© 2017 galina chochloma

Православные церкви села Хохлома

Ольга Сергеевна Барыкина – нижегородка, краевед, родовед, активный член Нижегородского отделения Союза Возрождения Родословных Традиций; участвует в многочисленных генеалогических выставках, чтениях, обучающих семинарах этого отделения; ведет большую исследовательскую работу в архивах Нижегородской области. На блоге можно познакомиться с ранее опубликованной статьей Ольги Авситидийские. История фамилии и рода

О.С. Барыкина
Православные церкви села Хохлома

Первое упоминание о селе Хохлома бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии встречается в документах периода царя Ивана Грозного. В 1601 году царевна Ксения Годунова, получила в приданое древний Городец с его округой. Карту с изображением Городца и соседних крепостей в лесах нарисовал в 1605 году сын Бориса Годунова, царевич Федор: на ней, чуть севернее Городца, показана «башенка», а под ней надпись — «Хохлома». Нужно сказать, что это было время активного покорения Сибири, юга и востока страны. И Хохлома уже тогда была в числе важных поселений, служивших опорными пунктами русской колонизации [1].

Село зарождается с православной церкви, без церкви это просто деревня… Церковь всегда имела большое значение в жизни крестьян: здесь крестили, венчали, отпевали, каялись в грехах. В селе Хохлома жители исстари отмечали три престольных церковных праздника: первый – Рождества Богородицы – это первая церковь, которая была построена в селе; второй – Михайлов день, во имя Собора Архистратига Михаила и третий, особо почитаемый и до сегодняшнего дня в селе, праздник Петра и Павла, или как в народе говорили – Петров день. Но откуда они появились? Должны были быть соответствующие храмы в селе, но где они находились, и в какое время были построены?

Первый храм Во имя Рождества Пресвятыя Богородицы

Изучение истории церквей своего родового села позволило автору установить, что в 1719 году жители Хохломы подали первое официальное прошение о постройке православного храма: «О построении балагонскаго уезда хохломской волости в деревне хохломе деревянной церкви во имя воскресения христова с пределом архистратига божия Михаила, … и до построения той церкви и предела о бытии часовни…». А на следующий, 1720 год, последовало еще одно обращение: «О построении балахонскаго уезда в деревне хохломе холодной церкви во имя рождества пресвятыя богородицы, да теплой архистратига Михаила…» [2].
В своем прошение, через земского старосту, обращаясь к правящему архипастырю, они просили: «Великому господину Преосвещеннейшему Питириму епископу нижегородскому и алаторскому бьет челом Балахонского уезду дворцовой Хохломской волости земской староста деревни Пискомы крестьянин Афонасей Яковлев сын Батулинской, выборные деревни Хохломы крестьяне Никифор Михеев, деревни Казанцева Дмитрий Максимов и тоя волости всех деревень и починков крестьяне. В нынешнем 719 году сего мая в …. [дата не проставлена – прим. Авт.]. По прошению нашему а по благословению вашего архиерейства велено нам в той Хохломской волости в деревне Хохломе построить вновь церкву божию во имя воскресения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределом. А у того церковного строения священника нет, также и мирския наши требы управлять некому и негде, а надлежит государь быть до совершения церкви Божии ради мирских наших треб часовне.
Милостивейший господин Преосвещеннейший Питирим епископ нижегородский и алаторский пожалуй нас рабов к помянутому церковному строению и для управления мирских наших треб священника доброго и искусного, кого ваше архиерейство соизволит, которой бы мог ко спасению нашему в проповеди слова божия нам ясно предлагать, также церковное правление и наши мирские требы без остановки управлять а до совершения оной церкви Божии вели государь в удобном месте для управления наших мирских треб построить часовню против оной церкви от дороги. Великий господин смилуйся.
К сему прошению земской староста Афонасей Батулинской руку приложил. К сему прошению деревни Тарасова крестьянин Симон Кузьмин и в место Дмитрия Иванова руку приложил» [3].
В ответ на данное обращение прихожане получили из Духовного правления следующий указ: «…1719 году маия в 26 день по указу великого господина преосвещеннейшего Питирима епископа нижегородского и алаторского Балахонского уезду дворцовой Хохломской волости земскому старосте деревни Пискомы крестьянину Афонасью Батулинскому с выборными и со всеми тоя волости крестьяны сего маия в [дата не указана – прим. Авт.]. По прошению вашему а по благословению преосвещеннейшего епископа велено вам в той Хохломской волости в деревне Хохломе построить вновь церкву божию во имя воскресения господа бога и спаса нашего Иисуса Христа с пределом, а у того церковного строения священника нет также и мирския ваши требы управлять некому и негде а надлежит де быть до совершения церкви божии ради мирских ваших треб часовне, и чтоб преосвещеннейший епископ пожаловал вас земского старосту с крестьяны ко оному церковному строению и для управления мирских треб священника доброго и искусного (строка зачеркнута) которой бы мог ко спасению вашему от проповеди слова божия вам ясно предлагать также церковное правление и ваши мирские требы без остановки управлять а до совершения оной церкви божии в удобном месте для управления ваших мирских треб построить часовню против оной церкви от дороги, и преосвещеннейший епископ слушав вашего прошения указал велеть о строении оной часовни дать указ и тебе старосте с выборными и со всеми крестьяны о вышеозначенном строении учинить посему преосвещеннейшего епископа указу о всем непременно безо всякого отлагательства оную часовню построить в немедленном времени.
И против вышеписанного подписания преосвещеннейшего епископа таков указ написан и отдан оному челобитчику земскому старосте Афонасью Батулинскому сего маия в 26 день за приписью дьяка Максимова <…>.
И против вышеозначенного подписания преосвященнейшего епископа Благословенная грамота написана и отдана тоя ж деревни Хохломы церковному дьячку [слово старосте зачеркнуто — прим. Авт.] Степану Степанову сего ж августа в 12 день за подписанием ево архиерейские руки и за благословенною печатью» [4].
Во время строительство первого храма, прихожане приняли решение посвятить его Пресвятой Богородице, и это был летний (холодный, не отапливаемый храм), а еще возвести зимнюю церковь в честь Архистратига Михаила, о чем свидетельствуют следующий документ:
«Великому господину Преосвещеннейшему Питириму епископу нижегородскому и алатырскому Доношение :
Прошлом 719 году по благословению вашего архипастырства Балахонского уезду в деревне Хохломе повелено вновь церковь божию построить во имя пресвятыя Богородицы рождества ея в пределе архистратиха Михаила собору ево. И мы с прихоцкими людьми посоветовав с вашею архипастырскою волею заложили вновь церковь во имя пресвятыя Богородицы рождества, а вместо пределу, да повелит ваше архипастырство, теплую церковь строить во имя Архистратига Михаила собору ево и о том дать свой великого господина указ и коей ея вначале заложить.
Вашего архипастырста поп Тимофей Степанов с прихоцкими людьми» [5].
Из опубликованных источников «Балахнинской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли 7136 (1628) – 1746 гг.», известно о первом настоятеле нового храма: «1721 года села Подлужек поп Родион Васильев церковный староста деревни Богданова крестьянин Захар Сафронов в сказке показали: …по указу де оного архиепископа переведён Хохломской волости в село Хохлому к новопостроенной церкви» [6].

