© 2013 galina golubzov_1

Голубцов Евгений Георгиевич. Статья Галины Тулузаковой

Статья для публикации предоставлена автором Галиной Тулузаковой

Краткая биографическая справка
Родился в 1949, Казань
Казанское художественное училище (1964-1968)
Участник ежегодных семинаров художественного проектирования экспериментальной студии Союза художников «Сенеж» по мастерской М.А. Коника, Москва с 1974-1989
Член СХ с 1977
Дизайн, с 1990 г. исключительно живопись и графика
Евгений Голубцов, художник из Казани, в творчестве которого находят развитие как фигуративная живопись – христианские и мифологические сюжеты, деревенская тема, – так натюрморт и абстракция. В его становлении как художника важными оказались многолетний опыт работы в области художественного проектирования, участие в течение 15 лет в семинарах экспериментальной студии «Сенеж» у Марка Коника и покупка летнего дома в Свияжске 20 лет назад, тогда бывшего местом странного соединения великой истории, где уцелевшие храмы хранят великие фрески, и жалкой современности деградирующего то ли города, то ли деревни.

Творчество Евгения Голубцова не ограничивается региональной принадлежностью Татарстану, а входит в контекст европейского искусства, представляя одну из линий развития постмодернизма (иначе, что равнозначно, трансавангарда). Как известно, отвергая попытки дальнейшего обновления языка и вообще «арсенала» средств искусства, постмодернизм пошел по пути использования уже существовавших художественных систем, уравнивая всех их в значимости и актуальности. Языковые системы путем наложения образуют пересекающиеся сетки, в пространстве которых происходит свободное движение смыслов – их перетекание, ассоциативные сцепления, игра, При том, что художники свободно «черпают» из многих источников, они сохраняют независимость и соблюдают определенную дистанцию по отношению к каждому из них (Терминологический словарь. М., 1997).

Реалии окружающего мира или субъективность чувств отражаются в произведениях Евгения Голубцова не непосредственно, а пропускаются сквозь призму культурных реминисценций. Источником творчества становятся вечные темы и образы искусства, которые он свободно переосмысливает, сливая разные исторические традиции и художественные языки. Точки опоры – христианское искусство (как древнерусское, православное, так и западноевропейское), а с другой стороны – русский авангард начала 20 столетия, в первую очередь супрематизм. В образной структуре, вместе с тем, можно встретить апелляции к самым разным художественным стилям, когда детали композиции, колористические сочетания или сюжет заставляют вспомнить Нидерландскую живопись 15 века или искусство Голландии 17 века, постимпрессионизм, русский символизм или народный лубок. Художник как бы ощущает фундаментальное единое основание искусства при всем многообразии его конкретных проявлений. Высшие ориентиры – Джотто, А. Рублев, К. Малевич. И это не случайно, поскольку главное стремление – постичь сущностное. Понимание несовпадения явленного и сущностного приводит к отказу от простого описания, а выявление нематериального мира идей и чувств требует фиксации в конкретных формах. На этом стыке и рождается искусство знака, символа, выстраивающего непростые ассоциативные цепочки, передающие субъективное ощущение человеком реальностей, как внешнего мира, так и мира внутреннего, поскольку для художника живопись, это язык, способный фиксировать как видимое, так и невидимое.

Сущность человека кроется в явлениях духовной жизни, а суть души – отблеск Бога в ней. Постичь Божественный замысел – значит постичь смысл Бытия. Но это – сокровенное, лишь немногим удается приблизиться к тайне. Среди них – Андрей Рублев, прикоснувшийся к Божественной гармонии духа, Джотто, соединивший мир небесный с миром земным. Супрематизм Малевича для Голубцова – это символ поиска сущности живописи, осмысление ее исходных начал и первоэлементов.

Одна из главных идей искусства 20 века – это поиск пределов, желание докопаться до истоков, познать изначальные причины, обозначить возможные границы и, как следствие, это доведение до логического конца, предела, разных направлений развития. Вместе с тем, вечные темы невозможно исчерпать и ответы на вопросы о смысле жизни, смерти и собственно творчества для Голубцова лежат в осмыслении того багажа культурных традиций, которые накоплены европейской цивилизацией.
Он любит традиционные сюжеты, точнее отсыл к ним, поскольку канонических сюжетов как таковых нет, а есть фрагменты, ассоциации с «Благовещением», «Несением креста», «Распятием», «Оплакиванием». Сам смысл сюжетов получает иную интерпретацию – Распятие трактуется как Вознесение, Руфь как идея вечной женственности, Оплакивание как тишина скорби и так далее. Древнерусское искусство непосредственно влияет на формирование живописной системы. Такие принципы, как развитие изображения в пределах плоскости, деформация фигур, уплощение предметов, синтетическое совмещение в одном изображении различных сторон видимого, элементы обратной перспективы, сопоставление больших цветовых плоскостей, идут именно отсюда. При этом стремление к лаконичности высказывания, экономии выразительных средств, варьирование живописных фактур – это трансформация опыта искусства начала 20 века в свою индивидуальную пластическую систему.

