© 2016 galina speranskie_17

Сперанские. Казань и Казанская губерния

Фотографии предоставлены Виктором Сперанским. Выходец из России, потомок Казанской губернии священников Сперанских, в 2005-м  житель далекой Канберры, Австралия.

Предыстория

Вот уже более десяти лет назад, в 2005 г., увлекшись историей своей семьи, знакомилась с фото фондами Национального архива Республики Татарстан. Не оставляла надежда обнаружить фотографии деда, ведь он служил фактором Казанской губернской типографии с 1904 г. по 1915 г. И казалось, непременно должна существовать хотя бы групповая фотография служащих этой типографии. Просматривая картотеку с маленькими отпечатками оригиналов, выписывала сведения о заинтересовавших меня по тем или иным причинам фотографиях и затем выкладывала на форуме ВГД. Довольно скоро, меньше, чем через месяц, ко мне обратились с просьбой помочь получить копию одной из упомянутых на форуме фотографий. Это был Виктор Сперанский. Его интересовала фотография П. Руфимского, выполненная в фотоателье Н.Соболева и А.Шумилова г. Казани. Так состоялось наше знакомство. Копия интересовавшей Виктора Сперанского фотографии по электронной почте была доставлена в далекую Канберру. Была короткая переписка, обмен сведениями, фотографиями. Думаю, пришло время познакомить с ними читателей блога.

Семейные связи
Сперанские

Предки Виктора Сперанского по отцовский линии принадлежали к духовному сословию не в одном поколении, служили, как я выяснила, в Чистопольском уезде Казанской губернии.
Первый известный в роду дьячок с. Утяшкино [1] Александр Павлович, (около 1804 г.р.), сын священника, в 1830 г. был уволен из низшего отделении Казанской духовной семинарии, посвящен в стихарь, определен к Казанско-Богородицкой церкви села Никольского Спасского уезда. Был дважды женат. Дети от первого брака: Андрей 1838 г.р.  и Пелагея 1842 г.р. Вторая жена Татьяна Климентьевна 1822 г.р. От второго брака дети:  Евдокия, Иоанн и Екатерина.

Второй в роду –  священник с. Утяшкино Иоанн Александрович (21 янв. 1850 – 9 февр. 1894) родился в селе Никольском, Спасского уезда Казанской губернии в семье дьячка. Восприемники: священник Казанско-Богородицкой церкви села Никольского Спасского уезда Порфирий Фортунатов и дочь священника села Юрткуль Спасского уезда Павла Петрова, девица Матрена Павловна. В 1874 г. окончил курс Казанской духовной семинарии со свидетельством 2 разряда. В ноябре 1894 г рукоположен в священники села Утяшкина Чистопольского уезда. Исполнял обязанности законоучителя, помощника благочинного и духовного следователя 3 округа Чистопольского уезда. Был награжден набедренником в 1889 г. В 1891 г. служит в том же качестве и селе. (Памятная книжка Казанской губернии за 1891-92 гг.)
В семействе у него жена Мария Михайловна (урожд. Некрасова) 1856 г.р. [2] и дети: Александр 1875 г.р., Михаил 1878 г.р., Варвара 1880 г.р., Раиса 1883 г.р. и Анна 1885 г.р.

Третий в роду священник Пригорода Старошешминска [3] Александр Иванович Сперанский (1875-1944) окончил духовную семинарию со званием студента, в 1896 г. рукоположен во священника к Богоявленской церкви Пригорода Старошешминска Чистопольского уезда Казанской губернии, затем служил секретарем правления Духовной семинарии в Казани Был женат на Феоктисте Митрофановне Руфимской – сестре братьев Павла и Порфирия Руфимских.  Имел сыновей Анатолия и Бориса и дочерей Людмилу и Марию.  Анатолий окончил Кораблестроительный институт в Ленинграде и работал в Совторгфлоте. Во время блокады Ленинграда был вывезен по дороге жизни и привезен в Ярославль, где вскорости умер.

Четвертый в роду уже состоял в светском звании. Борис Александрович Сперанский - инженер-строитель, доктор технических наук, профессор (Уральская энциклопедия).

На фото ниже прадед Виктора Сперанского Александр Иванович Сперанский (3) родился в 1875 г., окончил Казанскую духовную семинарию около 1896 г. В этом же году был рукоположен во священника к Богоявленской церкви пригорода Старошешминска. Супругой его стала дочь священника Митрофана Ивановича Руфимского Феоктиста Митрофановна.

