© 2014 galina peshel_1

Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель

В Выпуске 3 (36) 2013 журнала Известия Петербургского университета путей сообщения опубликована статья Наталии Тахтамышевой и Ольги Ящуржинской «Инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель», которой завершается своего рода «трилогия» под условным названием «Жизненные дороги инженеров-путейцев». Две предыдущие статья авторов можно прочитать на страницах блога, это Павел Григорьевич Таллако инженер путей сообщения и Инженер путей сообщения Георгий Степанович Тахтамышев.

 

Статья посвящена жизни и деятельности Ю. А. Пешеля (1881-1944), выпускника ИИПС 1904 года, талантливого инженера путей сообщения, руководителя и организатора железнодорожного транспорта, эмигранта первой волны. Впервые опубликованы новые сведения, фотографии и документы из государственных и семейного архивов.

В качестве эпиграфа к статье приведен отрывок из стихотворения В. Набокова: «…кто увидит родину, кто нет, кто уснет в земле нерусской». Эти горькие строки – о судьбе миллионов русских людей, оказавшихся после 1917 года на чужбине. Одним из них был инженер путей сообщения Юлиус Адольфович Пешель.

Юлиус Иммануил (или просто Юлиус) родился в посаде Клинцы Черниговской губернии 24 марта 1881 года в немецкой семье, считавшей своей родиной Россию, хотя супруги были прусскими подданными.  Отец Юлиуса Адольф Августович работал красильным мастеромна суконной фабрике и имел небольшую красильную мастерскую. С детства Юлиус был трудолюбив, обладал разносторонними способностями и тягой к знаниям. Окончил с золотой медалью гимназию в Киеве, прекрасно играл на виолончели. Выдержал конкурс в одно из самых уважаемых высших учебных заведений того времени – институт инженеров путей сообщения Александра I в Петербурге.

 

В июне 1904 года Юлиус Пешель получил диплом инженера, дававший «право составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при вступлении на государственную службу». К этому времени он уже был женат на В.В. Ящуржинской, дочери помощника классного наставника 2-й Киевской гимназии.

В ноябре 1904 года Пешель поступил на службу в Управление Санкт-Петербургской сети Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Начав со скромной должности чертежника, к 1907 г. Пешель становится начальником технического отдела и 2-м помощником начальника службы движения.

В январе 1909 г. Пешеля приглашают на строительство Северо-Донецкой железной дороги. Он переезжает в Харьков. Проектирует и строит важнейшую станцию Основа, единственную сортировочную станцию на дороге. Затем становится заведующим временным движением, а после окончания строительства, по приказу министра, – начальником службы эксплуатации и первым заместителем управляющего дорогой. Одновременно вторым заместителем назначается начальник службы тути П.Г. Таллако, давноий приятель Пешеля.

Краткий формат данной публикации не позволяет подробно рассказать о профессиональной деятельности и судьбе Юлиуса Пешеля. Однако следует сказать, что после 11 лет брака отношения его с супругой разладились, в 1915 году они расстались. Спустя некоторое время Юлиус Адольфович женился на дочери потомственного дворянина Марии Александровне Фриман, преподававшей в Харьковском институте благородных девиц, а Валентина Викторовна вышла замуж за Павла Григорьевича Таллако.

С началом войны объем необходимой работы и количество проблем резко возросли. Московско-Курская дорога, обязанная снабжать Вагонами Донецкий бассейн, оказалась не в состоянии выполнить эту задачу. В ноябре 1915 года Пешель был назначен членом комиссии (во главе с профессором Ю.В. Ломоносовым) по изучению положения дорог Московского узла, признанного крайне тяжелым и запущенным. Остановка движения на Московском узле грозила парализовать всю железнодорожную сеть страны. Для оказания помощи в разгрузке Московского узла МПС командировало двух крупных российских специалистов в области эксплуатации железных дорог – Б.Д. Воскресенского и Ю.А. Пешеля. Первый был назначен исполняющим обязанности начальника Московско-Курской, Нижегородской и Муромской казенных железных дорог, а второй – исполняющим обязанности начальника службы движения этих дорог.