В этом же издании, в документах за 1727 года про храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, приведены такие данные: «1727 г. Февр. и г. Балахны Покров. монастыря игумен Паисий в Син. Каз. Приказ доносил, что в присланных 726 г. из Москвы из онаго Приказа приходных запечатанных за шнуром книгах села Хохломы в платеже окладных данных денег не показано; а 1726 г. Дек. 3 в г. Балахне на Десятилниче дворе того села пречистенские попы Тимофей Степанов и Родион Васильев по священству сказали: в 722 году по указу преосв. Питирима архиеп. Нижег. и Алатор. по благословенной грамоте в вышеписанном селе Хохломе, которое до построения церкви была деревня, поставлена церковь Божия во имя Рождества Пр. Богор. для обращения новопоселенных жителей от раскола…» [7]. Таким образом, в 1722 году, с миссионерской целью для обращения раскольников в православие в селе Хохлома, по благословению Епископа Питирима был выстроен первый храм.

А в 1771 году в Нижегородской духовной консистории рассматривалось дело; «…о згоревшей балахнинского уезда в селе Хохломе теплой во имя святого Михаила архангела церкви божии, со всею церковною утварью, кроме некоторых книг, священных сосудов и риз, февраля 18 дня сего года нощным временем…» [8]. Из данного документа становится понятно, что вторая деревянная церковь в селе в честь Архангела Михаила была построена в период с 1722 года до 1770 года (точная дата её постройки пока не установлена).
В более поздних документах, в клировых ведомостях прихода села Хохломы за 1825 год, сообщается о том, что: «В оном селе имеются две деревянные церкви, и при них особо стоящая деревянная же колокольня. 1-я деревянная настоящая церковь во имя Рождества пресвятыя Богородицы холодная, твердая, построена в 1721 году <…>. 2-я церковь во имя Архистратига Михаила с пределом трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, теплая ветхая построена в 1774 году. [Вновь была отстроена после пожара 1771 года – прим. Авт.]. Колокольня стоящая особ деревянная весьма ветхая. При оных церквах ограды не имеется <…>. Кладбище при самых тех церквах» [9].

Чертеж церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 1926 г.

С датой постройки церкви Рождества Пресвятой Богородицы есть разночтения и неясности. По информации Нижегородской епархии, указан 1722 год, а по клировой ведомости 1825 года, она была построена годом ранее – в 1721 году. Разъяснение этому, обнаружилось в более поздней церковной клировой ведомости за 1830 год, где про этот храм сказано: «На кладбище стоит деревянная холодная церковь во имя Рождества Пресвятые Богородицы, построена в 1720 году тщанием прихожан, освящена в 1721 году. Служение в ней бывает в субботние дни летом» [10].

