Эта статья посвящена духовному роду Танкеевских Казанской губернии, породнившемуся с разветвленным семейством духовного же рода, начало которого числим от священника села Кощакова Федора Матвеева (см. ЗДЕСЬ), чья правнучка Татьяна Яковлева была выдана в замужество за Танкеевского Василия Алексеева.
Основные сведения предоставлены Эдуардом Шайхутдиновым
Первое поколение
Священник Алексей Васильев Кильдашев (1874- до 1834). Из учеников риторического класса Казанской духовной академии произведен в священника Корсунской округи с. Никулино, 9 апреля 1800 г. перемещен в с. Байглычево, 19 марта 1801 г.перемещен в с. Табурданово Цивильской округи, 24 января 1805 г. перемещен в с. Танкеевку Спасского уезда к Троицкой церкви. [1]
В семействе у него жена Елена Саввина (1784 – после 1834)), дети: Петр (1805-?), Иван (1813 г.р.) обучается в Казанском приходском училище, Василий (1821 г.р.), Марья (1801 г.р.), Агрипина (1811 г.р.), Анна (1817 – после 1861).
Дьячок Петр Алексеев (1805 г.р.), священнику дьячок сын родной.
Второе поколение
Дьячок Петр Алексеев (1805 – после 1825), 20 сентября 1820 г. определен в с. Танкеевку Спасского уезда. Выбыл в с. Трех Озер в марте 1825 г.
В 1825 г. холост.
Сведения о старшем сыне Алексея Васильева Кильдашева имеются лишь за 1825 г. Судя по всему, ни в каких школах он не обучался, поставлен был дьячком к Троицкой церкви в возрасте 15 лет. Фамилию мог иметь отцовскую.
Пономарь Иван Алексеев Танкеевский (1813 – после 1870), священнический сын. По исключении из высшего отделения Казанского духовного училища определен и в стихарь посвящен 8 сентября 1835 г. в с. Колунец Тетюшского уезда, 29 марта 1845 г. перемещен к церкви Рождества Христова с. Сумароково Тетюшского уезда. В 1864 г. перемещен к Ильинской церкви с. Монастырского Тетюшского уезда.
Иван Алексеев, вероятно, получил фамилию при поступлении в духовное училище по месту служения (село Танкеевка) отца вопреки наличию у последнего родовой фамилии, равно как и его младший брат Василий (см. ниже). [2]
В семействе у него жена Татьяна Яковлева (1817 – после 1870), дети: Александра (1842-?), Фавста (1844-?), Петр (1848 -?) обучается в Казанском духовном училище, Василий (1852-?), Алексей (1858-?), Константин (1861-?).
Просфирне Анне Алексееве брат родной.
Просфирня г. Тетюши Троицкой церкви умершего дьячка Ивана Сумарокова жена вдова Анна Алексеева Сумарокова.
В клировой за 1861 г. этого же села у просфирни Анны Алексеевой была указана дочь Елизавета Иванова Сумарокова (1845-?) 16 лет; вероятно вышла замуж в этом году.
Пономарь Василий Алексеев Танкеевский (1821 – после 1858), священнический сын, из учеников низшего отделения Казанской духовной семинарии. 8 июля 1840 г. определен в с. Елань Лаишевского уезда в причетника, в стихарь посвящен 19 января 1841 г. В том же году перемещен в с. Трех Озер Спасского уезда, 2 апреля 1848 г. перемещен к Вознесенской церкви г. Казани. В Ревизию 1858 г. писан в с. Бездна Спасского уезда при церкви во имя Скорбящей Божией Матери.
В семействе у него: жена Татьяна Яковлева (1822-?), дети: Александр (1843-?), Иван (1845-?), Анна (1846-?), Евгения (1849), Илья (1850-?), Михаил (1854-?).
В 1851 г. в сиротствующих записана вдова умершего дьячка с. Кощаково Якова Стефанова Агрипина Федорова (1800 – после 1851), живет на пропитании зятя пономаря Танкеевского.
Третье поколение
Ивановичи
Диакон Петр Иванов Танкеевский (1848/49 – после 1906), дьячковский сын, родился в с. Сумароково. Из низшего отделения духовного училища. По увольнению изучилища 27 июля 1863 г. определен в Казанский Успенский Зилантов монастырь в послушника, 11 апреля 1866 г. определен в с. Ишево Тетюшского уезда в дьячка. 19 февраля 1867 г. посвящен в стихарь, 23 сентября 1868 г. перемещен к Казанской Смоленско-Варлаамской церкви. 4 февраля 1882 г. посвящен во диакона, 19 августа 1885 г. перемещен к церкви Святого Варсонофия Казанского Чудотворца, что при клинике Казанского Императорского университета.
