© 2012 galina archier_chor

Казанский архиерейский хор

Ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь…

Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы на 41-й псалом.

Тема Клировых ведомостей получила неожиданное направление благодаря материалам, обнаруженным в подборке ведомостей по церквям города Казани за 1866 год. Просматривая дело, дошла до листа 52, на котором значилось:

Клировая ведомость
о
певчих
Казанскаго Архиерейскаго хора за
1866 год.

Перевернула лист, а на следующем  - список означенных певчих с разбивкой по голосам. Не смогла пройти мимо столь нового и интересного свидетельства о прошлом Казанской епархии. Сведения о каждом из певчих приведены следующие:
место рождения (уезд, село), должность родителя, его имя и фамилия, где учился, до какого класса дошел, куда был определен по выбытии из учебного заведения, время определения в хор, посвящен или нет в стихарь, возраст, «кто на каком познании по хору», «кто какого поведения».

В соответствии с принятыми нормами Архиерейский хор имел четыре хоровые партии, каждая из которых представлена несколькими мальчиками (юношами). что вполне соответствует отличию хора по Павлу Чеснокову от вокальных ансамблей. В списке 25 человек: басы (7 человек), тенора (5 человек), альты (5 человек), дисканты (8 человек). По источникам из Интернета в »русских церковных  хорах дискантов, а за ними — басов, как правило, ставили справа от регента («под правую руку»)«. Слева – соответственно – альты и за ними тенора. Любопытна асимметрия в распределении мальчиков по голосам: число хористов с самыми высокими и низкими голосами (15) в полтора раза превышает число остальных  (10).

Вот состав архиерейского хора Казанской епархии 1866 года.
Басы.
1. Николай Доброхотов, 22 лет. Цивильского уезда села Луцкого умершего диакона Ивана Доброхотова сын. По исключении из среднего отделения Казанского духовного уездного училища был определен в Седмиезерную Богородицкую пустынь в число послушников. В хор поступил в сентябре 1864 года.
2. Александр Билетов, 21 года. Спаского уезда села Матвеевки дьячка Петра Билетова  сын. Ученик среднего отделения Казанской духовной семинарии. В хор поступил в декабре 1864 года.
3. Петр Беляев, 25 лет.  Царевококшайского уезда села Сотнур диакона Александра Беляева сын. По исключении из низшего отделения Казанской духовной семинарии был определен в казанский архиерейский дом в число послушников. В хор поступил в январе 1866 г.
4. Евгений Афонский, 22 лет.  Чистопольского уезда села Кармалов умершего священника Петра Афонского сын. По исключении из среднего отделения Чистопольского духовного уездного училища был определен в Спасопреображенский монастырь в число послушников. В хор поступил в апреле 1866 г. В стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Афанасием в июне 1865 г.
5. Феодор Разумовский, 20 лет.   Тетюшского уезда села Нового Чинчурина отрешенного священника Асигкрита Разумовского сын. Нигде не обучался, был в Спасопреображенской обители в числе послушников. В хор поступил в марте 1866 г. В стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Афанасием в июне 1865 г.
6. Сергей Воецкий, 21 года. Города Чистополя Спасской церкви священника Луки Воецкого сын. Ученик Казанской духовной семинарии высшего отделения. В хор поступил в ноябре 1866 г. В стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием 25 сентября 1866 г.
7. Василий Арнольдов, 27 лет.  Спасского уезда села Марасы диакона Димитрия Арнольдова сын. Кончил курс в Чистопольском духовном уездном училище. В хор поступил в декабре 1866 г.