Церковь св. Архистратиха Михаила и прочих безплотных сил

К началу XIX столетия селяне понимают, что их церкви приходят в ветхое состояние и в 1819 году проводят сход прихожан и приходят к соглашению: «Мы, нижеподписавшиеся, Нижегородской губернии Семеновского уезда села Хохлома Рождественской церкви прихожане разных <…> деревень и вотчин крестьяне с общего всех нас согласия участия сей свой приговор, что вместо двух деревянных церквей, из которых одна уже приходит в ветхость, желание имеем построить еще одну каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределами Архистратига Михаила и трех Святителей, и украсить оную благолепным иконостасом и лучшей утварью <…> В чем под сим и подписываемся апреля 26 дня 1819 года» [11].

Аналогичные приговоры так же были составлены и в других деревнях обширного прихода. Вслед за решением прихожан, священник села пишет прошение правящему архиерею, чтобы получить благословение на строительство нового храма: «Великому Господину Преосвященнейшему Моисеею Епископу Нижегородскому и Арзамасскому <…> от села Хохломы священника Георгия Алексеева. Покорнейшее прошение.
Приходские к сему селу разных ведомств и вотчин крестьян, значащихся <…> в приговоре, желание имеют в оном же селе поставить каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с пределами Архистратига Михаила и трех Святителей.
Того ради Ваше Преосвященство всепокорнейше Вас прошу на оное прихожан желание подать Ваше Архипасторское соизволение и благословение. Сие прошение писал вышеозначенный священник Георгий Алексеев и руку приложил» [12].

В этом же документе настоятель приходских храмов утвердил проект будущей новой церкви: «В нашем селе Хохлома имеются две деревянные церкви, из которых одна приходит уже в ветхость. Большая часть прихожан, по сделанному мною им увещанию, согласились, по приложенному при сем плану и фасаду, строить вновь каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя в трапезе пределами: Архистратига Михаила и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, да и последних прихожан надеюсь склонить к сему святому делу не в продолжительном времени. <…>. Всепокорнейше прошу, прилагаемый мною при сем на построение вновь каменной церкви план и фасад утвердить своею Архипасторскою резолюцией. Апреля …. дня 1819 года…» [13].
И уже 2 апреля 1819 года в Нижегородской Духовной Консистории при рассмотрении данного прошения была принята следующая резолюция: «велено: … изготовив Храмозданную Грамоту выдать за подписанием Его Преосвященства оную села Хохлома…» [14].
Настоятель Хохломского прихода так же просил разрешения использовать при строительстве храма приходские деньги: «Без всяких других пособий строить каменную церковь, стоющую в чернее не менее 25000 рублей для прихожан будет не отяготительно; а как в нашей церкви по приходо-расходным книгам кошельковой суммы состоит на лицо 400, то дабы хотя некоторое в строение церкви прихожанам было облегчение … прошу церковную кошельковую сумму позволить употреблять так, чтобы оной всегда было на лицо только 100, а прочая вся бы изводима была на строение церкви…», — на что разрешение было им получено [15].

Спустя два года, в феврале 1821 года, от крестьянина Семеновского уезда Кошелевской волости приходской к селу Хохлома деревни Тарасова, избранного от прихожан строителем «новосозидаемой» в селе Хохлома каменной церкви Емельяна Егорова, было написано прошение: «…начали строить Каменную церковь на складную по 55 копеек с души ежегодно, в чем все они, прихожане и подписались, имеется не малое число оных от платежа сея суммы по своему упрямству отказываются, неимением якобы денег. Хотя же я просил как земского суда исправника, так и дворянского заседателя о понуждении их, кои и дали свои о сем приказы Мирскому Хохломскому голове, но как он находится в раскольничьем заблуждении, то немало крестьян к платежу вышепрописанных в пользу церкви денег не понуждает. По сему <…> прошу о понуждении подписавшихся, но неучаствующих в строении церкви крестьян к плате же в пользу оной…» [16].
При рассмотрении данного прошения, только через пять лет был получен ответ, который составил благочинный протоиерей Василий Семенов Сретенский: «…велено мне ведомства моего села Хохлома священноцерковнослужителям и строителю церкви объявить, что Нижегородское Губернское Правление на требование Консистории о понуждении упомянутого села Хохлома прихожан к платежу по добровольной складке на построение в том селе церкви денег известила, что волостным села Хохлома головою по предписанию Семеновского Земского Суда собран был Мирский сход, на коем расположены по душам деньги на построение церкви, и в непродолжительном времени собраны быть имеют, и по исполнении в оную Духовную Консисторию отрапортовать…. апреля 7 дня 1826 года» [17].

