© 2011 galina pricod_zerkvi_1

Приходские церкви Нижегородской епархии. 1722-1723 гг.

Приходскія церкви Нижегородской епархіи въ 1722—1723 г. (количество причта, земли, угодій, помѣщичьихъ и крестьянскихъ дворовъ у каждой церкви) *).

Въ 1722 г. Преосвященный Питиримъ, Епископъ Нижегородскій и Алатырскій, во исполненіе указа Его Имgераторскаго Величества изъ Св. Синода, затребовалъ отъ духовенства свѣдѣнія о приходскихъ церквахъ. Изъ архіерейскаго казеннаго приказа были разосланы поповскимъ старостамъ указы, за приписью дьяка Максима Холмова.

ІІоповскіе старосты «въ самой крайней скорости, не отлагая ни мало времени», должны были отобрать на мѣстѣ отъ священнослужителей и церковниковъ своего «вѣдомства», т. е. округа, сказки, скрѣпленныя собственноручными подписями лицъ, дававшихъ показанія. Священнослужители и церковники должны были показать полную истину безъ утайки, подъ угрозою изверженія изъ священническаго и церковнаго чина.

Требовалось дать свѣдѣнія, сколько при каждой церкви на лицо священнослужителей в церковниковъ, съ обозначеніемъ поимянно каждаго изъ нихъ; сколько при каждой церкви земли, сѣнныхъ покосовъ, вотчинъ или какихъ-либо другихъ угодій и сколько помѣщичьихъ и крестьянскихъ приходскихъ дворовъ. Относительно бѣлаго монастырскаго духовенства требовалось дать свѣдѣнія, владѣетъ ли оно церковной землей, сѣннымн покосами и вотчинамн, а также есть ли при монастырѣ приходскіе дворы. Относительно церквей, имѣющихъ ругу, требовалось указать, какая получается руга и откуда.

Описывать должно было также новопостроенныя и вновь строившіяся церкви, хотя бы къ нимъ еще и не были назначены священнослужители. ІІоповскіе старосты отобрали заручныя сказки и представили ихъ Преосвященному Питириму въ его архіерейскій казенный приказъ. Эти сказки даютъ слѣдующія данныя относительно приходскихъ церквей Нижегородской епархін въ 1722 -1723 г.

Г. Нижній Новгородъ

Свяіценнослужители и церковники городскнхъ Нижегородскихъ церквей давали заручныя сказки въ архіерейскомъ казенномъ приказѣ передъ казначеемъ игуменомъ Мелетіемъ да передъ дьякомъ Максимомъ Холмовымъ.

1. Церковь св. Николая Чудотворца.

ІІричтъ состоитъ изъ священника (Василій Ѳедоровъ), діакона (Ѳедоръ Васильевъ) и пономаря (Осипъ Васильевъ). Причтъ живетъ «своими дворами» на купленной крѣпостной землѣ въ раіонѣ своего прнхода.
Вотчинъ, пашенныхъ земель, сѣнныхъ покосовъ и другихъ угодій и руги при церкви нѣтъ.
Въ приходѣ 93 двора: 2 церковничьихъ, 1 бѣломѣстнаго попа, 2 подьяческихъ, 78 крестьянъ Благовѣщенской слободы, 2 крестьянъ, обратившихся изъ раскола и 8 дворовъ разночинцевъ.

2. Церковь Успенія Пресвятыя Богородицы.

ІІричтъ состоитъ изъ двухъ священниковъ (Илларіонъ Кирилловъ и Иванъ Ѳедоровъ), діакона (Василій Васильевъ), дьячка (Михаило Семеновъ) и пономаря (Григорій Варѳоломеевъ). При церкви есть просфорня. У одного священника дворъ на церковной землѣ, а у другого священника «двора своего нѣтъ, и живетъ въ сосѣдствѣ». Дьячекъ живетъ въ своемъ купленомъ дворѣ, остальныя лица занимаютъ церковныя мѣста.

При церкви имѣются: 1) пожалованная Его Императорскимъ Величествомъ пожня противъ Нижняго, за рѣкою Окою: даетъ она около 20 стоговъ сѣна, косится исполу. 2) Вкладъ на помнновеніе родителей – двѣ лавкн въ Нижнемъ, на нижнемъ посадѣ: одна въ пряничномъ ряду, другая въ мясномъ ряду съ прилавками. Лавки отдаются въ аренду за 12 рублей. Доходъ съ этихъ двухъ статей шелъ священнослужителямъ «на пропитаніе» и на уплату оброка въ канцелярію. 3) Лавочное мѣсто въ мясномъ ряду, общее съ Мироносицкими священнослужителями, «лежитъ впустѣ многіе годы». 4) Вкладъ «на строеніе церковное»—три лавки на нижнемъ базарѣ въ мыльномъ ряду. Съ нихъ ежегодно сбиралось полавочныхъ денегъ около 40 рублей. ІІриходомъ н расходомъ ихъ завѣдывалъ выборный староста Лука Ивановъ.

