© 2012 galina archier_chor_12

К истории архиерейских хоров в России.

Благодаря случайной архивной находке – Клировой ведомости казанского архиерейского хора за 1866 год – мое представление о прошлом Казанской епархии обогатилось еще одним штрихом, новыми подробностями.  Эта статья появилась в результате пробудившегося интереса к истории казанского архиерейского хора и шире – подобных хоров иных епархий.

Попытки найти в Интернете и в имеющихся у меня книгах что-либо по истории казанского архиерейского хора успехом не увенчались.  Жаль, что обнаружив список певчих казанского архиерейского хора, я не располагаю даже краткой справкой его истории, не знаю времени его создания. Не дошли еще современные исследователи до этой темы. Но благодаря подсказке Анны Горшковой удалось обнаружить в Интернете отрывочные сведения о регенте казанского архиерейского хора архимандрите Феофане Александрове (в миру Феодоре).  30 июля 1817 года он был определен в Казань наместником Спасо-Преображенского монастыря, а 3 сентября того же года назначен ректором и профессором Казанской духовной академии.
«Кроме того, он состоял членом казанской духовной консистории, членом казанского цензурного комитета и членом казанского Общества любителей российской словесности. Церковное пение и музыка составляли для него высшее утешение и в Казани: он сам выбирал певчих, руководил хором на спевках, много пел solo и играл на гуслях. Не угодив чем-то попечителю учебного округа Магницкому, архим. Феофан должен был в 1823 г. оставить университет, а в 1832 г. оставить и Казань по случаю назначения настоятелем московского Донского монастыря, членом московской синодальной конторы и благочинным ставропигиальных монастырей».
Источник: Словари и энциклопедии на Академике.

Нашла интересный рассказ о церковных  хорах Урала.
Сергей Беляев. «Архиерейский хор»
К 120-летию Екатеринбургской епархии. Немузыкальные заметки о музыкальном зале.
Начинается повествование со «строгановских “спеваков” — хорового коллектива, содержавшегося Г.Д. Строгановым в 80-е годы XVII века, по всей видимости, в Орел-городке».
Старейший из архиерейских хоров Урала — Вятский. С момента создания в 1658 году и на протяжении более двух с половиной столетий этот коллектив сохранял высокое мастерство, принесшее Вятке славу одного из крупных российских центров церковно-певческого искусства. Среди регентов Вятского архиерейского хора были талантливые хормейстеры А.Л. Луппов (1792—1852) и А.А. Осокин (1822—1860), известные еще и своим композиторским творчеством.

Пермский архиерейский хор, созданный вскоре после учреждения в 1799 году епархии, достиг расцвета своего исполнительского мастерства в середине XIX века при архиепископе Неофите, по имени которого этот хор называли “неофитовским”. Важная роль в достижении этим коллективом высокого исполнительского уровня принадлежала самому архиепископу, на протяжении всех лет службы (1851—1868) с неослабевающим вниманием относившемуся к своему хору.

Неофитовский хор хорошо знал Д.Н. Мамин-Сибиряк и, вероятнее всего, в годы своего учения в Пермской духовной семинарии (1868—1872) по существовавшей тогда традиции на праздниках не раз пел в объединенном хоре семинаристов и архиерейских певчих. Самого Неофита Д.Н. Мамин-Сибиряк не застал в живых, но знал о нем по рассказам своих соучеников из старших классов. Его черты легко узнаются в образах героев произведений писателя — архиерея Феофилакта (очерк “Худородные”), владыки Нектария (повесть “Максим Бенелявдов”).

Екатеринбургский архиерейский хор — наиболее молодой среди подобных уральских коллективов. Однако он старше одноименной епархии, учрежденной в начале 1885 года. Его история восходит к 30-м годам XIX века — времени образования Екатеринбургского викариатства. Высочайше утвержденными в декабре 1833 года “Штатами архиерейского дома викария Пермской епархии, епископа Екатеринбургского” предусматривалось создание особого хора, состоявшего из трех станиц: три человека — в первой, три человека — во второй и шесть человек — в третьей. Каждому певчему в соответствии с разрядом определялось денежное содержание. Хор возглавляли, сменяя друг друга, регенты П.Ф. Дьяконов, М.А. Удинцев, А.Г. Малыгин, Р.В. Лазаренко, М.В. Баталов. О каждом из них удалось обнаружить некоторые сведения, однако степень их полноты во всех случаях далеко не исчерпывающая».
Источник

И далее. Зачиталась.

