© 2018 galina pazuchini_7

Новые комментарии к старым письмам

Статья любезно предоставленная для помещения на блоге автором. Первая публикация:
Пакшина Н.А. «ИСТОРИЯ БЕЗ БЕЛЫХ ПЯТЕН»: Очерк жизненного пути ссыльного дворянина из Российской провинции //
Новое прошлое. №1, 2018, С. 180-196.

«История умственного и общественного развития в России
едва ли, может быть, вполне понятна без частной истории семей»
И.С. Аксаков

ВВЕДЕНИЕ

Биографический метод известен давно, еще с античных времен. И если в исторических сочинениях прошлого мы чаще видим жизнь и деятельность личностей выдающихся, современные авторы нередко используют микроисторический подход, т.е. обращаются к истории обычных, рядовых людей. Микроистория изучает явление или социум не «сверху», а «снизу» и «изнутри». В данном исследовании был применен именно этот подход. Он позволил, принимая во внимание частные судьбы, сделать попытку реконструировать один из тяжелейших периодов в жизни нашей страны.

С историей переписки двух земляков академика АН СССР Бориса Михайловича Ляпунова и ссыльного в Восточную Сибирь курмышского преподавателя Д.Д. Пазухина автору удалось познакомиться из интереснейшей статьи Ольги Аркадьевны Акулич «Письма из Тулуна (сталинская Сибирь глазами ссыльного дворянина)» [Акулич, 2005].

Письма и открытки Д.Д. Пазухина были обнаружены Акулич в Санкт-Петербургском филиале Архива Академии Наук в личном фонде Б.М. Ляпунова [ПФ АРАН, ф. 752, оп. 2, д. 237, л. 1−113.]. Это оказалась достаточно объемная и информативная папка уникальных документов. Письма датированы концом 30-х – началом 40-х годов. Часть писем О.А. Акулич выборочно цитирует, часть приводит в достаточно полном объеме.

Мы узнаем многие ранее неизвестные подробности жизни этого немолодого, больного человека, по воле судьбы заброшенного в Восточную Сибирь. Какое-то время он находился в Иркутской тюрьме, а с 1932 года был отправлен на поселение в Тулун. Там ссыльный дворянин-интеллигент занимался преподаванием математики, русского и немецкого языков, а также собирал материал и отсылал Б.М. Ляпунову диалектические слова и архаизмы и тем самым зарабатывал себе на жизнь. Он болел цингой и имел проблемы со слухом. Все это время не терял надежды вернуться на родину. Переписка с академиком, филологом-славистом Борисом Михайловичем Ляпуновым продолжалась несколько лет, она давала Д.Д. Пазухину определенную моральную поддержку и была связующий нитью с давним невозвратно ушедшим миром.

Акулич О.А. представляет достаточно подробные пояснения и комментарии к этим письмам, но большая часть ее дополнений касается Сибири и городка Тулуна, особенностей развития этого края, сурового климата и многонационального населения. И это вполне естественно, ведь статья предназначалась, прежде всего, читателям научно-популярного журнала «Земля иркутская».

Значительно меньше затронута жизнь героев до начала переписки. Совсем не рассмотрена их родина – Поволжье, а если точнее Курмышский уезд, Симбирской губернии (ныне Пильнинский район, Нижегородской области). Эти места − родина нескольких поколений их предков. Именно там Б.М. Ляпунов провел значительную часть жизни, а Д.Д. Пазухин бóльшую.

Итак, дополним недостающие звенья, воспользовавшись материалами книг и статей нижегородских краеведов, документами арзамасского архива, сведениями, полученными от ныне живущих потомков родов Пазухиных и Ляпуновых, а также фотографиями старинными и авторскими. По поводу некоторых замечаний в комментариях О.А. Акулич позволим себе не согласиться с ней.

Цель работы заключалась в обнародовании имен ряда незаконно репрессированных достойных сынов России и внесении, тем самым, посильного вклада в большое общее дело восстановления исторической справедливости.

Основной задачей являлось установление личности того, кто подписывался как «Д.Д. Пазухин», ведь Д.Д. Пазухин был не один. Для этого явилось необходимым уточнение фактов биографии автора писем и жизни его ближайших родственников. Кроме того, ставилась задача изучения и освещения одной из ветвей родословного древа симбирских дворян Пазухиных.

