© 2013 galina ruga_1910

О сборе руги духовенством

РУГА

Одинъ батюшка мнѣ пишетъ, что послѣдній годъ онъ 35 разъ выходилъ и выѣзжалъ для сбора руги. 35 разъ!?! Это не преувеличеніе, это—фактъ. Нужно замѣтить, что въ означенномъ приходѣ крестьяне зажиточные и всѣ русскіе. Несомнѣнно, такой порядокъ водится почти вездѣ, гдѣ духовенство живетъ на ружномъ содержаніи.
Правда—нѣкоторые іереи избавлялись и избавляются отъ хожденія «по ругу». Обыкновенно они продаютъ какому нибудь кулачку ругу заранѣе, получивъ впередъ нѣкоторый авансъ, и продають дешевле противъ существующей цѣны процентовъ на 20. Если, напр., пудъ ржи стоитъ 50 к., то продается по 40 к., но только съ тѣмъ условіемъ, чтобы ругу собиралъ уже самъ контрагентъ. Послѣдній недоимки на себя не принимаетъ,—расчетъ за наличные пуды. А недоимки бываютъ даже въ урожайные годы. Напримѣръ, нынѣ (лучше послѣдняго года старожилы не помнять) вышеупомянутый батюшка, обошедши и объѣхавши приходъ по сбору руги 35 разъ, далеко не собралъ еще всей руги, да, навѣрное, и не соберетъ. Я хочу обратить вниманіе на хожденіе «по сбору.» Выйти изъ дома для сбора «подаяній», «ружныхъ» 35 разъ! Можно ли это представить человѣку, ничего общаго не имѣющему со сборами и поборами? Что такое значатъ эти 35 выходовъ и выѣздовъ? какія нравственныя муки представляютъ эти «35 выходовъ»?!
Выйти „по сбору» интеллигенту, кромѣ того пастырю, имѣющему на своемъ попеченіи самое меньшее 1000 душъ, бросить свои школьныя занятія (въ приходѣ почти всегда имѣются 2—3 школы) и стучать по окнамъ?!.. Можно ли представить себѣ тяжелѣе этого положенія?
Отсюда понятно,—почему не идутъ во священникн семинаристы,—обыкновенно люди интеллигентные и чуткіе.
Отсюда же понятно и школьное нерадѣніе духовенства: не до школъ, когда цѣлую зиму идетъ стучаніе «по окнамъ»!
Горько и обидно за наше многострадальное русское духовенство.
Вотъ почему пріятно видѣть исключительныя свѣтлыя точки. Хочу указать на 3-й участокъ Козмодемьянскаго уѣзда. Здѣсь земскій начальникъ Алексѣй Николаевичъ Аристовъ не допускаетъ, чтобы духовенство было принижаемо сборами по окнамъ. Во первыхъ, онъ всемѣрно заботнтся, чтобы ружные сборы были обмѣнены на денежные (уже нѣсколько приходовъ находится на такомъ положенін), и чтобы Волостныя Правленія деньгн собирали безнедоимочно.
Во вторыхъ,—онъ даетъ Волостнымъ Правленіямъ предписанія, чтобы ругу крестьяне привозили духовенству на домъ.
Да воздастъ Господь такимъ людямъ за ихъ заботы о тѣхъ, кои именуются пастырями стада Господня…
Является мысль: нельзя ли упорядочить ружное дѣло? Чтобы сборы руги (деньгами ли, или натурой) производились не самимъ духовенствомъ? Несомнѣнно—можно и даже необходимо. Стоитъ только нашимъ законодательнымъ учрежденіямъ постановить: «сборъ руги духовенству производитъ Волостное Начальство», и ружнаго вопроса существовать не будетъ.
Священникъ Транквиллинъ Земляницкій.
———————————————————-
Источник: Известия по Казанской епархии 1910 г. № 14 стр.440-441
Данной теме посвящена статья Руга. Словарь

Один отзыв

  1. Вера
    19.08.2013 в 10:01 | #

    Наивно полагала, что сельскому священнику лошадь нужна была для сельхозработ или выезда к прихожанам для исправления служб. Теперь понимаю, что и для сбора руги тоже, особенно, если не было наделов у причта и землепашеством заниматься не приходилось.
    Где-то читала, что «матушка», собрав своих детей, отправлялась на сбор руги по деревне. Печальное зрелище! И унизительное, как пишет автор.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>