Жена Наталья Петрова (1851-?). В 1885 г. уже вдов. У него дети: Сергей (1881- после 1885), Елена (1870- после 1885), Александра (1879- после 1885).
Сумарокова Елизавета Иванова (1845 – после 1861) – дочь сестры Петра, Ивана и Василия Алексеевых Танкеевских Анны Алексеевой (ур. Кильдашевой) и мужа ее, дьячка Троицкой церкви г. Тетюш Ивана Сумароковых.
Васильевичи
Псаломщик Илья Васильев Танкеевский (1850/51- после 1904), домашнего образования, посвящен в стихарь, службу начал в 1867 г., в 1876 г. переведен к церкви Св. Космы и Дамиана, что в с. Можарки Цивильского уезда. В семействе у него жена.
Священник Михаил Васильев Танкеевский (1853/54- после 1910), родился в с. Бездна Спасского уезда, сын причетника. Уволен из 3-го класса Казанской духовной семинарии 3 сентября 1873 г. Проходил должность учителя земской школы с 1873 по 1 мая 1875 г. Определен псаломщиком к Владимирской церкви с. Бишево Свияжского уезда с посвящением в стихарь 7 мая 1876 г. Рукоположен в священника к Воскресенской церкви с. Бичурино Чебоксарского уезда 24 февраля 1886 г. Перемещен к Знаменской церкви с. Чепчуги Тетюшского уезда 20 октября 1888 г. 16 февраля 1889 г. перемещен к Покровской церкви с. Кобызево Свияжского уезда. Награжден набедренником (1865) и скуфьей (1904).
В семействе у него жена Анна Михайлова (1854- после 1910), дети: Александр (1879 – после 1910), преподаватель женской гимназии Пермской губернии, Екатерина (1888- после 1910) замужем за священником Черкасовым ц. во имя Казанской Божией Матери с. Бураково Спасского уезда.
————————
Примечания и дополнения
[1] Село Танкеевка расположилось в Спасском районе (прежде – уезде), в бассейне р. Утка, в 23 км к югу от г. Болгар. Основано в 1710-х гг. В дореволюционных источниках упоминается также как Богородское. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, мукомольным, кирпичным и кузнечным промыслами. В начале XX в. в селе Танкеевка действовала Троицкая церковь (построена в 1859 г. на месте старой, возведённой в 1756 г., памятник архитектуры), имелась земская школа (открыта в 1887 г.), участковая больница на 30 коек, 7 ветряных мельниц, 8 кирпичных заведений, 2 кузницы, шерстобойня, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1468 десятин.
До 1920 г. село входило в Трёх-Озёрскую волость Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Спасского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Спасском (с 01.04.1935 г. по 04.10.1991 г. Куйбышевский) районе. Источник
«В 1859 году местный помещик и государственный деятель Д.Н. Блудов решил построит в своём имении новый грандиозный храм. Проект этого храма разработал архитектор К. Тон. Самой известной работой этого архитектора был Храм Христа Спасителя в Москве. Изначально был построен кирпичный храм Живоначальной Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, но позднее к церкви были пристроены еще два придела – в честь великомученика Димитрия Солунского и мученицы царицы Александры. Переделка храма продолжилась, и в 1897 году была пристроена колокольня по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.
Как многие храмы в советские годы церковь была закрыта и использовалась как хозяйственное здание для местного колхоза. Впрочем, используется она так и поныне ( по крайней мере пару лет назад там был всё еще склад.). К сожалению, никакой реставрации и консервации не проводилось, и храм довольно обветшал…» Источник
Село Танкеевка Спасский уезд. Церковь каменная, построена в 1859 г. на средства графа Дм. Ник. Блудова, пятипрестольная: главный храм холодный во имя Св. Троицы, холодные приделы – с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой стороны во имя Свят. Николая Чудотворца, теплые приделы – с правой стороны во имя Св. Дмитрия Ростовского Чудотворца, с левой – во имя Св. муч. царицы Александры. Местно-чтимая икона Казанской Божией Матери. Памятная книга Казанской епархии на 1904 г.