КЕМ БЫЛ Д.Д. ПАЗУХИН

Если заглянуть в базу данных «Жертвы политического террора в СССР», а точнее, в Книгу памяти Нижегородской области, то мы найдем там человека по имени Дмитрий Дмитриевич Пазухин [Открытый список]. В справке о нем мы прочтем скупые строки:
• Дата рождения: 1871 г.
• Пол: мужчина
• Национальность: русский
• Профессия / место работы: давал частные уроки математики
• Место проживания: Симбирская губ., г. Курмыш
• Дата ареста: 27 января 1931 г.
• Обвинение: 58, п. 10
• Осуждение: 23 августа 1931 г.
• Осудивший орган: Особое совещание
• Приговор: к 3 г. высылки в Вост. Сибирь.
Схожую информацию можно найти в «Книге памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области» [Книга памяти жертв …, 2001, т. 2, с. 520]. Сведения, которые приведены, настолько точно соответствуют ссыльному в Тулун дворянину, что не оставляют никаких сомнений в том, что автор писем найден.
И все же давайте обратимся к родословной Пазухиных, опубликованной одним из потомков этого рода А.А. Пазухиным еще в 1914 г. [Пазухин, 1914]. К счастью, в издании имеется, так называемый «Азбучный списокъ членовъ рода Пазухиныхъ.», который позволяет без труда найти в поколенной росписи информацию по интересующему нас человеку. В этом списке присутствуют всего два Пазухиных с инициалами «Д.Д.» и оба Дмитрии Дмитриевичи. Один из них 1843 г.р., другой – 1871. Учитывая, что время переписки – это конец 30-х−начало 40-х гг. XX в., можно однозначно утверждать, что автор писем из Тулуна − представитель симбирского дворянского рода Пазухиных Дмитрий Дмитриевич (1871 г.р.).

Дмитрий Дмитриевич Пазухин родился в 1871 г. 1-го марта, окончил реальное училище в Самаре и позже трижды на трехлетний срок избирался членом Курмышской уездной управы. Он имел поместье при селе Свинухи (разнопоместное владельческое село быв. Бахаревской волости, Курмышского уезда, ныне Свинуха). После революции работал учителем математики в Курмыше. В 1931 году Д.Д. Пазухин был арестован и сослан в Восточную Сибирь.

СТРАНИЦЫ РОДОСЛОВИЯ СИМБИРСКОЙ ВЕТВИ РОДА ПАЗУХИНЫХ

Очень важным в процессе становления человека является наследственность или генетика, но нельзя не принимать во внимание воспитание, влияние окружающих людей и семейные традиции. Поэтому в статье представлены сведения как о родословии Пазухиных, так и о ближайших родственниках этого человека.

Расскажем о предках нашего героя. Первые представители рода Пазухиных появились на территории симбирского края в конце XVII века. Они владели землями в Алатырском и Курмышском уездах и вскоре стали известными и влиятельными помещиками [Ершова, 2006]. Родовое имение Пазухиных находилось в селе Засарье Алатырского уезда. Одна из рода Пазухиных – Екатерина Петровна – являлась матерью историка и литератора, автора книги «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Прапрадед нашего героя Петр Петрович Пазухин (ок. 1725-1794), доводился ей родным братом, а значит дядей знаменитому историографу. Село Бортсурманы, что расположено примерно в 25 км к югу от Курмыша, издавна также принадлежало Пазухиным.

Прапрадед Дмитрия Дмитриевича Петр Петрович Пазухин в 1781 году приобрел это село у своего брата Ивана. И к 1789 по обещанию брату своему построил там церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это та самая церковь, где будет долгие годы служить иерей Алексей, известный ныне как святой праведный Алексий, Бортсурманский Чудотворец (1762-1848). Получил он Бога великие дары: дар прозорливости и благодать исцеления. За алтарем церкви, в которой отец Алексий прослужил более полувека, в 1848 году он и будет похоронен. Пройдут годы и при Успенской церкви будут похоронены сын и внук основателя храма и их жены – Сергей Петрович (1765-1828), Надежда Борисовна (1766-1848) (урожд. Бестужева); Дмитрий Сергеевич Пазухин (1808-1871) и Елизавета Николаевна (1809-1989) (урожд. Бутурлина) [Навроцкая Елена Сергеевна…, 2013]. Немного скажем о Сергее Петровиче.

