Знакомясь с историей Казанской Духовной семинарии по описанию, составленному Александром Афанасьевичем Благовещенским, не могла пройти мимо фрагмента, описывающего порядок присвоения фамилий мальчикам при поступлении в духовные учебные заведения, бытовавший до середины XIX века в пределах Казанской епархии. Впрочем, и в иных епархиях Империи существовал тот же обычай, подтверждения чему можно найти в Интернете. Но интересен местный материал, на котором написан сей фрагмент, почему и решила привести его без изъятия.
Дѣломъ ректора, или смотрителя училища было придумывать и собственноручно обозначать фамиліи новымъ ученикам. Фамилии назначались:
а) больше всего по округам, церквам, селам, например: Мамдышский, Карсунский, Цивильнов, Чебоксарский, Казанский, Воскресенский, Богоявленский, Пеньковский, Танкеевский, Янцибуловский, Нурминский, Тогаевский и друг.;
б) затем фамилии давались по имени родиственников; по наружности и особенностям учеников, а иногда и родителей или родственников, которые приводили детей к ректору, по фамилиям знатных лиц и по событиям, и лицам историческим, по предметам естественной истории и по некоторым греческим и латинским словам, например: Афанасьев, Софийский (сын Софьи), Маврин (сын Мавры), Екатерининский, Красавцев, Однооков, Животоносов, Голосницкий, Немков, Белорусанов, Глухов, Тихонравов, Несмелов, Смеловский, Мараксов, Птенцов, Великанов, Малиев, Юниев, Тиховидов, Мелодиев, Овидиев, Сатрапинский, Милорадов, Софоклов, Сперанский, Румянцев, Аронов, Китайцев, Спартанский, Салманассаров, Хрусталев, Комаров, Кипарисов, Алмазов, Каменский, Журавлев, Карасев, Цветков, Волков, Птицын, Кафаров, Элпидин, Пактовский, Аргентов, Филантропов, Рапидов, Астериев и др.
В большом ходу были следующие фамилии: Боголюбов, Благоразумов, Богодаров, Славолюбов, Благолепов, Победоносцев, Чистосердов и т.под. Случалось, что фамилии учеников, за несколько дней ранее вписанные в приемную книгу, назначались товарищам для поощерения и соревнования их. Родные братья записываемые в разное время или одновременно в один класс, иногда получали разные фамилии: Петр и Иван Померанцев и Сокольский – дети села Пермягаш свящ. Симеона Козьмодемьянского. Некоторые родители на прошениях означали свои фамилии, но их дети, случалось, все-таки носили другие фамилии, напр., отец Бишевский, а сын Рождественский.
Некоторые ученики были записываемы в семинарию при особых обстоятельствах, которые и давали ректору повод к перемене фамилий. Некоторые не стеснялись давать фамилии от названий мифологических, таковы, например, фамилии: Янусов, Марсов, Адонисов, Ураниев, Афродитин, Кипридов, Терпсихоров и др. Таким образом многие ученики имели фамилии произвольныя, а не те, которыя сохраняли родители их. Смотрителю Чебоксарских училищ арх. Нафанаилу в 1823 г. от семинарского правления послано было замечание за принятие в чебоксарское училище ученика такого же казанского училища Михаила Софотерова без предварительного отношения к семинарскому правлению или ректору казанских училищ и за перемену данного ему сим последним прозвания на другое – Просперовский.
В семинарское правление поступали иногда запросы из разных присутственных мест о том, почему те или другие духовные дети, обучавшиеся в семинарии или в училище, имеют фамилии, различные от фамилий отцов их. По справкам этим оказывалось, что фамилии в таком случае давались тем детям при поступлении в училища произвольно. Симбирской губернии Ставропольского уезда, села Авралей, диакона Гавриила Витевского сын Аристотель в 1822 году поступил в казанское училище с именем Аристотель и прозванием Витевского. Но при переводе его в 1828 году из высшего отделения учидища в низшее отделение семинарии на публичном испытании пр. Филарету Амфитеатрову угодно было переменить ему как имя, так и фамилию, т.е вместо Аристотеля назвать его Андреем, а вместо Витевского Аристотелевым. Почему во всех списках, начиная со времени перевода его в семинарию, и значился он Андреем Аристотелевым. В 1832 году Аристотелев уволен был из филосовского класса, а с этим вместе и из духовного звания и поступил на службу в число канцелярских служителей симбирского приказа общественного призрения. Для зачисления в штат этого приказа ему нужно было в 1833 г. представить местному начальству свидетельство о своем происхождении. Рожден же он был казанской епархии, чистопольского уезда в селе Мамышеве от диакона Гавриила Иванова Витевского 1811 года декабря 20, крещен 25 с восприемником поручителем Андреем Прохоровым Бекреневым. Аристотель просил казанскую консисторию выдать ему на законном основании требующееся свидетельство. Консистория выдала это свидетельство, с прописанием времени и случая переименования имени и фамилии ученика Аристотеля Витевского.
