© 2014 galina gvido_arezzo_5

Происхожденіе азбуки пѣнія

Всякому, занимающемуся пѣніемъ, не безъинтересно, по всей вѣроятности, знать происхожденіе обще- употробительной у насъ азбуки пѣнія.
Азбука эта обязана своимъ происхожденіемъ бенедиктинскому монаху Гюи-Аретини, родившемуся въ Ареццо, близъ Флоренціи въ 995 г. Поводомъ къ составленію азбуки пѣнія послужило слѣдующее обстоятельство.
Папа Іоаннъ XX пожелалъ имѣть пѣвческую капеллу вмѣстѣ съ музыкою. Для этого онъ призываетъ къ себѣ бенедиктинскаго монаха Гюи-Аретини, который въ то время славился своимъ знаніемъ музыки и пѣнія, и ему, какъ знатоку своего дѣла, поручаетъ составить капеллу въ желательномъ для него Іоанна смыслѣ. Прежде чѣмъ приступить къ исполненію возложеннаго на него папою дѣла—образованія капеллы, монахъ Гюи-Аретини рѣшилъ составить отдѣльную азбуку для пѣнія, которая дала бы возможность каждому изъ звуковъ имѣть свое отдѣльное соотвѣтствующее названіе. Долго думалъ Гюи-Аретини надъ этимъ предметомъ, наконецъ рѣшилъ воспользоваться первыми слогами гимна, посвященнаго св. Іоанну, и изъ этихъ первыхъ слоговъ гимна составилъ азбуку.
Вотъ этотъ гимнъ:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

Впослѣдствіи азбука эта подверглась двумъ измѣненіямъ: названіе звука ut замѣнено названіемъ do и введенъ еще одинъ новый звукъ si. О времени введенія этихъ измѣненій не извѣстно. Бенедиктинскій монахъ Гюи-Аретини не ограничился только составленіемъ азбуки для пѣнія: онъ написалъ на латинскомъ языкѣ цѣлый рядъ сочиненій, не лишенныхъ своего интереса, о музыкѣ и пѣніи.
————————–
Источник: Екатеринбургские епархиальные ведомости 1893 г. №29-30 от 17-24 июля неофиц. отдел стр.703-709
(Лит. Еп. Вѣд. № 12-й). Свящ. Николай Марковъ.

***

Статья заинтересовала, решила заглянуть в Интернет. Поисковик выдал множество статей на запрос Гвидо Аретинский. В дополнение к приведенному выше тексту небольшой фрагмент из одной.
В монастыре Ареццо «брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет. Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от
латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей (см. выше).

(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием«.
Источник

***

На запад от города Феррара, примерно в 35 км располагается аббатство Помпоза (Abbazia di Pomposa). «Это древнее аббатство, важнейшее во всей северной Италии, представляет собой настоящий шедевр романского и византийского искусства.


Известно, что уже в 6 веке на этом месте располагалось поселение бенедиктинских монахов, прибывших сюда из Равенны и поселившихся на острове в дельте реки По. В конце 9 века монастырь значительно расширяется, на месте небольшого храма 6 века возводится новая церковь, а в начале 10 столетия аббатство получает независимый статус и определённые экономические привилегии.
В конце 14 века аббатство переживает период наивысшего расцвета, оно владеет 49 церквами в центральной и северной Италии, его посещают знаменитейшие личности эпохи, например, Данте Алигьери. Аббатство Помпоза играло важную роль крупного культурного центра эпохи высокого средневековья. Особенно прославилась монастырская библиотека с богатейшей коллекцией классической и религиозной литературы и работавшие при ней скриптории, в которых монахи переписывали древнейшие рукописи и которые сыграли важную роль для сохранения многих античных и средневековых текстов. Здесь, в этой библиотеке работал монах Гвидо Аретинский (его даже называли Гвидо да Помпоза), создавший современную систему нотного письма».

Источник

***

В путешествии по Интернету познакомилась с сайтам талантливого, увлеченного педагога Татьяны Боровик. Очень интересно она рассказывает о своей профессии преподавателя сольфеджио. Если у вас есть дети, загляните на ее сайт, почитайте размышления Татьяны о благотворном влиянии музыки на развитие ребенка. И еще на ее сайте есть форум и на нем страничка, посвященная Гвидо Аретинскому, если вас заинтересовала история возникновения нотной азбуки и личность бенедиктинского монаха, жившего почти тысячу лет назад.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>