Прадед ссыльного в Тулун дворянина Сергей Петрович Пазухин доводился двоюродным братом знаменитому историографу Николаю Михайловичу Карамзину. Более того, они оба в один год начали служить в Преображенском полку, в один и тот же год вышли в отставку, и оба уехали к себе на родину – в Симбирскую губернию. Какой-то период жизни у них был один и тот же круг общих знакомых [Ершова, 2006]. В дальнейшем Н.М. Карамзин и С.П. Пазухин, вне всяких сомнений, поддерживали между собой не только родственные, но и дружеские отношения.

О.А. Акулич сделала предположение: «Вполне возможно, что крупный помещик, владелец 1505 десятин, Дмитрий Сергеевич Пазухин и был отцом нашего героя» [Акулич, 2005, с. 56]. Позволим себе не согласиться. Можно допустить, что 64-летний Д.С. Пазухин умер, отставив новорожденного сына, а то, что этот сын родился у 63-летней женщины, вызывает очень большие сомнения. Главными аргументами, позволяющими утверждать, что Дмитрий Дмитриевич − внук Дмитрия Сергеевича, и сын Дмитрия Дмитриевича Пазухина, были сведения, взятые, из ранее упомянутой родословной росписи за авторством А.А. Пазухина, [Пазухин, 1914] и родословной схемы, составленной правнуком родной сестры Д.Д., Елизаветы Дмитриевны, жителем Кургана Сергеем Львовичем Бессоновым [Бессонов, 2017].

Приведем в данной публикации, только ту ветвь рода, в которой представлены прямые предки ссыльного Дмитрия Дмитриевича Пазухина, т.е. пока не будем затрагивать других ближайших родственников. Как видим, имя Дмитрий было, одним из самых излюбленных в семье Пазухиных. Дмитрием был его дед Дмитрий Сергеевич (1808-1871) помещик села Бортсурманы. Дмитрием был и отец (1843-после 1914). Это создает определенные затруднения в поисках, поскольку не один наш герой был «Дмитрием Дмитриевичем». Что известно о деде и отце?

Дед Дмитрий Сергеевич Пазухин был в Курмыше и уезде человеком известным и уважаемым, он занимал должность уездного предводителя дворянства с 1848 по 1870 г. [Кузнецов, 2016, с. 396]. Более того, о нем мы можем прочесть в житие святого Алексия о том, что бывал он «…в барском доме у помещика села Бортсурманы Д.С. Пазухина, которого он очень любил и уважал. Сам помещик и вся его семья в свою очередь глубоко почитали отца Алексея, преклоняясь перед его многотрудной и святой жизнью и оказывали ему всякое внимание и почтение…» [Святой праведный Алексий…, 2006, с. 35]. Подчеркнем, что вся семья Пазухиных была религиозной, а значит и Д.Д. Пазухин воспитывался в православной вере.

Отец Дмитрий Дмитриевич Пазухин (старший) окончил I Московскую гимназию в 1863 г., Московский университет – в 1867 г. кандидатом права. После окончания университета с 1868 г. работал исполняющим должность следователя в Симбирске. Далее Д.Д. Пазухин длительный период работал в Курмыше, исполнял там должность следователя с 1869 г., был Мировым судьей I участка Курмышекаго уезда в 1869−1881 г.г. В 1870 г. Д.Д. Пазухин женится на своей соседке по имению Варваре Александровне Шипиловой (1845-1911). В последующие годы у них родятся дети Дмитрий (1871), Надежда (1873), Сергей (1878), Елизавета (1880), Николай (1883). Еще двое мальчиков Николай и Александр умерли в младенчестве. А с 1881-1884 отец большого семейства являлся Почетным мировым судьей Курмышского уезда. С 1884 г. он − присяжный поверенный при Симбирском Окружном Суде. Известно, что Д.Д. Пазухин имел землю при селе Бортсурманы и в с. Свинухи, в последнем при церкви и был похоронен вместе с женой.

