29 ноября 2012 в Ак Барс галерее открылась художественная выставка ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ. Выставка организована при участии фонда «Русское современное искусство Цюрих» [1] и Veresov Gallery [2] при финансовой поддержке ОАО «АК БАРС» БАНК». Приурочено это событие к семилетию создания в Казани галереи, а также 19-летию банка Ак Барс, стремящегося следовать традициям меценатства, о которых вчера вспомнил в приветственном слове Премьер-министр Татарстана.
Ольга Федорова, координатор проектов фонда «Русское современное искусство Цюрих» приветствует участников и гостей выставки. Генерального директора Veresov Gallery Василия Кузнецова исполняет прелюдию до-диез минор Сергея Рахманинова.
В качестве личных впечатлений. Выставка организована великолепно. Сравнительно небольшое пространство галереи позволило разместить достаточно работ. Кроме картин Николая Блохина работы остальных художников впервые представлены в нашем городе. Каталог выставки прекрасно оформлен. Ниже привожу статью из него куратора выставки, искусствоведа Галины Тулузаковой.
Выставка «Грани реальности» представляет художников, развивающих высокие традиции русской реалистической школы в конце XX- начале XXI в. Московские звезды – Татьяна Назаренко, Митя Тугаринов, Люся Воронова, великолепные петербургские «академисты» – Хамид Савкуев, Николай Блохин, Арсен Курбанов – безусловно, художники большой темы и высочайшего профессионального мастерства в его традиционном понимании. Выстраивание отношений с реальностью у них отнюдь не прямолинейное. Спектр используемых пластических приемов достаточно широк – от академических и реалистических традиций до примитива. Они активно используют метафоры и гиперболы, утрирование и гротеск, свободно применяя язык высокого эпоса, фольклорных преданий или библейских притч, в работах может проскользнуть добродушная интонация народной байки или едкий сарказм, тонкая ироничность не противоречит пафосу утверждения высоких идей. Каждая работа – не просто повод блеснуть совершенством технических приемов, но серьезные размышление о вечных вопросах бытия – легендах истории и современности, одиночестве и социуме, явных и скрытых истинах, традициях, красоте.
Татьяна Назаренко не нуждается в особом представлении. Она уже давно стала легендой отечественного искусства, живым классиком. Ее размышления о русской истории, особенностях национальной ментальности, одиночестве, несовершенстве и краткости жизни соединяют мягкую ироничность с щемящей грустью.
Не менее знаменитый и титулованный скульптор Митя Тугаринов поражает диапазоном тем и разнообразием сюжетов, острых, подчас парадоксальных пластических решений и абсолютной свободой профессионального мастерства.
Люся Воронова, казалось бы, повторяет любимые сюжеты, используя одни и те же лаконичные технические приемы, но ее вариации каждый раз неожиданны, а пронзительность цветовых сочетаний выражает широкий спектр разнообразных эмоций.
Петербургские художники, представляющие академическую школу, традиционно отличаются мастерским рисунком. Хамид Савкуев представлен на выставке графической серией на темы скифских легенд. Монументальная значительность образов, ясные, но одновременно сложные композиционные решения созвучны мерному слогу эпических преданий. Живопись Николая Блохина – в портретах, пейзажах, сюжетных композициях, – не просто технична, но и эмоциональна. Пастозный, свободный мазок насыщает живописную поверхность внутренней динамикой, создавая ощущение «витальности», живой пульсации красочного теста. Арсен Курбанов, используя классические темы и классический художественный язык, наполняет свои работы современными образами, поэтому становится так очевидно, что в современном проявляется вечное, а в вечном – актуальное.
Реальность – субстанция многомерная. Наша жизнь включает в себя не только видимый из окна пейзаж с неухоженным двором, суету будней с заботами о насущном. Большая часть нашей жизни в нас самих – в нашей близкой и генетической памяти, в наших снах и мечтах, в нашем отношении к происходящему. Поэтому, говоря о реализме в двадцать первом веке, мы отчетливо понимаем, что речь идет о точках пересечения с культурными традициями, с одной стороны, и тем огромным миром, который живет вне и внутри нас. Выставка, собравшая вместе столь яркие, но столь разные художественные индивидуальности, это прекрасно подтверждает.
© Галина Тулузакова
куратор выставки
ТАТЬЯНА НАЗАРЕНКО
Время. 1992.
