© 2019 galina reobrazenskij_ks_vas_1

Священник Преображенский Ксенофонт Васильевич

Шульгин Виктор Львович

Три поколения священников Преображенских
Священник Преображенский Василий Павлович

Второе поколение
Преображенский Ксенофонт Васильевич

Преображенский Ксенофонт Васильевич (1842 – 1919) родился в с. Морки Царевококшайского уезда в семье священника в 1842 г., закончил курс Казанской духовной семинарии по 2 разряду 15 июля 1864 г, рукоположен в сан 25 сентября 1866 года.
Несколько замечательных эпизодов из его жизни.

Сюжет 1-й

Ксенофонт Васильевич был определен на службу 2-ым священником Воскресенского собора уездного города Царевококшайска, главного собора города. При этом одновременно он был определен законоучителем в земское училище в деревню Вараксино, что в 1,5 км от города, входившую в приход Воскресенского собора.
Но менее чем через год службы (27 июля 1867 года) по собственному «прошению переведен в село Цибикнур Царевококшайского уезда (Подчёркнуто автором – Ш.В.Л.) с обязанием немедленно приступить к обновлению церкви«. Это было небольшое село примерно в 10 км от Царевококшайска. Современные краеведы характеризуют его следующим образом: на 66 дворов – 73 лошади и 120 коров. Урожаи низкие. Но в конце XIX в. зажиточные крестьяне села обзаводились редкой в то время домашней утварью: один из них приобрел самовар (1844 г.), другой купил керосиновую лампу (1890 г.), а кто-то – даже швейную машинку (1894 г.). Несмотря на то, что уже почти 10 лет существовало церковно-приходское училище, с кадрами там было не очень хорошо, и Ксенофонт Васильевич был назначен туда не просто законоучителем, как это было обычно, но и просто учителем. Вскоре он был избран председателем приходского Попечительства и прослужил в этом селе священником до 1871 г.

«А церковь этого села являлась древнейшим сельским каменным храмом на луговой стороне Марийского края, была построена в 1765 году купцом И.А. Пчелиным и во второй половине XIX века, конечно же, требовала ремонта и расширения. Для сбора средств на это благое дело было создано приходское попечительство, собравшее 2070 рублей. Большей частью эту сумму составили деньги, пожертвованные прихожанами, часть средств поступила от духовенства и верующих соседних сел. Ремонт церкви начался в 1868 году и продолжался около двух лет. В ноябре 1869 года инспектор Казанской губернской управы Загоскин в акте о приемке здания цибикнурского храма писал: «Все исправления у церкви и равно полы устроены прочно и правильно с употреблением материала надлежащего качества. При моем освидетельствовании могу заключить, что исправления произведены в церкви … добросовестно».

И уже в октябре 1870 г. благочинный округа испрашивал у Его Высокопреосвященства Архиепископа Казанского архипастырского благословения на освящение главного престола обновленной церкви. В резолюции Его Высокопреосвященства предписано: «Именемъ Господнимъ благословляется освятить церковь … и о послѣдующемъ донесть, при чемъ объяснить, чего стоило обновленіе церкви и какимъ образомъ изысканы на сіе средства«. Во исполнение этой резолюции подробный отчёт был представлен (и затем опубликован в Известиях по Казанской епархии). В нём частности было подробно расписано, сколько средств внесли сами прихожане за два года, сколько поступило от благотворителей, и сколько выручено других сумм, а именно: «чрезъ продажу разныхъ принадлежностей церковныхъ: 1) за проданныя съ торговъ сосновыя бревна, кои были вывезены прихожанами для постройки предполагавшейся новой церкви, выручено 149 р. 1 к., 2) чрезъ продажу прикладнаго холста, полотенцевъ, шерсти и льну 41 руб. 90 кон., 3) за проданную старую гнилую ограду и таковыя же рамы выручено 7 руб. 52 коп. и 4) чрезъ продажу стараго ненужнаго желѣза, стараго битаго кирпича и оставшейся въ излншествѣ извести выручено 37 р. 63 к. … Въ расходъ же употреблено на обновленіе всей церкви и деревянной рѣшетчатой ограды 2070 р. 59 ¼ к. За тѣмъ къ 1-му ноября осталось въ попечительствѣ наличныхъ денегъ 49 руб. 20 коп.«.

