© 2012 galina выставка фешина казань 2011-20012

Искусствовед Галина Тулузакова

Познакомиться с Галиной Тулузаковой довелось в далеком уже по меркам нынешнего стремительного времени 2002 году. Нас никто не представлял друг другу. Просто я пришла однажды в минигалерею посмотреть выставку нашего казанского художника. Но опоздала, полотна были уже сняты. Мы разговорились, возникло чувство взаимопонимания, взаимного притяжения. Теперь, правда, встречаемся редко. Но осталось доброе взаимное расположение.
Галина Тулузакова искусствовед по профессии, одна из ведущих в мире специалистов по творчеству Николая Ивановича Фешина. Ею написано и  издано несколько книг о Фешине, которые быстро находят своих читателей или скорее почитателей, поскольку это не беллетристика, а серьезные исследования творчества одного из ведущих художников XX века, жившего и творившего в России и Америке.

Однако круг профессиональных интересов Галины Тулузаковой не ограничен творчеством художников прошлого века или какого-то иного, он значительно шире. С любезного согласия автора мною предполагается опубликовать на блоге несколько статей о художниках, чьи полотна экспонируются сейчас в Ак Барс Галерее г. Казани в рамках выставки «Грани реальности».
Недавно Галина Тулузакова в интервью деловой электронной газете Татарстана businessonline рассказала о некоторых моментах своего профессионального становления. Ниже приводятся выдержки из этого интервью.

- Галина, наверное, мы начнем наш разговор с Николая Фешина, поскольку вы в России считаетесь одним из самых крупных исследователей его творчества. Откуда такая любовь к этому художнику?

галина тулузакова искусствовед казань- Можно сказать, конечно, что это очень хороший художник, живший в Казани. Это будет правдой, но не всей. Я пришла на работу в музей изобразительных искусств, и у меня в то время еще не было специального образования, по первому образованию я экономист. В музей, это была первая ступень, я пришла просто экскурсоводом. И то, что я читала про Фешина, не совпадало с теми впечатлениями, когда я смотрела его картины.

- Почему?

- Про него тогда очень немного писали, и писали то, что не объясняло Фешина. Нам внушали, что он ученик Репина, находили у него передвижнические мотивы. Я этого не видела, и возникал диссонанс. И поэтому, когда я начала учиться в академии художеств им. Репина, я взяла темой нескольких курсовых работ творчество Фешина. И тогда, как мне кажется, я начала что-то в нем понимать. Вообще-то, придя учиться в академию, я собиралась заниматься актуальным искусством. Но когда защитила диплом, мне предложили работать дальше, делать кандидатскую диссертацию. Но предупредили, что не стоит заниматься современным искусством, потому что наши академики его не любят.

- В какие годы это было?

- В 1990-е. В принципе, тогда к современному искусству уже хорошо относились. Но академия – это немножко другое, это все-таки классическое искусство, и это правильно. И потом, кандидатская диссертация – это еще продолжающийся процесс обучения. Кандидатская – это ступенька к постижению. Вот докторская – это уже настоящая творческая работа. В академическом институте больше приветствуются академические темы. И тогда муж – он художник – мне подсказал взять Фешина.

- Фешиным в советское время в Казани все-таки занимались…

- Да, об этой глыбе, безусловно, писали, и поэтому мне самой даже в голову поначалу не приходило, что можно взять его в качестве темы для диссертации. И все-таки я его взяла, этого свободного человека. Так что мой интерес к Фешину – это и случайность, и закономерность. И конечно, все сильно подогревал мой личный интерес к нему. Ведь когда о нем писали в свое время, то писали не совсем правду. Фешин был художником модерна, а модерн был самым буржуазным стилем до революции, с которым активно боролись. И до 1970-х годов прошлого века не было специальных исследований этого направления. Исследовали модерн в архитектуре, но не в живописи. Когда я попала в Европу в 1990-е годы, то увидела в музеях огромное количество художников, которые мне были неизвестны. Это как раз были художники эпохи модерна. Они у нас вообще были под запретом. Поэтому все это вместе привело меня к тому, что я занялась Николаем Фешиным.