Денег на строительство большого каменного храма постоянно не хватало и настоятелю прихода старшему священнику Георгию Алексееву приходилось часто писать прошения в епархию: «В означенном селе, коего приход состоит из крестьян казенных, удельных и некоторою частью разновотчинных, по крайней ветхости теплая деревянная церковь строится новая каменная и складена выше окошек на три четверти, но таковая оная кладка остановилась за тем, что прихожане перестали вносить на оную деньги, о чем и подано от подрядчика в Семеновский Земский Суд объявление, потому что сия остановка может служить к разрушению всего складеного… А как всего сего главнейшею причиною же, из прихожан, которые суть из числа удаляющихся от святой церкви, то и стоит надобность их через Светское Правительство, понудить к взносу денег на оной церкви достраивание; ибо они по своему суеверию без понуждения вносить деньги на то не хотят, а по понуждению без сомнения вносить будут» [18].
«…Cтроится в нашем селе каменная церковь, на сооружение которой прихожане по учиненному ими приговору вносить каждогодно обязались с каждой души по 50 копеек; в нынешнем же году для покупки известки и связей необходимо нужно собрать вдвое, т.е. по рублю, потому что она уже складена, до тех самых мест, где неоменно вкладываются связи, без коих оставить церковь весьма бедственно, о чем и от подрядчика в Семеновский Земский Суд подано объявление. Каковую необходимую потребность видя, многие прихожане сами добровольно на оную прибавку согласились, но из числа оных некоторые <…> на таковую прибавку не соглашаются, так и другим усердствующим чинят препятствие, а по понуждению беспрепятственно оную потребность исполнят. <…> всепокорнейше просим употребить надлежащие средства и способы к понуждению, через кого следует, противящихся вносить такое количество денег, которое ныне потребно. На что и ожидаем от вашего Преосвященства Милостивейшей резолюции. Июня… дня 1822 года». Это прошение подписали все священно-церковнослужители села. На что Нижегородская Удельная Контора в августе того же года ответила: «…что для означенной потребности собрано уже с тех крестьян денег по рублю с души, а не по пятидесяти копеек, и что они более сего внести ныне не в состоянии…» [19].

Позднее в августе 1829 года было подано покорнейшее прошение Преосвященнейшему Афанасию (Понамореву) епископу Нижегородскому и Арзамасскому от священнослужителей села Хохломы, в котором они сообщали, что: «…теплая деревянная (Архистратига Михаила — прим. Авт.) в оном селе церковь за крайнею ее ветхостью разобрана и употребляется на разные поделки для новой каменной, на совершение коей прихожане наши, желая в текущем лете один предел построить к освящению, добровольно согласились все за нынешний год собрать с каждой их души по рублю и двадцати копеек, в чем при общем их в экономическом кошельковом волостном правления собрании учинили и приговор, по которому уже многие уже таковое количество денег и отдали, а некоторые из них за упрямством единственно и расколом и по сие самое время платить на оный предмет и не начали, от чего самого весьма близка в продолжающемся строении, за неуплатою рабочим людям денег, остановка; а как прихожане наши состоят из удельных, помещичьих и казенных крестьян, того ради Ваше Преосвященство всепокорнейшее просим, их, а особенно казенных и помещичьих крестьян, через кого следует к немедленной уплате на довершение трапезы, расположенных по их приговору денег, понудить и тем нас от служения в зимнее время в холодной церкви избавить. На что и ожидаем от Вашего Преосвященства Милостивейшей резолюции…» [20].
1829 года 7 августа Нижегородская Духовная Консистория затребовала списки крестьян не платящих подати на храм. И приход представил такие документы «списки крестьян удельных, казенных и помещичьих при сем на благорассмотрение к Вашему Преосвященству почтеннейше и представляется августа дня 1829 года» [21].
В следствии рассмотрении этой просьбы в Нижегородском Губернском правлении, 3 сентября 1835 года, было принято решение «…понудить Семеновского уезда села Хохломы прихожан ко взносу денег на строение церкви, и обратить на ход дела сего, которое производится с 1819 года особенное внимание, о последующем же уведомить, ОПРЕДЕЛЕНО: Семеновскому Земскому Суду указом велеть и велено, прихожан села Хохломы к выполнению требуемого оной Консисторией понудить к сему…» [22].

4 июня 1837 года в Нижегородскую Духовную Консисторию пришел рапорт благочинного города Семенова настоятеля Вознесенского собора протоиерея Василия Соколова, в ответ на консисторский указ, о том почему остановилось строительство храма в с. Хохлома: «…сим имею честь доложить, что в Хохломской церкви работа не приостановилась, а продолжается при содействии Семеновского господина Исправника Граве и поныне с довольным успехом, а именно Иконостас в скорости отделается, святые иконы пишутся, и к будущему 1838 году имеют быть окончены совсем» [23].

