© 2013 galina diakon

Положеніе діакона въ причтѣ и приходѣ

По ученію православной церкви діаконъ, при святительскомъ рукоположеніи, получаетъ благодать Св. Духа воспитывать духовно другихъ, принимать участіе въ совершеніи таинствъ, въ совершеніи богослуженій, но „не дерзати» самому совершати таинствъ». Отсюда ясно, что діакону, какъ и священнику, предоставляется право проповѣди въ церкви и учительства внѣ церкви. Святое и великое дѣло возвѣщать людямъ Евангельскую истину и проводить ее въ жизнь желательно и дьяконамъ.

Много въ духовной и даже въ свѣтской печати помѣщено статей относительно лучшей постановки священническаго служенія въ приходѣ, много дается въ нихъ совѣтовъ священникамъ, но нигдѣ не говорится о діаконахъ, какъ возвѣстителяхъ Евангелія. Неужели діаконъ, хотя бы по своему сану, не имѣетъ права на вниманіе со стороны общества, неужели всякій приходскій діаконъ можетъ ограничиться только формальнымь исполненіемъ обязанностей, къ которымъ относятся неуклонное участіе въ богослуженіи, крещеніи, бракосочетаніи, погребеніи и веденіе писарского дѣла. Порицаютъ же тѣхъ священниковъ, которые являются только исполнителями указанныхъ требъ; ихъ даже называютъ наемниками, но вѣдь такихъ сравнительно не много, а діаконы по необходимости, отъ нихъ не зависящей, всѣ таковы. А какъ тяжело сознавать это. Почему-то сложилось убѣжденіе, что достоинство діакона, въ особенности же городского, заключается только въ умѣніи громкимъ басомъ, иногда до дребезжанія стеколъ въ окнахъ, возгласить конецъ Евангелія, многолѣтія и т. д. Этому ли научили Св. Апостолы діаконовъ? Гдѣ же выходъ для діакона изъ такого ненормальнаго положенія?

Были, конечно, единичныя попытки діаконовъ выступать въ качествѣ дѵховнаго учителя народа, но онѣ рѣдко приводили къ желательнымъ результатамъ, такъ какъ діаконъ, по убѣжденію формалиста-священника, не долженъ выходить за кругъ указанныхъ ему обязанностей; другими словами— діаконъ долженъ вести себя такъ, чтобы приходъ зналъ только одного священника. Правильно ли съ христіанской точки зрѣнія такое отношеніе свящѳнника къ своему сослуживцу, помощнику, даже брату во Христѣ?

Намъ извѣстенъ такой примѣръ: одинъ сельскій діаконъ, чтобы имѣть возможность вести чтенія народу, записался членомъ отдѣла общества трезвости; ничего предосудительнаго не могло тутъ быть, тѣмъ болѣе, что о каждомъ отдѣльномъ чтеніи представляются отчеты; но вышло совсѣмъ не то. Было назначено чтеніе въ Крестопоклонную недѣлю, въ зданіи земскаго училища, на тему „Крестныя страданія Христа Спасителя». (Отдыхъ христіанина). Читалъ діаконъ. Священникъ (кстати сказать не принимающій участія въ отдѣлѣ общества трезвости), предупрежденный о чтеніи, пришелъ въ училище и простоялъ все время за дверью въ коридорѣ, и не слушалъ, а подслушивалъ, чтобы потомъ довести объ этомъ, незаконномъ, по его мнѣнію, дѣйствіи діакона начальству. Такое непонятное отношеніе священника къ дѣлу духовно-нравственнаго развитія народа, понятое неграмотными слушателями такъ именно, какъ желалъ батюшка, произвело впечатлѣніе не въ подьзу духовно-нравственныхъ чтеній въ училищѣ, а діаконъ лишился и тутъ возможности учительства.

Отъ чего создались такія отношенія духовныхъ между собой въ дѣлѣ, выше котораго не можетъ быть ничего въ мірѣ? Зачѣмъ такое недовѣріе къ діакону—лицу избранному самимъ архипастыремъ? Къ чему оно ведетъ? Не къ подъему же авторитета священника! Совсѣмъ наоборотъ, — священники своимъ отношеніемъ начальниковъ къ подчиненнымъ, подчеркивающіе свое умственное и нравственное превосходство предъ младшими членами причта, непремѣнно много теряютъ.

