© 2013 galina alpidovsky_3

Архимандрит Димитрий (Сокольников). Казанская епархия

Владимир Алексеевич Альпидовский

C Владимиром Альпидовским мы встретились впервые на конференции в Казанской духовной семинарии несколько лет назад. Затем были короткие встречи в архиве, где Владимир занимается в редкие свободные от службы дни. Предки Владимира принадлежат к известному и разветвленному священническому роду Альпидовских, состоявшем в родстве с другими священническими родами Казанской епархии. С 2007 года Владимир, не будучи гуманитарием по образованию и профессии, отдает почти все свободное время исследованиям в архивах Казани и Йошкар-Олы, собирает сведения о предках по мужской линии. Прошедшим летом совершил дальнюю поездку за Уральский хребет, знакомился с родственниками – потомками Альпидовских, переселившихся в Сибирь. Им собран большой материал, фрагмент которого сегодня представляем читателям блога.

 

 

 

 

Архимандрит Димитрий, в миру Григорий Порфирьевич Сокольников, родной брат моей прабабушки Анны Порфирьевны Альпидовской (ур. Сокольниковой).
Григорий родился в Казани в 1846г. и стал вторым ребенком в многодетной и благочестивой семье Порфирия Порфирьевича Сокольникова, в то время причетника Военной церкви 3 во имя Спасителя, что в Казанском Кремле. Обучение грамотности проходил при своем отце. Читать и петь учился у батюшек в церкви. По прочитанным книжкам набирался знаний. В детстве и юности был набожным, благочестивым, скромным и нравственно чистым юношей, что и предопределило его будущий выбор уйти в монастырь и стать монахом. Жизнь в монастыре – это непристанная молитва праведников Божьих, отказавшихся от счастья иметь семью и детей, ради Всевышнего.
Все детство Григория до 15-ти летнего возраста прошло в Казани, и жизнь монашеская им была видена своими глазами. В казанском Кремле находился Спасо-Преображенский монастырь и напротив Кремля – Иоанно-Предтеченский монастырь.
В 1859 г.4 марта 6-го дня его отца, причетника Порфирия Сокольникова, по резолюции Высокопреосвящейнейшего Афанасия, епископ Никодим Викарий Казанский рукоположил во диакона к Казанской церкви села Балдаево Ядринского уезда, и вся многочисленная семья переехала на новое место службы родителя. В селе Балдаево семья прожила до 1867г.
В 1867 году в г. Ядрин была построена Спасо-Преображенская соборная церковь на средства прихожан и ядринского купца Андрея Ивановича Засыпкина. Диакона Порфирия Сокольникова 5 переводят в город Ядрин на причетническую должность к Спасо-Преображенскому собору без права священнослужения. Следует сказать, что диакон Порфирий Порфирьев Сокольников обладал буйным характером, и за буйные свои поступки находился в то время под следствием. В те годы Ядринский собор считался одним из беднейших в уезде, и семья их из 11-ти человек жила очень бедно по сравнению с тем, как они жили в селе Балдаево.

Февраля 21-го дня 1869 г. по резолюции Его Высокопреосвященства диаконский сын Григорий Порфирьевич Сокольников (21-го года) определен исполняющим должность причетника Спасо-Преображенского собора. «…предупрежден о том, чтобы явился по первому удобному пути для испытания при поступлении в Духовное заведение». По неизвестным причинам так и не поступив в духовное учебное заведение (училище, семинарию), в 1871 г. Григорий Сокольников, по прошению, поступает послушником в монастырь Седмиезерская Богородицкая пустынь, что в семнадцати верстах от Казани.  Здесь прислуживает в храме во время богослужения священнику, помогает по монастырскому хозяйству, изучает молитвы и готовит себя к принятию монашества. В первые годы жизни проходит послушания по черным работам: то в огороде, то на покосе в летнюю пору, заготовке дров на зиму.

В 1874 г. июня 12-го дня Григорий при посвящении в рясофоры облачен в рясу и камилавку настоятелем монастыря после чтения молитв и тропарей, а так же крестообразного выстрегания волос на темени головы с произнесением слов молитвы (Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа). По прошению, послушник Григорий в 1876 г. августа 2-го дня перемещен в монастырь Раифской пустыни, где  в 1877 г. и был пострижен в монахи с получением имени Димитрий.

Труды монаха Димитрия были столь значительными, что 2 августа 1877 г. он был рукоположен сначала в сан иеродиакона, а затем в 1881г. декабря 7-го дня – в сан иероманаха. (иерей, священник). Его трудолюбие, ревностное послушание к выполнению и чтению молитв и строгой жизни в монастыре не укрылись от наблюдавшего за ним с особым вниманием наместника Раифского монастыря. Вскоре (1882 г. декабря 10-го дня) монастырская братия и сам наместник монастыря оказали ему большое доверие, назначив исполнять должность казначея монастыря (заведующего деньгами, приходом и расходом и всей наличностью). Уже через год, в декабре 1883 г. он был окончательно утвержден в этой должности. В то время Димитрию было 37 лет. В 1885 г. за добросовестное исполнение своих обязанностей казначея монастыря он был награжден набедренником. В период монашеской жизни в Раифском Богородицком монастыре иероманаху Димитрию посчастливилось знавать и иметь своим духовником в 1883г. старца отца Тихона, впоследствии носившем имя схиархимандрита Гавриила (Зырянов), с именем которого связан духовный подъем в русской монашеской жизни.

