© 2021 galina terpilovskiy

Священник Терпиловский Николай Иванович

Статья предоставлена Ольгой Владимировной Дёгтевой
(Нижний Новгород)

Священник Терпиловский Николай Иванович (1882–1937)
с. Михайловское Чкаловского района

Иерей Николай Иванович Терпиловский родился 27 июля 1882 года в многодетной дворянской семье надворного советника. Его отец служил начальником артиллерийского оружейного склада в г. Казани.
В 1904 году Николай Терпиловский окончил духовную семинарию по второму разряду и поступил на должность надзирателя (воспитателя) в Казанское духовное училище. Спустя два года, 22 октября 1906 года, он был рукоположен в сан диакона архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным), а 26 октября того же года — уже в сан священника. После чего молодой пастырь был направлен служить на приход в село Юматово Свияжского уезда. На своем первом приходе отец Николай наряду с церковным служением исполнял обязанности заведующего женской церковно-приходской школой.

10 июля 1909 года отца Николая определили настоятелем церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в село Мурзиха Лаишевского уезда Казанской губернии. Село это находилось на берегу речки Камы, в нем был небольшой деревянный храм, выстроенный в 1885 году местным помещиком Сергеем Павловичем Толстым (здесь же находилось родовое имение этих дворян). В советское время храм разрушили, а в 1957 году село Мурзиха было затоплено водами Куйбышевского водохранилища.
Здесь пастырь также исполнял обязанности заведующего и законоучителя в местной церковно-приходской школе.

В период его служения на приходах имя священника Николая Терпиловского неоднократно упоминалось на страницах «Известий по Казанской епархии» как одного из лучших преподавателей. 1 декабря 1911 года ему объявили благодарность от Казанского епархиального училищного совета «за ревностное отношение к своим обязанностям».

С началом Первой мировой войны отец Николай состоял военным священником при 53-й пехотной дивизии, в 1-м полевом лазарете. Эта дивизия располагалась в Ковенской крепости (ныне это город Каунас в Литве). После 1915 года, когда данная крепость была захвачена немцами, подробности его жизни не известны. Вероятней всего, он вернулся в Казань.

В сентябре 1924 года отец Николай был арестован за хранение и распространение контрреволюционной литературы (по ст. 73 УК РСФСР). Приговор ему был вынесен в Москве, куда была направлено его дело на рассмотрение. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ священник был осужден на три года заключения в исправительно-трудовой лагерь. Срок заключения он отбывал в Соловецком лагере особого назначения.

На Соловках отец Николай сблизился с епископом Евгением (Зёрновым), ставшим впоследствии митрополитом Горьковским и Арзамасским. После освобождения из лагеря местом своей дальнейшей «вольной ссылки» он выбрал Нижний Новгород, так как ему было запрещено возвращаться на родину в Казанскую губернию.

В 1930-е годы отец Николай подвизался на разных приходах уже Горьковской епархии. В 1935 году он служил в Городце, а начиная с 1936 года стал настоятелем Никольской церкви в селе Михайловское Андреевского сельсовета Чкаловского района.
Семья священника в этот период состояла из двух человек. Его супруга Серафима Михайловна переехала вместе с отцом Николаем в Михайловское. Их сын Николай Терпиловский 22 лет от роду в 1937 году был студентом Казанского химического института и проживал на квартире профессора университета Николая Владимировича Соколова (женатого на родной сестре Серафимы Михайловны Терпиловской – Александре Михайловне).

28 августа 1937 года отца Николая арестовали. Согласно акту обыска, в его доме находилась большая библиотека. Сотрудники милиции изъяли более 100 книг, переписку и личные сбережения священника. Поводом для его ареста стали ранее собранные о нем среди местных жителей агентурные сведения. Из показаний свидетелей [орфография и стилистика документов]:

