© 2012 galina А.Курбанов Давид и Голиаф. 2008

Арсен Курбанов. Статья Галины Тулузаковой

Статья для публикации предоставлена автором Галиной Тулузаковой.

Хрупкий мальчик с недоумением смотрит на упавшего навзничь мужчину. В руках мальчика – праща, на земле – маленький камушек, которым и был повержен великан. Давид и Голиаф – ветхозаветная притча о победе ловкости и изворотливости ума над грубой физической силой. Однако в живописной композиции художника Арсена Курбанова, где использован вечный сюжет, проявляется несколько иная тема – победа молодости (борьба и смена поколений?). Мальчик еще совсем мал и не знает, что ему делать с обретенной свободой. Грозовое горящее небо и горный ландшафт, как ни странно, не столько выражают внутреннее напряжение чувств, сколько дают ощущение индифферентности природы. Победы и поражения, кипение страстей и всплески эмоций растворяются в величии бесконечного пространства…

Художник использует язык классического искусства: размер холста подчеркивает значимость темы; безукоризненный академический рисунок лежит в основе полноценной объемной формы; для усиления выразительности художнику нет необходимости прибегать к деформации или утрированию – напротив, соблюдаются все законы построения анатомически правильных фигур; цвет подчинен рисунку и моделировке формы, при этом выстраиваются тончайшие нюансировки тональной, сглаженной живописи, с выверенной, ограниченной цветовой палитрой. Акценты ставятся не цветом, но светом. Панорамный пейзаж отсылает к композициям эпохи Возрождения, но в большей степени Курбанов опирается все-таки на европейское барокко семнадцатого века, в частности, великих испанцев. Блестяще решена задача изображения лежащей фигуры. Такая подчеркнутая усложненность ракурса позволяет вспомнить Караваджо. При этом художник отнюдь не имитирует старых мастеров. Работа остро современна, хотя в ней отсутствуют ирония и ёрничество, ставшие расхожими признаками искусства всего ХХ века и нашего времени. Современность в данном случае возникает за счет выбранных типажей, неканонической композиции, созерцательности на грани с отстраненностью.
Это полотно, безусловно, является размышлением художника о замкнутости круговорота жизненного цикла, бесконечном воспроизведении человеческих характеров и темпераментов, постоянстве повторений возникающих ситуаций – битв, побед, поражений. И, одновременно, о совершенстве языка классического искусства, его гармоничной ясности. Языка, дающего точный, почти универсальный инструмент постижения глубинных законов жизни через явленное, через Богом данное, через диалог с многовековой культурной традицией, которые преломляются через интеллект и душу художника.

Арсен Курбанов художникВ сложении творческой индивидуальности Арсена Курбанова легко выявляются две главных составляющих – его родина, Дагестан (детство прошло в Махачкале) и Петербургская Академия художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). Величественность горных пейзажей, контрастное сочетание яркости солнечного света и скупых красок каменистой почвы, сложное соединение мощного жизненного темперамента горных народов с внешней сдержанностью, порожденной суровостью природных и исторических условий, заложили мировоззренческие основы. И Академия, где сама атмосфера формирует отношение к искусству, как к высокой миссии, как к средству постижения сущности человеческого бытия, где художественный язык должен быть соразмерен значительности высказываемых идей.
Искусство Арсена Курбанова одновременно и интеллектуальное, и чувственное. Для своих работ он часто выбирает библейские истории («Сусанна и старцы» (2007), «Возвращение блудного сына» (2008) и др.) или в бытовых композициях открывает библейскую значительность (работы 2007 года «Яблоки», «Свет», «Сон»). Ясно считываемые сюжеты несут в себе многоуровневость смыслов и ассоциаций. Художник может выбрать простейший мотив, например, мальчика с корзиной яблок, вполне себе сегодняшнего, обычного, в заплатанных штанах, и системой визуальных средств обобщить изображение до емкого, многозначного символа. Очищенное от бытовых подробностей пространство, панорамный, вселенский пейзаж, акцентированная фронтальность и симметричность расположения фигуры на первом плане, и выбор точки зрения чуть снизу придают композиции монументальность. Продуманное размещение и сопоставление всех элементов создают образ, который невольно вызывает целый ряд ассоциаций. Чистота и открытость детства и необъятный, таинственный и настораживающий мир, где свет и тьма в их бесконечной борьбе переплетаются в неразрывное целое. Яблоки, высыпающиеся из корзины, не столько сказочные молодильные яблоки, сколько напоминание о библейском яблоке с древа познания. Яблоко как символ и радостей жизни, и ее искушений.