За понесенные труды всем членам приходского попечительства было объявлено архипастырское благословение через публикацию в «Известиях по Казанской епархии». Особым образом отметили заслуги священника Ксенофонта Преображенского, являвшегося председателем попечительства:
«При семъ благочинный засвидѣтельствовалъ предъ Его Высокопреосвященствомъ Архиепископом Казанским, что церковь цибикнурская своимъ обновленіемъ обязана болѣе всѣхъ приходскому священнику Ксенофонту Преображенскому, который, съ самого поступленія въ Цибикнуры, всецѣло посвятилъ себя на устройство этой церкви и въ три года съумѣлъ изыскать средства и привести эту церковь въ благолѣпный, обновленный видъ, и такимъ образомъ въ точности оправдалъ архипастырское къ нему довѣріе. Въ устройстве этой церкви священнику Преображенскому содѣйствовалъ болѣе всѣхъ старшина вараксинскаго волостнаго правленія Петръ Филипповъ Борисовъ, хотя онъ и не прихожанинъ этой церкви. Онъ Борисовъ, частію изъ усердія къ храму Божію, а частію изъ расположенія къ священнику Преображенскому, какъ бывшій прихожанинъ его, имѣющій вліяніе на часть цибикнурскаго прихода своими убѣжденіями и вразумленіями, а также и примѣромъ, пожертвовавъ отъ себя 5 рублей, сверхъ того снабжалъ попечительство своими деньгами, когда оно въ таковыхъ нуждалось, не желая, чтобы останавливались церковный работы«. И резолюцией Архиепископа Казанского от 24 ноября 1870 года «священнику Преображенскому, за его отлично усердную и разумную деятельность по возобновленію своей приходской церкви, преподать Божіе благословеніе и объявить благодарность епархіальнаго начальства. О чемъ и напечатать въ епархіальныхъ Извѣстіяхъ«.

Затем с 1871 до 1877 г. Преображенский Ксенофонт Васильевич был священником в селе Шингилей Царевококшайского уезда, а в 1877 г. переведен в родное село Морки, после кончины местного священника Василия Преображенского, его отца.

Морки. Краткая краеведческая справка
Село Морки – крупное село между Царевококшайском и Казанью (в 1904 году – 250 дворов; более 1750 прихожан). Кроме того к приходу относилось 13 окрестных деревень на расстоянии от 6 до 15 верст (от 9 до 150 дворов). Всего в приходе было более 8,5 тысяч прихожан. Причт: 3 священника, диакон и 3 псаломщика.
Дата образования села Морки относится к 1678 году. Оно располагалось в живописном месте. С восточной и юго-западной сторон села находился лес. В 1752 году на самом высоком месте на средства прихожан была построена деревянная церковь.

Фото 1. Церковь Богоявления с. Морки

Село славилось базарами. Через Морки ежедневно проезжали по 100-200 подвод из Уржумского уезда в Казань и обратно.
В 1819 году было построено каменное здание Богоявленской церкви. Под руководством священника Якова Андриянова в с. Богоявленском, Морки тож, в июле 1820 года было возведено приходское училище. В 1822 году в училище обучались 11 мальчиков, 3 девочки. 22 сентября 1841 года барон Афон Келляре приходскому училищу передал собственный дом.
В 1824-1829 годах в школе обучение не проводилось. В 1843 году учителем стал работать Василий Павлович Преображенский, в совершенстве владевший марийским и чувашским языками. Моркинское приходское училище было первой школой Царевококшайского уезда, открытой в сельской местности.

В 1859 году в с. Богоявленском (Морки) числилось 27 дворов, проживали 74 мужчины, 98 женщин (за неполных 50 лет, к 1904 г., население села вырастет в 10 раз – примеч. Ш.В.Л.). В начале 60-х годов XIX в. был открыт медпункт. В 90-х годах XIX века врачебный совет предложил открыть сельскую лечебницу в Морках. Приемный покой в села стал лечебницей, где размещалось 8 коек. В ней работали один врач и три работника со средним медицинским образованием. В 1907 году построены амбулатория и стационар, который в 1915 году был расширен до 20 коек.
В 1909 году при Моркинском двухклассном училище открылось ремесленное отделение.

Сюжет 2-й

Ксенофонт Васильевич с 1878 года стал помощником благочинного и духовником 2-го благочинного округа (1879-1884), а в 1884 г. был избран благочинным этого округа.
И вот поворот. В 1889 году «Указом Казанской Консистории был перемещен к Царевококшайскому собору на вакансию протоиерея (т.е. «с повышением» – примеч.Ш.В.Л.), но по собственному прошению оставлен на настоящем месте», в своем родном селе.
И протоиереем он был утвержден только через 8 лет – в 1897 г.
Священником в родном селе Морки Ксенофонт Васильевич оставался до окончания своего служения и там же жил уже и заштатным протоиереем «с 19 сентября 1914 года, когда он был переведен за штат в связи с возрастом (батюшке было тогда уже 72 года). При этом протоиерей Ксенофонт продолжал неустанно трудиться на пользу Бога и ближних, совершал богослужения и требы. Последнее из обнаруженных к настоящему моменту упоминаний о служении батюшки в Богоявленском храме села Морки относится к 26 апреля 1918 года«.
По семейным источникам Преображенский Ксенофонт Васильевич умер 13 января 1919 г.

