Недавно написала: «Посетила одна, в общем-то, очевидная мысль. Благодаря различию индивидуальностей каждый воспринимает мир, бытие, вообще – жизнь, сугубо своеобразно в полном соответствии с устройством своего внутреннего мира». И вот, блуждая в просторах Интернета встретила текст, заставивший задуматься, попытаться примерить к своему восприятию и пониманию Бога и бытия.
Григорий Померанц
ЧТО ТЫ БЕЗ МЕНЯ
У меня упорно всплывает в уме афоризм немецкого мистика XVII в., назвавшего себя Ангелусом Силезским: «Я без Тебя ничто, но что Ты без меня?» Мне хотелось разобрать и разъяснить этот короткий текст…
Вспомнив метафизические опыты молодости, я стал кружить в голове афоризм Силезиуса, пока он сам собой не раскроется, не прорастет, как стебель из зерна. И вдруг всплыло слово «вездесущность». Это было ключом к проблеме. Если всемогущий Бог не участвует в каждом мгновении жизни, не страдает в каждом страдании, не ликует в каждой радости, – то чем он превосходит Зевса или Перуна? Только количественными масштабами своих сил в пространстве и времени. И если Бог есть дух, – а это воистину так, – то где духу обрести лучшее место своего воплощения, чем человеческое сердце?
…
Я с юности чувствовал, что образ мира, созданный точными науками, мучительно неполон. Человек в этом мире равен единице, деленной на бесконечность, и вынужден признать себя нулем. Первым заболел этим недугом Паскаль, за ним – Тютчев, Толстой, Достоевский. Я присоединился к их ряду в 1938 году, в свои 20 лет, и три месяца упорно созерцал свое несогласие быть нулем. В конце концов, внутренний свет показал мне возможность решения, но то, что показалось решением, пришлось отвергнуть. Действительное решение лежало вне области точных наук, за которые цеплялся материализм, вне мира бесконечно дробимых величин. Решение было в переживании целостной, не поддающейся делению вечности.
Я пришел к убеждению, что вселенная не сводится к времени, пространству и материи, бесконечно делимых на секунды, века, тысячелетья, на метры, километры, парсеки и т.п. У нее есть другое лицо, целостное во всех своих проявлениях, как океан планеты Солярис, в котором нечего считать. Океан, способный стать для каждого тем, что раскрывает душу (через муку или через блаженство – все равно).
…
Человек, живущий среди людей и участвующий в повседневных людских делах, способен приоткрыть, распахнуть или, наконец, раскрыть настежь, на весь свой век – окно в вечность. И окна, закрывшиеся в одном углу, открываются в другом. Это часть бытия Бога в его вездесущности и необходимость человеческой истории. Человечеству оно нужно как предел, без которого история теряет свое направление. А Богу оно нужно как почва, без которой ему нет места в мире пространства, времени и материи; это стало очевидным после того, как Коперник и Галилей разрушили воображаемое небо.
—————————-
Текст Г.Померанца приводится в отрывках. Полностью с совместной работой Григория Померанца и Зинаиды Миркиной «Вне чисел» можно познакомиться здесь.
Отзывов: 5
Привожу цитату, которая совпадает с моими ощущениями.
«Почему Бог не сделал нас такими, чтобы мы, даже если бы захотели, не могли согрешить? Это (…) не что иное, как сказать: почему Он не сделал нас безумными и бессловесными? Ибо привести нас к добродетели принудительно — значит не оставить нам самим по себе никакой самостоятельности и не позволить нашему естеству быть разумным, т. е. иметь разумную душу. Ведь отними у нас свободу воли, и мы уже не образ Божий, и не словесная и разумная душа, и наша природа воистину растлится, перестав быть тем, чем ей надлежит быть.»
Максим Исповедник (ок.580 – 662 г.г.) византийский богослов, монах, игумен.
На самом деле эти страницы относятся к драгоценным крупицам человеческой мудрости, рассеянным в пространствах нашего бытия. Жаль, что большинство ускользают от нашего внимания и не по нашей лености порой, а в силу невозможности охватить безграничный мыслительный поток.
К сожалению, земной путь Григорий Соломоновича Померанца завершился 13 февраля 2013 года.