© 2022 galina kda_1883_1.36

Выпуск студентов Казанской Духовной Академии 1883 г.

Сведения о выпуске студентов 24 курса Казанской Духовно Академии, воссозданной в 1846 г.
Источник: архивный документ ГБУ «НА РТ» 10-1-7718-лл.716-761; С. Терновский «Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892.» Казань. Типография Императорского университета. 1892.

XXIV курс (1879-1883)
Кандидаты с правом получения степени магистра без нового устного испытания

Алякритский Валериан Васильевич, сын священника, 24 года, из Рижской гимназии, состоял на богословском отделении, на IV курсе изучалъ св. Писание. Кандидатское сочинение: «О редемпцияхъ католической церкви». Служилъ съ 1884 до 1890 года въ Тамбовскомъ духовном училище, до 1886 г. былъ преподавателемъ латинскаго языка, а затемъ занималъ должность помощника смотрителя. Въ 1890 году перешелъ во II Тамбовское училище и былъ преподавателемъ греческаго языка, а ныне состоитъ преподавателемъ латинскаго языка; временно состоялъ преподавателемъ немецкаго языка въ Тамбовской гимназии и въ Александринскомъ институте благородныхъ девицъ. Имеетъ чинъ надворнаго советника.
Брызгаловъ Иванъ Лъвовичъ, сын священника, 24 года, изъ Тобольской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении, на IV курсе изучалъ гражданскую историю. Кандидатское сочинение: «Очеркъ истории распространения христианства среди остяковъ». Состоялъ съ 1883 до 1885 года преподавателемъ греческаго языка, съ 1885 до 1889 года преподавателемъ латинскаго языка, а съ 1889 года состоитъ инспекторомъ въ Иркутской семинарии; былъ членомъ педагогическаго собрания; временно исправлялъ должность надзирателя (5 летъ), инспектора и ректора; временно преподавалъ историю литературы и гражданскую историю и состоитъ преподавателемъ французскаго языка. Состоялъ преподавателемъ русскаго языка и педагогики въ женскомъ епархиальномъ училище и заведовалъ образцовой приходской школой при немъ (5 летъ); былъ членомъ ревизионного епархиального комитета по поверке экономпческихъ отчетовъ и членомъ делопроизводителемъ епархиальнаго училищного Совета. Имеетъ чинъ надворного советника и орденъ Станислава 3-й степени; удостоенъ благословения св. Синода.
Вечтомовь Александр Николаевич, сын священника, 27 лет, изъ Вятской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении, на IV курсе изучалъ латинский и греческий языки. Кандидатское сочинение: «Борьба Афанасия Александрийскаго съ арианствомъ». Состоялъ съ 1883 до 1885 года преподавателемъ греческаго языка въ Вятской семинарии, а съ 1885 года состоитъ преподавателемъ того же предмета въ Вятскомъ духовномъ училище и преподаетъ словесность въ женскомъ епархиальномъ училище. Имеетъ чинъ надворнаго советника и орденъ Станислава 3-й степени.
Вознесенский Николай Федоровичъ, сын причетника, 27 лет, изъ Нижегородской семинарии, состоялъ на церковно-практеческомъ отделении, на IV курсе изучалъ гомилетику. Кандидатское сочинение: «Сборникъ правилъ, известный подъ именемъ Зонаръ». Сочинение удостоено премии митрополита Иосифа въ 165 руб. (Прот. 1884 г. стр. 239). Состоялъ преподавателемъ гомилетики въ Уфимской семинарии съ 1883 до 1890 года, а затемъ преподавателемъ латинскаго языка и смотрителемъ въ Перервинсконъ дух. училище. Имелъ чинъ надворнаго советника и орденъ Станислава 3-й степени. Ныне ректоръ Уфимской семинарии въ сане протоиерея. Литературные труды: Слова и речи, помещенные въ Уфимскихъ епархиальныхъ ведомостяхъ.