В одном из писем Б.М. Ляпунову Д.Д. Пазухин упоминает о том, что существовало «…предание о взаимной дружбе наших отцов и дедов …». Первое, что приходит на ум это фамилия Шипиловы. Мама Бориса Михайловича Ляпунова была урожденная Шипилова, мама Дмитрия Дмитриевича Пазухина тоже – Шипилова. И жили их деды один в Болобоново, другой в Бортсурманах приблизительно в 4 верстах друг от друга. Были ли Шипиловы из Бортсурман и Шипиловы из Болобонова родственниками? И сколь близкими? Об этом нижегородские историки и краеведы спорят не один год.

Что касается знакомства в дореволюционный период самих участников переписки, то хотя мы и не имеем неопровержимых этому доказательств, но предпосылок для того немало. Если Дмитрий Дмитриевич не застал в живых своего дедушку, то к бабушке в Бортсурманы в огромный дом, что стоял некогда в центре села, он, наверняка, приезжал. Да в другом доме на окраине этого же села, в котором жили его родной дядя по матери Сергей Александрович Шипилов и двоюродные братья и сестры, тоже бывал. В любом случае, как известно, соседское общение было достаточно тесным в те давние времена.

Скажем больше, семьи Ляпуновых и Пазухных породнились и неоднократно. Строго говоря, Борис Михайлович и Дмитрий Дмитриевич не были кровными родственниками, они состояли в свойстве. Но, это уже другая достаточно интересная и длинная история.

КУРМЫШ

В Курмыше, небольшом старинном городе Поволжья, Д.Д. Пазухин провел основную часть своей жизни. Расстояние между Болобоновым − местом, где прошли детские годы Б.М. Ляпунова и городом Курмыш − родиной Д.Д. Пазухина, составляет приблизительно 25 км. Но, еще меньше расстояние между имениями их дедов и матерей в Болобонове и Бортсурманах – немногим более 4 км.

Детство участников этой переписки прошло в красивейших местах на берегах двух рек Суры и Курмышки, именем которой и был назван древний город Курмыш.

В качестве комментария об этом городе в статье О.А. Акулич указано: «Курмыш – уездный город Симбирской губернии. В 1868 г. население 1925 человек (332 двора). В городе было три начальных учебных заведения, четыре каменных церкви и одна деревянная. Для сравнения: волостное село Тулун Иркутской губернии в середине XIX в. имело 500 дворов, к началу ХХ в. население – более 4,5 тыс. человек, четыре начальных школы, две церкви.» [Акулич, 2005, с. 58]. Формально, все правильно. Но, чем же был так притягателен для Дмитрия Дмириевича Курмыш? Почему его так тянуло в родные края? Только ли потому, что они были родные?

Расскажем о Курмыше и Курмышском уезде подробнее. Хотелось бы заострить внимание на том факте, что Курмыш изначально не был большим селом, получившим в определенный момент статус города. «Город Курмышъ построенъ Городецкимъ княземъ Борисомъ Константиновичемъ въ 1372 году» [Соловьев, 1909, с. 15]. По сохранившимся фотографиям конца XIX – начала XX веков, мы можем видеть сколь красив он был (рис. 1) [Курмыш].

Рис. 1. Общий вид уездного города Курмыш

Удивительно красив Курмыш и сейчас. Каменные церкви, огромная кирпичная пожарная каланча (рис. 2), дома с кирпичными массивными воротами (рис. 3). Не случайно, так много кирпичных строений, Курмыш издавна славился производством кирпича. Здесь на окраинах этого небольшого городка в то время в Казачьей и Стрелецкой слободе работало несколько кирпичных заводов [Пакшина, 2015, С. 151].

Рис. 2. Пожарная каланча в Курмыше (фото Ю.П. Емельяновой)

Рис. 3. Ворота одного из купеческих домов в Курмыше (фото Ю.П. Емельяновой)

Курмыш был преимущественно одноэтажным и деревянным, за небольшим исключением казенных учреждений. Сейчас сохранились многочисленные строения как каменной, так и деревянной постройки, которые просто завораживают. Деревянные дома жителей Курмыша украшены ажурной резьбой, а на фасадах каменных магазинов и лавок местных купцов можно увидеть не менее искусную кирпичную кладку (рис. 4, 5).