Тенора.
8. Александр Покровский, 21 года.  Царевококшайского уезда села Малого Акашева священника Гавриила Покровского сын. Обучался в Царевококщайском уездном училище. В хор поступил в феврале 1862 г.
9. Иван Ишерский, 22 лет.  Лаишевского уезда села Державина священника Владимира Ишерского сын. Ученик высшего отделения Казанской духовной семинарии. В хор поступил в ноябре 1866 г. В стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием в сентябре 1866 г.
10. Андрей Надеждин, 22 лет.  Чистопольского уезда села Жукотина умершего дьячка Гавриила Надеждина сын. Ученик высшего отделения Казанской духовной семинарии. В хор поступил в мае 1864 г. В стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием 25 сентября 1866 г.
11. Арсений Скворцов, 21 года. Цивильского уезда села Хоршалов умершего дьячка Александра Скорцова сын. Кончил курс в Казанском духовном уездном училище. В хор поступил в июле 1857 г.
12. Вонифатий Ягодинский, 20 лет. Города Казани Владимирского собора умершего дьячка Ивана Ягодинского сын. Ученик Казанской духовной семинарии высшего отделения. В хор поступил в ноябре 1866 г. В стихарь посвящен Его Высокопреосвященством Гурием сентября 25 дня 1866 г.

Альты.
13. Константин Листов, 14 лет. Города Казани Ляпуновско-Никольской церкви дьячка Михаила Листова сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного уездного училища. В хор поступил в сентябре 1863 г.
14. Михаил Красовский, 13 лет. Города Казани Вознесенской церкви  дьячка Николая Красовского сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в ноябре 1863 г.
15. Николай Ишерский, 13 лет. Лаишевского уезда села Державина священника Владимира Ишерского сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в ноябре 1866г
16. Сильвестр Афонский, 11 лет. Царевококшайского уезда села Сотнур дьячка Петра Афонского сын. Ученик низшего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в декабре 1866 г.
17. Василий Розов, 11 лет. Лаишевского уезда селе Селенгуш дьячка Николая Розова сын. Ученик низшего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в декабре 1866 г.

Дисканты.
18. Димитрий Меньшиков, 14 лет. Мамадышского уезда села Абдей священника Семена Меньшикова сын. Ученик высшего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в марте 1863 г.
19. Владимир Феодоров, 14 лет. Мамадышского уезда села Уряс-Учей дьячка Феодора Феодорова сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в сентябре 1864 г.
20. Яков Златоустов, 14 лет. Города Казани Грузинской церкви диакона Василия Златоустова сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в мае 1864 г.
21. Николай Огнев, 11 лет. Ядринского уезда села Убеева диакона Агафангела Огнева сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в октябре 1865 г.
22. Стефан Фастрицкий, 14 лет. Города Казани Варваринской церкви дьячка Ивана Фастрицкого сын. Ученик низшего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в сентябре 1863 г.
23. Иван Ягодинский, 13 лет. Города Казани Владимирского собора умершего дьячка Ивана Ягодинского сын. Ученик среднего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в декабре  1866 г.
24. Евгений Серебров, 9 лет. Цивильского уезда села Кошелей умершего священника Василия Сереброва сын.
Ученик низшего отделения Казанского духовного училища. В хор поступил в декабре 1866 г.
25. Василий Беляев, 11 лет. Царевококшайского уезда села Сотнур диакона Александра Беляева сын. Нигде не обучался. В хор поступил в декабре 1866 г.

Посмотрим, что можно узнать из приведенного списка. Начну с самых общих сведений. В хоре представлены мальчики и молодые люди из города Казани и 8-ми из 12-ти уездов Казанской губернии: Лаишевского, Мамадышского, Спасского, Тетюшского, Царевококшайского, Цивильского, Чистопольского и города Чистополя,  Ядринского. Среди них преобладают сыновья дьячков (11), у четверых отцы умерли. Священнческих детей 8, потеряли отцов пятеро, один сын отрешенного священника. Из 6 диаконских сыновей осиротел только один.
Возрастной состав определяется, видимо, требованиями к голосам участников хора. Отбросив самого младшего девяти лет (дискант) и двух старших 25 и 27 лет (басы) получаем три четко выраженные возрастные группы: 10 юношей в возрасте 20-22 (басы и тенора), 8 – в возрасте 13-14 и 4 в возрасте 11 лет. Две последние группы распределены меж альтами и дискантами.
Большинство певчих хора учатся в 1866 году. В Казанском духовном училище – 12, из них на низшем отделении четверо, 7 – на среднем отделении и один на высшем. Один был исключен из среднего отделения и один закончил полный курс обучения в этом училище. По одному мальчику обучались в Чистопольском и Царевококшайском духовных уездных училищах. В Казанской духовной семинарии обучаются 6 хористов: по одному на низшем и на среднем и четверо на высшем отделениях. Один был исключен из низшего отделения семинарии.
Любопытен, так сказать, стаж хористов. Из 25 участников его 13 поступили в хор в 1866 году.: 5 из 8 басов, 2 из 5 теноров, 3 из 5 альтов и 3 из 8 дискантов. С оговоркой можно говорить о приблизительно равном пропорциональном обновлении каждой группы голосов. Примерно на пятую часть хор был обновлен в 1864 и  1863 гг. Два тенора имели самый продолжительный стаж. Один пел в хоре с 1857 года, т.е. 10 лет. Второй с 1862 – существенно меньше, около 5 лет.

