© 2015 galina posvyaschenie_1

Кто имѣетъ право на посвященіе въ стихарь

РАСПОРЯЖЕНІЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА.
Опредѣленіе Казанской духовной Консисторіи по вопросу о томъ,
кто имѣеть право на посвященіе въ стихарь.

Вслѣдствіе поступленія къ Епархіальному Начальству множества прошеній отъ разныхъ лицъ о посвященіи въ стихарь Его Высокопреосвященствомъ, отъ 1-го сего сентября за № 441, дано Консисторіи предложеніе слѣдующаго содержанія: „Консисторія нынѣ же разсудитъ и покажетъ — по правиламъ церкви, кого слѣдуетъ посвящать въ стихарь и когда. Какъ должны смотреть на стихарь сами посвящаемые и при какихъ условіяхъ достигать сего почета«.— По поводу сего предложенія и. д. секретаря доложено присутствію слѣдующее мнѣніе извѣстнаго канониста профессора И. С. Бердникова: „въ церковныхъ правилахъ исправленіе обязанностей чтеца и пѣвца необходимо предполагаетъ Архіерейское посвященіе, соединенное съ дарованіемъ права носить стихарь, какъ знаменіе поставленія. Такъ, въ 15 пр. Лаод. собора (по Кормчей) говорится: „Безъ малыхъ ризицъ никтоже на амвонъ да не взыдетъ. Толкованіе: Не подобаетъ на амвонъ взыти никому же, ни пѣти, или людямъ божественная словеса прочитати, аще священническаго постриженія на главѣ не имать и благословенія отъ своего пастыря». Тоже, въ 33 пр. УІ Всел. соб. и 14 пр. УІІ Всел. соб. (по книгѣ правилъ) и у Симеона Солунскаго (Новая Скрижаль ч. 3 § 3). Чтецъ и пѣвецъ, посвященный въ стихарь, пользуется всѣми правами, присвоенными его степени. „Онъ, по изображенію Симеона Солунскаго, божественная предъ народомъ прочитаеть писанія, повелѣваемый отъ діаконовъ или іереевъ, и въ олтарь входя, яко олтаря служитель, вжигаетъ свѣщи, огнь приноситъ іерею и предходитъ свѣщенося Святымъ Даромъ, просфоры, воду и теплоту приноситъ ему, украшаетъ сущая въ храмѣ, божественная предглаголетъ поющимъ пѣсни, сирѣчь канонархаетъ, и просто, есть служитель божественныхь дѣлъ во храмѣ» (Новая Скрижаль ч. 3 § 2).

Кромѣ того, въ древней вселенской церкви епископскими грамотами или указами иногда поручалось отправленіе нѣкоторыхъ обязанностей низшихъ клириковъ и лицамъ неправоспособнымъ къ полученію Архіерейскаго руковозложенія, напр. двоеженцамъ (Вальсам. толк. на 17 пр. Апост.). Но всѣ эти исполнители церковно-служительскихъ обязанностей не стояли на ряду съ полноправными чтецами и пѣвцами и не могли исполнять болѣе важныхъ обязанностей церковнослужительскихъ, именно: не могли входить въ олтарь и совершать чтеніе и пѣніе съ амвона; ихъ полномочія ограничивались исполненіемъ низшихъ обязанностей при отправлепіи богослуженія и по благоустройству храма. Каноническая норма относительно обязательности для полноправныхъ клириковъ Архіерейскаго руковозложенія, предусмотрѣнная древними церковными правилами, рекомендовалась къ соблюденію и въ древнерусскихъ каноническихъ памятникахъ, какъ это видно изъ постановленій Владимірскаго собора 1274 г. (ст. 6) и святительскаго поученія новопоставленному іерею,—памятника, современнаго упомянутому собору. (Памятники древнерус. канон. права, стр. 99, 105.). Запрещалось также ставить въ пономари двоеженца, ибо онъ не имѣетъ права входить въ олтарь (Святит. поученіе духовенству. Памятники древ. рус. ц. права, стр. 924). Въ ставленныхъ грамотахъ XVI в. дьячкамъ писалось: да имать власть наклиросѣ пѣти, и на амвонѣ прокимны глаголати, и чести чтенія, и пареміи, и апостолъ, имѣя верхъ постриженъ, нося краткій фелонь (Акты юрид. изъ Калач. 1838 сгр. 410).