Министерство Государственных Имуществ, 17 мая 1838 года, сообщало так же относительно пожертвований на постройку в селе Хохлома церкви: «…Кошелевское Волостное Правление представило на рассмотрение учиненный казенными крестьянами приговор, о том, что они согласились вместе с удельными и помещичьими крестьянами произвести денежный сбор на постройку в селе Хохлома церкви, с каждой состоящей в приходе обоего пола души от десятилетнего возраста по 85 копеек по курсу, или с каждой ревизской души по 1 рублю 30 копеек; но Палата дала Волостному Правлению знать, что на постройку церкви каждый из прихожан может жертвовать по доброй своей воле, производство же общего денежного сбора с казенных крестьян, в приходе сей церкви состоящих, допущен быть не может…
В следствии сего предписываю Нижегородской Казенной Палате поблюсти [проследить — прим. Авт.], чтобы и под видом добровольных пожертвований не было дозволено никаких стеснительных для крестьян требований» [24].

Таким образом, в связи с нежеланием некоторых крестьян жертвовать средства, строительство каменного храма в селе Хохлома затянулось на долгие годы. Только 30 сентября 1841 год в Нижегородскую Духовную Консисторию от благочинного протоиерея Василия Соколова был получен рапорт, о завершении строительства церкви: «…указом велено мне донести оной Консистории обстоятельно о том, приведенном ныне в селе Хохлома строении церкви к окончанию и зачем остается церковь неосвященною… Иконостас поставлен, святые иконы написаны и прочая утварь, как то: лампада и подсвечники приготовлены, только что Иконостас не покрыт никакою краскою и непозолочен» [25].
12 сентября 1845 года села Хохломы священно-церковнослужители дали ответ благочинному относительно того, почему храм еще не отделан внутри и не освящен: «… на спрашивание о том, покрыт ли какою краскою Иконостас, устроенный в настоящей церкви, и по сие самое время никакою краскою потому, что Нижегородская Палата Государственных Имуществ, казенным крестьянам не дозволяет производить денежных сборов, ни для каких церковных надобностей, а посему казенные крестьяне и не смеют чинить оных, сборов на церковные предметы, взирая на них и удельные и помещичьи крестьяне одни сами по себе исправлять церковные надобности без помощи первых не соглашаются. О чем и показали самую сущую правду…» [26].

А 12 ноября того же года Нижегородская Удельная Контора просила Духовную Консисторию «…истребовать от Священноцерковнослужителей села Хохломы обстоятельные сведения: какие теперь средства имеет церковь в том селе на позолочение и окраску иконостаса из собственных доходов, и каких могут они сами ожидать, от собственных убеждений, взносов на сей предмет и по сборным книгам, дабы можно было видеть: в какой мере за тем потребуется участие со стороны удельных крестьян, за этими исключениями в число всей суммы, предполагаемый к раскладу и о количестве которой доставить также сведения. Ибо в этом приходе 2080 ревизских душ, из которых удельных 885, казенных 946, и Помещичьих 249. Следовательно удельные и составляют меньшую половину всего прихода…» [27].
Затем, 20 декабря 1845 года, Нижегородская Палата Государственных имуществ официально заявила, что она: «…имеет честь …объявить государственным крестьянам, причисленным приходом к селу Хохлома, что Начальство запрещает делать только общие сборы по раскладкам на души, но в добровольных их пожертвованиях на церковные надобности каждый свободен» [28].

3 апреля 1846 года благочинному протоиерею Василию Соколову священники из села Хохломы писали: «…Никаких средств не имеет церковь на озолочение и окраску Иконостаса их собственных доходов, коих в церкви теперь на лицо не более 22 – 27 ¼ серебром и впредь не ожидаем достаточных на сию надобность успехов, ни от собственных убеждений, ни от вносимых на сей предмет, а сборных книг совсем и не имеется. Ежели наши прихожане, и бедностию изнурены и расколом зараженные не будут побуждены от своих Начальств сделать уравнительную раскладку с каждой ревизской души, то Иконостас нашей церкви останется навсегда не озолоченным и не окрашенным, потому что за золочение и окраску художники оных дел требуют не менее 2000 рублей серебром….» [29].
Ситуация о неимении в приходе денег на отделку иконостаса подтверждалась так же официальной справкой от Консистории от 22 июня 1846 года: «…в церкви Семеновского уезда села Хохломы к Январю месяцу сего года кошельковой суммы за расходом состоит на лицо 48 рублей 81 копейка» [30]. Из этого же документа становится известно, что все годы пока шла переписка о сборе средства на отделку центрального храмового иконостаса богослужения совершались в трапезной части церкви, где были освящены два придела. «В оном селе Хохлома каменная церковь кладкою кончена и пределы в оной, первый во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ноября 9 дня 1829 года, а второй во имя Архистратига Михаила сентября 7 дня 1830 года, освящены; в настоящей же холодной церкви Иконостас поставлен, Святые иконы написаны и прочая утварь приготовлена, но только Иконостас не покрыт никакою краскою и не вызолочен…» [31].

