© 2019 galina preobrazenskij_n_k_1

Священник Преображенский Николай Ксенофонтович

Шульгин Виктор Львович

Три поколения священников Преображенских
Священник Преображенский Василий Павлович
Священник Преображенский Ксенофонт Васильевич

Третье поколение
Преображенский Николай Ксенофонтович
(1870-1943)

Преображенский Николай Ксенофонтович родился в с. Цибикнур Царевококшайского уезда 02.07.1870 г. в семье священнослужителя. Закончил курс Казанской духовной семинарии по 2 разряду в 1894 г. В сане с 1894 г. [4].
Сочетался браком с Хрисогоновой Верой Михайловной 09.11.1894 г.

Преображенский Н.К. и В.М. (ур. Хрисогонова)
(вероятно, снимок сделан после бракосочетания) 1894 г.

Служение свое начал священником в с. Шихазды Казанского уезда (с 1894 по 1906 г.), был законоучителем местной школы (80 детей).

Краеведческая справка от 1904 г.
Село Шихазда Казанского уезда располагалось в 30 верстах от Казани, имело 85 дворов – 500 прихожан. Кроме того к приходу относились еще 6 деревень на расстоянии от 1 до 9 верст, общим числом в 270 дворов – ещё 1500 прихожан.
Годовое жалование составляло: священнику – 160 руб.; псаломщику – 53 руб.; должность диакона была вакантна.
Усадьба – 3,6 десятины земли; лугов – 5 десятин; пахоты – 60 десятин (из них 52 в пользовании причта и 8 в пользовании церкви); ружный сбор – по 1 пуду ржи и гречи с венца (это в самом селе); Кроме того от деревень ружный сбор составлял по 1 пуду ржи и по 1 пуду овса с венца.

С 1906 г. по 1924 г. Николай Ксенофонтович состоял священником Входо-Иерусалимской церкви при Богородице-Сергиевском черемисском женском монастыре г. Царевококшайска. Монастырь занимал целый квартал между нынешними улицами Советская, Маркса, Пушкина, Чернышевского).

Богородице-Сергиевский черемисский женский монастырь г. Царевококшайска (нач. ХХ в.) [14]

У  стен Богородице-Сергиевского монастыря, г. Царевококшайск
Дети Николая Ксенофонтовича Преображенского с приятелями, ~ 1910-1911 г.

Исполнял должности на 1912 г.:
- член и казначей местного отделения Казанского епархиального училищного совета с августа 1907 г.;
- заведующий и законоучитель монастырской 2-х классной школы с 1907 г.;
- законоучитель Ноля-Вершинского земского училища и приходского училища Министерства народного просвещения с 1907 г.;
- депутат по размежеванию церковных земель с 1909 г.

Награды: Набедренник – 1900 г.; Скуфья – 1908 г.; Медаль Красного Креста – за участие в деятельности Красного креста в русско-японскую войну 1904-1905 гг.; Медаль в память 25-летия церковно-приходских школ; Памятный юбилейный знак «В память 300-летия Царствования Дома Романовых» (этот знак сохранился у нас в семье, но мы не знаем, был ли им награждён Николай Ксенофонтович, или его отец Ксенофонт Васильевич).

В дальнейшем из переписки с о. Александром к биографии Преображенского Николая Ксенофонтовича добавилось:
- во Входо-Иерусалимской церкви Царевококшайска он прослужил до 1924 года;
- с 1915 г. преподавал Закон Божий в Царевококшайской низшей ремесленной школе;
- в мае 1913 г. награжден Камилавкой, в апреле 1918 г. – наперсным крестом;
- в сентябре 1922 г. возведен в сан протоиерея.

Семья
Жена Вера Михайловна – род. 01.08.1873 (дата указана и в семейных записях и в копии свидетельства о рождении, а вот в клировых ведомостях за 1912 г. указано – 01.08.1874).
Дети (на 1912): Варвара (27.11.1895 – ~1979) – обучается на высших женских курсах;
- Мария (13.01.1898 – 1963) – обучается в Царевококшайской женской гимназии;
- Борис (11.04.1900 – 1938) – обучается в Казанском духовном училище;
- Лев (14.01.1902 – 1986) – обучается в городском училище;
- Петр (23.03.1905) – (умер 24.03.1917 от дифтерита);
- Николай (15.07.1907 – 1972);
- Олимпиада (10.07.1912 – 1982).

Преображенский Николай Ксенофонтович (стоит в центре) со своим отцом, Ксенофонтом Васильевичем (сидит) и детьми: Львом, Марией, Борисом, Николаем, Петром, Варварой; (сидит их кормилица), ~ 1910 г., предположительно в Морках у Ксенофонта Васильевича

«Лесенка» Преображенских (~ 1909 г.), – дети Преображенского Николая Ксенофонтовича (слева – направо): Варвара, Мария, Борис, Лев, Пётр, Николай.

