма. Ровно 20 лет тому назад о. Порфирий начал помышлять об устройстве нового о храма. Сначала было желание и самих прихожан, но более скромное: хотелось только расширить прежний малый храм. Но Порфирий Петрович понял, что рано или поздно придется строить новый храм и сумел повлиять на прихожан так, что последние согласились начать постройку нового храма. (Старая каменная церковь была построена в 1798 г. В 1884 г. колокольня и холодный храм были сломаны. И 6.08.1884 г. была начата постройка нового храма).

В этом великом деле началось его страдное время, какого в жизни Порфирия Петровича не бывало никогда: сколько же было положено труда, силы, здоровья, энергии и даже унижения, неизбежного при всякой попытке сделать заем у кого- либо.
А займы приходилось делать часто в продолжение всей стройки храма и ограды. За отделением Ахманеевскаго прихода, целиком образовавшегося из Орининского, при последнем осталось сравнительно небольшое количество прихожан, а следовательно и средств. При многолетней стройке много было других неприятностей и недоразумений, недостатков в средствах и других обстоятельств, часто останавливавших дело постройки храма.
И от всего этого приходилось много страдать нравственно. Но все препятствия были побеждены; все трудности, какие встречались на пути в важной цели, устранены были твердой волей и характером о. Порфирия (при постройке храма о. Порфирий вкладывал свои личные сбережения). Следствием всех этих трудов и стараний явился памятник вполне достойный своего строителя, который стал безмолвным свидетелем для грядущих времен и поколений о заботах о. Порфирия в приходе. Новый каменный храм был достроен в 1893 г. [11]

Церковь была освящена 16 января 1893 года. Правый придел во имя Св. Архиепископа Порфирия Газскаго был освящен благочинным А.П. Добросмысловым пред ранней обедней, а левый придел во имя Св. Архистратига Божия Михаила священником М.М. Кроковским был освящен пред поздней обедней. В служении принимали участие: 15 священников, 5 диаконов и 8 псаломщиков. При освящении храма присутствовали гг. земские начальники 2-го и 3-го участков Козмодемьянскаго уезда.
Орининская Церковь покоряла своей величественной архитектурой и считалась одной из самых лучших в Казанской епархии. Колокольня имела высоту 23, 43 метра, а большой колокол весил 1752,5 килограмма.

Протоиерей села Оринина Козмодемьянскаго уезда Порфирий Любимов умер 25 августа 1917 года в возрасте 83- х лет. [12]
В годину испытаний, в 1935 году из Орининской Церкви сделали клуб. К большому счастью, само здание сохранилось до наших дней. Храм Святой Троицы по благословению митрополита Варнавы был повторно освящен. 8 июля 2011 года было совершено Малое Освящение главного придела благочинным округа протоиереем Сергием Черновым. В наши дни службы возобновлены и проходят каждые субботу и воскресенье. Продолжается восстановление храма, которое требует значительных денежных вложений, так как необходима полная реконструкция самого здания церкви, а также строительство зданий и сооружений при церкви: котельной, колокольни, трапезной и т.д.

Семья Любимова Петра Алексеевича.

Прадедом Павла Петровича Любимова является дьячек Гурьевской церкви села Богатырево Ядринского уезда Петр Алексеев Любимов (1797 г. – после 1865 г.) По 7-й ревизии
1816 года 19-летний Петр Любимов был записан в с. Богатыреве. Согласно ревизской сказке 1834 года [1] в семье Петра Любимова и его верной супруги Евдокии Васильевой 1798 г.р. подрастали дети:
- Александр 15 лет 1819 г.р., обучался в Чебоксарском уездном училище;
- Алексей 14 лет 1820 г.р., обучался в Чебоксарском уездном училище;
- Петр 10 лет 1824 г.р., обучался в Чебоксарском приходском училище;
- Иоанн 5 лет 1829 г.р.
- Порфирий 1 мес. 1834 г.р.
- дочери Пелагея 12 лет 1822 г.р. и Татьяна 3 лет 1831 г.р.
Последним местом служения Петра Алексеева Любимова стало с. Рындино Цивильского уезда, где он служил дьячком в Спасской церкви. 10.01.1855 г. он был уволен от должности по болезни и с супругой проживали у сына Иоанна. На 1865 г. он числился заштатным вдовым дьячком при церкви c. Рындино, проживающим на собственном содержании. [2] Здесь же он и умер. Заботы о его старшей дочери – Пелагее Петровне (1822 – после 1900 г.), которая своей семьи не имела, взял на себя брат Порфирий Петрович Любимов, и она жила вместе с его семьей.