Въ приходѣ числилось до пожара, бывшаго въ октябрѣ мѣсяцѣ 1722 г., 53 двора: 4 церковныхъ, 2 подьяческих, 16 посадскихъ, 18 ямскихъ, 1 раскольничій и 12 дворовъ разночинцевъ. Послѣ пожара въ приходѣ осталось на лицо 25 дворовъ.

3. Церковь Всемилостивого Спаса, что на Гремячемъ.

Причтъ состоялъ изъ священника (Акиндинъ Григорьевъ), діакона (Аѳанасій Степановъ) и пономаря (Кононъ Никитинъ). Священникъ имѣлъ свой дворъ, діаконъ и пономарь жилн на церковной землѣ.

На церковной землѣ жили въ 25 дворахъ разныхъ чиновъ люди, съ нихъ бралось оброку по 6 алтынъ и 4 деньги съ двора. Деньги эти шли на церковныя потребы. Въ пользу церкви шелъ доходъ съ кладовой палаты подъ церковыю. Она отдавалась въ наемъ  за 16 рублей въ годъ.

До пожара 1722 г. въ приходѣ было 104 двора: 3 церковныхъ, 9 посадскихъ, 6 ямскихъ, 6 солдатскихъ, 1 подьяческій, 54 разночинцевъ да 25 дворовъ разночннцевъ на церковной землѣ. Изъ этого числа сгорѣло 12 приходскихъ дворовъ, осталось на лицо 92 двора.

4. Церковь IІохвалы ІІресвятыя Богородицы

Причтъ состоялъ изъ священника (ІІетръ Ѳедоровъ), діакона (Иванъ Ивановъ), дьячка (Михайло ІІетровъ) и пономаря (Семенъ ІІрокофьевъ). Священникъ имѣлъ свой купленный дворъ, да церковное огородное мѣсто. Діаконъ и пономарь жили на церковной землѣ.

Вотчинъ, пашенныхъ земель, сѣнныхъ покосовъ и руги у церкви не было.

Въ приходѣ числилось 133 двора: 3 церковныхъ,  14 посадскихъ, 1 подьяческій, 65 ямскихъ, 3 крестьянъ Благовѣщенской слободы, 32 двора разночинцевъ и 16 нищснскихъ избенокъ.

5. Церковъ Казанскія Божіей Матери, что па нижнемь посадѣ.

Причтъ состоялъ изъ священника (Иродіонъ Даниловъ), діакона (Иванъ Григорьевъ), дьячка (Алексѣй ІІетровъ) и пономаря (Иванъ Елизарьевъ). Дворы у причта на купленной землѣ въ раіонѣ Казанскаго прихода, дворъ пономаря въ Успенскомь приходѣ.

Вотчинъ, пашенныхъ земель и сѣнныхъ покосовъ при церкви нѣть. ІІри церкви на прежнемъ церковномъ мѣстѣ выстроено было восемь лавокъ. Съ нихъ ежегодно получалось арендныхъ денегъ около 24 рублей. Половина этихъ денегъ шла въ пользу причта, а другая половина назначалась на «церковное строеніе».

Въ приходѣ числилось 76 дворовъ и 26 избъ: 26 посадскихъ дворовъ, 15 дворовъ и 3 избы ямскихъ, 23 двора и 17 избъ разночинцевъ, 10 дворовъ и 6 избъ солдатскихъ, 1 дворъ архіерейскаго бобыля и 1 дворъ крестьянина Благовѣщенской слободы.

6. Церковь преп. Сергія Радонежскаго Чудотворца.

ІІричтъ состоялъ изъ священника (Василій Яковлевъ), діакона (Спиридонъ Аѳанасьевъ), дьячка (ІІетръ Лукинъ) и пономаря (Ѳедоръ Семеновъ). У дьячка дворь купленный, а у остальныхъ членовъ иричта дворы на церковной землѣ.

Вотчинъ, сѣнныхъ покосовъ и лавокъ при церкви нѣтъ. Въ приходѣ числилось 74 двора: 3 двора гостиной сотни, 25 посадскихъ, 5 крестьянъ Благовѣщенской слободы, 16 ямскихъ, 22 разночинцевъ и 3 вдовьихъ.

7. Церковъ Живоначальныя Троицы.

ІІрнчтъ состоитъ изъ священника (Стефанъ Никифоровъ), діакона (Дмитрій Васильевъ), дьячка (Илья Стефановъ) и пономарскаго сына (Стефанъ Федоровъ). Дворы священника и діакона построены на купленномъ дворовомъ мѣстѣ.

Пашенной земли, поженъ, лавокъ, никакихъ угодій и руги при церкви нѣтъ.

До пожара 1722 г. приходскихъ дворовъ было 64: 15 посадскихъ, 44 разночинцевъ, 5 армейскихъ отставныхъ солдатъ. ІІослѣ пожара осталось лишь 27 дворовъ: 11 посадскихъ, 15 разночинцевъ и 1 дворъ отставного солдата.

8. Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы.

Причтъ состоитъ изъ священника (Василій Семеновъ), діакона (Антоній Грнгорьевъ), пономаря (Леонтій Григорьевъ) и трапезннка (Фнлиппъ Дмитріевь). Діаконъ живетъ на наемной посадской землѣ.