Воскресенский Алексей Андреевичъ, сын священника, 27 лет, изъ Костромской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделены, на IV курсе изучалъ св. Писание. Кандидатское сочинение: «Космогония Корана по Бейзовию». Состоитъ съ 1883 года преподавателемъ закона Божия въ Казанской крещено-татарской школе; былъ секретаремъ Братства св. Гурия съ 1884 по 1888 годъ. Литературные труды: Отчеты Братства св. Гурия за XVIII—XXI братские гг.— О съездахъ инородческихъ учителей въ Казанской центральной крещено-татарской школе (Изв. по Каз. еп. 1885 г. № 15); — Изъ жизни крещеныхъ инородцевъ Казанскаго края за 1887 г. (тамъ же 1888 г. № 1). — О начертании церковно-славянскихъ буквъ. Казань. 1889. (Отд. брош.). — Сравнительное изображение чина главныхъ службъ церковныхъ (таблица). Казань. 1889. — См. еще Известия по Каз. епархии 1891 г. № 20 и Церковные Ведомости 1890 г. № 25. — Кроме того онъ принималъ деятельное участие въ издании посмертныхъ трудовъ — Г.С. Саблукова: «Сведения о Коране» (Казань, 1884) и И.С. Знаменскаго: «Указатель статей по св. Писанию Новаго Завета». Казань. 1890. — Подъ его наблюдениемъ и съ его добавлениями изданъ также въ Казани въ 1892 г. (вторымъ изданиемъ) Татарско-русский словарь Н.П. Остроумова (живущаго въ Ташкенте).
Высотский Василий Ивановичъ, сын дьячка, 24 года, изъ Рязанской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделены, на IV курсе изучалъ латинский и греческий языки. Кандидатское сочинение: «Противники и защитники Оригена въ древней церкви». Состоялъ съ 1883 до 1885 года преподавателемъ латинскаго языка въ Уфимскомъ духовномъ училище, времено исправлялъ должность помощника смотрителя. Съ 1885 года состоять преподавателем въ Уфимской семинарии; сперва преподавалъ латинский, а ныне преподаетъ греческий языкъ. Имеетъ чинъ надворнаго советника.
Добровъ Николай Федоровичъ, сын сельского учителя, 27 лет, изъ Тамбовской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ латинский и греческий языки. Кандидатское сочинение: «О синтагме Матвея Властаря». Состоялъ съ 1883 до 1884 года преподавателемъ латинскаго языка въ Астраханском духовномъ училище, временно исправлялъ должность помощника смотрителя, а съ 1884 года состоялъ преподавателемъ того же предмета въ Астраханской семинарии; былъ членомъ педагогическаго собрания, временно исправлялъ должность секретаря, ревизовалъ и приводилъ въ порядокъ фундаментальную библиотеку; временно преподавалъ св. Писание и французский языкъ въ семинарии (4 года) и географию въ епархиальномъ женскомъ училище (3 года). Имееетъ чинъ надворнаго советника.
Ивановъ Владимиръ Алексеевичъ, сын священника, 27 лет, изъ Симбирской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении, на IV курсе изучалъ священное Писание. Кандидатское сочинение: «Разборъ книги Яшаръ». Состоялъ съ декабря 1883 года преподавателемъ греческаго языка въ Вольскомъ духовномъ училище. Скончался въ ноябре 1884 года.
Казанский Иванъ Павловичъ, сын дьячка, 25 лет, изъ Тверской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделеннии, на IV курсе изучалъ церковную историю. Кандидатское сочинение: «Церковно-приходское хозяйство со времени реформы Петра I-го». Состоитъ съ 1883 года преподавателемъ греческаго языка въ Херсонскомъ духовномъ училище; временно состоялъ библиотекаремъ училища (3 года) и исправлялъ должность смотрителя и должность делопроизводителя. Имееетъ чинъ надворнаго советника.