Строительство дачи. 2008
Проводы зимы. 2008
На открытие выставки приехали лишь московские художники: Т. Назаренко, Л. Воронова, М. Тугаринов. Судя по всему, казанские журналисты были заочно знакомы только с Люсей Вороновой. Еще до открытия они осаждали художницу. Люся была в центре внимания. Да и работы ее, на мой взгляд, представлены в бОльшем числе, чем других художников. Или так показалось в силу их особости и моего особого отношения. А вот Татьяна Назаренко и Митя Тугаринов до представления их во время открытия были незнакомы казанским журналистам. Так мне показалось.
ЛЮСЯ ВОРОНОВА [3]
Нюша. 2011
Натюрморт с розовой вазой. 2010
Ксюша в саду. 2010
Бывший муж. 2009
Впервые пришлось фотографировать скульптуру, сказалось отсутствие опыта. Потому на фотографиях выразительные работы скульптора Мити Тугаринова много потеряли. Их нужно смотреть в оригинале, как, впрочем, и живопись. Но в отличии от живописи скульптура объемна. А вот это ее свойство передать одним кадром невозможно.
МИТЯ ТУГАРИНОВ
Нестор Махно. Бронза
Русская березка. 1980-2012. Фарфор
Шри-Лота. Кот семьи Лебедевых. 2002. Бронза
А.В. Суворов. 2002. Бронза
Арон Бух. 2002. Бронза (фрагмент)
Битва кентавров с амазонками. 1983. Мрамор
Дебет-кредит. 2010. Бронза
ХАМИД САВКУЕВ [4]
Из цикла иллюстраций к книге Вас. Ливанова «Агния, дочь Агнии. Сказания о скифах. 2011
Из цикла иллюстраций к книге Вас. Ливанова «Агния, дочь Агнии. Сказания о скифах. 2011
НИКОЛАЙ БЛОХИН [5]
1-я часть триптиха Масленица. Чествование
Соловей разбойник. 2012
Пейзаж. 2012
Поющие. 2006-2010
АРСЕН КУРБАНОВ [6]
Портрет художника Д. Ахриева. 2008
Двери I. 2008
Давид и Голиаф. 2008
Георгий. 2008
Ольга. 1997
Сон. 2008
Свет. 2007
На этом последнем кадре завершаю свой рассказ о выставке, только открывшейся в Казани. Цель моя – по возможности показать, какие интересные и разные художники представлены вниманию казанцев. Не столь уж часто балуют нас столичные метры своим посещением. Спасибо организаторам выставки.
———————-
[1] Фонд Русское современное искусство Цюрих зарегистрирован в 2010 году в г. Цюрих (Швейцария) российским и швейцарским коллекционерами современного российского искусства. На сегодняшний день в Москве работает российское отделение Фонда.
[2] Veresov Gallery открылась 1 декабря 2011 года в Москве. Галерея развивает два основных направления – выставки ведущих отечественных художников и выставки живописи и графики наиболее признанных отечественных театральных и кино-художников.
[3] статья Галины Тулузаковой о живописи Люси Вороновой
[4] статья Галины Тулузаковой о живописи Хамида Савкуева
[5] статья Галины Тулузаковой о живописи Николая Блохина
[6] статья Галины Тулузаковой о живописи Арсена Курбанова
Отзывов: 17
«Большая часть нашей жизни в нас самих – в нашей близкой и генетической памяти, в наших снах и мечтах, в нашем отношении к происходящему».
Галина, как это верно, только нужно почаще об этом вспоминать! Большое спасибо за эмоции и настроение, которыми вы поделились посетив выставку,за замечательные фотографии с выставки, за которыми чувствуется ваш внимательный и пристрастный взгляд. А вот цитату выделить не смогла, поправьте за меня, пожалуйста.
Валентина, спасибо за внимание и отклик.
Первое возникшее чувство – благодарность, благодарность Вам Галина, за возможность увидеть творчество современных художников и их фотопортреты уже Вашего исполнения.
Второе ощущение – радость за богатство художественных школ нашего времени, собранных на едином пространстве, пространстве Ак Барс галереи.
Общее впечатление – благодарность Вам за столь яркий и красочный просветительский труд, труд души Вашей, поскольку все увиденное и услышанное Вы пропустили именно через нее.
С признательностью, Г.М.
