© 2017 galina ronginskij_1

Священнослужители Ронгинские и Сейфуллин из с. Омары Мамадышского уезда

Анна Горшкова
Москва

В селе Омары десятилетиями священствовали представители одной династии, сменявшие друг друга.
В 1855 году в Омары был назначен молодой, только что окончивший семинарию (в 1852г.) священник Петр Федорович Ронгинский (1832 г.р.). В семействе у него состояли на тот момент жена Антонина Матвеевна и дочь Ольга возрастом полгода.
Как и все священнослужители, о. Петр с какого-то времени начал заведывать местной омарской школой, а в помощь ему была в 1860-67 годах его жена-матушка Антонина. Далее интересно привести воспоминания об о. Петре его воспитанника и будущего священника Николая Сейфуллина (1864-1920) — отца известной писательницы Лидии Сейфуллиной.

По воспоминаниям самого Николая Сейфуллина, священник Петр Ронгинский был человек гуманный, большой любитель церковной хоровой музыки. Он руководил церковным хором мальчиков, и его влияние на юных певчих было столь значительным, что многие, став взрослыми, избрали хоровое пение своим основным занятием.
От души полюбил церковное пение и Николай. Это пение способствовало укреплению его в христианской вере, привлекло к церковнославянскому чтению, помогавшему уяснить смысл многих песнопений. Впоследствии в статье под названием «Сила церковного пения», опубликованной в «Оренбургских Епархиальных Ведомостях» в 1897 году, священник Николай Сейфуллин писал об огромном влиянии на него и на любого человека церковных песнопений, когда «сами слова своей святой теплотой оживляют упадший греховный дух, невольно действуют на сердце».

Николай Егорович Сейфуллин родился в 1864 году в селе Мамадыш Казанской губернии в татарской семье. Большое несчастье изменило всю его жизнь. В пожаре погибла почти вся семья мальчика. Оставшийся в живых отец помешался в уме. Осиротевшего 5-летнего мальчика взял к себе на воспитание священник Петр Ронгинский. Мальчика крестили, назвав Николаем. По имени крестного отца дали отчество – Егорович, а фамилию произвели от имени родного отца, которого звали Сейфулла. Некоторые подробности детства Николая Сейфуллина описаны в повести его дочери Лидии Сейфуллиной «Каин-кабак», в рассказе о детских годах главного героя произведения Алибаева.
Грамоте обучала мальчика сначала его крестная мать, сестра Петра Ронгинского. Затем его определили в двухклассную русско-киргизскую школу в селе Мамадыше, позднее отдают в Казанскую русско-татарскую учительскую семинарию.
По окончании семинарии, в 1883 году Николая Сейфуллина назначают на должность учителя начальной русско-башкирской Карыванской школы в Пермской губернии. Некоторое время спустя он переезжает в г. Орск Оренбургской губернии и работает здесь учителем в русско-киргизской школе до 1887 года. В этом году он получает новое назначение – поступает учителем татарского языка в Оренбургскую духовную семинарию и духовное училище.

Здесь, на этом новом месте определяется содержание и направление всей дальнейшей жизни Николая Сейфуллина – он принимает решение стать священником. 1880-е гг. – это было время активной деятельности Оренбургского епархиального комитета православного миссионерского общества, открытого с 1875 года. Для просвещения инородцев Христовым учением Преосвященный Макарий назначал особых миссионеров-священников из обратившихся в православие магометан. 15 мая 1888 года в семинарской церкви Оренбургским архиереем Макарием Николай Сейфуллин был рукоположен во диаконы, а через несколько месяцев уезжает вторым священником в поселок Верхнее-Увельский (неофициально – Варламовский) Троицкого уезда Оренбургской губернии с инородческим населением.