«С приездом попа Терпиловского Н.И. сразу стало заметно, что колхозники и единоличники стали больше посещать церковь. Для этой цели он употреблял и употребляет сильную агитацию, напугиванием святой силой. Он сам лично раздавал божественные книги и заставлял их читать. В каждое воскресенье при выходе с крестом на амвон он рассказывал проповеди. В первую очередь он начинает говорить, для чего празднуют, какую силу имеет этот праздник, какую имеет силу крест – мол, “этот крест – высшая сила”. Он говорил: “Куда вы идете, какую жизнь вы хотите приобрести в будущем. Вы думаете, лучше жить будет – все это напрасно, все это – клевета. За беззаконье наказывает Вас Господь Бог. Посещайте церковь, приносите Богу дар…».
«Церковные службы Терпиловский служит всегда торжественно, а поэтому народу бывает порядочно, но больше, конечно, женщины <…> Поп Терпиловский, я помню, делал две проповеди, начинал с того, что говорил: всякая власть от Бога, так и советская, но она нам только за наши грехи, ее можно почитать как власть и только, но ее законы не наши. Эта власть разоряет церкви, не дает свободно служить, но виновата не власть, а управители – ведь они не православные, а коммунисты, которые распяли нашего Иисуса Христа. <…> Терпиловский о колхозах говорит, что это дьявольская коммуна, а о работе в праздник говорил, что очень грешно, но раз посылают, то не с вас это взыщется».

Из протокола допроса Николая Рябова:

«Я как церковный староста и казначей попа Терпиловского знаю около двух лет <…>. Он, служа в нашей Михайловской церкви попом, нам очень нравится тем, что вместе со своей матушкой хорошо служит, умилительно, умеет каждого утешить и умеет каждому дать совет. Он всегда говорит не противиться власти, но он говорит, советская власть – не наша, она храмы Божии закрывает, а вы, православные, должны веру православную отстоять, вот, – он рассказывал, – царская власть – это была наша власть, она за веру православную даже посылала на подвиги на войну».

Сам отец Николай на допросах не отрицал того, что общался с другими священниками, что прежде отбывал наказание в Соловецком лагере. Но свои проповеди он не считал антисоветской агитацией, хотя от него очень хотели получить в этом признание. Допрашивали священника дважды 1 и 8 сентября 1937 года.

— Следствию известно, что вы, проживая в селе Михайловском, среди колхозников занимаетесь антисоветской агитацией, признаете ли вы это?
— Никакой антисоветской агитации среди колхозников я не вел.
— Вы говорите неправду, следствие располагает материалами о вашей антисоветской агитации, предлагаю говорить правду.
— Я следствию говорю только правду, что я никакой антисоветской агитации не проводил.
— Вы лжете, и вам следствие провести не удастся. Еще раз предлагаю говорить правду!
— Я говорю правду, и следствие обманывать не собираюсь.
— На допросе от 1-го сентября 1937 года вы от следствия скрыли свою антисоветскую деятельность, в которой вы уличены свидетельскими показаниями. Еще раз напоминаю вам говорить правду.
— Я говорю только правду и от следствия я ничего не скрываю.
— Вам зачитываются выдержки из свидетельских показаний, которые уличают вас в антисоветской агитации, проводимой вами в 1936–1937 гг. на территории Андреевского с/совета. Намерены ли вы продолжать дальнейшее запирательство?
— Да, я действительно занимался чтением проповедей в большие [и] престольные праздники, так например, 22 октября, 6 декабря 1936 года и 25 марта 1937 года, но последние носили не контрреволюционный характер. Кроме этого, я колхозникам раздавал религиозные книги для того, чтобы православные жили по Священному Писанию <…>. Одновременно с этим я ходил по приходу, по вызову последних для совершения религиозных треб. Но антисоветской агитацией среди колхозников я не занимался.

За свою исповедническую позицию, честность и верность пастырскому долгу отец Николай, как и другие клирики Чкаловского благочиния, заплатил жизнью. Постановлением Тройки НКВД 26 сентября 1937 года он был признан виновным и приговорен к расстрелу. 13 октября того же года протоиерей Николай Терпиловский был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле.

После Великой Отечественной войны супруга отца Николая вернулась жить в Казань. В 1956 году Серафима Михайловна Терпиловская обратилась с запросом на имя Генерального прокурора СССР по поводу реабилитации мужа. Смогла ли она узнать тогда правду о его судьбе, неизвестно.


————————————————–
На фото, предпосланном статье духовенство и миряне в Соловецком лагере особого назначения. Фото 1925 года

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>