По желанію нашего архипастыря сельское духовенство по своимъ благочинническимъ округамъ собиралось для обсужденія вопросовъ о поддержаніи православія. Въ нашемъ округѣ собрались одни священники. Почему бы священникамъ не пригласить на собраніе діаконовъ и псаломщиковъ, какъ своихъ ближайшихъ помощниковъ, да не только ихъ, но и нѣкоторыхъ изъ своихъ прихожанъ, отличающихся доброю христіанскою жизнію? Конечно священники — люди образованные, а часто умудренные жизненнымъ опытомъ, имѣютъ преимущественное право рѣшать тѣ или другіе вопросы, относящіеся къ области приходской жизни, но вѣдь и діаконъ, или псаломщикъ, живущіе въ близкомъ общеніи съ приходомъ, не могутъ не замѣчать современныхъ духовно-религіозныхъ запросовъ прихожанъ. Найдутся же и среди нихъ искренно преданные дѣлу служенія церкви и приходу, и настолько развитые умственно и нравственно, что могутъ принять активное участіе въ собраніяхъ.

Спрашивается, что же мѣшаетъ нѣкоторымъ священникамъ пригласить діаконовъ и псаломщиковъ для участія въ великомъ дѣлѣ утвержденія православія? Изъ служебнаго опыта можно вынести убѣжденіе, что главная причина ненормальныя причтовыя отношенія, въ нихъ заключается то зло, которое служитъ тормазомъ всякому благому начинанію въ приходской жизни. Пастырскія собранія тогда только будутъ имѣть добрые результаты, когда на нихъ будетъ постановленъ на первую очередь и разрѣшенъ въ желательномъ смыслѣ, вопросъ о взаимныхъ отношеніяхъ членовъ причтовъ. Отъ этого никто изъ духовенства ничего не потеряетъ, напротивъ – священники отдаленныхъ приходовъ не будутъ чувствовать себя одинокими на поприщѣ пастырской дѣятельности.

Діаконъ Анатолій Бакулевскій *

—————————————
Источник: «Известия по Казанской епархии» 1906 г. № 7 от 15 февр. стр.23-205
Перед текстом фрагмент стенописи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий 1502 год. Поставление святителя Николая в диаконы. Источник
* Диакон Анатолий Александрович Бакулевский (1873 г.р.) служил в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы села Высокая Гора Казанского уезда и епархии с 1905 года.

Отзывов: 7

  1. Вера
    19.12.2013 в 16:57 | #

    Это удивительно, но читала, что в сельских приходах строго соблюдалось неравенство священно- и церковнослужителей. Казалось бы, занимаются одним делом, а дружбу не водили. Священники скорее с помещиком встречались и дружили семьями, чем с дьячками и псаломщиками – только по долгу службы. Может быть, в городе по-другому?

    • galina
      20.12.2013 в 15:01 | #

      Могу сказать, что знакомясь с архивными документами, не однократно встречала свидетельства о доносительстве членов причтов друг на друга. Впрочем, к этому их обязывали буквально на законном основании. И за недонесение информации о нарушениях кем-то из причта сослуживцы провинившегося могли понести так же наказание.

  2. Валентина
    28.12.2014 в 02:53 | #

    В тексте «Диакон Анатолий Александрович Бакулевский (1837г.р.) служил…есть ошибка: неверно написан год рождения. Анатолий Александрович Бакулевский (мой дедушка), родился он не в 1837г., а в 1873 году, а остальное всё верно, что касается его службы в тот период…Извините…