Ливанов Николай Михайловичъ, сын священника, 26 лет, изъ Саратовской семинарии, состоялъ на церковпо-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ гомилетику. Кандидатское сочинение: «Правила вселенскихъ и поместныхъ соборовъ (съ IV—IX в.) касательно христианскаго богослужения». Состоялъ съ 1883 до 1886 года преподавателемъ гомилетики, а потомъ словесности въ Томской семинарии; былъ членомъ педагогическаго собрания, временно исправлялъ должность помощника инспектора. Состоитъ съ 1886 года преподавателемъ словесности въ Симбирской семинарии и два раза временно преподавалъ граж данскую историю. Имееетъ чинъ надворнаго советника.
Москвинъ Николай Васильевичъ, сын диакона, 25 лет, изъ Тверской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении, на IV курсе изучалъ гражданскую историю. Кандидатское сочинение: «Протестанты противъ церковной реформы Петра Великаго въ первой половине XVIII столетия». Состоитъ съ 1883 года помощникомъ инспектора въ Вятской семинарии. Имеетъ чинъ надворнаго советника и орденъ Станислава 3-й ст.
Николаевский Павелъ Викторовичъ, сын причетника, 26 лет, изъ Владимирской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении, на IV курсе изучалъ богословие. Кандидатское сочинение: «Предания народовъ о первобытномъ состоянии и падении человека и ихъ отношение къ христианскому догмату». Былъ съ 1883 года преподавателемъ богословскихъ наукъ въ Уфимской семинарии. Ныне состоитъ священикомъ въ Варшавскомъ Уяздовскомъ военномъ госпитале.
Пальмовъ Никандръ Викторовичъ, сын причетника, 27 лет, изъ Нижегородской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении, на IV курсе изучалъ гражданскую историю. Кандидатское сочинение: «Сводъ историческихъ данныхъ о происхождении филистимлянъ, ихъ политическомъ и религиозномъ быте и обзоръ борьбы ихъ съ евреями». Былъ съ 1883 до 1885 года помощникомъ инспектора, а съ 1885 до 1889 года преподавателемъ латинскаго языка въ Самарской семинарии. Состоитъ съ 1889 года преподавателемъ латинскаго языка въ Самарскомъ духовномъ училище.
Пановъ Анатолий Николаевичъ, сын священника, 25 лет, изъ Костромской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении, на IV курсе изучалъ латинский и греческий языки. Кандидатское сочинение: «Цвингли и его вероучение». Состоитъ съ 1883 года преподавателемъ греческаго языка въ Тульскомъ духовномъ учплище; членъ училищнаго правления. Имеетъ чинъ надворнаго советника.
Преображенский Павелъ Александровичъ, сын священника, 25 лет, изъ Нижегородской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделеннии, на IV курсе изучалъ гражданскую историю. Кандидатское сочинение: «Ватнканский (мнимый ХХ-й вселенский) соборъ 1869-1870 годовъ». Состоитъ преподавателемъ церковной историй въ Самарской семинарии; членъ правления.
Прозоровъ Василий Никитичъ, сын причетника, 26 лет, изъ Владимирской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении, на IV курсе изучалъ церковную историю. Кандидатское сочинение: «Мелетианский расколъ въ Египте». Состоялъ съ 1883 до 1886 года преподавателемъ истории и обличения раскола въ Самарской семинарии; временно преподавалъ философию, дидактику и гомилетику, состоялъ членомъ Самарскаго миссионерскаго комитета и членомъ комиссии по делу о видоизмененияхъ программъ церковно-приходскихъ школъ въ местностяхъ, населенныхъ раскольниками и сектантами. Въ 1886 году перешелъ на тотъ же предметъ во Владимирскую