- Ваша монография о нем очень популярна среди поклонников живописи.

- В издательстве «Золотой век» на основе моей кандидатской была издана большая книга. Она неожиданно оказалась очень успешным коммерческим проектом и выдержала уже несколько переизданий. Она очень быстро расходилась, и сейчас уже издается в четвертый раз.

- А что за интересная история связана с вашим анализом рисунков Фешина?

- В начале прошлого века Фешин в классическом рисунке – рисовальщик номер один, он достиг удивительно высоких результатов. И у меня было желание сделать книгу по его рисункам. Первое издание ее было очень тоненьким и хлипеньким – всего 50 репродукций. На его основе потом, когда я была в США по очередному гранту, семья Фешина, которая поначалу была не очень настроена со мной сотрудничать, увидев книгу, предложила издать ее в Америке уже в более большом варианте. В нее вошли 150 рисунков. И когда это американское издание увидел наш российский художник Николай Блохин и его друзья, они мне предложили: «А давай мы ее издадим в России?» Четыре художника сложились и издали эту уже большую книгу на свои деньги. Этот тираж тоже очень быстро разошелся, сейчас его уже не купить.

- А что вы делаете в Америке, куда постоянно ездите?

- Много чего делаю. Первый грант, который у меня был, – это грант Сороса, я его получила на публикацию электронного каталога основных произведений Николая Фешина. Второй грант я выиграла в 2003 году, это был самый престижный американский грант на научную деятельность, который с 1949 года финансирует конгресс США. Его цель – установление интеллектуального обмена между учеными. Грант мне был дан на исследование американского периода творчества Фешина.

- Долго вы были в Америке?

- В тот приезд я прожила там полгода, со мной была моя семья, и это был во всех смыслах фантастический период. Я должна была быть связанной с институтом Фешина в Таосе, но этот институт – это его дочь Ия Николаевна. И в тот период, когда я выиграла грант, умирает Ия Николаевна. Выяснилось, что меня там никто не ждет, поэтому я поехала гораздо позже и работала на базе университета Нью-Мексико. Но там удивительным образом я познакомилась с исследователем авангардных фотографий, в том числе и русских, он занимался и Сергеем Родченко – учеником Фешина, был куратором музея в Санта-Фе. И он мне так помог, что мне открылись не только двери университета, я стала общаться с родственниками Фешина, но отворились такие двери, которые и отворяться-то были не должны. Я сотрудничала, например, с галереей, через которую проходило очень много фешинских работ, и с Форестом Феном – человеком, который раскрутил Таос. Вы же понимаете, если о художниках не писать, творчество их может сойти на нет. Первая монография в Америке, посвященная Фешину, вышла благодаря ему. Она строилась на основе его коллекции и коллекций его клиентов.
Источник