Рис.4. Курмышский кружева (фото Пакшиной Н.А., Иванова М.)

Рис.5. Курмышский кружева (фото Пакшиной Н.А., Иванова М.)

Расскажем немного о храмовых постройках города. Церкви возвышались и являлись градообразующими, визитной карточкой города. История большинства их восходит к середине XVIII века. Что удивительно, большинство церквей появились практически в одно и то же десятилетие. Не исключено, что это было связано с возрождением города после страшного пожара в 1745 году [Пакшина, 2017, с. 94].

Если ехать от Болобонова (мест, связанных с Б.М. Ляпуновым) к Курмышу по, так называемой в те времена, Екатерининской дороге, то первым из храмов мы увидим каменную церковь Казанской иконы Божией Матери (Тихоновскую). Она стоит поодаль от остальных, несколько в стороне от дороги, год ее постройки 1755. Она была возведена на территории Троицкого женского монастыря по указу Нижегородского епископа Феофана [Соловьев, 1909. с. 29]. В конце XIX – начале XX века вокруг нее располагалось так называемое Ближнее кладбище с характерной для Курмышского уезда оградой с кирпичными столбиками.

И что поражает людей, приехавших из других мест, а не с востока Нижегородской области – это круглый краснокирпичный купол. В большинстве регионов России купола делали или из дерева, или из металла и этот каркас покрывали и красили. Кирпич оказался долговечнее. Давно нет креста, давно здание полностью заброшено, но устойчивая конструкция цела и поныне. Кирпич, скорее всего, был местный, ведь, как было сказано ранее, Курмыш издавна славился производством именно кирпича [Пакшина, 2017, С. 93-94].

Далее находилась еще одна церковь Рождества Христова 1749 года постройки. Сейчас она выглядит довольно жалко. Но, совсем недавно принято решение о внешнем благоустройстве этого храма.
Не столь далеко от нее, в глубине в начале XX в. можно было увидеть Успенский собор, освещенный еще в 1791 году и построенный на добровольные пожертвования [Кузнецов, 2016, с. 243], а сейчас он не существует.

А ближе к берегу стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в стиле барокко в 1745 году. Покровская церковь стала не только первым каменным зданием в Курмыше, но и во всем Курмышском уезде [Кузнецов, 2016, с. 188, 243]. Изначально, вплоть до революционных событий, она занимала чрезвычайно выгодное положение, находясь в центре главной городской площади. Церковь сохранилась до сих пор, по воскресным и праздничным дням в ней бывают богослужения (рис. 6).

Что примечательно, Дмитрий Дмитриевич Пазухин был прихожанином именно Покровской церкви. Узнать об этом удалось из документа приходской общины этой церкви, а точнее «Списка верующих Покровской церкви с. Курмыша Сергачского уезда Нижегородской губернии, от 18-летнего возраста за 1925 год» [ГКУ ГАНО, ф.–р. 2044, оп.1, д.3., л.48]. Там Д.Д. Пазухин значится как мещанин, возможно, из страха репрессий. Опасения не были надуманы или преувеличены.

Рис.6. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы (фото Пакшиной Н.А.)

Фамилия Пазухины была на слуху в Курмыше. Отец его Дмитрий Дмитриевич был мировым судьей в этом городе порядка 12 лет. В прошлом его дедушка Дмитрий Сергеевич Пазухин занимал должность уездного предводителя дворянства в течение 22 лет! Не избежали репрессий очень многие его родственники, например, родной брат Николай Дмитриевич (1883-после 1922), двоюродный брат Алексей Александрович Пазухин (1883-1942) и кузины Вера Александровна (1887-1984) и Мария Александровна (1875-1942).