семинарню, где состоитъ и до ныне. На деле о перемещении его въ Владимирскую семннарию Преосвященный Серафимъ, епископъ Самарский, написалъ следующую резолюцию: «Обь оставлении В. Прозоровымъ семинарии выражаю ему свое сожаление, хотя и ценю вполне основательность его побуждений перейти на службу въ родную семинарию». Во Владимире, за участие въ противораскольнической деятельности, состоитъ пожизненнымъ членомъ Братства св. Александра Невскаго. Имееетъ чинъ надворнаго советника и орденъ св. Станислава 3-й ст. Литературные труды: Главныя кпиги, необходимые при собеседованияхъ со старообрядцами. (Самар, еп. Вед. за 1884 г. № 20 и 1885 г. №№ 2, 4—5). — Разборъ безпоповщинскихъ мнений объ антихрисе (тамъ же 1884 г. №№ 7, 14—15). — Беседа православныхъ со старообрядцами въ селе Дунилове о церкви (Влад. еп. Вед. за 1888 г.). — Две беседы православныхъ съ апологетомъ раскола Онисимомъ Швецовымъ, происходившия въ селе Новомъ, Владимирскаго уезда, 18 и 19 декабря 1888 г. (тамъ же за 1889 г.).
Сионский Петръ Васильевичъ, сын священника, 26 лет, изъ Рязанской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении, на IV курсе изучалъ церковную историю. Кандидатское сочинение: «Состояние церковной иерархии при Императрице Елизавете Петровне». Состоялъ съ 1887 до 1890 года помощникомъ смотрителя въ Белогородскомъ духовномъ училище, а съ 1890 года состоитъ смотрителемъ Обоянскаго духовнаго училища. Имееетъ чинъ надворнаго советника.
Скворцовъ Петръ Алексеевичъ, сын священника, 25 лет, изъ Казанской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении, на IV курсе изучалъ церковную историю. Кандидатское сочинение: «Состояние церковной иерархии въ царствование Императора Павла I-го». Состоял съ 1883 года преподавателемъ греческаго языка въ Чистопольскомъ духовномъ училище; въ ноябре 1887 г. скончался.
Смирновъ Михаилъ Федоровичъ, сын священника, 26 лет, изъ Симбирской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении, на IV курсе изучалъ богословие. Кандидатское сочинение: «Церковно-общественная деятельность Иоанна Златоуста въ Константинополе». Состоялъ преподавателемъ богословскихъ наукъ въ Иркутской семинарии. Ныне состоитъ протоиеремъ во Владивостоке.
Снегиревъ Иванъ Дмитриевичъ, сын священника, 24 года, изъ Нижегородской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «Св. Ефремъ Сиринъ, какъ проповедникъ». Состоитъ съ 1883 года преподавателемъ въ Оренбургскомъ духовномъ училище; до 1888 г. преподавалъ греческий, а съ 1888 года преподаетъ латинский языкъ. Иместъ чинъ надворнаго советника и орденъ Станислава 3-й ст.
Урановъ Анатолий Петровичъ, сын священника, 24 года, изъ Пензенской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении, на IV курсе изучалъ богословие. Кандидатское сочинение: «Св. Киприанъ Карфагенский и его учение о церкви». Состоялъ съ декабря 1883 года преподавателемъ латинскаго языка въ Сызрнаскомъ духовномъ училище. Состоитъ съ 28 января 1888 года секретаремъ Тамбовской духовной консистории. Имеетъ орденъ Станислава 3-й степени.
Черняевъ Петръ Николаевичъ, сын священника, 25 лет, изъ Вологодской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «О церковномъ суде по гражданскимъ деламъ въ древне-русской церкви». Состоялъ съ 1883 до 1886 года преподавателемъ русскаго языка, а съ 1886 года состоитъ помощникомъ смотрителя въ Пермскомъ духовномъ училище; рукоположенъ во священника къ училищной церкви 29 октября 1889 г.