В середине декабря 1915 г. Воскресенский и Пешель приступили к работе. С целью увеличения пропускной и провозной способности Московско-Курской дороги Пешелем в течение двух суток была выполнена перепроектировка 42 станций. Затем под его руководством начались работы по переустройству станций; они продолжались непрерывно (в две смены), включая будни и праздники. Несмотря на лютый мороз, метели и снегопады, удалось к 12 января удлинить пути на 42 станциях. Это стало возможным благодаря высокому профессионализму и мужеству работников дороги и, в первую очередь, руководителя работ – Ю.А. Пешеля.
Выбор МПС оказался правильным. В тяжелейших погодных условиях, при тридцатиградусных морозах, два инженера, Воскресенский и Пешель, сумели исправить ситуацию: пробки были ликвидированы, движение восстановлено, объем перевозимых грузов значительно увеличился. Московско-Курская железная дорога стала передавать на южные направления до 1500 – 1700 вагонов в сутки, тогда как ранее отправляла не более 700 – 800. Вернувшись в Харьков, Б.Д. Воскресенский и Ю.А. Пешель выступили перед служащими Северо-Донецкой и Южных железных дорог с докладом, в котором обобщили свой успешный опыт. Этот доклад был опубликован отдельной брошюрой.
Вскоре Общество Московско-Казанской железной дороги пригласило Воскресенского и Пешеля на службу. Борису Дмитриевичу предложили руководить дорогой, Юлиусу Адольфовичу – возглавить службу движения. Весной 1916 года Пешель переезжает в Москву.

Октябрьский переворот Юлиус Адольфович не принял. Он уезжает на юг России. В 1919 г. работает в Хозяйственно-техническом союзе освобожденных областей, размещавшемся в Ростове. Летом 1919 г. Пешель готовит аналитический обзор состояния сети железных дорог в пределах, занятых Вооруженными силами юга России. 29 сентября 1919 г. в Ростове, на общем собрании членов Хозяйственно-технического союза освобожденных областей, Пешель читает доклад «Современное положение железнодорожного транспорта». 6 октября 1919 г. Юлиус Адольфович повторяет чтение, на этот раз – на Совещании торгово-промышленных деятелей местностей, освобожденных от большевиков. Тогда же доклад был напечатан отдельной брошюрой (с большим трудом единственный экземпляр этого доклада удалось разыскать в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в США).

Яркий, умный, дельный доклад Пешеля не только содержит много интересной фактической информации. Юлиус Адольфович дает всесторонний анализ состояния транспорта и условий, в которых проходит работа дорог, а также предлагает ряд мер, необходимых, с его точки зрения, для восстановления дорог и транспорта. Болея всей душой за разоренные железные дороги, Юлиус Адольфович хотел добиться от промышленников и предпринимателей действенной помощи в деле восстановления транспорта. Но его усилия оказались тщетными: в конце октября началось победное контрнаступление красных войск.

В трудные для ВСЮР дни января – февраля 1920 года Пешель работает в Новороссийске в качестве особо уполномоченного Главного начальника военных сообщений (Начвосоглава) генерала Тихменева. Вместе с помощником Начвосоглава, инженером С.Н. Чаевым, и военным представителем Начвосоглава, генералом И.И. Каликсом, Пешель предпринимает решительные действия по разгрузке Новороссийского железнодорожного узла, на котором к концу декабря 1919 г. скопилось 4200 неразгруженных вагонов. Юлиус Адольфович берет на себя руководство всей операцией, включающей не только круглосуточную сброску двух тысяч вагонов и выставление части вагонов на петлю, но и укладку новых путей общей протяженностью в две версты. Для организации надлежащей охраны подвижного состава и складских помещений станции Черноморский губернатор предоставляет в распоряжение Ю.А. Пешеля офицеров охраны.

Служебная переписка Пешеля с генерал-лейтенантом Н.М. Тихменёвым и руководством Новороссийской военной базы ВСЮР, а также с английской военной миссией, протоколы совещаний, которые проводил и в которых принимал активное участие Пешель, показывают, сколь энергичной была его деятельность в этот период, какие непростые вопросы приходилось ему решать. Но все предпринятые меры имели лишь временный успех, белая армия терпела поражения и отступала. В начале марта 1920 года начинается эвакуация Новороссийска. В самые последние часы, когда красные войска уже входили в город, Юлиус Адольфович вместе с остатками армии Деникина покидает Новороссийск, навсегда простившись с родиной.


Начинаются тяжелые годы изгнания: сначала Константинополь, затем Париж. Работы для беженцев нет. Зарабатывать на жизнь Юлию Адольфовичу приходится игрой на виолончели в ресторанах. Этот его талант на долгие годы оказался более востребованным, чем знания и опыт инженера путей сообщения.
В январе 1923 г. Пешель, состоявший в Союзе русских дипломированных инженеров во Франции, участвует в заседаниях организационного комитета по созыву делегатского съезда русских инженеров за границей. Этот съезд проходил в Париже с 11 по 18 марта 1923 года. В значительной степени он был посвящен вопросам, связанным с экономическим восстановлением России. Никаких практических результатов это обсуждение, разумеется, принести не могло. Зато оно приносило инженерам, лишенным работы и оторванным от Родины, ощущение собственной значимости, причастности к судьбе России, давало возможность сохранить в эмиграции свою профессиональную идентичность.