До того момента пока центральная часть церкви не была освящена, по церковным клировым ведомостям про храм в Хохломе, каждый год священнослужители писали: «Ведомость о церкви св. Архистратиха Михаила и прочих безплотных сил… А настоящая церковь каменною кладкою еще не докончена» [32].
Относительно средств к позолоте и окраске иконостаса в церкви в августе 1846 года из Удельной Конторы вновь сообщали, что: «Палата Государственных Имуществ не изъявляет согласия на дозволение крестьянам своего ведомства участвовать в уравнительном сборе денег с удельными и помещичьими крестьянами к позолоте и окраске Иконостаса церкви села Хохломы; она допускает только добровольные их пожертвования.
Что же касается до крестьян удельного ведомства, то они со своей стороны готовы принять участие в позолоте и окраске Иконостаса в приходской церкви, если только соприхожане их, других ведомств крестьяне согласятся усугубить средства к тому…» [33].
11 февраля 1847 года в Нижегородском Губернском Правлении было принято определение: «…предписать Семеновскому Земскому Суду, чтобы согласно требованию Духовной Консистории понудил прихожан села Хохлома к немедленному выбору из среды себя заслуживающего доверия человека для сбора доброхотных податей на позолочение в приходной их церкви иконостаса…» [34]. В дальнейшем уже в мае 1847 года «крестьянами, состоящими прихожанами к Хохломской церкви вообще с удельными и помещичьими и с согласия церковно священнослужителей села Хохломы избран в сборщики суммы на позолочение Иконостаса государственный крестьянин деревни Глибино Иван Федоров…» [35]. Для сбора пожертвований сборщику была выдана из консистории специальная сборная книга, куда записывались сведения о каждом поступлении денег.
После многолетнего поиска средства на внутреннюю отделку Рождественского храма, только в августе 25 числа 1848 года благочинный наконец сообщал, о том что: «В нововыстроенной села оного каменной церкви настоящий Престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы к освящению изготовлен и всею принадлежащею оному утварью снабжен и прихожанам желательно освятить оный Престол в числа будущего сентября…». 8 сентября 1848 года протоиерей Василий Соколов в сослужении местного духовенства совершил освящение главного престола церкви в селе Хохлома [36].

Третий храм Рождества Пресвятыя Богородицы

Как мы уже говорили, богослужения в деревянной кладбищенской Рождественской церкви совершались только в субботние дни, и только в летнее время. В клировых ведомостях за 1854 год про этот храм сказано: «… деревянная холодная церковь Во имя Рождества Пресвятой Богородицы <…> назначена к уничтожению» [37]. А про каменный храм писали, что: «Построена в 1828 году, тщанием прихожан, здание каменное с таковой же колокольнею, ризницею и караулкою, крепкая, а крыша на Алтарь, трапезную, на караулку и ризницу, и пол в трапезной пришлось встроить…Утварью достаточна, но в настоящем иконостас еще не весь вызолочен» [38].
На сохранившихся старых фотографиях и на архивных чертежах мы видим церковь уже с колокольнею. Но колокольня была построена позднее почти на 10 лет после освящения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. На проектном чертеже на строительство новой колокольни есть запись: «Общее присутствие Нижегородской Губернской Строительной и Дорожной Коллегии рассмотрев сей проект, по журналу составленному 11 сентября 1856 года находит сей проект …вполне удовлетворительным и цели своей соответствующим…», то есть колокольню начали строить после утверждения этого проекта [39].

— — —

Долгое время, было не понятно, почему в селе Хохлома до революции крестьяне отмечали три престольных праздника. (Престольный праздник это праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм.) Престольные праздники были и у села Хохломы. Первый – Рождества Богородицы – это первая церковь, которая была построена в селе. Второй – Михайлов день, во имя Собора Архистратига Михаила. И третий, особо почитаемый и до сегодняшнего дня в селе – праздник Петра и Павла, или как в народе говорили – Петров день.
Когда же в Хохломе появился третий престольный праздник? Праздник есть, значит должна быть и церковь, либо был освящен придел в честь святых апостолов. В 1901 году в церковных клировых ведомостях найдена запись: «Ведомость о церкви Петропавловской приписной. Построена тщанием прихожан в 1881 году, на месте упраздненной за ветхостью первой по времени в приходе церкви Богородице-Рождественской, существовавшей с 1720 года. Здание деревянное, на кирпичном фундаменте, крепкая. Престолов в ней один во имя Святых Апостолов Петра и Павла, освящена в 1882 году июня 28 дня…» [40].
До этой записи автор считала, как и другие жители села, что на старом кладбище в Хохломе до Великой Отечественной войны стояла деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но это оказалось не так.

Чертеж Петропавловской церкви. 1926 г.