О СУДЬБЕ ДРУГИХ РЕПРЕССИРОВАННЫХ ПАЗУХИНЫХ

Николай Дмитриевич Пазухинмладший брат Дмитрия Дмитриевича. Н.Д. Пазухин родился тоже в Курмыше в 1883 году. По образованию Н.Д. Пазухин был юристом, бывшим помещиком и бывшим поручиком, земским начальником. Женился он на Наталье Петровне Пантусовой. В 1912 году у супругов родился сын Петр. Николая Дмитриевича впервые арестовали еще в 1918 году. На момент ареста находился в селе Языково и значился как крестьянин-единоличник. Он обвинялся в саботаже против Советской власти и был направлен на 1,5 месяца на фронт в Ряды Красной армии [Книга памяти… , 2001, с. 520]. Несколько позже в 1922 году Николай Дмитриевич попадает в списки лишенцев, выбывших за пределы Курмышского уезда. Он «выбыл на службу в с. Пильна Райотделение» [ГКУ ГАНО, ф.-р. 979, оп. 1, д. 59, л. 132]. Дальнейшая его судьба, к сожалению, не известна. По словам родственников, потомки Н.Д. Пазухина сейчас проживают в Волгограде [Бессонов, 2017].

Двоюродный брат Алексей Александрович Пазухин упоминался в примечаниях О.А. Акулич как «представитель династии Пазухиных – Алексей Александрович – вошел в историю как специалист по внешней политике России (см .: Сборник грамот и договоров о присоединении царств и областей к государству Российскому в XVIIXVIII вв. / Cocr. и ред. А.А. Пазухин. – Пб., 1922)». Расскажем о том, что еще нам удалось узнать о его жизни.
О нем и его сестрах имеется информация не только на православных сайтах и сайтах о политических заключенных, но и в книге, изданной потомками Пазухиных [Навроцкая Елена Сергеевна …, 2013]. В ней приведен фрагмент родословной и рассказывается достаточно подробно о некоторых представителях рода.

Алексей Александрович Пазухин – историк, в прошлом надворный советник. Какой-то период работал младшим делопроизводителем Государственной канцелярии. В 1914 г. он опубликовал, упомянутую ранее, родословную Пазухиных, которая стала основополагающей для всех генеалогов и авторов, обращающихся к истории рода [Пазухин, 1914. с. 27]. На момент ареста он был старшим научным сотрудником историко-бытового отдела Русского музея − крупным, широко известным в ученых кругах архивным работником. Алексей Александрович окончил Александровский лицей в Царском Селе в 1904 г. В 1925 г. когда в Варшаве один бывший лицеист убил советского посла, начинаются массовые аресты выпускников Царскосельского лицея [Кочетков, 2014, с. 159]. Состоялось дело лицеистов, по которому многих расстреляли. Он избежал этой участи только благодаря заступничеству директора музея. А.А. Пазухина выслали на три года в Ишим на вольное поселение, где он пробыл до 1928 года. Потом жил сначала в Калуге, потом во Владимире. Как лишенца, на работу его не брали, и он перебивался случайными заработками [Новомученики…]. Имеется информация, что во Владимире он был арестован органами НКВД 26 апреля 1936 года, проходил по церковному делу, был заключен во Владимирский централ и через пересыльные тюрьмы был отправлен в Карельский город Медвежьегорск. Освободился только через пять лет и в мае 1941 года вернулся во Владимир, где скончался 20.07.1942, заразившись сыпным тифом [Навроцкая Елена Сергеевна …., 2013].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно из анализа биографий представителей рода Пазухиных, очень многие из них были подвергнуты так называемой депортации. В годы «большого террора» государство «опробовало» новый вид репрессий – массовое насильственное переселение. В 1930-е, а затем и в 1940-е гг. принудительное переселение приняло характер национальной катастрофы. В последние годы изучение истории принудительных миграций вышло на качественно новый уровень [Кропачев, 2010, с. 84-85]. Увидели «свет» ряд монографий, охватывающих весь период существования этого исторического явления. Данная публикация – скромная попытка внести свою, пусть небольшую лепту в общее дело.

Примененный в. ходе исследования микроисторический подход неотделим от макроистории, он обогащает ее, поскольку дает возможность понять действие исторических сил на индивидуальном уровне. Другими словами, обращение к микроанализу позволяет не абстрагироваться от реальности, и даже обогащать ее разнообразными аспектами социального опыта. Но, вернемся, однако, к Д.Д. Пазухину.