Жаль, очень жаль, что казанский архиерейский хор не обрел своего историка. Неужели не было в числе регентов его ни одного помимо архимандрита Феофана достойного хотя бы краткого рассказа. Или не так хорош был хор, что не нашлось пока в Интернете ни одной статьи с упоминанием его? Вот и в просмотренных мной почти всех ежегодных комплектах газеты «Известия по Казанской епархии» не встретила упоминаний об этом хоре. Впрочем, подумалось, что могла и пропустить, не обратить внимание. Ведь любое новое знание нанизывается на прежде приобретенное. Если предмет незнаком вообще, то можно и пропустить информацию о нем. Найденный документ включил в моем сознании новую доминанту, добавил красок к истории епархии. Придется вновь обратиться к Известиям по епархии. Вспомнилось теперь, что при просмотре Клировых ведомостей не раз встречала запись: такое-то дьячковское или пономарское место записано за певчим архиерейского хора.  Теперь буду обращать более пристальное внимание на подобные сведения.
Нет, не зря люблю я Клировые ведомости. Замечательный документ прошлого. Остается сожалеть, что не сохранились они в полном объеме, не все дошли до нас.

 

Отзывов: 4

  1. Валентина
    25.03.2012 в 17:19 | #

    Галина, мой младший сын почти десять лет занимался в хоре мальчиков.Они учили и исполняли серьёзные произведения, в том числе и духовные. Поражала и удивляла дружелюбная и радостная атмосфера в разновозрастном коллективе мальчишек.Думаю, что занятия в архирейском хоре помогли и будущим пастырям внести в жизнь сельских приходов радостный настрой во время богослужений, а то и увлечь юных прихожан пением. Недаром, многие известные певцы начинали творческий путь именно с церковного хора. Спасибо за интересные исследования по хору. Удачи и новых находок!

  2. galina
    26.03.2012 в 09:42 | #

    Валя, спасибо за рассказ о хоре, в котором пел Ваш младший сын. Наверное, Вы правы, такие занятия для мальчишек могут быть более полезными, чем спорт.
    Вы затронули интересную тему церковных хоров вообще, в которых начинали петь будущие знаменитости. Вот близкий мне пример. В одной из заметок о купце Суслове я рассказала, что в 80-е годы XIX века в хоре Духосошественской церкви Казани пел мальчик Федя Шаляпин.
    Вообще прошлое удивительно в неожиданных переплетениях судеб. Степан Сергеевич Суслов, чья городская усадьба располагалась напротив Духосошественской церкви, был ее прихожанином. Он, несомненно, слышал пение Феди Шаляпина в церковном хоре. Он же сдавал городским властям одно из строений своей усадьбы – двухэтажный флигель, в котором помещалось шестое городское начальное училище. В 1882-1885 гг. в этом училище учился Федя Шаляпин.
    И последний штрих. В Клировой ведомости Духосошественской церкви за 1890 год в части О заштатных и сиротствующих записаны Тетюшского уезда села Чудова священническая жена Анна Гавриилова Лебедева 77 лет и ее дочь девица Олимпиада Васильева Лебедева 48 лет.
    Не правда ли, удивительно, что в одной точке огромного пространства империи пересеклись пути будущего великого певца, казанского купца (моего свойственника) и скромной священнической жены (видимо, вдовы?) и дочери священника Гавриила Федорова Тимонова – родственницы Успенских – потомков Гавриила Федорова Тимонова.

  3. Вера
    27.06.2016 в 17:50 | #

    Очень интересная статья! Добавлю попавшиеся мне сведения (вдруг пригодятся) из Клировой ведомости Кичуевской крепости за 1847 г.
    Священник Стефан Егоров Ясинский Бугурусланского уезда Кандыской слободы умершаго Священника Егора Иванова сын вдов, обучаясь в 4-м классе Казанской Академии, взят был в Архиерейский певческий хор, где в 1800 году Августа 31 дня Преосвященным Серапионом посвящен в Стихарь, 1802 года Июня 12-го из Казанской переведен в здешнюю епархию и определен в город Бугульму…

    • galina
      27.06.2016 в 17:58 | #

      Спасибо за внимание к статье и очень интересное дополнение к истории Казанского архиерейского хора. За столь ранний период полным списком певчих не располагаю.

Ваш отзыв на Вера

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>