В июне 1887г. иеромонах о. Димитрий был определен настоятелем монастыря Свияжской подгорной Макарьевской пустыни. Во время наместничества отца Димитрия Макарьевская пустынь процветала и благоустраивалась. Эти труды о. Димитрия не остались незамеченными, ему было преподано благославение Священного Синода 24 января 1888 г. за особые старания по управлению Макарьевской пустынью. В 1890 г. иеромонах о. Димитрий был возведен в сан игумена, в январе  того же года был награжден палицею. Ему в то время исполнилось 44 года.

Вот, что пишет церковный историк протоиерей Евфимий Малов об этом периоде правления наместника игумена Димитрия в своей исторической записке о монастыре Свияжская подгорная Макарьевская пустынь в 1897 г.: «Заботами и усердием заведующего ныне Макарьевской пустынью отца игумена Димитрия (в миру Григорий Сокольников), со времени вступления в оную должность 1887 г. июня 17 дня, были сделаны следующие очень важные улучшения в оной:
- в 1887г. – возобновлена теплая церковь во имя Всех Скорбящих Радость. Стены этого храма покрыты масляной краской и украшены стенною живописью в количестве 36 изображений. В сводах арок написаны все двунадесятые праздники. Под этой церковью сделана амосовская печь;
- в 1888 г. – выстроен деревянный с мезонином странноприимный дом, в 6 сажень длины и 5 сажень ширины, покрытый железом и внутренне отделан со всеми необходимыми для приема богомольцев приспособлениями;
- в 1889 г.- недалеко от колокольни на месте двух прежних 2-х этажных (нижний этаж каменный, верхний этаж деревянный) домов, построен каменный 2-х этажный корпус, в котором устроено 12 братских келий, трапезная и кухня. В том же году получено от казны земли пахотной 105 десятин и 300 квадратных сажень в Лаишевском уезде ;
- в 1890 г.- получено от казны из Петропавловской лесной дачи лесу 82 десятины, и 1344 квадратных сажень. В этом же году получено от казны трехпоставная мукомольная мельница на реке Унге в Ядрииском уезде;
- в 1892 г. – выстроена на каменном фундаменте деревянная часовня с притвором; внутри ея ключевой источник. В часовне иконы живоноснаго источника, Смоленской Божьей Матери и пребодобнаго Макария; в эту часовню в положенные церковные времена бывают крестные ходы и освящения совершаются воды;
- в 1894 г.- приобретен на монастырские деньги и частью на благотворительные средства колокол весом 210 пудов;
- в 1895 г. – тоже на монастырские средства куплена у господ Масловых земля в количестве 65 десятин из которых 23 десятины лесу и остальное пахотная земля;
- в 1896 г.- куплена у господ Теркиных 10 десятин лесной и луговой земли, также смежной с монастырской. На северо-западной стороне монастыря сооружена каменная ограда в 52 сажени».
Выдержка из послужного списка о. Димитрия:
Награжден наперстным крестом от Священного Синода 1897 г. марта 13-го дня.
Назначен временно исполнять должность Благочинного монастырей 3-го округа Казанской епархии 1897 г. ноября 5-го дня.
Указом Священного Синода 10-го февраля 1898 г. за №13 перемещен из Макарьевской пустыни в Козмодемьянский Михаило-Архангельский черемисский монастырь на должность настоятеля.
Козмодемьянским уездным отделением Казанского Епархиального училищного совета избран заведующим Засурско-церковно приходской школы 1898 г. июля 23-го дня.
Тем же отделением избран в члены Козмодемьянского уездного отделения Казанского Епархиального училищного совета 1898 г. июля 21-го дня.
Определением Епархиального начальства утвержден в должности Благочинного монастырей 3-го округа 1898 г. октября 7-го дня.
Определением Епархиального начальства определен в должности попечителя 2-х классных школ в 1898 г. октября 23-го дня.
Указом Священного Синода от 12-го мая 1899 г. за № 1824 перемещен из Козьмодемьянского Михаило-Архангельского черемисского монастыря на должность настоятеля в Раифскую Богородецкую монастырскую пустынь.
Указом Священного Синода от 22-июня 1899 г. за № 2277 перемещен из Раифской пустыни на такую же должность настоятелем в Чебоксарский Троицкий монастырь.
За устройство Колашевской церковно-приходской школы Казанской Епархии
от Священного Синода награжден Библею 1900 г. января 7-го дня.
Возведен в сан Архимандрида 1902 г. мая 8-го дня.
Определением Священного Синода от 17/29 июля 1902 г., выраженного в указе от августа того же года за № 5893, определен настоятелем в Раифскую Богородицкую пустынь.