(«Склейка» – фотомонтаж из двух снимков с последующей печатью отпечатка проведён ещё в те годы; сохранился и первоначальныйотпечаток, на котором лицо правого малыша оказалось смазанным, его пришлось подставлять с другого снимка и делать монтаж).

«Лесенка» Преображенских (~ 1913 г.), – дети Преображенского Николая Ксенофонтовича (слева – направо): Олимпиада, Николай, Пётр, Лев, Борис, Мария, Варвара

Преображенская (Хрисогонова) Вера Михайловна –
жена Николая Ксенофонтовича, (Царёвококшайск, 4 мая 1916 г.)

В 1921 г. дом Преображенских в Краснококшайске (так тогда стал называться Царевококшайск) национализирован, семья переселилась в деревню Гомзово (в настоящее время эта деревня находится в составе города Йошкар-Олы).

Преображенские Вера Михайловна и Николай Ксенофонтович
(без даты, ~ конец 1920-х гг.)

А вот уже запись из семейных документов его жены Веры Михайловны: «24 декабря 1923 года был заключен в тюрьму муж мой … безо всякой вины по ложному обвинению, якобы как контрреволюционер. Просидел 3 ½ недели и был выпущен безо всякого суда«.
30 сентября 1933 Николай Ксенофонтович вступил в должность священника в Чулпанове (Арского района), затем нёс служение в самом Арске, куда в середине 1937 года перебралась семья его дочери Марии Николаевны Черкасовой (урожд. Преображенской).

Преображенские Вера Михайловна (сидит слева) и Николай Ксенофонтович (сидит справа) с семьёй своей дочери Марии Николаевны Черкасовой (Преображенской), – 2-я слева; Черкасов Пётр Порфирьевич (её муж – стоит слева); стоит справа – Преображенская Олимпиада Николаевна – младшая дочь Преображенских; 1932 г., Хвалынск

В Казанском архиве (НА РТ) в фонде Р-1172 (Казанский епархиальный совет, 1917-1939) есть дело (д.1327) с послужным списком протоиерея Никольской церкви села Чулпанова Преображенского Николая Ксенофонтовича от 1934 г. Из него в биографию добавилось:
«В сан протоиерея возведён 25.09.1922 Викарием Казанским Епископом Афанасием.
Священным синодом ко дню Св. Пасхи 1930-го года награждён крестом с украшениями.
«Состоял членом Епархиального управления Мари области с 1922 по март 1931 г.
С октября 1925 года служил вольнонаёмным псаломщиком Троицкой церкви в г. Йошкар-Ола по 30-е апреля 1931 года. На настоящее место (в село Чулпаново) определён митрополитом Алексеем 25 сентября 1933 года. В 1922 году вступил в обновленчество (как и весь клир Входо-Иерусалимской церкви, а сам Сергиево-Богородицкий монастырь был ликвидирован Советской властью в 1921 году). В староцерковничество не переходил«.

В столбце «Был ли за штатом или без места»: указано: «В 1925 г., в марте, как обновленец, вынужден был оставить приход, и по октябрь 1925 года был без места. 30 апреля 1931 года службу вольнонаёмного псаломщика оставил за выездом в другой город и жил иждивенцем до поступления на настоящее место по прошению» (т.е. до сентября 1933 г.).

По воспоминаниям его внучки, Пегусовой (урожд. Преображенской) Тамары Борисовны какую-то часть этого периода (1931-1933) Преображенские Николай Ксенофонтович и Вера Михайловна жили в Казани, в семье своего сына Бориса.

Николай Ксенофонтович Преображенский, 1933 г., Чулпаново
Вера Михайловна Преображенская, май 1936 г.

Никто из сыновей Николая Ксенофонтовича священнослужителем не стал, да и дочери выходили замуж не за лиц духовного звания. Все дети Преображенских Николая Ксенофонтовича и Веры Михайловны были очень дружны и поддерживали тесное общение, хотя и жили в разных городах. Постоянно переписывались, собирались на семейные сборы (чаще всего в Арске).
Николай Ксенофонтович умер 27.06.1943 года в Арске, где и похоронен на старом кладбище.
Отдельного описания заслуживает жизнь и увлечения Веры Михайловны Преображенской (Хрисогоновой), жены протоиерея Николая Ксенофонтовича Преображенского.

Преображенская (Хрисогонова) Вера Михайловна (01.08.1873 – 25.03.1948) – родилась в семье мелкого казанского чиновника Хрисогонова Михаила Андреевича (подробно о его биографии см. статью – Хрисогонов Михаил Андреевич – чиновник Казанской губернии), в 1883 году была зачислена в 1-й класс Первой Казанской женской Мариинской гимназии.
09.11.1894 г. Вера Михайловна вышла замуж за выпускника Казанской семинарии Николая Преображенского. По семейным преданиям их родители были знакомы с 1850-х годов, когда вместе учились в Казанской духовной семинарии, и были близкими приятелями.

