© 2011 galina pricod_zerkvi_17

Приходские церкви Нижегородской епархии. 1722-1723 гг. Заузольская пятина.

Приходскія церкви Нижегородской епархіи въ 1722—1723 г. (количество причта, земли, угодій, помѣщичьихъ и крестьянскихъ дворовъ у каждой церкви).

Заузольская пятина.

Священно-церковнослужители Заузольской пятины давали заручныя сказки поповскому старостѣ священнику с. Зарубина Еѳиму Иванову на архіерейскомъ Десятильничьемъ Дворѣ въ с. Никольскомъ Погостѣ.

1. С. Никольскій Погостъ

Церковь во имя Николая Чудотв. *)  Причтъ состоялъ изъ трехъ священниковъ (Петръ Иларіоновъ, Григорій Ивановъ и Алексѣй ІІетровъ) и дьякона (Василій Петровъ).
Пахотной церковной земли было 38 1|2 десятинъ въ трехъ поляхъ, сѣнныхъ покосовъ на 25 копенъ.
Въ приходѣ было 311 дворовъ.

2. С. Ѳедосьино.

Церковь во имя прор. Иліи. При церкви было два священника (Алексѣй Фроловъ и Михайло Тихоновъ).
Пахотной церковной земли было 30 десятинъ.
Въ приходѣ числилось 92 двора.

3. С. Кирюшино.

Церковь во имя великом. Параскевы, нареченной Пятницы. При церкви было два священника (Іаковъ и Максимъ Лаврентьевы).
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Приходъ состоялъ изъ 139 дворовъ.

4. С. Конево.

Церковь Спасская. При ней былъ священникъ Иванъ Кононовъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 2 копны.
Въ приходѣ числилось 107 дворовъ.

5. С. Слышково.

Церковь во имя муч. Флора и Лавра. Причтъ состоялъ изъ священника (Василій Павловъ) и дьячка (Алексѣй Васильевъ).
Пахотной церковной земли было 15 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 20 копенъ.
Въ приходѣ было 76 дворовъ и 10 нищенскихъ избенокъ.

6. С. Ступино.

Церковь Пречистенская. При ней былъ священникъ Іоакимъ Никитинъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 5 копенъ.
Въ приходѣ было 260 дворовъ.

7. С. Иконниково.

Церковь Пречистенская. **) При церкви было три священника (Ѳедоръ Ивановъ, Никита Ивановъ и Осипъ Алексѣевъ).
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ въ трехъ поляхъ, сверхъ того «доброй земли » 2 десятины, сѣнныхъ покосовъ на 15 копенъ. Въ приходѣ было 214 дворовъ.

8. С. Зарубино.

Церковь въ честь Вознесенія Господня. Причтъ состоялъ изъ трехъ священниковъ (Григорій Семеновъ, Стефанъ Михайловъ и Еѳимъ Ивановъ) и дьячка (Григорій Григорьевъ).
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Вь приходѣ числилось 177 дворовъ.

9. С. Котово.

Церковь въ честь Благовѣіценія Пр. Богор дицы. При ней былъ священникъ Иванъ Григорьевъ. Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ былъ 71 дворъ.

10. С. Сорокина

Церковь въ честь Покрова Б. Матери. При церкви былъ священникъ Артемей Ивановъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Приходъ состоялъ изъ 77 дворовъ.

11. С. Сычугово

Церковь во имя ап. Петра и Павла. ***) При ней былъ священникъ Гаврило Карповъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ было 54 двора.

12. С. Чернолесская Пустынь

Церковь въ честь Преображенія Господня.****) При церкви былъ священникъ Василій Васильевъ, ему помогалъ при отправленіи церковной службы сынъ его Павелъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ было 77 дворовъ.

13.  С. Кресты.

Церковь въ честь Владимірскія Б. Матери. При церкви былъ священникъ Дмитрій Сампсоновъ.
ІІахотной церковной земли было 9 десятинъ.
Въ приходѣ числилось 82 двора.

14. С. Захарово.

Церковь въ честь Преображенія Господня. При ней былъ священиикъ Михайло Гавриловъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ былъ 181 дворъ.

15. С. Горшки.

Церковь въ честь Усненія В. Матери. *****) Причтъ состоялъ изъ священника (Моисей Ильинъ) и діакона (Иванъ Ильинъ).
Пахотной церковной земли было 6 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 3 копны.
Въ приходѣ было 113 дворовъ.

16. С. Васильково.

Церковь Пречистенская. При ней было два священника (Андрей Даниловъ и Иванъ ІІрокофьевъ).
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ было 120 дворовъ.

17. С. Хохлома.

Церковь въ честь Рождества Пр. Богородицы. Причтъ состоялъ изъ священника (Тимоѳей Стефановъ) и дьячка (Стефанъ Стефановъ).
Въ приходѣ было 240 дворовъ.