Сюжет 3-й

Послужной список каждого священника приводился в ежегодных клировых ведомостях по установленной форме. Одна из граф формы с данными о священнослужителях церкви называлась «Кто кому в каком родстве». И для Преображенского Ксенофонта Васильевича в клировых ведомостях за 1895 год указано, что «со священником Александром Покровским в родстве второй степени». Благодаря архивным находкам одного из авторов-гостей «Фотопрогулок» – Елены Веденской, это родство было выявлено. Сестра Ксенофонта Васильевича Преображенского Александра Васильевна была женою священника с.Морки Покровского Александра Васильевича.
В графу «О походах против неприятеля» также вносились сведения о том, «не было ли каких особых поручений или отличий». И в 1912 году значится:
1. «По случаю 35-летия службы в сане священника с разрешения его Высокопреосвященства имеет наперсный крест с украшениями, поднесенный духовенством местного благочиния в 1901 году».
2. «С разрешения преподобного Алексия от 28 мая 1909 года по случаю 25-летия службы в должности благочинного поднесен образ Спасителя в сребропозлащенной ризе и адрес».
Все прочие (обычные) награды указывались в основной графе о служебных назначениях.
Список Ксенофонта Васильевича Преображенского:
благодарность епархиального начальства – 1871; набедренник – 1875; скуфья – 1880; камилавка – 1886; денежная награда (за служение в начальном училище) – 40 р. – 1885; наперсный крест – 1892; орден Св. Анны 3-ей степени – февр. 1892; возведение в сан протоиерея – 1897; орден Св. Анны 2-ой степени – 1902; орден Св. Владимира 4-ой степени – 1908; Серебряная медаль в память Императора Александра III; Серебряная на двойной Владимирско-Александровской ленте медаль в память 25-летия церковных школ.

Фото 2. Ксенофонт Васильевич Преображенский

Другие сведения.
Один из столбцов клировых ведомостей озаглавлен: «Кто как знает чтение, пение, катехизис: …кто сколько в год проповедей говорил». В нем запись за 1895 г.: «Сказано 8 проповедей на русском языке, 3 – на черемисском (марийском) языке. Кроме того весьма чисто поучает из печатных книг».
В разные годы – депутат на уездных земских собраниях.
На сайте Йошкар-Олинской и Марийской епархии в разделе «История Православия в Марийском крае», в котором есть статья «Преображенский Ксенофонт Васильевич». В этой статье читаем: «Не оставлял отец Ксенофонт и педагогической деятельности, был заведующим и законоучителем Старо-Заводской церковно-приходской школы, Тыгды-Моркинской школы грамоты, Моркинского двухклассного училища, Варангушской школы Братства святителя Гурия, законоучителем и учителем училищ в Морках и Кинере, попечителем Моркинского мужского училища». В этой же статье приводятся восторженные отзывы коллег о его священническом служении, об отношениях с прихожанами, и о попечении о храме.

Фото 3. Ксенофонт Васильевич Преображенский с учениками

Проживал в собственном доме. По данным на 1895 г.: «Имеется в с. Морковъ ветхий дом стоимостью 200 р. на церковной земле». По данным на 1904 г.: усадьба – 2,2 десятины; вместо земли – руга 1 руб. с венца. Жалование штату: священники получали по 300 руб./в год; диаконы – по 150 руб.; псаломщики по 100 руб. По данным на 1912 г.: «Имеет деревянный ветхий дом на церковной земле, стоящий около 300 р.; другой дом деревянный, стоящий на церковной земле принадлежит его жене, стоит около 500 р.».

Фото 4. Дом священника К.В. Преображенского

Небольшой комментарий-вопрос от автора: на фото-6 – дом Ксенофонта Васильевича Преображенского в Морках. Явно, что это вид с улицы. Перед домом располагается группа лиц на крыльце. (Ксенофонт Васильевич – в дальнем ряду крайний слева со светлой бородой). Но это не крыльцо, на которое можно выйти из дома; за спинами людей – окно, а двери нет. На это «крыльцо» можно подняться только с улицы и посидеть на этом «балконе», беседуя или наблюдая за происходящим на улице. И, вероятно, то же самое «крыльцо» попало на следующее фото.

Фото 5. Ксенофонт Васильевич с одним из внуков
(сер. 1900-х гг.)

В 2012 году в Йошкар-Оле Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории издал историко-биографические очерки «История Марийского края в лицах. ХIV-ХХ вв.». В книге есть очерк посвященный Преображенскому Ксенофонту Васильевичу. Его автор сотрудник института Ю.В. Ерошкин.