В начале XX столетия, по указу Святейшего Синода по всем епархиям происходило Страхование зданий приходских церквей и монастырей на случай пожара, для чего составлялись так называемые страховые оценочные ведомости всех церковных построек. 9-го июня 1910 года была произведена такая оценка храмов и в селе Хохлома: «При осмотре строений оказалось, что Богородице-Рождественской церкви принадлежат нижеследующие строения: Богородице-Рождественская церковь – каменная, трёх-престольная. Внутри отштукатурена, покрыта железом, окрашенная зелёною масленою краскою. Длина церкви считая с колокольнею 20 саж., высота до верха карниза настоящей 7 саж., трапезной 3 саж. На церкви имеется одна большая глава, и семь маленьких из них – три над алтарями. Больших окон 28 штук, малых 4 окна, дверей наружных, одностворчатых 2, внутренних (стеклянных) – 2.
Иконостас длиною 5 саж., 1 арш. Высотою 8 саж. оценён в 1500 руб.
Церковь отапливается 2-мя голландскими печками. Колокольня в три яруса – общею высотою до верха карниза 16саж. Церковь построена в 1848 году. Строение хорошо сохранилось. Оценка всего с Иконостасом и колокольнею 12.000 руб.
Петропавловская церковь – деревянная, однопрестольная, на кирпичном фундаменте. Снаружи обшита тесом и покрашена масленою краскою, внутри отштукатурена, покрыта железом, окрашена зелёною масленою краскою. Длина церкви 8,1/2 саж. колокольня не имеется, наибольшая ширина 3 саж. Высота до верха карниза 2 саж. На церкви имеется одна большая глава и одна маленькая (над алтарём). Больших окон 11 шт. Дверей наружных – одностворчатых 2 –деревянных 1, внутренних деревянных 1. Иконостас длиною 2 саж. 2,1/2арш. Высотою 5 арш. (Оценён в 100 руб.) Печки не имеется. Ближайшая к церкви чужая постройка – крестьянский дом находится в северной стороне на расстояние 50 саж. Церковь построена в 1720 году. Строение хорошо сохранены, оценка вместе с иконостасом 120 руб.». При составлении этого документа указали неверную дату постройки Петропавловской церкви, записав дату Рождественской церкви, что стояла на этом месте до разрушения.
В так называемую «Страховую карточку», в 1910 году были вписаны кроме храмов и дома священнослужителей: «Богородице- Рождественская церковь села Хохломы, 1-го благочиннического округа, Семёновского уезда, Нижегородской епархии, приняты на страх. по страховой оценке произведённой 9 июня 1910 г.
Церковь Петропавловская (при чём иконостас оценён в 100 руб.) – деревянная – прочная – 1200 руб.
Дом для священника – деревянная – не прочная – 500руб.
Дом для дьякона – деревянный – не прочный – 300руб.
Двор при нём – деревянный – не прочный – 30 руб.
ИТОГО: 2093 руб. [41]».

Кроме церквей, в центре села, на территории торговой ярмарки, стояла красивая часовня из красного кирпича, о которой уже почти никто не помнит. А часовня эта была построена относительно недавно…
В начале лета 1912 года было подано прошение на постройку часовни: «Сообщество крестьян села Хохлома обратилось в Волостное Правление с просьбой представить в Губернское Правление на утверждение проект на постройку памятника-часовни, посвященной освобождению крестьян от крепостной зависимости в селе Хохлома. А потому, Волостное Правление имеет честь просить Губернское Правление не найдете ли возможным проект и при сем чертеж утвердить, и по утверждении такового сообщить» [42].
К прошению этому был так же приложен проект будущей часовни, который выполнен с высокой точностью, тончайшим пером тушью. За волостного старшину под документом подписался Красильников, а за волостного писаря Мурашев.
Из протокола от 23 июля 1912 года: «… мы полагаем чертеж утвердить, при условии, чтобы рядом не находилось трактира с продажей спиртных напитков». Протокол подписал губернский архитектор П.А. Домбровский» [43].
Уже 5 августа 1912 года Строительное отделение Губернского Правления «…рассмотрело… проект на постройку памятника-часовни в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в с. Хохлома Семеновского уезда, нашло его в общем составленным правильно и ЗАКЛЮЧИЛО: Проект утвердить, о чем, сделать на нем надлежащую надпись, … от 25 февраля м.г. за № 291, препроводить в Волостное Правление» [44].
И 11 августа, Волостное Правление получает разрешение и копию чертежа, на постройку памятника-часовни: «1912 года Августа 11 дня. Я нижеподписавшийся Сельский Староста 2-го Хохломского сельского общества выдал настоящую подписку Хохломскому Волостному Правлению в том, что присланный при настоящем предложении копию утвержденного чертежа на постройку памятника-часовни в селе Хохлома В ПАМЯТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ КРЕСТЬЯН ОТ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ я сего числа получил в чем и подписываюсь, Сельский Староста В. Щепетов» [45].