Александр Иванович и Феоктиста Митрофановна Сперанские [4]

Руфимские

Митрофан Иванович Руфимский около 1841 г.р., из среднего отделения духовного училища. Службу начинал псаломщиком в 1856 г., в 1885 г. посвящен в диакона, в 1897 г. возведен в сан священника к Вознесенской церкви с. Янцибулово (Вознесенское) Чебоксарского уезда. В 1904 г. состоит при этой же церкви. У родителей Феоктисты Митрофановны Руфимской было большое семейство. Их сыновья Петр, Порфирий, Павел,  Владимир пошли по стопам отца и только последний сын Александр стал ветеринарным врачом.

Феоктиста Митрофановна (спава) и Анна Александровна,
видимо, жена Павла Митрофановича Руфимского
[4]

Надпись на фотографии: «Александру Ивановичу Сперанскому от Феоктисты Митрофановны и Анны Александровны Руфимских. 1896 г. 1 Iюля».
Можно с уверенностью говорить, что фотография была подарена А.И. Сперанскому еще до бракосочетания, поскольку его будущая жена подписывает фото своей девичьей фамилией.

Вероятно, Павел Митрофанович Руфимский с женой [4]

Павел Митрофанович Руфимский 1865 г.р., [5] из Казанской семинарии (окончил в 1883 г.), состоял во второй группе. Кандидатское сочинение: «Патриарх Адриан». Был псаломщиком в Казанской Богоявленской церкви, потом надзирателем в Казанской духовной семинарии в 1888 г.; в 1889 г. рукоположен во священника Дворцовой церкви г. Казани; с 10 мая 1889 г. священник Кирилло-Мефодиевской церкви в г. Казани; с 1890 г. законоучитель Казанского учительского института. Окончил Казанскую духовную академию кандидатом, обучался в XXVIII курсе (1883-1887 гг.).
В 1904 г. состоит законоучителем мужской и Мариинской женской гимназий, член правления Казанского духовного мужского училища и Губернского училищного Совета, председатель Казанского отделения Епархиального училищного совета. В 1889 г. рукоположен во священника, с 1899 состоит священником Воздвиженской церкви Императорской первой мужской гимназии. Имеет наперсный крест (1901 г.), орден Св. Анны 3 ст. (1903 г.). [6]

Предположительно Порфирий Митрофанович Руфимский [4]

Подпись к этой фотографии сделал Виктор Сперанский. Нужно отметить следующее. Одеяние господина на фото не священническое. Это форма хоругвеносца. Вот подобные примеры из интернета.

Хоругвеносец Храма Христа Спасителя, кон. XIX в. [7]

Чудов монастырь, Хатунское общество хоругвеносцев. 1909 [8]

На груди у господина с фотографии Виктора Сперанского медаль Красного Креста «В память русско-японской войны». [9]

Известно, что Порфирий Митрофанович Руфимский (1867 – ?) священник – протоиерей, кандидат Казанской Духовной Академии, Благочинный, с 1897 года служил в Воскресенской церкви г. Казани, церковный писатель – автор очерка о Михаило-Архангельском монастыре «Черемисский Михайло-Архангельский мужской общежительный монастырь», опубликованного в виде отдельной книги в Казани в 1897 году. Член «Комиссии по обревизованию Казанского Богородицкого женского монастыря» (1910 год). В годы Первой Мировой войны полковой священник, позднее, главный пресвитер Западного фронта. С 1922 года известный казанский деятель обновленчества. [10]
Вызывает сомнение, что на фото В. Сперанского мы видим именно Порфирия Руфимского. Разрешить эти сомнения возможно изучив послужной список его в НА РТ.

После 1917 года

Борис Александрович Сперанский родился 10 мая 1907 г. в Пригороде Старошешминска, где его отец служил священником. Когда семья переехала в Казань, Борис Сперанский пошел учиться в церковно-приходскую школу, затем – во 2-ю мужскую гимназию. Сохранилось Свидетельство ученика I-а класса Казанской 2-й Мужской гимназии Бориса Сперанского за второе полугодие 1917-1918 учебного года.

После революции гимназии сменили трудовые школы. Предположительно это была Опытно-показательная школа № 9 при Восточном педагогическом институте г. Казани. На следующей фотографии ученики и преподаватели школы, в которой обучался Борис Сперанский после революции и которую окончил предположительно в 1925 г. Помимо названных на этой же фотографии присутствуют Лев Сутулов, Аркадий Иоффе, Александр Вишневский, Борис Турбин.
Это фото можно смотреть в бОльшем разрешении, кликнув по нему левой кнопкой мыши.