Семья
Жена: Преображенская Олимпиада Ивановна (~1847 – 13.04.1914).
Дети (на 1895 г.):
- Варвара – 28 лет (~1867 г.р.) – окончила Казанское женское духовное училище; учительница Морковского женского училища;
- Николай – 25 лет (1870 г.р.), священник с. Шихазды Казанского уезда;
- Зинаида – 23 года (27.09.1872), в 1895 г. замужем за 2-м священником с. Кузнецова Царевококшайского уезда Азановским Алексеем Петровичем (1872 – позже 1925); дочь Елена – 1 год (21.09.1894).

В 1912 году Азановский Алексей Петрович был уже протоиереем в Воскресенском соборе Царевококшайска, а Елена обучалась в Казанском Родионовском институте благородных девиц. Подробнее об Азановском Алексее Петровиче – в статье блога: Азановские – священнослужители Казанской губернии.
- Сергей – 16 лет (~1879 – позже 1934), в I-м классе Казанской духовной семинарии, в 1905 г. окончил курсы в Казанской духовной академии, в 1912 г. состоит преподавателем в Смоленской мужской гимназии.
- Вера – 9 лет (~1886 г.р.), ученица местного училища.

Фото 6. Олимпиада Ивановна Преображенская (предположительно)

Фото 6. Варвара Ксенофонтовна Преображенская

Фото 7. Елена Алексеевна Азановская (в зам. Трапезникова)

Фото 8. Сергей Ксенофонтович Преображенский

Фото 9. Семья Преображенских в Морках

К сожалению, плохая сохранность снимка не позволяет рассмотреть всех участников этой съёмки; если кто-то узнает кого-либо на снимке, прошу сообщить.

———————————-
[1]. Известия по Казанской епархии, 1877, № 14, с.386.
[2] НА РТ, ф.4 оп.78, д.225, л.93об-94. Клировая ведомость (далее КВ) Богоявленской церкви с. Морки Царевококшайского уезда за 1846 г.
[3] Биографические справки (краткие) о Преображенском В.П. и Преображенском К.В., составлены о.Леонтием, священником Богоявленской церкви с. Морки для истории приходского храма.
[4] НА РТ, ф.4 оп.107, д.26, л.1096об-1097. КВ Богоявленской церкви с. Морки Царевококшайского уезда за 1875 г.
[5] Марийский археографический вестник, № 19. Йошкар-Ола, 2009, 288 с.(с. 279).
[6] Известия по Казанской епархии, 1893, № 1, с.46.
[7] НА РТ, ф.4, оп.127, д.9, л.645об-646. КВ Богоявленской церкви с. Морки Царевококшайского уезда за 1895 г.
[8] Известия по Казанской епархии, 1867, №17, с.476.
[9] История сел и деревень Республики Марий Эл. Медведевский район. Йошкар-Ола. 2003.
[10] Известия по Казанской епархии, 1871, № 9, с.262-264.
[11] НА РТ, ф.4, оп.144, д.140, л.1337об-1338. КВ Богоявленской церкви с. Морки Царевококшайского уезда за 1912 г.
[12] Ерошкин Ю. «Преображенский Ксенофонт Васильевич», сайт Йошкар-Олинской и Марийской епархии, раздел «История Православия в Марийском крае». Источник
[13] История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. Йошкар-Ола. 2006.
[14] Справочная книга Казанской епархии. Изд. Казанской духовной консистории. Казань, 1904. – 798 с., XXIX с.
[15] «Семейные святцы». (Месяцеслов 1803 года с рукописными календарными записями о датах рождений, бракосочетаний, смертей, назначений и др. в семьях Мешковых, Хрисогоновых, Преображенских с 1841 по 1943 г.г.). – 260 с. Семейный архив Смеловой (Черкасовой) И.П. (г. Арск).
[16] Ерошкин Ю.В. «Преображенский Ксенофонт Васильевич», в сб. История Марийского края в лицах. ХIV- ХХ вв. (историко-биографические очерки). Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2012 г., с. 214-218 (392 с.).
[17] Семейный архив Смеловой (Черкасовой) И.П. (г. Арск). Фотографии и Документы.
[18] На фото, предпосланном статье, Преображенский Ксенофонт Васильевич (1842-1919); снимок прислан из Богоявленского храма с. Морки.
[19] Приведённые фотографии получены из фондов музея Истории города Йошкар-Олы (фото 2), из собрания Богоявленского храма с. Морки (фото 3, 9), с сайта Моркинской библиотеки (фото 1), а также из семейных архивов Сабитовых-Преображенских, Йошкар-Ола, Смеловой И.П., Арск, Преображенской Э.Л., Волгоград

Один отзыв

  1. Наталья
    09.07.2023 в 21:35 | #

    Известно, что дочь Вера Ксенофонтовна вышла замуж за лесничего Венецкого лесничества Жукова Василия Михайловича. В 1910 г. она родила дочь Тамару. Одним из воспреемников был Сергей Ксенофонтович Преображенский, преподаватель Смоленской гимназии.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>