[2] С порядком назначения фамилий ученикам духовных учебных заведений примерно до середины XIX века можно познакомиться в выдержке из книги А.А. Благовещениского «История казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за XVIII – XIX столетия». Казань, 1881 г. ЗДЕСЬ
[3] В статье фотографии церкви Живоначальныя Троицы с. Танкеевского Спасского района РТ. Источник
Отзывов: 6
Прошла пара месяцев после этой публикации, когда обнаружилось продолжение одной из линий родства Танкеевских. А именно, поименованная в «третьем поколении, Ивановичи» Александра, 1879 года рождения, …»города Казани Клинической церкви диакона Петра Ивановича Танкеевского дочь Александра…22-х лет…» и «Кощаковской церковно-приходской школы Казанского уезда учитель Алексей Иоаннов Анонимов, 24-х лет…» вступили в брак 18 апреля 1901 г. Таинство совершил Николо-Гостинодворской церкви священник Афанасий Воскресенский с причтом в Покровской церкви Казани.
Известны их дети: Борис ок. 1901 г.р., Виталий ок. 1902 г.р., Мария 1910 г.р., Евгений 1915 г.р.- умер во младенчестве.(таким образом дата смерти Александры Петровны – не ранее 1915 г.).
Потомки Виталия Алексеевича Анонимова и, предположительно, Бориса сейчас проживают в Казани.
Отец Александры, Петр Иванович Танкеевский, псаломщик в сане диакона отошел ко Господу 17 мая 1909 года.
Большая благодарность Вам, Галина, за интереснейший рассказ.
Позвольте сделать еще добавление.
Второе поколение «дьячок Петр Алексеев». Причетник Петр Алексеев Танкеевский (47 лет, вдов) обнаружен в духовных росписях Богородицкого собора Казанского девичьего монастыря за 1852 и 1853 годы. (НАРТ 4-85-26-8)
Третье поколение «Ивановичи»: 1. Василий Иванович род. 4 апреля 1852 г. Казанский личный почетный гражданин. Умер 25 июля 1915 г. (НАРТ 4-169-155-38 МК Сергиевской ц. при Ложкинской богадельне).
2. Алексей Иванович род. 12 февраля 1859. В 1903 г. смотритель клиники университета, титулярный советник; председатель совета взаимного воспомоществования помощников врачей Казани. Жена его Екатерина Михайловна умерла 6 апреля 1905 г.
Их сын Иван Алексеевич (четвертое поколение) 23-х лет вступил 11 ноября 1907 г. в брак с Анастасией Клементьевой Калашниковой, 21 года, крестьянской девицей дер. Юрьевка Архангельской вол. Ставропольского уезда Самарской губ.(НАРТ 4-169-102-456 МК Макарьевской ц. при Адмиралтейской сл.).
Действительно, материалов на вашем сайте уже огромное количество. Сейчас, прежде чем печатать дополнение, решил проверить, не публиковал ли я его у Вас раньше. Надо бы и такие дополнения систематизировать, может быть вносить в виде правки в основной текст статьи?
О детях Ивана Алексеева Танкеевского, дьячка с.Монастырское и его жены Татьяны Яковлевой.
В метрической записи о рождении (31 марта) и крещении (8 апреля) Александры, дочери Петра Иванова и Наталии Петровой (ур.Акишиной), совершенной священником Петром Сельским в Смоленско-Варлаамовской церкви в 1879 году.
Восприемники: «певчий Архиерейского хора Василий Иванов Танкеевский и умершего майора Ивана Иванова Лаврентьева жена вдова Фавста Иванова»(НАРТ 4-176-20-340)
Василий Иванович (4 апр.1852 – 25 июл. 1915) в 1874 г. послушник Спасо-Преображенского монастыря; 1876 г. певчий Архиерейского хора; 1881 псаломщик кафедрального собора; 1884 псаломщик Никольской церкви. Казанский личный почетный гражданин.
Фавста Ивановна Лаврентьева, в девичестве Танкеевская (1844 – после 1881) – сестра Петра Ивановича и Василия Ивановича.
Согласно имеющимся сведениям священник Михаил Васильевич Танкеевский скончался 21 мая 1930 года в селе Семеновка Медведевского района МАССР. Супруга батюшки скончалась там же 14 февраля 1930 года. К моменту кончины они проживали на иждивении дочери, которая была замужем за священником храма села Семеновка Анатолием Дмитриевичем Черкасовым. Точное место погребения четы Танкеевских в настоящее время не известно.