Но практика не держалась строго канонической нормы, а обходилась нерѣдко безъ архіерейскаго посвященія чтецовъ и пѣвцовъ. Такъ, наприм., въ XVIII в. въ Московской епархіи чтецы и пѣвцы назначались только посредствомъ указовъ (Розановъ—Исторія Москов. еп. управленія ч. 1, стр. 68). Только митрополитъ Платонъ (Малиновскій) первый изъ московскихъ архипастырей сталъ посвящать въ стихарь церковно-служителей при самомъ ихъ назначеніи на мѣста, но и онъ посвящалъ не всѣхъ, а только искусныхъ въ чтеніи и пѣніи. Въ указѣ такимъ церковно-служителямъ прибавлялось (дьячкомъ или пономаремъ) быть и во время св. литургіи чести посланія апостольскія на амвонѣ въ стихарѣ; такожъ и прочее по должности дьячковской въ церкви на священно-служеніяхъ отправлять тебѣ въ стихарѣ же и т. д.—А двоеженцамъ въ самомъ указѣ прописывалось „и точію за двоеженствомъ стихаря тебѣ на себя налагать не велѣно». (Розановъ ч. 2. кн. 1 стр. 70, 115 и 116, ; кн. 2 стр. 277 и 278).

При Московскомъ митрополитѣ Платонѣ II (Левшинѣ) стихарь давался лучшимъ церковно-служителямъ, уже послѣ извѣстнаго числа лѣтъ службы, по особому прошенію самихъ церковниковъ, или по ходатайству за нихъ мѣстныхъ священниковъ съ прихожанами. При прошеніи о посвященіи въ стихарь прилагался указъ причетника — на его должность. (Розанов. ч. 3. кн. 1. Стр. 57—58). Этотъ Архипастырь, между прочимъ, не дозволялъ употреблять дѣтямъ въ церкви одежду на подобіе стихаря (примѣч. 315, стр. 106). Въ перепискѣ московскаго митрополита Филарета упоминаются указные причетники, (письмо 22-е къ Гавріилу. Архіеп. Рязанскому, отъ 8 сентября 1831 г. Чтен. Общ. Ист. и Древ. 1868 г. т. 2. отд. 5 стр. 139).—Этимъ дается понять, что въ то время стихарь былъ удѣломъ только лучшихъ, а не всѣхъ церковниковъ.

При москов. митроп. Филаретѣ и чрезъ его посредство разъяененъ былъ вопросъ о церковникахъ—двоеженцахъ въ слѣдующемъ смыслѣ: 1) двоеженство причетника допускается только въ томъ случаѣ, если при церкви есть другой причетникъ, могущій исправлять олтарную должность. 2) Причетнику—двоеженцу не дозволяется употреблять стихарь и входить въ олтарь. 3) При церкви, гдѣ одинъ причетникъ двоеженецъ, другой не допускается до вступленія во второй бракъ, а если признается сіе нужнымъ, то обязанъ перейти къ другой церкви, гдѣ есть другой причетникъ, безпрепятственно могущій исправлять олтарную должность (Дѣло арх. Св. Син. 1849 г. № 2286. Собр. мнѣн. митроп. Филарета, томъ дополнительный, стр. 274—276. Ср. Чтен. Общ. Ист. и Др. 1868 г. т. 2. Отд. 5, стр. 188).

Изъ краткаго обозрѣнія фактовъ исторіи и положительнаго церковнаго права вытекаютъ слѣдующія положенія: по строгому праву, стихарь составляетъ принадлежность степени церковно-служителя и долженъ даваться вмѣстѣ съ этою степенью: только причетникъ, имѣющій стихарь, есть полноправный церковно служитель, могущій исполнять всѣ обязанности, свойственныя этой степени, въ особенности читать и пѣть на амвонѣ и исполнять олтарную должность. Если же церковная практика прошедшаго и настоящаго времени уклонилась отъ этой строгой канонической нормы и довольствуется, большею частію, причетниками безстихарными, то это зависитъ, отъ недостатка вполнѣ подготовленныхъ къ прохожденію должности причетника лицъ.

Назначая на мѣста причетниковъ только посредствомъ указа, безъ посвященія въ стихарь, церковная власть выражаетъ этимъ свою неувѣренность въ достоинствѣ назначенныхъ лицъ и ждетъ отъ дальнѣйшей ихъ службы и жизни удостовѣренія въ ихъ полной пригодности на указанномъ мѣстѣ службы, и когда это удостовѣреніе получится, сообщаетъ посвященіе въ стихарь, какъ достойному должное. Если же практика сгладила на дѣлѣ различіе въ положеніи и богослужебныхъ правахъ причетниковъ указныхъ и причетниковъ стихарныхъ, дозволяя и первымъ входить въ олтарь исполнять олтарную должность, то это есть ослабленіе церковной дисциплины, явленіе, параллельное дозволенію входить въ олтарь и простому мірянину, которое нынѣ практикуется, вопреки 69 правилу VI всел. собора.