 

Чертеж часовни. 1912 год

Почти сразу же началось строительство часовни в селе. Но, по чертежам, которые есть в Центральном архиве Нижегородской области, было не понятно, на каком именно месте находилась данная часовня. По воспоминаниям старожилов села Хохлома, каменная часовня стояла на базаре. Во время базарных дней в ней ставили свечи за успех в торговле.
После революции в здании часовни долгое время находился хлебный ларек. Много лет спустя из часовни сделали шинок (питейное заведение – прим. Авт.) – ирония судьбы. Около 1960-го года часовня сгорела, а затем пошла под слом. Базар и лавки были ликвидированы, и на их месте появилась дорога и площадь, что около старого сельсовета и магазина.

Богослужения в Богородице-Рождественском храме в селе Хохлома продолжались до 1937 года, когда местными районными властями было принято решение о его ликвидации. 16 января 1937 года постановлением Президиума исполкома Ковернинского района церковь была ликвидирована с последующим ее переоборудованием под клуб [46]. Однако, информация о том, что клуб функционировал в здании церкви, в архивах не найдена.
Постановление уже Горьковского Облисполкома от 15 января 1938 года по вопросу ликвидации церкви в селе Хохлома было объявлено секретарем Ковернинского райисполкома 24 февраля 1938 года приходскому церковному совету, в лице нескольких местных жителей: Сибиркина Степана Федоровича, Мавричева Данила Лаврентьевича и Троицкой Фелицаты Николаевны. Первым в списке членов церковного совета оказался прапрадед автора этой статьи [47]. По рассказам моего деда, Смирнова Григория Ивановича, когда ломали колокольню храма в годы Великой Отечественной войны тракторами (обвязали канатами и тянули), что-то просчитали не верно, и она упала на новенькие трактора, похоронив их под собою. Затем, в 1944 году, церковь была переоборудована под мастерскую МТС (машинно-тракторной станции), которая находилась там долгое время, а позднее, в здании церкви были ремонтные мастерские колхоза. В дальнейшем, в 1980-е годы купол храма разрушился, и церковь долго стояла в запустении.

Сегодня, благодаря сохранившимся архивным чертежам, можно представить прежний облик полуразрушенной приходской церкви села Хохломы, которую с большим трудом на протяжении многих лет строили крестьяне не только этого села, но и других окрестных деревень.
В 2013 году в селе Хохлома на месте руин каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы был установлен поклонный крест, и состоялся молебен. Сегодня здесь функционирует молитвенный дом, и службы в селе проходят регулярно. Работает воскресная школа для взрослых и детей.
13 апреля 2016 года состоялась установка так же поклонного креста на старом кладбище в селе Хохлома (рядом с местом, где прежде находилась кладбищенская церковь Петра и Павла).

На данный момент планируется восстановить церковь на месте, где еще сохранился каменный остов Рождественской церкви. И это будет правильно, так как место это намоленное, и само здание полуразрушенной церкви является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения (документ о приобретении статуса – приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД). Так же планируется постройка деревянного храма на старом кладбище, на месте двух деревянных храмов: Рождественского и Петропавловского
Хочется надеяться, что все труды, усилия и желания селян для возрождения старинного храма Рождества Пресвятой Богородицы сбудутся. И под сводами наших храмов, будут совершаться богослужения, возносится теплые молитвы, а так же будут крестить, венчать хохломичей и жителей окрестных деревень. А там, Бог даст, может и возродится некогда многолюдное и богатое село….
————————————–
Примечания и дополнения
[1] Родина хохломы: Очерки истории Ковернинского края. – Н. Новгород: изд-во «Литера», 2000. – С. 68.
[2] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 552. Д. 49 (1719 –1722), Л.1
[3] Там же
[4] Там же. – Л.2
[5] Там же. – Л.11
[6] Балахнинской десятины жилые данные церкви и пустовые церковные земли 7136 (1628) – 1746 гг. / Материалы для истории церквей Нижегородской епархии: Вып. 1 – 2.  М., 1902 – 1903. Т 2. –С.36.
[7] Там же. – С.45
[8] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 4 (1771 год)
[9] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 148 (1825 год)
[10] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 212 (1830 год)
[11] ЦАНО. Ф.  570. Оп. 556. Д. 47 (1819 год)
[12] – [31] Там же
[32] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 212 (1830 год)
[33] – [36] ЦАНО. Ф.  570. Оп. 556. Д. 47 (1819 год)
[37] ЦАНО. Ф.  570. Оп. 558. Д. 329 (1854 год)
[38] Там же
[39] ЦАНО. Ф.5. Оп. 3. Д. 392
[41] РГИА. Ф.799. Оп. 33. Д.980
[42] – [45] ЦАНО.Ф. 5. Оп. 51. Д. 21882
[46] ЦАНО. Ф. 3074. Оп.1. Д.289
[47] Там же
[48] Вид церкви с реки (дореволюционная). Слева дом священника
 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>