Кроме того несколько хористов были посвящены в стихарь архиереем Афанасием и преосвященным Гурием.
Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич) - Архиепископ Казанский и Свияжский – управлял Казанской епархией с 3 ноября 1856 по 9 ноября 1866 года. Кратко его жизненный путь описан в «Казанском сборнике статей Архиепископа Никанора (Каменскаго):
«Архіепископъ Аѳанасій (Соколовъ)—изъ воспитанниковъ С.Петербургской Академіи, въ которой онъ окончилъ курсъ (1825 г.) по первому разряду и былъ преподавателемъ, а потомъ ректоромъ Харьковскаго Коллегіума и Семинарій: Черниговской, Тверской и С.-Петербургской. Въ 1841 году онъ былъ посвященъ въ Епископа Томскаго, въ 1853 году переведенъ въ Иркутскъ, съ возведеніемъ въ санъ Архіепископа. Назначенный въ 1856 году въ Казань, Преосвященный Афанасій до 1859 г. присутствовалъ въ Св. Синодѣ. Зная въ совершенствѣ языки греческій и латинскій, Преосвященный Аѳанасій много занимался переводомъ святоотеческихъ писаній (св. Иринея, св. Григорія Нисскаго). Онъ также любилъ и естественныя науки. Множество книгъ его обширнѣйшей и многосторонней библіотеки (доставшейся Духовной Академіи) служатъ яснымъ свидѣтельствомъ его необычайной научной любознательности. Уволенный (въ 1866 году) по болѣзни на покой, Преосвященный Аѳанасій скончался въ Кизическомъ монастырѣ 1868 г. 2 января и погребенъ  подь  алтаремъ  Каѳедральнаго Собора».

«… 1814-1882 гг.) – закончил Саратовскую семинарию, затем поступил в С.Петербургскую академию, во время обучения был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха. В 1839 окончил Академию со степенью кандидата богословия и 23 декабря того же года назначен членом Пекинской миссии. 25 августа 1856 года назначен начальником Пекинской миссии и пребывал в этой должности до 1864 г.

Живя в течение 18 лет в Китае сначала в качестве члена, а потом начальника миссии (отчасти заменявшей посольство), он затратил много сил и энергии для достойного выполнения порученного ему дела. Трудности встречались постоянно, но он любил своё дело и был настойчив, терпелив в успешном завершении его. Ему пришлось самому изучить печное мастерство и научить других класть русские печи, чтобы зимой не страдать от холода. Приходилось браться за смычок и скрипку, чтобы из албазинцев создать певческий хор для богослужения. В совершенстве изучил китайский язык.
С 13 сентября 1865 года — настоятель Симонов монастырь. С 26 января 1866 года — настоятель Николаевская церковь (Рим).
5 июля 1866 года хиротонисан во епископа Чебоксарская, викария Казанской епархии.
С 15 декабря 1867 года — епископ Таврический и Симферопольский.
С 1876 года — почётный член Церковно-Археологического общества и Киевской духовной академии.
21 апреля 1881 году возведён в сан архиепископа.
Скончался 17 марта 1882 года в Симферополе».
Источник: Википедия

Во время написания этой статьи просматривала в архиве еще один интересный документ:

КНИГА
На основании 95, 96, 97 и 99 параграфов
Духовных семинарий учиненная Казанским
Семинарским Правлением для отметки поведения
учеников Семинарии за 1833-й и 1834-й учебные годы.