Для того чтобы стать священником, надо было жениться. Женился на молоденькой русской девушке Анне Елиной, дочери переселившегося в эти края самарского крестьянина Иван Елина, работавшего на новых землях лесником. Крестьянская семья была большой и бедной семьи. Брак оказался счастливым, но очень недолгим. Родились две дочери, старшая из них – Лидия. Когда Лиде было пять лет, умерла мать. Тогда матери было 23 года, отцу – 30. Николай Егорович в то время служил священником в Варламовском храме. Он был интеллигентным, честным, очень мягким и добрым человеком. После смерти жены посвятил себя воспитанию дочерей.

В 1893 году была учреждена формальная миссия для киргиз (так в то время именовали русские казахов – киргизы, киргиз-кайсаки и т. п.) Тургайской области (миссионерская деятельность на этой территории стала осуществляться еще раньше, и в этом Николай Сейфуллин принимал участие), исповедующих ислам, но еще не укрепившихся в этой религии и во многом придерживающихся языческих традиций. Сами станы стали открываться чуть позднее: в 1894 году – Александровский и Макарьевский, в 1898 году – Актюбинский. Во все приходские села Тургайской области были назначены священники из лиц, знающих киргизский язык, которые вместе с учителями миссионерских школ числились сотрудниками главного областного миссионера священника Соколова. Среди них и оказался Николай Сейфуллин.
Когда началась русско-японская война, Николай Сейфуллин перепросился священником в действующую армию, поручив своих детей тете. На войне он находился в 52-ом драгунском полку. По заключении мира отец Николай вернулся в Оренбургскую епархию и служил в различных сельских приходах. [1]

«Лидия Сейфуллина в трагедийных красках изображает последние годы своего отца, подчеркивая его бедность, гонения на него со стороны церковной власти, духовную неудовлетворенность и, в годы Гражданской войны, недоверие к нему белых и расположение красных. Политическая просоветская направленность, изложение фактов в духе того времени настолько очевидны, что невозможно, основываясь только на воспоминаниях дочери, без дополнительных изысканий, представить себе годы жизни Николая Сейфуллина после возвращения его с войны». [2]

Возвращаясь к о. Петру, добавим, что служил он на приходе до самой своей смерти в 1892 году, после чего его место было передано его сыну – священнику Николаю Петровичу Ронгинскому, который священнствовал здесь по меньшей мере до 1909 года.
Дочь же его Ольга сперва помогала отцу в Омарской женской школе (1874-1881 гг), а затем была начальницей Казанской учительской земской школы.
——————————–
Примечания
[1] Источник
[2] Источник
[3] На фото, предпосланном статье фрагмент метрической книги с подписью священника Н.Е. Сейфуллина

© А.М. Горшкова

Один отзыв

  1. Елена
    19.12.2017 в 00:03 | #

    Анна, добрый вечер! Согласно клировой ведомости с. Омары Мамадышского уезда за 1893 г. (НАРТ ф. 4-125-5 В, л. 1346- 1351) 1-м священником Благовещенской церкви сего села состоял Николай Петров Ронгинский, 29 лет. Здесь он служил с 6/05/1892 г., куда был определен по его прошению. Его жена – Елизавета Петрова, 23 года и дети – Алексей 4 г и близнецы Игорь и Милица, полугода.
    В числе вдов и сирот сей церкви указана вдова умершего священника Петра Феодорова Ронгинского – Антонина Матвеева, 55 лет и ее дети:
    1) Ольга, 38 лет, состоит начальницей в Казанской женской учительской Семинарии
    2) Александр, 37 лет, состоит старшим Адъютантом главнокомандующего войсками Тургайской области в чине штабс-капитана, женат
    3)Серафима, 31 года, в замужестве за священником с Кривоозерок Чистопольского уезда Александром Тихомировым
    4) Николай, 29 лет, священник в с. Омары
    5)Михаил, 27 лет, Инспектор народных училищ Мамадышского уезда, женат
    6) Иоанн, 25 лет, священник в с. Земляники Оренбургской губернии
    7) Василий 22 года, псаломщик при Земской больничной церкви г. Казани
    8) Леонид, 20 лет, во 2 классе Каз. Дух. Семинарии
    9) Владимир, 18,5 лет, в 4 классе Каз. Дух. Семинарии
    Она – священнику Ронгинскому мать

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>