  3. galina
    28.12.2014 в 10:51 | #

    Уважаемая Валентина, Вы совершенно правы. Благодарю за помощь в обнаружении неточности. Вот выписки из Клировой ведомости 1912 года Богородице-Рождественской церкви села Высокая Гора о Вашем дедушке:
    Диакон Анатолий Александров Бакулевский, 39 лет
    Получает содержание от казны 50 руб. в год, доходов за требоисправление по приходу 133 р. в год и арендной платы за землю 133 р. в год
    Сын священника
    Недвижимости не имеет
    Окончил курс в 1-м классе Казанской Духовной семинарии 1891 г.
    По прошению определен исправлять должность псаломщика в с. Венету Лаишевского уезда 1892 г. декабря 10
    По прошению перемещен в с. Соловцово Казанского уезда 1895 г. января 12
    Посвящен в стихарь 1896 г. сентября 14
    По выдержании экзамена на диакона рукоположен во диакона 1897 г. март 16
    По прошению перемещен штатным диаконом в с с. Алаты Казанского уезда 1897 г. сентября 11
    По прошению перемещен в с. Ключи того же уезда 1901 г. июля 12
    По прошению перемещен на настоящее место 1905 г. дек 21
    Проходил должности:
    Законоучителя Мало-Алатской и Бексерской школ 1897-1901 гг.
    и Ключинского женского училища 1901-1905 гг.
    Проходит доджности:
    законоучителя Собакинскаго и Кульсеитовского училища с 1906 г.
    В сражениях и походах не был
    Взысканиям не подвергался и под следствием не состоит
    За штатом, без места не был
    В семействе у него:
    жена Клавдия Николаева род. 30 мая 1873 г.
    Дети:
    Александр род. 16 апреля 1894 г., обучается в 7 классе Казанской 2-й гимназии
    Анатолий род. 24 июня 1898 г., обучается в 4 классе 2-й гимназии
    Сергий род. 11 сентября 1900 г., обучается в 1 классе той же гимназии
    Нина род. 12 января 1904 г.
    Николай род. 8 сентября 1906 г.
    Феодор род. 25 ноября 1908 г.
    Антонина род. 19 августа 1911 г.
    Ни с кем не в родстве
    Поведения отлично хорошего

    • Валентина
      13.03.2015 в 22:26 | #

      Уважаемая Галина! Огромное Вам спасибо за выставленные сведения о службе моего дедушки Бакулевского Анатолия Александровича. Я берегу память о предках и мне всё дорого… Мой папа Фёдор и тётя Антонина родились в селе ВЫсокая Гора, об этом я знала ещё в детстве, а жили мы в Путивле, туда мой папа привёз после войны дедушку, т.к. бабушка Клавдия умерла в 1942 г. Дедушка Бакулевский Анатолий Александрович умер в 1948 г. в Путивле. Низкий Вам поклон и всего доброго. С уважением. Валентина.

  4. Григорий
    07.11.2019 в 12:34 | #

    Ув. Галина!
    Разъясните, пожалуйста – в списках причтов постоянно встречаю не только священников и дьяконов, но и дьячков. А чем принципиально – по статусу и, что называется, должностным обязанностям – «дьяки» в 18-19 веках отличались от «дьячков»?

    • galina
      11.11.2019 в 12:04 | #

      Григорий, отвечу кратко, поскольку для четкого и развернутого ответа нужно копаться в сети, это вы и сам можете сделать, имея доступ к ней. К сожалению, в толковых словарях разного рода по этому вопросу много путаницы
      Обратимся к нашему великому и незаменимому Далю (источник):
      - ДИАК, дьяк м. стар. письмовод, письмоводитель, секретарь, правитель канцелярии. (Т.е. лицо сугубо светское – Г.С.)
      - Дьякон м. низшее духовное звание или сан, помощник священника при служении. (О нем в статье на этой странице – Г.С.)
      - Дьячок, дьячек м. церковнослужитель, причетчик. (Церковнослужитель, не посвященный в сан – Г.С.)
      Из другого источника:
      - Дьячок – низший разряд церковнослужителей, не входящих в состав церковной иерархии, но поставленных на церковное служение (у греков α’ναγνώστης — чтец и ψάλτης — певец). Так как чтецы и певцы носили одну и ту же богослужебную одежду с диаконами — стихарь, то их могли первоначально называть одним и тем же именем; когда же нужно было диакона отличить от чтецов и певцов, то к слову дьяк прибавляли титул «орарный».
      В древнее время в России дьячки, по самой своей должности люди грамотные, соединяли с своим церковным званием обязанности писарей; потом дьяками начали называть вообще писарей и приказных чиновников.
      С 1868 г., когда церковнослужители перестали составлять часть духовного сословия, место дьячков заступили псаломщики; права прежнего духовного состояния сохранены были только за теми дьячками, которые служили при церквах до 1868 г.
      В настоящее время этот термин в Русской Церкви не употребляется
      Рискуя запутать вас, все-таки даю ссылку на обсуждение понятия ДЬЯКОН на Викисловаое – здесь

Ваш отзыв на galina

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>