Просматривая его, обнаружила знакомые фамилии из списка певчих казанского архиерейского хора. Вот они:
Стефан Розов (высшее отделение первого комплекта), Иван Беляев, Николай Розов и Григорий Воецкий (высшее отделение второго комплекта), Гавриил Фастрицкий (среднее отделение первого комплекта), Владимир Ишерский (низшее отделение второго комплекта). Не оказалось в Книге сведений о родителях этих семинаристов 1833/34 учебного года, а были бы они кстати. Фамилия Беляев не столь уж редкая, возможно, не имеет отношения к братьям Петру и Василию Беляевым сыновьям диакона Александра Беляева из села Сотнур Царевококшайского уезда. Но вот остальные наводят на мысль о возможном родстве учеников семинарии 1833/34 г. с  певчими архиерейского хора. Более того, отцом братьев Ивана и Николая Ишерских был Владимир Ишерский. В этом случае совпадает и имя.

Нашлись в списке и иные знакомые фамилии: Петр Билярский, Феодор Кафаров, Михаил Полиновский, Иван Можаровский, Александр Кедров, Петр Утехин (высшее отделение первого комплекта), Василий Лавров, Николай Билярский, Павел Сельский, Фома Шонгутский (высшее отделение второго комплекта), Николай Ястребов, Алексей Фортунатов (среднее отделение первого комплекта), Стефан Адорацкий, Николай Кафаров, Иоакинф Раев, Александр Кедров, Михаил Хронусов, Алексей Репьев (среднее отделение второго комплекта), Петр Кафаров, Михаил Остроумов, Флегонт Магницкий, Павел Невский, Василий Альбинский (низшее отделение первого комплекта), Алексей Воронцов, Александр Святозаров, Петр Магницкий, Никита Сельский, Федор и Иван Утехины (низшее отделение второго комплекта). Но это уже темы для иных статей.

В следующей статье К истории архиерейских хоров в России продолжаю тему этой, привожу фрагменты интересной публикации о церковных хорах некоторых Уральских епархий.

————————————–

На фото загородный архиерейский дом г.Казань. 1878 г.

Отзывов: 13

  1. Галина
    24.03.2012 в 09:33 | #

    Галя, спасибо большое за публикацию. Неожиданно совершенно новая (Клировая ведомость о певчих Казанскаго Архиерейскаго хора за 1866 год) и тем самым привлекательная тематика. Ранее не приходилось встречаться с такими документами. Завораживают и фамилии, приведенные в конце.

    Дальнейших удач и открытий.

  2. galina
    24.03.2012 в 12:54 | #

    Галя, спасибо, что разделяете со мной радость этого открытия – нового документа и новой темы, им рожденной. Теперь со свойственной мне способностью увлекаться продолжу поиски в этом направлении. В фонде казанского архиерейского дома нашего архива числится всего 10 дел. Непременно просмотрю их все. Придется вернуться к просмотру годовых комплектов Известий по Казанской епархии в надежде найти там сведения о хоре. Да и в Интернете продолжу поиски по именам архиереев казанских. Хочется верить в новые находки в этом направлении.

    • Билетова Н.Ю.
      07.11.2020 в 20:48 | #

      Галина доброе время суток! Случайно наткнулась на Вашу статью. Мы с моими родстениками ищем информацию о своих предках. Составляем древо семьи Билетовых, Светозаровых, Кедрвих. Выдержка из Вашей статьи («Вот состав архиерейского хора Казанской епархии 1866 года.Басы.2. Александр Билетов, 21 года. Спаского уезда села Матвеевки дьячка Петра Билетова сын. Ученик среднего отделения Казанской духовной семинарии. В хор поступил в декабре 1864 года».). Это мой двоюродный прадедушка.
      Если Вы можете подсказать, где нам можно найти информацию о нашем предке, будем Вам очень признательны.