18. С. Дрюково.

Церковь въ честь Воздвиженін Креста Господня. ****** ) Причтъ состоялъ изъ священника (Данила Игнатьевъ) и дьячка (Иванъ Ильинъ).
Пахотной церковной земли было 24 десятины.
Въ приходѣ было 263 двора.

19. С. Воронино.

Церковь во имя преп. Макарія. При ней былъ священникъ Григорій Григорьевъ.
Пахотной церковной земли было 36 десятинъ.
Въ приходѣ было 126 дворовъ.

20. С. Худяково.

Церковь во имя Живоначальной Троицы. При ней былъ священникъ Алексѣй Васильевъ.
Пахотной церковной земли было 30 десятинъ, сѣнныхъ покосовъ на 8 копенъ.
Въ приходѣ было 77 дворовъ.

21. С Пафнутово, Дрюковской волосты.

Церковь Спасская. Причтъ состоялъ изъ священника (Иванъ Петровъ) и пономаря (Дмитрій Петровъ).
Пахотной церковной земли было 24 десятины.
Въ приходѣ было 300 дворовъ

———————————–

*)Церковь въ селѣ существовала во второй половинѣ XVI в. Въ сотной грамотѣ 1555—1565 г. говорится: «въ Заузольской волости на царевѣ и великого князя землѣ на Никольскомъ истокѣ церковь Николая Чудотворца. Попъ Иуда попъ Дмитрей. Пашня въ поле худые земли шестнатцатъ четвертей, а въ дву потому жъ (всего 24 десятины), сѣна сто дватцать копенъ».
Въ вьписи изъ писцовыхъ книгъ 7099 (1591) г. писцовъ Тимоѳея Хлопова да дьяка Семена Суморокова сказано: въ Балахонскомъ уѣздѣ за рѣкою за Волгою, на луговой сторонѣ, волость Заузольская, а въ ней… погостъ Никольской, а на погостѣ церковь Николы Чулотворца, древена клецки, а въ ней образы и книги и ризы и колокола строеніе мірское. А на церковной землѣ попъ Василій Іудинъ, попъ Посникъ Дмитревъ, проскурня, пономарь, да двѣ кельи, а въ нихъ живутъ, нищіе, питаютца отъ церквы Божіи. Пашни церковные паханые середніе земли двѣнатцеть десятинъ въ полѣ, а въ дву потому жъ всего (всего 36 д.). Да у Николы жъ на погостѣ дворы крестьянскіе пашенные… всего пять дворовъ, а людей въ нихъ шесть человѣкъ».

Въ сотной грамотѣ, данной изъ приказу Большого Дворца 27 февраля 7124 (1616) г. крестьянамъ Заузольской волости, сказано:. «… въ прошломъ де во 122 (1614) году, по государеву указу, писалъ и дозиралъ въ Балахонскомъ уѣздѣ дворцокую Заузольскую волость тое волости новоприписные деровни Дмитрей Оверкіевъ да подьячей Семенка Бредихинъ… а въ дозорныхъ книгахь, каковы Дмитрея и Семена въ прошломъ во123 (І615) г., июля въ 23 числѣ, дозору своего книги въ приказѣ Большаго Дворца положили, написано: въ Балахонскомъ уѣздѣ волость Заузольская, а въ ней погостъ Никольскій, а на погостѣ двѣ церкви— церковь Николы Чудотворца, да церковь теплая Иліи пророка, а въ придѣлѣ Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа, древяные клецки, а въ церквахь образы и книги и ризы и колокола строеніе мірское. А на церковной землѣ попъ Филипъ Васильевъ сынъ, попъ Софроней Семеновъ сынъ, попъ Романъ Григорьевь сынъ, пономарь Сенка Семеновь, проскурница Агрепенка, да пять келей, а въ нихь живутъ нищіе, питаютца отъ церкви Божіи. Пашни церковные паханые, двѣнадцать десятинъ въ полѣ, а въ дву потомужъ (всего 36 д.), земля середняя. Да на погосте жъ дворъ прикащиковъ, да изба сходная, да крестьянскихъ тяглыхъ дворовъ .. всего пять дворовъ, а людей въ нихъ восемь человѣкъ».
Точныя засвидѣтельствованныя копіи съ упомянутыхъ документовъ находятся въ рукописномъ сборникѣ (ХѴШ в.) Нижегор. Церк. Древлехранил.