Кандидаты

Алфионовъ Алексей Ивановичъ, сын священника, 25 лет, изъ Саратовской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ гомилетику. Кандидатское сочинение: «О церковномъ управлении въ первые три века христианства». Состоитъ съ 1883 года преподавателемъ въ Саратовскомъ женскомъ епархиальномъ училище. Имеетъ чинъ надворнаго советника и орденъ Станислава 3-й степени.
Городецкий Павелъ Никаноровичъ, сын диакона, 27 лет, изъ Вологодской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «Постановления древнерусской церкви касательно богослужения по XV векъ». Состоялъ съ 1883 до 1886 года преподавателемъ русскаго языка въ Устьсысольскомъ духовномъ училище, а съ 1886 года состоитъ преподавателемъ латинскаго языка въ Нижегородской семинарии и преподаетъ словесность въ епархиальномъ женскомъ училище. Имеетъ чинъ надворнаго советника.
Ильинский Василий Стенановичъ, сын священника, 27 лет, изъ Костромской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ гомилетику. Кандидатское сочинение: «Древнерусския поучения, касающиеяся семейной жизни христианина». Состоитъ съ 1883 года помощникомъ инспектора въ Костромской семинарии.
Кудеевский Арсений Ивановичъ, сын священника, 28 лет, изъ Симбирской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «Состояние северно-русской проповеди въ XV веке». Былъ преподавателемъ русскаго языка въ Арзамасскомъ духовномъ училище. Въ 1890 году умеръ отъ удара.
Петропавловский Иванъ Ивановичъ, сын священника, 26 лет, изъ Нижегородской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «О проповедяхъ Григория Цамблака (по рукописямъ Соловецкой библютеки)». Состоялъ съ 1883 до 1885 года преподавателемъ русскаго языка, а съ 1885 года состоитъ преподавателемъ арифметики въ Чистопольскомъ духовномъ училище.
Радугинъ Сергей Егоровичъ, сын причетника, 26 лет, изъ Нижегородской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «Григорий Назианзинъ, какъ проповедникъ». Состоялъ съ 1883 до 1885 года помощникомъ инспектора въ Нижегородской семинарии, потомъ съ 1885 до 1887 года преподавателемъ русскаго языка въ Починковскомъ духовномъ училище, съ 1887 года состоитъ помощникомъ смотрителя въ Лысковскомъ духовномъ училище и членомъ Макарьевскаго отделения епархиальнаго училищнаго совета. Имеетъ чинъ надворнаго советника и орденъ Станислава 3-й степени.
Смирновъ Сергей Васильевичъ, сын бывшего прмощника инспектора Рязанской духовной семинарии, 25 лет, изъ Рязанской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ словесность. Кандидатское сочинение: «Григорий Нисский, какъ проповедникъ». Состоялъ съ 1883 до 1886 года преподавателемъ русскаго языка, а съ 1886 до 1890 года преподавателемъ латинскаго языка въ Бугурусланскомъ духовномъ училище; временно преподавалъ св. историю и чистописание, исправлялъ должность помощника смотрителя и должность делопроизводителя училища. Съ 1890 года состоитъ преподавателемъ латинскаго языка въ Бельскомъ духовномъ училище (Смоленская губ.). Имеетъ чинъ надворнаго советника.
Флоринский Николай Константиновичъ, сын священника, 29 лет, изъ Самарской семинарии, состоялъ на церковно-практическомъ отделении, на IV курсе изучалъ гомилетику. Кандидатское сочинение: «Отношение новозаветныхъ священныхъ писателей къ ветхозаветнымъ неканоническимъ книгамъ». Состоитъ съ 1883 года преподавателемъ арифметики въ Екатеринодарскомъ духовномъ училище; былъ членомъ строительнаго комитета. Имеетъ чинъ надворнаго советника.

Действительные студенты
По окончинии III курса

Богородицкий В., изъ Симбирской семинарии, состоялъ на богословскомъ отделении. Курсовое сочинение: «Взглядъ современной отрицательной критики на послание св. Ап. Иако¬ва». Былъ до 1886 года преподавателемъ латинскаго языка въ Далматовскомъ духовномъ училище, а потомъ перешелъ на должность псаломщика при Богородицкой церкви въ г. Перми, где состоитъ до ныне.
Поливановъ Афанасий Яковлевичъ, изъ Симбирской семинарии, состоялъ на церковно-историческомъ отделении. Кур¬совое сочинение: «Влияние духовенства на образование народа въ древней России». Въ 1885 г. получилъ степень кандидата (Прот. 1862 г. стр. 144.—1884 г. стр. 101.—1886 г. стр. 50. 258.—1887 г. стр. 61. 81.—1889 г стр. 95). Состоялъ съ 1882 до 1885 года помощникомъ инспектора въ Томской семинарии, а съ 1885 года состоялъ преподавателемъ въ Симбирск о мъ духовномъ училище. Скончался въ ию¬ле 1892 года отъ холеры.

Отзывов: 3

  1. Галина
    26.04.2022 в 16:54 | #

    Галя, очередное спасибо за информативный материал. Как правило, состояли выпускники после окончания КДА, преподавателями духовных училищ и семинарий. Имели непосредственное отношение к процессу обучения будущих священников, диаконов и части причетников. Все взаимосвязанно: получил образование – передавай свои знания последующим поколениям.
    Сведения о Радугине Сергее Егоровиче забираю себе. Еще раз благодарю за проделанную работу!

    • galina
      26.04.2022 в 21:12 | #

      Галя, благодарю за внимание, за размышления над статьей. Значит не напрасно проделана работа, если заинтересовала даже одного читателя.

  2. Татьяна Верещага
    13.05.2022 в 17:37 | #

    Галина! С глубокой благодарностью пишу эти строки.
    Да, в Астраханской духовной семинарии преподавал латинский и французский языки статский советник Добров Н.Ф. К сожалению, он умер в 1907 г.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>