В библиотеке Казанской Духовной семинарии, в газете «Известия по Казанской Епархии» за 1910 год, обнаружен некролог по случаю смерти Архимандрита Димитрия (в миру Григория Порфирьевича Сокольникова). Приведу полный текст:
«23 апреля 1910 года в час ночи в Раифской пустыне скончался, после продолжительной болезни (паралич), ее бывший настоятель архимандрит Димитрий. Почивший начал свою монашескую карьеру в 1871 году в Седьмиозерской пустыне. С 1874 года жил в Раифской пустыне, где в 1877 году и постригся. Через 10 лет он был уже настоятелем Макарьевской пустыни, с 1890 года в сане игумена. В 1898 году назначен настоятелем Козьмодемьянского Михайло-Архангельского монастыря. Переведен в 1899 году в Раифскую пустынь. Через 2 месяца назначен настоятелем Чебоксарского Троицкого монастыря, где в 1902 году возведен в сан архимандрита. Со следующего года он настоятель Раифской пустыни, которой и управлял до 1909 года, когда вышел на покой. Дважды с 1897 года и с 1905-1907 г.г. он исправлял обязанности благочинного монастырей 3-го округа Казанской Епархии. Если к этому добавить награды, полученные архимандритом Димитрием, то мы исчерпаем весь его формуляр».
Между тем вся его деятельность почти не нашла себе места в узких рамках этого формулярного документа. Отец Димитрий известен прежде всего, как строитель и устроитель монастырей. Он, будучи назначен в тот или другой запущенный монастырь, в самое короткое время приводил его в порядок, возводил новые храмы и хозяйственные здания и ремонтировал старые. Пользуясь большим доверием купцов и других благотворителей, он находил у них средства для этого, если у монастыря не было своих. За особые старания по управлению Макарьевской пустынью преподано ему благословение Священного Синода в 1888 году. Чтобы понять, в чем состояло это «особое старание», достаточно прочесть историческую записку о Макарьевской пустыне: – «…из нея видно, что последняя обязана отцу Димитрию своим благоустройством, который настроил там больше зданий, чем сколько было выстроено до него, за все время существования монастыря». Венцом строительства архимандрита Димитрия является великолепный новый храм в Раифской пустыне, во имя Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903-1904 годах по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского (1864-?).

Собор построенный на месте старого Троицкого храма в лучших традициях древнерусского зодчества и расписанный по образцам московских церквей XVII века, был освящен 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился некогда своей замечательной акустикой: богослужения, здесь проводимые, слышались, как сказывали сведующие люди, в радиусе более чем двух километров.
Сам человек не высокой науки, архимандрит Димитрий, очень ценил образование и много помогал своим родным при прохождении ими учебы в духовных училищах и семинарии. Затем он содействовал устройству церковно-приходских школ. Так им устроена Ой-Касинская церковно-приходская школа, и второклассная школа в Михайло-Архангельском монастыре, за что от Священного Синода ему дана в награду Библия. Он был их попечителем и членом Козьмодемьянского отделения Епархиального училищного совета.
Последние годы жизни архимандрита Димитрия были омрачены тяжелой болезнью (паралич), которая и свела в могилу этого человека, отличавшегося богатырским сложением и здоровьем, на 64 году жизни. Захоронен Архимандрит Димитрий на монастырском кладбище Раифской пустыни.
Работа моя по исследованию жизни Архимандрита Димитрия в государственных архивах продолжается.

—————————–
На фото Троицкий собор Раифского монастыря.

Отзывов: 2

  1. Вера
    22.11.2013 в 08:47 | #

    Владимир Алексеевич, очень добротная и интересная статья – столько много данных о достойном человеке объединено в одном месте, что весьма ценно. Ведь часто не хватает именно такого заинтересованного исследователя, чтобы разыскать и систематизировать разрозненные сведения, которые, слава Богу, еще возможно найти.
    Особую теплоту навевает старинный храм «в лучших традициях древнерусского зодчества», каковых не так много сохранилось до наших дней и которые могли бы быть образцами для строящихся ныне.
    Спасибо за статью!

  2. galina
    22.11.2013 в 09:11 | #

    Вера, возьму на себя смелость ответить за Владимира Алексеевича. Он хоть и имеет техническое образование и по профессии не гуманитарий, но вот с компьютером пока не успел близко познакомиться и подружиться.
    Целеустремленность и увлеченность Владимира Алексеевича меня восхищают тоже. Им собран очень большой архивный материал о предках. К счастью, архивы Казани и Йошкар-Олы хранят много документов из прошлого Казанской епархии. Не так уж много за годы моих занятий в Казанском архиве встретилось потомков именно духовенства нашей Казанской губернии, столь погруженных в изучение жизни и трудов предков своих.
    Хочется надеяться, что Владимир Алексеевич найдет возможным поделиться рассказами о членах большой священнической династии Альпидовских.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>