В верхнем ряду: Борис Сперанский пятый слева, Андрей Несмелов первый справа, Александр Кокорев третий справа,
Борис Винокуров четвертый справа
[4]

Слева внизу Борис Винокуров. Верхний ряд: Борис Сперанский второй слева, рядом с ним в очках Александр Кокорев [4]

И последняя фотография еще казанского периода, вероятно, после школьных времен. Среди соучеников по школе Евгения Гинзбург. Борис Александрович Сперанский вспоминал, что Евгения Гинзбург учились на два класса раньше, но знакомы они были.

Евгения Гинзбург, рядом с ней в кепке Борис Сперанский, крайний справа Кокорев

В комментарии к этой фотографии Виктор Сперанский написал: «Берусь утверждать, что женщина это Евгения Гинзбург. Крайний справа – Кокорев. Рядом с Гинзбург в кепке мой дед. Это еще до «Крутого маршрута». Данная фотографии публикуется впервые. Было бы интересно выяснить имена остальных одноклассников на этой фотографии.

Для сравнения фотография Евгении Гинзбург 1960 г. с сайта fb2.booksgid

Евгения Гинзбург во Львове, 1960 г.

И последнее. На двух фотографиях Борис Александрович Сперанский в юности и в зрелом возрасте. После школы он учился в Казанском Индустриальном техникуме повышенного типа (окончил в 1930 г.). В 30-х годах  переехал в Свердловск (ныне Екатеринбург), где окончил Уральский индустриальный институт (1945 г.), со временем стал профессором УПИ и дожил до 1994 г. Подробнее ЗДЕСЬ


Сперанский Б.А. Воспоминания. Казань

——————————————
Пояснения и дополнения
Все сведения о церквях Казанской епархии приводятся по изданию Памятная книга Казанской епархии 1904 г., если не указано иное.
[1] Село Утяшкино Чистопольский уезд. Церковь деревянная построена в 1874 г. на средства прихожан, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божией Матери. В приходе дер. Красновидово в 6 в.
[2] В с. Тенишево Спасского уезда в 1904 г. состоит священником Василий Михайлов Некрасов 1864 г.р., окончил курс в духовном училище, службу начал 1881 г. псаломщиком, в 1888 г. посвящен в диакона, в 1890 возведен во священника, на настоящем месте с 1895 г.; награжден скуфьей в 1899 г. Имеет детей: сын 5 лет и дочери 15, 8 и 7 лет. (Мой комментарий.Не исключено, что Василий Михайлов Некрасов приходился родным братом супруге Иоанна Александровича Сперанского Марии Михайловне урожд. Некрасовой. По возрасту они близки).
с. Тенишево, церковь деревянная, построена в 1890 г. на средства купца Ал. Льв. Векшина, теплая, однопрестольная, во имя Казанской Божией Матери.
[3] Пригород Старошешминска Чистопольский уезд. Церковь каменная, построена в 1830 г. на средства прихожан, трехпрестольная; главнй, холодный, в честь Богоявления Господня, приделы теплые – с правой стороны во имя Казанской Божией Матери, с левой – во имя Св. Николая Чудотворца. Приходская дер. Кушникова в 12 в.
[4] Подписи к фотографиям Виктора Сперанского
[5] С. Терновский «Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования. 1870-1892». Казань, типография Императорского университета. 1892 г.
В этой книге упоминается Руфимский, обучавшийся на XXXI курсе, уволившийся по прошению со 2 курса в декабре 1887 г. и поступивший в священники в село Чурашево Ядринского уезда.
[6] Справочная книга для Казанской епархии на 1904 г.
[7] Источник
Хоругви - священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом.  Хоругвь состоит из креста, поднятого на высокое древко и украшенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Находятся, обычно, возле правого и левого клиросов. Употребляются большею частью в церковных торжествах, наряду с крестом.
Начало употребления хоругвей можно считать современным обычаю церкви устраивать крестные ходы. Самое раннее свидетельство о хоругви встречается на Западе у Григория Турского в VI веке, на Востоке – у Константина Порфиродного, описывающего крестный ход, совершенный императором Василием Македонянином в 879 г. по возвращении его из похода в Сирию. Настоящая форма хоругви ведет свое начало со времени Константина Великого, повелевшего украсить изображением креста свое царское знамя. Ныне хоругвь украшают изображениями св. угодников и событий из священной истории. («Полный православный богословский энциклопедический словарь»).
[8] Источник
[9] Источник Русско-японская война: 27 января (9 февраля) 1904 — 23 августа (5 сентября) 1905 — война между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. После перерыва в несколько десятков лет стала первой большой войной с применением новейшего оружия: дальнобойной артиллерии, броненосцев, миноносцев. Википедия.
[10] Источник


Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>