У церкви за Волгою была пожня, которая отдавалась въ наемъ за 1З алтынъ и 2 деньги въ годъ.

Въ приходѣ числилось 78 дворовъ: 16 посадскихъ, 4 подъяческихъ, 7 дворовъ ямскихъ, 49 разночинцевъ и 2 расколничьихъ.

9. Церковь св. Косьмы и Даміана.

Причтъ состоитъ изъ священника (Василій Дмитріевъ), діакона (Иванъ Осиповъ) и пономаря (Стефанъ Григорьевъ). Діаконъ и пономарь, послѣ пожара 1722 г., перешлн на жительство въ другіе приходы по сосѣдству.

Пашенной земли, поженъ, лавокъ, разныхъ угодій и руги при церкви нѣтъ.

До пожара 1722 г. въ приходѣ было 66 дворовъ, послѣ пожара осталось 16 дворовъ: 4 посадскихъ, 11 разночинцевъ и 1 солдатскій.

10. Церковь Іоанна Предтечи, что на нижнемъ посадѣ.

Причтъ состоитъ изъ двухъ священниковъ (Василій Ивановъ и Никита Ѳедоровъ), діакона (Максимъ Осиповъ), дьячка (Михаилъ Васильевъ) и пономаря (Иванъ Ивановъ).

Церкви принадлежало 25 лавокъ. Онѣ давали ежегоднаго доходу около 70 рублей. Половина этихъ денегъ поступала въ пользу священнослужителей, а половина на нужды церкви. За Волгою церкви принадлежали двѣ пожни, пожертвованныя на поминовеніе родителей Гаврилой Степановичемъ Дрянишниковымъ. На нихъ ставилось около семи стоговъ сѣна. Доходу онѣ давали около пяти рублей въ годъ. Деньги эти шли исключительно въ пользу причта.

Въ приходѣ числился 71 дворъ: 21 посадскій, 2 крестьянъ Благовѣщенской слободы и 48 дворовъ разночинцевъ: кромѣ сего было бездворныхъ и вдовьихъ десять избенокъ.

11. Цсрковь Введенія Пресвятыя Богородины, что вь Благовещенской слободѣ.

ІІричгь состоялъ изъ двухъ священниковъ (Мартиніанъ Арефьевъ и Иванъ Васильевъ), діакона (Кондратій Ивановъ), дьячка (Иванъ Ивановъ) и пономаря (Иванъ Борисовъ). Причтъ жилъ «куплеными своими дворами», не на церковной землѣ.

Вотчинъ, сѣнныхъ покосовъ и другихъ угодій при церкви нѣтъ.

Въ приходѣ числилось 104 двора крестьянъ Благовѣщенской слободы, разныхъ чиновъ людей и раскольниковъ. Кромѣ этого числа, во время пожара 1722 г. сгорѣло: у крестьянъ 37 дворовъ, у разночинцевъ 10 и у раскольниковъ 6.

12. Церковь Пресятой Богородицы Владимірской подгородной Кунавинской слободы.

ІІричтъ состоялъ изъ двухъ священниковъ (Емельянъ Аѳанасьевъ и Игнатій Евсевьевъ, діакона (Артемій Ивановъ), дьячка (Иванъ Карповъ) и двухъ пономарей (Михайло Григорьевь и Осипъ Ивановъ).

Пахотной земли, сѣнныхъ покосовъ, оброчныхъ статей и другихъ угодій при церкви нѣтъ.

Въ приходѣ числилось 240 дворовъ: 3 подьяческихъ, 89 посадскихъ, 18 вдовьихъ, 3 солдатскихъ, 2 солдатскихъ вдовъ, 41 разночинцевъ, 9 дворовъ архіерейскнхъ бобылей, 2 крестьянъ Благовещенской слободы, 2 Троицкаго монастыря, 2 Печерскаго монастыря, 1 дворъ ІІырсковскаго монастыря, 9 господъ Строгановыхъ, 1 ямской, 1 Балахонцовъ, 28 крестьянъ деревни Покровки, Буряновки тожъ— вотчины Живоначальныя Троицы Сергіева монастыря, 23 двора крестьянъ деревни Дарьина, принадлежавшей Комиссару Василію Я. Новомедову, 6 дворовъ крестьянъ деревни Горнушкина-вотчины вдовы Матроны Вас. Милениной.

——————————–

*) Составлено по заручнымъ сказкамъ священнослужителей Нижегор. епархіи 1722—1723 г., хранящимся въ Церковномъ Древлехранилищѣ при Нижегор. Дѵх. Семинаріи.

————————–
Источник: Нижегородские епархиальные ведомости 1902 г. № 1 стр.32-36

Один отзыв

  1. Галина
    26.11.2011 в 20:08 | #

    Галя, если бы Вы только знали, как почитаю я Преосвященного Питирима, Епископа Нижегородского и Алатырского. Много он сделал для Земли Низовской. Самое главное – именно он стоял у истоков возникновения духовных школ. При его правлении были открыты три школы только в Нижнем Новгороде. Из них впоследствии образовалась Духовная семинария.

    Спасибо за напоминание о нем, его иных делах. Галя.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>