Ректоръ казанскаго училища протоіерей Іаковъ Семеновъ, принимая въ 1841 году въ училище Троицкой церкви, что въ казанскомъ тюремномъ замкѣ, умершаго свящ. Афанасiя Столбищенскаго десятилѣтняго сына Филарета, собственноручно назначилъ ему фамилію отца. Въ слѣдующихъ же училищныхъ документахъ этотъ мальчикъ является сь фамиліями: Роевъ, Раевъ, Ройевъ. Въ семинарію онъ перешелъ съ фамиліею Ройева. Съ этой же фамиліей онъ въ 1849 г. исключенъ былъ изъ семинаріи и поступилъ капцелярскимъ служителемъ въ канцелярію попечителя казанскаго учебнаго округа. Въ 1854 г. попечитель казанскаго учебнаго округа, представляя къ чину Ройева, запросилъ консисторію, почему онъ имѣетъ фамилію Ройевъ, а не Столбищенскій, какую носилъ отецъ его. Началось разслѣдованіе: консисторія дѣлала справки въ клировыхъ вѣдомостяхъ, семинарское и училищное правленія розыскивали въ своихъ архивахъ, и, отыскавши еще двѣ фамиліи: за 1842 —1844 Раевъ, а за 1845 г. Роевъ, не дали надлежащаго отвѣта на запросъ попечителя.
Въ указъ Св. Синода отъ 18 ноября 1846 г. было предписано: „въ нѣкоторыхъ епархіяхъ существуеть обычай перемѣнять воспитанникамъ духовно-учебныхъ заведеній фамиліи ихъ отцовъ, и усвоять произвольныя, и нерѣдко весьма странныя и несвойственныя для лицъ духовнаго званія. Таковой обычай, которому нигдѣ нѣтъ примѣра, противенъ разуму постановленій о союзѣ семейственномъ, устраняеть достодолжное уваженіе къ поколѣніямъ, поставляеть каждаго внѣ общественной связи съ предками и потомками, а по дѣламъ производитъ запутанность и даже совершенную невозможность разрѣшать вопросы о различіи правъ, по происхожденію, ибо встрѣчались случаи, что члены одного семейства и нѣсколько родныхъ братьевъ, именуются каждый особыми фамиліями. По симъ уваженіямъ Св. Синодъ опредѣлилъ: „предписать по всему духовному ведомству, чтобы впредь никому въ семъ вѣдомствѣ не усвоялись фамиліи произвольныя, но чтобы по общему порядку, дѣти сохраняли фамиліи своихъ отцовъ».
Семинарское правленіе въ 1847 г. объявило ученикамъ семинаріи, чтобы они представили въ семинарское правленіе, кто изъ нихъ носитъ произвольныя, а не отческія фамиліи. Въ 1847 г. пр. Григорій предписалъ: „чтобы не вышло путаницы, настоящихъ фамилій не перемѣнять и указъ Св. Синода отъ 18 ноября 1846 г. относить только на будущихъ учениковъ».
Въ 1847 г. ученики семинаріи всетаки сами просили семинарское правленіе о перемѣнѣ произвольныхъ фамилій. Семинарское правленіе перемѣняло фамиліи, но такъ, чтобы ученики эти до окончанія учебнаго курса, для избѣжанія всякой сбивчивости и зяпутанности, писались съ прибавленіемъ прежней фамиліи. Отчего мы въ ученическихъ спискахь въ 1847 — 1858 гг. и встрѣчаемъ иногда двойныя фамиліи: Василій Грезновъ (прежде бывшій Никольскій), Петръ Ронгинскій — Мироносицкий, Христофоръ Орловъ—Любимовъ, Иванъ Владиміровъ—Адріановъ, Онисимъ Копьевъ — Аристовскій, Иванъ Алексѣевскій — Добросмысловъ, Павелъ Соколовъ—Грузинскій, Егоръ Бѣлокуровъ — Рождественскій, Иванъ Сосунцевъ — Петропавловскій, Семенъ Воиновъ—Хрисогоновъ, Яковъ Вороновъ—Флоренсовъ, Иванъ Софійскій — Крыловъ, Димитрій Бомбицкій – Разумовскій, Василій Статировъ—Арнольдовъ и т. д. А чтобы семинаристы не сбивались и не смѣли пользоваться только новой фамиліей, съ нихъ въ семинарскомъ правленіи брались такія подписки: „опредѣленіе семинарскаго правленія читалъ, и резолюцію его высокопреосвященства слышалъ и исполнилнять обязуюсь ученикъ низшаго отдѣленія 2-го класса Флегонтъ Веселовъ—Петропавловскій тожъ».