Любимые темы Курбанова – детство и молодость, красота женщины; он любит внимательно вглядываться в лица и в вещи. Его понимание прекрасного – в соединении физического, материального с духовно значительным. Он не подправляет «неправильность» реальности, но одухотворяет ее. В произведениях Арсена нет суеты, его работы наполненны торжественным, величественным ритмом. И возникает особая временная протяженность – события, люди или предметы, которые он изображает, не сиюминутны и не преходящи, в них просвечивается вечность. Даже если это портреты приятелей или натюрморты с обычными тыквами.

Художник доводит до предельного, очищенного состояния формулу классического портрета, растворяя конкретность времени и места, приметы социального статуса или профессиональной принадлежности. Если он иА.Курбанов Ольга вводит какие-то предметы, то они приобретают значение атрибутов («Настя» (2008)). Он раскрывает человека, вглядываясь в его лицо, он убирает случайность сиюминутного настроения, выявляя личность в ее наиболее значительном, идеальном (но не идеализированном) состоянии. В его работах очень тонко, ненавязчиво ощутимы рефлексы на портреты Кватроченто («Дауд Ахриев» (2006), «Портрет в красном» (2008) и др.) или образы Вермеера Дельфтского («Ольга» (1997), «Майя» (2006), «Алиса» (2008)).

Наиболее емко художественная концепция Арсена Курбанова реализуется в портретах сына Георгия (2008). В них все лаконично, нет ни изощренности композиционных приемов, ни самоценной игры живописных построений. Это именно портреты, в которых точно передано сходство. И что-то еще, неуловимое, но очень важное, что позволяет видеть не только конкретного маленького мальчика, но изначальную чистоту и совершенство человека. Во всяком случае, надежду на это.

Один из любимых образов – дверь, то наглухо закрытая, то приоткрытая ребенком (серия работ 2006 года). Дверь как разделение миров, как предел, скрывающий тайны и жизни, и смерти, как символ непостижимости смыслов. Не случайно это, чаще всего, двери храма. И, в то же время, это могут быть просто двери старинных домов, основательные, крепкие, с изысканным декором, свидетельством былого великолепия, но ныне обшарпанные, потертые временем, что придает им особую живописную фактурность.

Арсен Курбанов очень точно выстраивает систему выразительных средств, тонко соблюдая баланс всех составляющих элементов. Сюжетная завязка не переходит в рассказ, тщательность проработки не разрушает цельности формы, внимание к деталям не дробит общую композицию, реалистичность не становится иллюзорностью, конкретность не противоречит обобщению, серьезность и сложность содержания не переходят в пафосность, аналитичность сосуществует с эмоциональностью. Свободно оперируя всем арсеналом языка классического искусства, он говорит об актуальном, и художнику есть что сказать.

Весь XX век был озабочен новизной как способом самоидентификации и самовыражения индивидуальности. Желание во что бы то ни стало быть непохожим на других зачастую приводило к неистовому стремлению разрушить сложившиеся системы, находить непременно собственные правила и законы. Но, как выясняется, самовыражение и неповторимость легко и естественно обретаются и в канонических художественных языках. Древо традиции оказывается вечно зеленым, открывая современное через прошлое (точнее, вечное). И этот тезис вполне доказывает творчество Арсена Курбанова, которое становится одним из заметных явлений в художественной жизни не только петербургской академической школы, которую он представляет, но и художественной жизни России первого десятилетия XXI века.

© Г.П.Тулузакова
кандидат искусствоведения

———————————
Первая репродукция «Давид и Голиаф». 2008
На фото Арсен Курбанов
Вторая репродукция «Ольга». 1997
Данная статья написана каталогу: Арсен Курьанов. Спб, Артиндекс, 2010

Один отзыв

  1. Вера
    28.12.2012 в 11:15 | #

    Галина, спасибо за прелестные статьи. Рада за Вас, что имеете возможность общаться с таким глубоким и разносторонним творческим человеком. Радует, что классика еще жива и развивается. Одним словом – сплошное удовольствие! Очень хорошо все на душу ложится…

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>