Спасибо, Галя. Выставка, действительно, великолепная. Настоящий праздник искусства, живописи. Новые для меня, совершенно разные мастера современного искусства на одной выставочной площадке – провинциальной Казани прежде можно было лишь мечтать о таком!
Галина, добрый день! Спасибо Вам за то, что нашли возможность побывать на открытии выставки. Выставка, действительно, богата интересными работами ведущих художников Москвы и Санкт-Петербурга. Организаторы постарались представить такие разноплановые работы в едином галерейном пространстве и это им удалось!
Уважаемая, Ольга! Пропустить такое уникальное для нашего города событие было бы непростительно. Выставка организована талантливо, чувствуется, что делали ее люди неравнодушные и настоящие знатоки современной отечественной живописи, профессионалы. Низкий поклон им. Надеюсь побывать вновь в галерее, неспешно погрузиться в созерцание в несуетной обстановке.
Работы Николая Блохина мне ближе всех.
Мне тоже работы Николая Блохина очень интересны. Он ближе всего, пожалуй, к реалистичной живописи из представленных на этой выставке.
Любопытная, «разнообразная» выставка. Работы Мити Тугаринова вызывают восторг и умиление!!! Сильное впечатление от работ Арсена Курбанова. Портрет Ольги вызывает в памяти «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Хочется еще и еще смотреть на выставленные работы! Спасибо, Галина!!!
Катя, верно, художники разные, но вполне «дружественные», т.е. взаимно сочетающиеся, в чем-то дополняющие друг друга с точки зрения представления современного отечественного фигуративного искусства. Вчера побывала вновь в галерее, почти 2 часа пролетели незаметно. Некоторые вещи увидала в первый раз. Таков эффект посещения выставки в момент ее открытия – трудно сосредоточиться на экспозиции, слишком много суетного, отвлекает, мешает.
Я только вошла. Пробежалась.
Кое-где хочется замедлить шаг…
Обязательно вернусь, потому не прощаюсь.
Но здесь встала как вкопанная.
Ох! Эти вечно раскрывающиеся объятия пионы
пахнули та-а-аким ароматом.
От них всегда кружится голова. Не оторваться,
если бы не услышала … пение.
Как они органичны эти «Поющие»!
Хотите услышать, какими трелями заливается
этот Соловушка-истинный безобразник и разбойник? Идите на выставку – услышите … от Николая Блохина!
Удивляюсь способности истинного мастера создавать настроение.
В этом есть какая-то тайна. Люся Воронова её не скрывает:
щедро, ярко, по-доброму её нам дарит.
Спасибо!
Работы Мити Тугаринова: язык пластики необычайно выразителен. Какая-то невероятная тайна обходиться без цветового многоголосья.
У Арсена Курбанова совершенно гениальный символ – ДвериI.
Его образы и сюжеты разве не врата в миры?
Как верно фото посетителя, вслушиваювщегося…
Татьяна Назаренко
Её откровение в потрясающей «росписи» времени (Время,1992) Памятна и мне жуткая безысходность собственная и того, кого держишь в объятиях.
На смену пришло следующее летоисчисление, сменившись совершенно обнажённым эпикурейством в «Строительстве дачи, 2008»
Что страшнее?
Скифы – великолепно! Но здесь личный интерес. Впрочем, восприятие настоящего искусства всегда чувственно, а потому личностно. Зародившись, в буквальном смысле, в Дигара, в чудном ущелье Кавказа, где затерялось некогда степное племя скифов-аланов, туда возвращалась всегда. Вот даже сейчас, когда так далека от любимой Осетии, я вновь там благодаря работам Хамида Савкуева. Интересно, сам мастер откуда родом? Позднее ближе ознакомлюсь. Спасибо ему.
Дорогая, Людмила, Людмила Васильевна! Спасибо за верность слову и внимание, с каким Вы всмотрелись в предложенные скромные фото прекрасных работ. Истинного ценителя отличает неравнодушие, творчество зрительское, умение со-пе-ре-жи-вать или проживать увиденное. Вспомнились строки Анчарова из Песни об органисте:
Бах сочинил
Я растревожил
Свинцовых труб
Ураган.
То, что я нажил,
Гений прожил,
Но нас уравнял
Орган.
Не так ли и мы – просто зрители – вступаем в сотворчество с Художниками, когда предоставляется возможность встречи.
Дорогая, Людмила Васильевна, благодарю Вас за Ваш талант зрителя и человеческую щедрость!