После съезда, в период с 24 марта по 27 июля 1923 года, Пешель участвует в заседаниях ЦК Федерации союзов русских инженеров за границей, проходивших в Париже. В этих заседаниях принимали участие видные представители российской научно-технической интеллигенции. Многие из них были выпускниками и в прошлом преподавателями ИИПС; и вряд ли это можно объяснить случайным совпадением. Именно инженеры путей сообщения составляли элиту инженерного корпуса России, и горько сознавать, что эти замечательные специалисты вынуждены были навсегда покинуть родину.

Среди тем, обсуждавшихся на заседаниях ЦК, значатся не только внутренние вопросы, такие как учреждение Бюро Труда для обеспечения членов Союза работой, но и проблемы возрождения экономической жизни в России, а также более острые вопросы объединения и согласования действий в деле свержения большевистской власти в России. В 1923 году значительная часть эмигрантов еще питала иллюзии относительно возвращения на родину, свободную от большевизма. Это по сути единственное, достаточно косвенное упоминание о причастности Ю.А. Пешеля к политической деятельности в эмиграции.

Живя в Париже, Юлиус Адольфович не переставал упорно искать работу по специальности. Наконец, удача ему улыбнулась: его пригласили инженером в промышленную компанию, расположенную в Льеже. Этот бельгийский город стал его последним прибежищем: в нем Юлиус Адольфович прожил оставшиеся 19 лет своей жизни. Из ответа Льежского архива на посланный туда запрос стало известно, что умер Ю.А. Пешель 24 августа 1944 г., на 64-м году, не дожив две недели до освобождения города от фашистов. О последних годах его жизни почти ничего не известно. Обращения к русской общине Льежа, попытки узнать что-то у потомков эмигрантов первой волны успехом не увенчались: никто из них не помнит Юлиуса Адольфовича.

Из переписки с русскоязычными жителями г. Льежа выяснилось, что на кладбище Робермон, где покоится Пешель, захоронены многие участники местного сопротивления, расстрелянные гитлеровцами в 1944 г., незадолго до освобождения Льежа. Хотя Юлиусу Адольфовичу было уже за шестьдесят, он обладал таким стойким, твердым, бойцовским характером, что вполне мог участвовать в сопротивлении фашизму. Но никаких данных, подтверждающих или опровергающих эту версию, у авторов нет.
Этнический немец, всегда считавший себя русским, талантливый инженер, русский патриот, Ю.А. Пешель навсегда уснул в земле нерусской. Увидеть Россию, оставшихся там четверых детей ему больше не довелось.
——————————-
В тексте фото 1: Юлиус Адольфович Пешель Санкт-Петербург, около 1905 г., архив автора
Фото 2: Диплом Ю.А.Пешеля, архив автора
Фото 3: г. Харьков. Вокзал
Фото 4: П.Г. Таллако и Ю.А. Пешель
Фото 5: Новороссийский порт, март 1920 г.
Фото 6: Русские беженцы высаживаются в Константинополе, 1920 г. Источник
Фото 8: г. Льеж

Отзывов: 2

  1. Вера
    18.02.2014 в 07:19 | #

    Интересный материал и еще одно свидетельство утраты Россией замечательных специалистов, способных поддерживать стабильное развитие страны, вынужденных навсегда покинуть Родину.
    Грустное ощущение, что достойные люди не только уезжали из России, но и безвозвратно увозили с собой порядочное отношение к ней – субстанцию, которую невозможно отобрать на таможне. Затянутся ли когда ЭТИ «озоновые дыры»?

  2. Nathalie
    18.02.2014 в 13:15 | #

    Вера, Вы совершенно правы. И меня посещают подобные мысли.
    Лучших людей вынудили уехать из страны, оставшихся уничтожали. Эта генетическая «озоновая дыра» нескоро затянется. Должно пройти время, должны вырасти новые поколения, неравнодушные к своей стране и к ее истории.
    Наверное, мы все, каждый на своем месте, должны стараться делать, что можем, чтобы память о нашей истории не исчезла.
    Сердечное спасибо Вам за неизменное внимание!

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>