Указомъ Св. Синода 7 іюля 1857 г. вслѣдствіе возникшаго вопроса о томъ, какія фамилiи давать дѣтямъ духовнаго званія, поступающимъ въ училища, отцы коихъ не имѣютъ родовыхъ фамилій, было предписано по всему духовно-училищному вѣдомству, чтобы дѣтямъ симъ даваемы были фамиліи, производимыя отъ именъ ихъ отцовъ. Семинарское правленiе поэтому 17 iюня 1858 года опредѣлило: „ученіикамъ, имѣющимъ фамилiи различныя отъ фамилій отцовъ ихъ, въ сообразность съ указомъ Св. Синода отъ 18 ноября 1846 г., нынѣ же перемѣнить на фамиліи ихъ отцов; а ученикамъ, которыхъ отцы родовыхъ фамилій не имѣютъ дать фамиліи, произведенныя отъ отцовъ ихъ, примѣнительно къ опредѣленію Св. Синода отъ 7 іюля 1857 г.».
Смотрителямъ духовныхъ училищъ оно съ своей стороны предписало, чтобы таковымъ мальчикамъ даваемы были фамiлии, производимыя отъ имени отцовъ ихъ, такъ, чтобы ежели у какого мальчика безфамильный отецъ Иванъ Васильевъ (по отечеству), то и сынъ его имѣлъ бы фамилію «Васильевъ».
Источник: А.А. Благовещениский «История казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за XVIII – XIX столетия». Казань, 1881 г.
Отзывов: 18
Источник: Н.С. Лесков. «Некуда»
С признательностью, Г.М.
Вы еще раз подтвердили собственные мои мысли о том, что ничто не следует принимать на веру, без анализа. Во всем нужно сомневаться, искать и находить единственно верное. Если бы на это еще и времени доставало всегда.
Г.М.
Простите пространную цитату, вырванную из контекста. Но она говорит о том, что реально трудно опираться на ЛЮБЫЕ труды, в которых не даются ссылки на архивные документы. И время написание исторического исследования уже не является для меня достаточной гарантией надежности сообщаемых в нем исторических фактов, выводов, заключений. Уже не единожды находила ошибки в книгах и статьях в Интернете по конкретным персонам из истории Казанской епархии. Мириться с этим трудно, поскольку не всегда есть возможность перепроверить даже самые значимые факты. О менее значимых не говорю.
Но как разрешить подобные сложности, не ведаю. И здесь существенен не только временной фактор в смысле времени написания труда, но и не всегда имеющаяся возможность дотянуться до нужных архивных документов. Получается, что истина всегда где-то рядом или не очень.
Возможно, мы сталкиваемся в этой ситуации с относительностью знаний, свойственной любой сфере приложения человеческого интеллекта. Но в отличие, скажем, от физики, математики, химии в области генеалогии время работает часто против исследователя, поскольку истлевают старые документы, акты, уходят живые носители памяти.
И тогда рождаются легенды?
И скажу честно – не задумывалась об относительности знаний. А ведь она свойственна не только нам, но и крупным ученым. Возможно, что рождаются легенды. Однако не исключаю и появления новых теорий, вполне предсказуемых и объяснимых разумом уже наших дней. Ведь все науки продвигаются вперед, выбрав научный, реже ложный путь постижения истины.
Г.М.
Во время работы над статьей о Троицкой церкви пришлось обратиться к большому числу источников в Интернете и литературных, поскольку вопросы возникали постоянно. Перелопатила большой пласт информации, которая так и не вошла в окончательный вариант статьи. Почему? Да просто пришлось бы опираться на чужие работы. А моя хорошая знакомая – искусствовед подвергла критике многое из опубликованного.
Вот и не захотела тиражировать, повторять недостоверные сведения.