**) Церковь въ селѣ была въ XVI в. Въ выписи изъ писцовыхъ книгъ 7099 (1591) г. писцовъ Тимоѳея Хлопова да дьяка Семена Суморокова сказано: „въ Балахонскомъ уѣздѣ волость Заузольская, а въ ней… погостъ Иконниковъ на рѣчкѣ на Чюди, а въ немъ церковь Рожество Пречистые, древяна клетцки, а въ церквѣ образы и книги, ризы и колокола строенье мірское. А на церковной землѣ попъ Иванъ Ивановъ, церковной дьячекъ, проскурня (так!), пономарь. Пашна церковные паханые середніе земли десятъ десятинь, попу семъ десятинъ, дьячку да пономарю да про- скурницѣ по десятинѣ въ полѣ, а въ дву потому жъ. Да у Пре- чистые жъ на погостѣ дворы крестьянскіе нашенные… всего два двора, а людей въ нихъ тожъ».
Въ сотной грамотѣ, данной крестьянамъ Заузольской волости изъ приказу Большого Дворца 27 февр. 7124 (1616) г., говорится: «въ прошломъ во 122 году, по государеву указу, писалъ и дозиралъ въ Балахонскомъ уѣздѣ дворцовую Заузольскую волость Дмитрей Оверкіевъ да подьячей Семенъ Бредихинъ… А въ дозорныхъ кни гахъ, каковы Дмитрея (Оверкіева) и Семена (Бредихина) въ прошломъ во 123 (1615) году, іюля въ 23 числѣ, дозору своего книги въ приказѣ Большаго Дворца положили, написано: въ Ба- лахонскомъ уѣздѣ волость Заузольская, а въ ней… погостъ Икон- никовъ на рѣчкѣ на Чюдіи, а въ немъ церковь Рожество Пресвятыя Богородицы, древяная клецки, а въ церкви образы и книги и ризы и колокола строеніе мірское. А на церковной землѣ попъ Иванъ да попъ Андрей Иваноны дѣти, понамарь вдовой дьяконъ Тимофей Семеновъ проскурница Ульяна. да четыре кельи, а въ нихъ живутъ нищіе. питаютца отъ церкви Божіи. Пашни церковные десять десятинъ, попомъ восемь десятинъ, а дьячку да проскурницѣ полдесятины въ полѣ, а въ дву потому жъ, земля середняя. Да на погостѣ жъ крестьянокихъ тяглыхъ дворовъ… всего четыре дворы, а людей въ нихъ тожъ».

***) Церковь и приходъ возникли во второй половинѣ XVII в. Въ переписныхъ книгахъ новымъ деревнямъ и починкамъ въ Заузольской волости, Балахн. у., писца Богдана Жедринскаго да подьячего Кипріана Васильева 8 іюня 7174 (1666) г. сказано: „деревня Сычугово, а нынѣ въ ней церковь во имя верховныхъ апостолъ Петра и ІІавла. А въ немъ дворовъ: попъ Карпъ Григорьевъ… дьячекъ Иванъ Андреяновъ … да крестьянскихъ дворовъ… всего одиннатдать дворовъ. А сказали тое деревни крестьяня: поселилась де та деревня на раменной новоросчисной землѣ, а не на оброчной пустоши, тому дватцеть лѣтъ (ок. 1646 г.)…. И исъ тое де земли (крестьянской) по государевѣ грамотѣ велѣно выдѣлить Петровскому попу Карпу».

****) Церковь существовала въ первой половинѣ XVII в. Въ прошеніи царю Михаилу Ѳеодоровичу (ум. 1615 г.) о приписаніи къ Печерскому монастырю Чернолѣсской пустыни сказано, что въ ней «церковъ Божія стоитъ безъ пѣнія». Акты Печер. мон. 273—274.

*****) Въ Балахонскомъ уѣздѣ на р. Линдѣ быда Успенская Пафнутіева или Горшкова пустынь. Основана она была въ 1639 г. Церковь въ ней была построена въ 1649 г. Пустынь была приписана къ Ниж. Благовѣщенскому монастырю. Впослѣдствіи Успенская церковь пустыни была обращена въ приходскую цѳрковь с. Горшковъ (нынѣ Семен. у.). Макарій. Памятники церк. древн. Нижег. губ. 164—165.

******) Церковь возникла во второй половинѣ XVII в., самый же поселокъ возникъ около 1646 г. Въ переписной книгѣ новымъ деревнямъ и починкамъ въ Заузольской волости писца Богдана Жедринскаго да подьячего Кипріана Васильева 8 іюня 7174 (1666) г. сказано: «деревня Дрюково, а нынѣ въ ней построена церковь Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Госнодня. Дворъ попа Микифора… Дьячекъ Василій Павловъ.. Пономарь Иванъ Ярофеевъ. Да крестьянскихъ дворовъ… всего пятнатцеть дворовъ. А сказали тое деревни Дрюкова крестьяня: поселилась де та деревня на раменной новоросчисной землѣ тому лѣтъ зъ дватцать, прозвище Дрюково починокъ. Паіпни по грамотѣ отдѣлено попу къ церкви пятнатцеть десятинъ въ полѣ, а въ дву потому жъ (всего 45 д.), а сѣнныхъ покосовъ не сказали*.
——————–
Источник: Нижегородские епархиальные ведомости 1903 г. № 3 стр.126-133

 

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>