Тема вечности бытия находит выражение не только в использовании евангельских сюжетов и античных мифов, но и в обращении к образам деревни. Простота и изначальность самого естественного уклада жизни выражается языком, соединяющим чистую непосредственность фольклора и лубка с изощренной упрощенностью живописной системы Малевича. Женщины с рыбами, рыбаки, веселые разлапистые, чуть несуразные сарайчики, сделанные из чего придется, разноцветные полосатые заборы и крыши – в этом можно узнать бытовую сторону Свияжска, но сведенную художником до краткой емкости формулы.

В работах Голубцова тонко и сложно соединяются высокие духовные переживания с самоценностью формальных изысков, эстетским любованием игрой линии, цвета, фактуры. Его любимые приемы – неожиданные построения композиций, изображение срезанных силуэтов, движение фигур за стену, ствол дерева, раму картины. Он варьирует тему раздвоения, ритмически повторяя или противопоставляя однотипные фигуры или формы. Такими скупыми методами в их разнообразной модификации художник выстраивает свои, зачастую очень разные по смыслу сюжеты. Многие элементы переходят у него из картины в картину, приобретая символическое значение и объединяя работы между собой. Художник пишет как бы одно большое полотно, где каждое конкретное произведение – его фрагмент, обладающий всей законченностью целого. Цвет по большей части декоративен, Голубцов предпочитает разрабатывать взаимоотношения плоскостей и поверхностей, чем объемов и пространств, хотя в последнее время он периодически делает попытки вырваться в трехмерное измерение.

Одна из любимых игр – отсутствие четкого перехода от декоративного к изобразительному, от формального к содержательному, точнее, постоянного перетекание одного в другое. Так, он любит вытягивать фигуры до нереальных размеров, что они воспринимаются как окрашенные поверхности и только не сразу замечаемые детали придают им действительный смысл, или насыщение предметами пространства дает впечатление абстрактной картины и лишь со временем глаз начинает различать конкретность предметов, что, впрочем, может строиться и наоборот.
Любовь к игре формами в чистом виде проявляется в абстрактных композициях – он свободен в выборе объекта трансформации – играя линиями или цветными пятнами, или того и другого одновременно.
Пиетет художника перед вещью, которая понимается как образ мира, часто уже ушедшего, раскрывается в его натюрмортах, разнообразие смысловых оттенков которых бесконечно. Ступки, горящие свечи, жернова, катушки с намотанными нитями – символы краткости жизни; цветы, рыбы, полные крынки – символы ее радости и полноты. Главным носителем информации все же остается пластика – линия или цвет, который в натюрмортах последних лет приобретает особую, даже не столько колористическую, сколько энергетическую насыщенность, заставляя на глубинном чувственном уровне ощущать бесконечность тока жизненных сил.

В его работах важно все. Не случайно такое большое значение придается основе – он любит старые доски, открытая текстура которых работает на создание ощущения брутальной архаики, живописный образ ненавязчиво вписывается на уже обработанную временем поверхность. Эстетическое значение придается и контрасту плоскостной живописи и специально выделенной толщины дерева. Он может придать криволинейную форму краям основы абстрактных композиций, как бы приглашая начинать игру с самого начала. В других случаях он доводит до идеальной гладкости поверхности и идеальной ровности краев своих досок или холстов.

Ему подвластны и большие, монументальные размеры, и изящные, почти миниатюры, где форма приобретает отточенность драгоценности. Большие или маленькие по размеру, его работы всегда идеально вписываются в пространство интерьера, организуют и держат плоскость стены.
Гармония духовного и чувственного, спокойная созерцательность, мудрое приятие исконного хода вещей, поиск моментов радости в жесткой детерминированности бытия и рождение чувства умиротворения – все это составляет сущность искусства Евгения Георгиевича Голубцова.

Участник выставок:
С 1968 г. участвует в выставках городских, республиканских, всесоюзных.
1976 – Биеналле «Проектирование городской среды», Венеция, Италия
1980 – Международная выставка-ярмарка «Осень-80» в Лейпциге
1989 – Новая реальность» в Равенне, Италия.
1990 – Персональная выставка в Зютфене, Голландия
1991 – Выставка 11 художников из Казани в галерее Vorm en Beeld в Зутфене (Голландия)
Выставка 4 художников из Казани в галерее Mia Joosten, Амстердам, Голландия
1993 – Nieuwe Realisten uit Kazan в галерее Vorm en Beeld, Зутфен (Голландия)
1994 – Rusische realisten in Kasteel d’Erp te Baarlo (Голландия)
1995 – Nieuwe Realisten uit Kazan в галерее Vorm en Beeld, Зутфен (Голландия)
Kunst uit Kazan в галерее Mia Joosten, Амстердам (Голландия)
1996 – Kunst aus Kasan в Stadtische Turmgalerie Walkenbruckentor (Германия)
Выставка 6 художников из Казани в галерее De graven, Девентер (Голландия)
Выставка И. Артамонова, Е. Голубцова, М. Коника «Черный квадрат в Розовом
квартале», Амстердам (Голландия).
1997 – Выставка художников из Казани в галерее De graven, Девентер (Голландия)
1998 – Выставка художников из Казани в галерее De graven, Девентер (Голландия)
2000 – Выставка «Казанская школа», Терапол, Голландия
2001 – Персональная выставка в художественной галерее Парижского Дома d’L, Казань
2002 – Выставка в ЦДХ, Москва
2003-2004 – Выставка «Door oude dromen gedragen» в Хатене, (Голландия).

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>