Старший сын Петра Алексеева Любимова Александр Петров Любимов, 1818 – 1819 г.р. служил дьяконом в Сергиевской церкви с. Ишак Козмодемьянского уезда (в 1855- 1861 г.г.). Его жена Варвара Константинова 1822 г.р. – дочь умершего священника с. Лаишевки Симбирской губернии Константина Николаева Надеждина и его супруги Ольги Игнатьевой 1803 г.р. На 1861 г. с Любимовыми проживала мама Варвары Константиновны и бабушка – вдова умершего села Ишак Козмодемьянского уезда священника Игнатия Андреева Пикторинского – Евдокия Феодорова 82- х лет 1779 г.р.
На 1861 г. в семье Любимовых Александра Петрова и Варвары Константиновых воспитывались дети:
Ираида – 18 лет 1843 г.р., Мария – 16 лет 1845 г.р., Елизавета – 12 лет 1849 г.р. и Анна- 9 лет 1852 г.р.
На 1884 г. Мария Александрова Любимова 1845 г.р. служила просфирней в с. Кукмор Казанского уезда и с ней проживала ее мать вдова Варвара Константинова Любимова (1822 г.р., получала пособие 15 руб. в год).

Младшая дочь Петра Алексеева Любимова Татьяна Петрова Любимова 1831 г.р. стала супругой Михаила Петрова Краснова 1823 г.р. Согласно Исповедным ведомостям Архангельской церкви с. Именево Цивильского уезда за 1864 год, Михаил Краснов служил в сей церкви дьяконом и в их семье подрастали дети:
Евсигний – 15 лет 1849 г.р., Семен – 12 лет 1842 г.р., Павел – 11 лет 1853 г.р., Григорий – 3 лет 1861 г.р., Николай 2 лет 1862 г.р., Прасковья – 13 лет 1851 г.р. и Римма  – 9 лет
1855 г.р. [10]
Их старший сын Евсигний Михайлов Краснов, 1849 г.р. на 1867 год значился дьячком в с Яндашево Чебоксарского уезда [11]

Семья Иоанна Петрова Любимова

Четвертый сын Петра Алексеева Любимова Иоанн Петров Любимов на 1855 г. служил священником в с. Карачево Чебоксарского уезда (с ним проживали его родители). Супругой Иоанна стала Миропия Павловна 1834 г.р. – дочь священника с.Карачево Павла Яковлева Дмитриев 1801 г.р. На 1867 г. [3] в семье Любимовых Иоанна и Миропии подрастали дети:
Петр 1853 г.р., Екатерина 1856 г.р., Лидия 1860 г.р. и Виктор 1863 г.р.
В последние годы жизни о. Иоанн служил священником в селе Анат-Кинярь Козмодемьянского уезда.

Старший сын Иоанна Петрова Любимова Петр Иоаннович Любимов 1853 г.р. на 1884 год служил священником в с. Моргоуши Козмодемьянского уезда и вместе с супругой Елисаветой Александровной 1856 г.р. они воспитывали детей:
Нину – 7 лет 1877 г.р., Лидию – 6 лет 1878 г.р., Владимира – 4,5 лет 1879 г.р. и Агнию – 3-х лет 1881 г.р. [4]

18.03.1885 г в семье Петра Иоанновича Любимова родился сын Леонид. В 1901 г. он окончил Чебоксарское духовное училище и продолжил образование в Казанской Духовной Семинарии. Бывший воспитанник КДС Леонид Любимов был определен 10 марта 1909 года на должность псаломщика в с. Убеево Ядринского уезда. [5]

24.07.1886 года в семье Петра Иоанновича Любимова родился сын Николай, в 1904 году окончил Чебоксарское духовное училище и в том же году был зачислен в Казанскую Духовную Семинарию. В КДС он обучался с 1906 по 1912 г.г. и по её окончании был рукоположен во священника в с. Чемуршу Чебоксарского уезда с 17 сентября 1912 года. [6]

Младший сын Иоанна Любимова Виктор Иоаннович Любимов 1863 г.р. окончил духовное училище и в 1884 г. служил учителем Орининского приходского училища. [7]
С 1886 года Виктор Любимов служил псаломщиком в том же селе Моргоуши Козмодемьянского уезда, где служил его старший брат. В 1892 г. Виктор Иоаннович был возведен в сан дьякона к сей же церкви. С 1.01.1906 г. Виктор Любимов служил священником в с. Кошки Чебоксарского уезда, был законоучителем местной школы. 9 января 1909 года священник Виктор Любимов был перемещен ко вновь построенной церкви в д. Вурман –Касах (Караях) Ядринскаго уезда. [8]
С супругой Софьей Павловной 1865 г.р., дочерью священника с. Кожваж Козмодемьянского уезда Павла Александрова 1837г.р., служившего в сем селе с 1864 года они воспитали детей (на 1906 г.) :
Любовь 1890 г.р. и Евгению 1891 г.р. (обе обучались в Казанской женской гимназии на содержании отца в 4 и 5 классах), Димитрия 1894 г.р. (обучался во 2 классе Чебоксарского Духовного Училища), Ольгу 1896 г.р. и Константина 1897 г.р. (обучались в земском училище ). [9]

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>