Биографическая справка

Родилась в Новосибирске (1960). Имеет два высших образования: Казанский финансово-экономический институт, факультет финансы и кредит, экономист (1982); Санкт-Петербургский Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, факультет теории и истории искусства, искусствовед (1993).
Ученая степень: кандидат искусствоведения.
Специализация:
- Творчество Н.И.Фешина;
- История и современное искусство Татарстана;
- Современные художники Петербурга академической традиции.
Основные кураторские проекты, выставки:
- «Николай Фешин. 1881-1955. Живопись, рисунок из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан», Галерея “Арт-Диваж” , Москва;
- «Николай Фешин. К 125-летию со дня рождения», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, ноябрь 2006 г.;
- «Н.И.Фешин и художественная культура ХХ века», Международная научная конференция. Казань, Со-организатор конференции, 2006 г.;
Two Nikolais. Russian Masters – Past and Present. Выставка Николая Блохина в доме и студии Н.И.Фешина. Taos Art Museum&Fechin House, June 2008, Taos, NM, USA ;
- «Амир Тимергалеев. Цвет.Свет.Гармония», Центр «Эрмитаж-Казань», Казань сентябрь-октябрь 2008 г.;
- «Хамид Савкуев. Ковчег», Музей искусства народов Востока, Москва, июль-август 2009 г;
Николай Блохин. Персональная выставка, Государственный музей изобразительных искусств РТ, Казань, май 2010 г.
«Грани реальности». Выставка живописи, графики и скульптуры. Ак Барс Галерея. Казань. ноябрь-декабрь 2012 г.
Избранные публикации, теле-, радиопередачи:
- «Автор «привала арестантов»». Несколько фактов из казанского периода жизни художника Валерия Якоби. «Казань» , 2000, № 1, сс.117-120;
- «Каталог основных работ русско-американского художника Н.И.Фешина». Электронная публикация. Грант Института Открытое Общество Фонда Дж.Сороса № 1ВЕ035. 2002 г.;
- «Судьба разделила мою жизнь между двумя великими народами…» . Вступительная статья. Реконструкция автобиографии “Н.Фешин: годы в России”; Н. Фешин “Заметки об искусстве”; “Хронология”; “Основная библиография” – В каталоге: Николай Фешин. 1881-1955. Живопись, рисунок. Галерея “Арт-Диваж”, изд. «Скорпион», Москва, 2004;
- «The Art of Nicolai Fechin», «The Portrait of David Burliuk». El Palacio (USA), 2004, summer, vol.109/No.2, pp. 20-25;
- «Николай Фешин». Альбом «Золотая карта России». Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Русская живопись 18- начала 20 века. М., Государственная Третьяковская галерея,, издательство «Сканрус», 2005, сс. 15-19;
- «Николай Фешин. К 125-летию со дня рождения». Каталог выставки. Составитель, автор вступительной статьи. Казань, издательство «Заман», 2006. 111 стр.;
- «Николай Фешин». Альбом. Санкт-Петербург, издательство «Золотой век», 2007. 479 стр.;
- Drawings of Nicolai Fechin. Fechin Art Reproducrion, Taos, U.S.A. 157 стр.;
- Nicolai Blokhin. Erich Moore Printing Chicago. 2008. 80 стр.;
- «Николай Фешин. Натурный рисунок». Казань-Спб, 2009, 160 стр.

Отзывов: 4

  1. Галина
    20.12.2012 в 20:23 | #

    Спасибо большое за знакомство с Галиной Тулузаковой, ее творческим портретом. Благодаря неустанному труду этой женщины мир узнал о художнике Н.Фешине, его замечательных рисунках и полотнах. Насколько правдиво и точно высказалась она в интервью – «…если о художниках не писать, творчество их может сойти на нет».

    С нетерпением буду ожидать продолжения столь новой для блога и столь интересной темы, рожденной дружбой двух Галин.

    С уважением, Г.М.

  2. galina
    22.12.2012 в 09:42 | #

    Спасибо, Галина. Вы не совсем правы. Художник Николай Иванович Фешин приобрел мировую известность значительно раньше. Однако, труды Галины Тулузаковой способствуют все более активному интересу в мире к его творчеству. В этом же интервью речь идет о том, что благодаря исследованиям Галины Тулузаковой, публикуемым ею работам о художнике, работы его стали пользоваться бОльшим спросом, отражением чего стала недавняя «сенсационная продажа» на одном из ведущих аукционов. «… работа «Маленький ковбой» ушла за 11 миллионов долларов. За работу была борьба, стартовая цена была 500 или 600 тысяч долларов, а взлетела до 11 миллионов…».
    Понимаю, Вы имели в виду несколько иной интерес и знакомство с художником Фешиным, так сказать, рядовых ценителей живописи. Однако, коммерческий показатель в наш прагматический век говорит о многом.
    Первая статья Галины Тулузаковой посвящена художнику из Петербурга Николаю Блохину.

  3. Юрий
    10.01.2013 в 19:31 | #

    Спасибо Галина, за статью о Галине. ))) Повстречавшись и познакомившись с Галей Тулузаковой теперь уже в позапрошлом году, я ощутил ее громадную энергетику. Успехов и удачи в Новом Году обеим Галинам!!!

  4. galina
    11.01.2013 в 01:17 | #

    Юрий, рада Вам всегда! Благодарю за добрые пожелания! И Вам всего доброго в наступившем году.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>