Вероятно есть еще один вариант получения фамилий семинаристами – по семейному преданию мой прадед получил свою фамилию в Казанской семинарии по фамилии очень заслуженного, почитаемого и хорошо известного в то время священника Шестакова. Кто такой был этот Шестаков я так и не смог найти. Прадед закончил Казанскую семинарию в 1907 году.
в V классе, разряд 2 Шестаков Михаил,
в III классе, разряд 1 Шестаков Иван.
Не Ваше ли прапра…
Это однофамильцы, прадед окончил семинарию в 1907 году. Отправил Вам на почту более подробное письмо.
Очевидно, Ваши предки принадлежали к духовенству Казанской губернии. Было бы интересно узнать, в каких уездах они служили, с кем роднились.
К сожалению, в моем архиве нет сведений о священнике Шестакове Казанской епархии. Но это поправимо.
Нет, по этой линии предков-священников не было. А фамилия Шестаков (на самом деле это две разные фамилии, в зависимости от ударения) была достаточно распространена в царское время, почти как Иванов и Петров.
Очень интересные материалы и комментарии! Спасибо! У меня тоже вопрос по фамилии. Мой дед юрист Покровский Николай Дмитриевич (возможно Доримедонтович). Фамилия откровенно церковная. Но пока никаких зацепок нет отследить эту ветку. Пыталась искать по фамилии и имени: Доримедонт и Дмитрий. Увы, пока практически безуспешно. А тут столкнулась ещё и со сменой фамилий в семинариях. В моём случае она была возможна, т.к. дед примерно 1963 г.р., значит, его отец это – первая половина 19 в.
Может быть? знатоки фамильных историй священников подскажут мне любезно, в каком хоть направлении искать? О дедушке Николае кроме примерной даты рождения, и службы юристом в Уфе ничего неизвестно: -(
Спасибо! С уважением Елена.
Несомненно, фамилия Вашего деда семинарская или семинаристская, если следовать размышлениям Галины Магницкой. И весьма вероятно, эту фамилию мог получить Ваш прапрадед и отец Дмитрия Николаевича. Кстати, имя Доремидонт мне встречается в документах Казанской епархии. Чтобы ответить на Ваш вопрос, посоветовать направление поиска, хотелось бы знать более подробно, что известно Вам о предках. Можно написать здесь или на мой почтовый адрес. Я отвечу Вам по электронной почте.
На сегодня видится следующий план поиска для Вас:
1. Опрос всех родственников и близких друзей семьи старшего поколения на предмет максимального выяснения любых сведений о предках, семейных преданий, легенд. Обязательно все это записывать, чтобы сохранить.
2. Семейный архив. Это могут быть разного рода документы, письма, открытки с поздравлениями, фотографии предков, если все или что-то сохранилось, конечно.
2. Необходимо знать кроме примерной даты еще и место рождения Николая Дмитриевича. Известно ли Вам оно?
3. В архиве г.Уфы нужно искать формулярный список о службе деда. Такой документ может содержать бесценные сведения о происхождении его отца (из какого сословия), месте рождения, о полученном образовании, прохождении службы, наградах и составе семьи уже самого Николая Дмитриевича.
4. До революции в каждом губернском городе издавались Адрес-календари, в которых публиковались сведения о губернии весьма обширного характера. (В 1865 году образована Уфимская губерния, из Уфимского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского, Мензелинского и Стерлитамакского уездов). Например, в этих изданиях публиковались сведения о епархиальном устройстве губернии – Духовном ведомстве со сведениями по губернскому городу и по каждому уезду отдельно. Естественно, в Адрес-календаре имелся раздел, посвященный Министерству юстиции. Кроме того в конце каждого давался АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ фамилий лиц, помещенных в Отдел правительственных, общественных и частных учреждений губернии, что существенно упрощает поиск конкретных персон. Однако в подобном издании по Казанской губернии на 1915 год я столкнулась с тем, что в такой алфавитный указатель не включены имена уездного духовенства, представленные в соответствующих частях.
Не обсуждаю вопрос поиска по фондам духовного сословия пока неизвестно точное имя и звание отца Николая Дмитриевича, поскольку фамилия Покровский из весьма распространенных среди духовенства всех губерний.
Возможно, Вы уже прошли весь предложенный мной путь поиска. В таком случае нужно думать о последующих шагах, зная конкретные результаты по каждому, даже и отрицательные.
Огромное спасибо! Перехожу на эл. почту