Что касается условій, какія необходимы для полученія стихаря, то они заключаются въ нравственной чистотѣ жизни причетниковъ, въ образовательномъ ихъ цензѣ и въ практической подготовленности къ исполненію церковнаго чтенія и пѣнія. Нравственныя качества имѣютъ безусловное значеніе, они тѣже самыя, какія требуются по церковнымъ правиламъ и отъ кандидатовъ діаконства и священства. Образовательный же цензъ имѣеть условное значеніе, устанавливается требованіями времени. Тамъ, гдѣ существуютъ школы для приготовленія къ должности псаломщика, школьная программа этого заведенія и можетъ служить мѣркою требованій отъ желающаго поступить въ псаломщика. Общая же норма въ этомъ отношеніи установлена въ опредѣленіи Св. Синода, отъ 21 декабря/28 января 1884/3 г., п. 9: на должность псаломщика, при недостаткѣ въ лицахъ, окончившихъ курсъ въ духовныхъ семинаріяхъ, епархіальнымъ Преосвященнымъ предоставляется назначать лицъ безукоризненнаго поведенія, твердыхъ въ знаніи церковнаго устава и искусныхъ въ чтеніи и пѣніи церковномъ. Къ этому надо прибавить еще знаніе катихизиса, хотя краткаго; это требованіе предъявлялось для посвященія въ стихарь еще въ XVIII вѣкѣ».—

Обсудивъ изложенное, консисторія опредѣляетъ: почтительнѣйше доложить Его Высокопреосвященству, что право быть посвященнымъ вь стихарь простирается только лишь на лицъ, вполнѣ подготовленныхъ, какъ по умственному развитію, такъ и по нравственнымъ качествамъ къ прохожденію должности церковнослужителя, каковыми лицами, на основ. опредѣл. Св. Синода отъ 21 декабря/28 Января 1884/5 г., и признаются всѣ окончившіе курсъ воспитанники семинаріи. Что же касается прочихъ лицъ, допускаемыхъ къ прохожденію псаломщическихъ должностей, лишь по недостатку на оныя полноправныхъ кандидатовъ, то принимая во вниманіе, что на основаніи практики древней вселенской церкви и мнѣній высокочтимыхъ въ церкви русской іерарховъ, митрополитовъ московскихъ Платона и Филарета, не всѣ изъ опредѣляемыхъ на псаломщическія должности удостоивались посвященія въ стихарь, а только лучшіе, болѣе искусные и опытные въ чтеніи и пѣніи и притомъ не сразу по назначеніи, а послѣ извѣстнаго числа лѣтъ службы, по особымъ прошеніямъ самихъ церковниковъ или ходатайствамъ за нихъ мѣстныхъ священниковъ,—консисторія полагаетъ 1) допускать къ посвященію въ стихарь только тѣхъ псаломщиковъ, кои, хотя и не окончили полнаго семинарскаго курса, но имѣютъ всеже достаточный образовательпый цензъ, т. е. вышедшихъ изь какого либо класса семинаріи, или же окончившихъ полный курсъ духовныхъ или двухклассныхъ городскихъ училищъ,—или въ крайнемъ случаѣ—удовлетворительно сдавшихъ установленный для псаломщиковъ экзаменъ. 2) Такъ какь стихарь есть для псаломщика почетное отличіе, дѣлающее его полноправнымъ церковникомъ, то посему консисторія полагаетъ, что и изъ упомянутыхъ въ первомъ пунктѣ лицъ не всѣ могутъ просить посвященія въ стихарь, а только тѣ, кои окажутся болѣе искусными и опытными въ чтеніи и пѣніи, а также усердными къ посѣщенію храма Божія, благоговѣйными въ отправленіи службъ церковныхъ, безукоризненными въ нравственномъ отношеніи, благоприличными въ своемъ внѣшнемъ поведеніи и подающими въ этомъ отношеніи своимъ прихожанамъ добрые примѣры; кромѣ сего, рекомендовать чрезъ благочинныхъ пишущимъ посвященія въ стихарь псаломщикамъ, чтобы они подавали объ этомъ прошенія не ранѣе, какъ прослуживъ въ должности псаломщика около 2—3-хъ лѣтъ, и къ прошеніямъ симъ непремѣнно бы прилагали одобрительные отзывы о себѣ мѣстныхъ благочинныхъ.

На подлинномъ журналѣ резолюція Его Высокопреосвященства, отъ 26 октября за № 5556, послѣдовала: „Согласенъ; для свѣдіънія и руководства журналъ сей полностію напечатать въ Извѣстіяхъ по Казанской епархіи».
——————————
Источник: Известия по Казанской епархии 1898 г. № 22 от 15 ноября стр.936-940

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>