      • Елена
        08.11.2020 в 19:22 | #

        Добрый вечер!
        В газете «Известия по Казанской епархии» № 25/26 за 1916 г., стр 604- 606 был опубликован некролог старшего священника Цивильского Тихвинского женского монастыря Билетова Александра Петровича (https://forum.vgd.ru/post/232/45713/p2754189.htm#pp2754189).
        Насколько я помню, на месте его погребения возле храма монастыря установлена мраморная надгробная плита А.П. Билетову.
        Его супруга и (видимо) дочь упоминаются в статье газеты «Известия по Казанской епархии» №40 от 22.10.1910 г., стр 1126) – » Жена монастырскаго священника Юлія Матвѣевна Билетова — (бывшая Богородицкая) и Учительница монастырской школы Клавдія Александровна Доброва — (бывшая Билетова)».

      • galina
        10.11.2020 в 11:14 | #

        Здравствуйте!
        По Билетовым. На блоге есть еще 2 статьи с упоминанием ваших предков К истории архиерейского хора Казани и со Списками девочек Казанского епархиального училища 1910 г.
        Светозаровы упоминаются в Соленицкие и Светозаровы. Казанская епархия и в Кавалеры ордена св. Владимира за период 1801-1917 г. Казанская епархия
        Третья фамилия, вероятно, искажена вами. Предполагаю, что могут быть Кедровы. Эта фамилия встречается в нескольких статьях. Рекомендую воспользоваться поисковой формой блога, на которую можно выйти, кликнув по опции Архив в меню блога в верхнем правом углу.
        Рекомендации по поиску очевидны. Это Национальный архив РТ. Здесь хранятся документы по Казанской епархии, в которой служили ваши предки. Более конкретно можно говорить, если вы расскажите, что уже удалось вам найти. Хорошо это сделать в виде статьи для блога.

  3. Михаил
    20.04.2012 в 08:27 | #

    Галина, спасиБо за тему!
    К слову: в «Обзоре деятельности Братства св.Гурия за двадцать пять лет его существования, 1867-1892″ М.А.Машанова упоминается «регент архиерейскаго хора П.Д.Миловидов» (с.91).

  4. galina
    20.04.2012 в 08:34 | #

    Михаил, спасибо большое за подсказку. У меня есть возможность познакомиться с этой книгой в нашей семинарии. Буду признательна за любые сведения по этой теме.

  5. Вера
    20.01.2015 в 11:17 | #

    Галина, Попалась статья о священнике Рождественском с упоминанием интересного для меня села и там буквально строчка «В 1850—1852 годах Михаил Рождественский нес послушание регента архиерейского хора Протоиерей Михаил Рождественский
    На другом сайте было такое сообщение «… Казанский архиепископ ГРИГОРИЙ в 1851 году назначил его руководителем своего хора». Может ли это быть полезным Вам?

    • galina
      20.01.2015 в 22:13 | #

      Вера, спасибо за интересные ссылки. Попробую порыться в архиве на предмет поиска сведений о Протоиерее Рождественском.

  6. Татьяна
    09.04.2019 в 18:25 | #

    Здравствуйте. Ишерский Иван мой прапрапрадед. Из Вашей статьи я впервые узнала, что у него был брат Николай! Скажите, можно ли где-то найти информацию про их отца Владимира Ишерского? Где он был рожден и в каком году. Может быть какую-то другую информацию. Я знаю про него только то, что он был священником Николаевской церкви, с. Державино. Его отца, вероятно, звали Андрей Ишерский.

  7. Юрий Ерошкин
    22.12.2023 в 20:54 | #

    Упомянутый в тексте Феодор Разумовский в 1879 году был рукоположен во диакона, служил в Богоявленском храме села Морки Царевоокшайского уезда. Скончался в Морках 13 сентября 1918 года, погребен на местном сельском кладбище.

    • galina
      22.12.2023 в 21:33 | #

      Благодарю за предоставленные сведения.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>