Итак, как удалось узнать из анализа генеалогического древа и родословной росписи, автором сибирских писем являлся Дмитрий Дмитриевич Пазухин (1871-после 1940), а его отцом был Дмитрий Дмитриевич (1843-после 1914). На основе исследований установлены некоторые новые факты в биографии этого человека и его ближайших родственников. Равно, как О.А. Акулич приоткрыла нам завесу над периодом ссылки Д.Д. Пазухина в Тулун, так и в этой статье сделана попытка рассказать о его жизни до ареста и о местах, где он работал раньше, где провел детские и юношеские годы, о его предках. В процессе работы выяснилось, что судьба ссыльного в Тулун учителя была типичной для представителей его рода и для многих других бывших дворян.

На данном этапе не все удалось установить. Мы не знаем даты смерти Дмитрия Дмитриевича. Не имели успеха попытки найти его фотографии, в то время как сохранились фотоизображения его сестры Елизаветы Дмитриевны, отца, двоюродных братьев и сестер, и даже портрет его бабушки Елизаветы Николаевны Пазухиной (урожд. Бутурлиной). Но, хотелось бы надеяться, что кто-то заинтересуется и продолжит это исследование.

Автор благодарит потомка рода Пазухиных Сергея Львовича Бессонова за возможность познакомиться с родословной схемой и Елену Юрьевну Аникину за предоставление ценных материалов о роде Пазухиных.
——————————-
Источники и литература
Акулич О.А. Письма из Тулуна (сталинская Сибирь глазами ссыльного дворянина) // Земля иркутская. 2005. №2. С. 56-58.
Бессонов С.Л. Письмо Пакшиной Н.А. от 23 .11. 2017.
Ершова. Л. Тайны фамильных портретов. // Мономах. 2006. №4(47). URL: http://monomax.sisadminov.net/main/view/article/468 (дата обращения – 2 ноября 2017 г.).
Государственное казенное учреждение Государственный архив Нижегородской области (КГУ ГАНО). Ф.–Р. 2044. Оп. 1. Д. 3.
КГУ ГАНО. Ф.-Р. 979. Оп. 1. Д. 59.
Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области. Нижний Новгород: Нижегородский печатник, 2001. Т. 2. 756 с.
Кочетков В.Д. Родословная рода Пазухиных // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России: межвузовский сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2014. С. 159-162. URL: http://www.archeo73.ru/Russian/statyap/coshetkov.htm (дата обращения – 10 ноября 2017 г.)
Кропачев С. А. Новейшая российская историография о масштабах «большого террора» в СССР // Проблемы истории массовых политических репрессий в СССР. К 70-летию Всесоюзной переписи населения 1939 года: материалы VI Международной научной конференции. Краснодар: Экоинвест, 2010, С. 80-92.
Кузнецов С.А. Курмышский летописец. Нижний Новгород: Кварц, 2016. 400 с.
Курмыш. URL: http://bortsurmany.ru/sosedi/kurmysh (дата обращения – 12 ноября 2017 г.).
Навроцкая Елена Сергеевна (1913-1999) к 100-летию со дня рождения. 2013. (на правах рукописи).
Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/an (дата обращения – 10 ноября 2017 г.).
Открытый список. БД «Жертвы политического террора в СССР». URL: https://ru.openlist.wiki/Пазухин_Дмитрий_Дмитриевич_(1871) (дата обращения – 26 ноября 2017 г.).
Пазухин А.А. Родословная Пазухиных и родословные материалы Пазухинского архива. СПб.: Имп. Николаевск. воен. акад., 1914. 92 с.
Пакшина Н.А. Александр Ляпунов: гимназические годы. Нижний Новгород: НГТУ, 2017. 170 с.
Пакшина Н.А. Александр Михайлович Ляпунов: родословная и детские годы. Нижний Новгород: НГТУ, 2015. 191 с.
Санкт-Петербургский филиал Архива Российской Академии наук (ПФ АРАН). Ф. 752. Оп. 2. Д. 237.
Святой праведный Алексий, Бортсурманский Чудотворец. Канон, акафист, житие. с. Николо-Погост, Нижегородской обл.: НООФ «Родное пепелище», 2006. 61 с.
Соловьев А.И. Упраздненные монастыри и пустони Симбирской Епархии. Симбирск, 1909. 194 с.
На фото, предпосланном статье Курмыш, Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы. Источник

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>