Большая удача, что удалось собрать крупицы воспоминаний тех людей, кто помнил Николая Ксенофонтовича и Веру Михайловну. Наиболее интересные из этих свидетельств предлагаются вашему вниманию.

Из воспоминаний внучки Преображенских Николая Ксенофонтовича и Веры Михайловны: «Мамина мама Хрисогонова Вера Михайловна была видная и красивая, а дедушка рыжий и некрасивый (я рыжим его уже не застала, для меня он был седой и очень милый). Дедушка очень любил бабушку и всю жизнь за ней ухаживал, как говорится, носил на руках. Вера Михайловна (по словам папы) была даже более верующей, чем дедушка. (А вот это просто замечательно – в памяти закрепилось, что бабушка была более верующей, чем её муж, который был священником – удивление автора – Ш.В.Л.). И в церковь ходила регулярно, и все законы выполняла строго. У них ведь было, слава Богу, детей куча, и ей хватало забот с ними…. Дедушка Николай Ксенофонтович был покладистый, абсолютно непьющий, но, не смотря на это, его постоянно приглашали в пьющие компании, и он там никому не мешал. Бабушка в жизни никогда ничего не делала по дому (даже при советской власти), делали или прислуга, или дедушка. Он и посуду мыл и т.д., а Бабушка воспитывала детей и играла с ними«.

Николай Ксенофонтович Преображенский, после 1937 г., Арск

Один из сыновей Веры Михайловны — Преображенский Лев Николаевич — в своих письмах вспоминает семейные рассказы: «Я знаю, что в Шихазде мама занималась медициной и лечила крестьян, которые к ней ходили сами и приносили детей«. (Не так просто поверить, но гимназическое образование давало базис и для таких занятий – примеч. автора –Ш.В.Л.). «В девичестве считалась вольнодумицей, курила, клала ногу на ногу (это страшное дело для барышни), лечила (немного) крестьян, когда они ездили в деревню, в Шихазду. Но до самой смерти оставалась барыней… Бабушка собирала коллекции марок, денег, перьев для ручек, умела фотографировать, шить обувь, рисовать на фарфоре, делать кукол«.

Вера Михайловна Преображенская, 1941 г.

И небольшое отступление автора о ценности деталей. Об увлечениях и умениях Веры Михайловны вспоминают многие, в том числе о том, что она умела шить обувь.  Какую обувь? С позиции сегодняшнего читателя – что-то простое, тапочки или что-то подобное. Но вот еще одно письмо, от Мухамедовой Л.А., (подруги другой внучки по Арской школе): «Она умела рисовать по фарфору, по сапожному делу тоже была мастерица. Она «сшила» туфли Марии Николаевне (своей дочери, в 1922 г.) на свадьбу, времена были тяжелые в то время«.
Вот так! Ни много, ни мало – туфли к свадьбе! Спасибо, за такие детали – от автора, … и она продолжает: «Много внимания нам уделяла мама Марии Николаевны, Вера Михайловна. Она научила нас играть в крокет, и многому другому. Она умела всё: она была прекрасным фотографом (фотоаппарат был на трех ножках), сама ретушировала фотографии. А Николай Ксенофонтович умел вышивать. Он вышил крестом платье старшей внучке. Очень интересные были люди«.

Ещё эпизод. Другая внучка Николая Ксенофонтовича Пегусова (урожд. Преображенская)  Тамара Борисовна вспоминает: «Мне, наверное, было лет 5-6 (то есть, где-то в 1933-1934 г. – примеч. Ш.В.Л.). Это было в Чулпаново, когда там служил дедушка Николай Ксенофонтович. На пасху его дети приезжали к ним, со своими детьми, т.е. с нами. Домик, где они жили, был маленький, а приезжало много народу, и все размещались на ночёвках у прихожан. Когда дедушка уходил на служение, с ним в церковь уходили все взрослые, а нас собирали всех в один дом. У бабушки Веры Михайловны была очень широкая кровать, и нас, малышей, укладывали поперёк кровати. … Приходя из церкви, дедушка брал яичко свячёное, которое висело в бумажной сеточке около икон, чистил его и резал на столько частей, сколько было народа, включая нас, детвору. Все съедали этот крошечный кусочек яичка, и только после этого начинали завтрак«.
Смелова И.П. делает к этому рассказу такое добавление: «Традиция разрезать яичко на части по числу членов семьи, т.е. разговляться в честь пасхи сохранилась у нас в семье до сих пор. Так было в моём детстве, так соблюдается и у нас в семье. Это, чтобы все члены семьи были дружными и едиными, как дольки одного яйца«.

И ещё одно семейное воспоминание-предание от внучки Николая Ксенофонтовича Эльвиры Львовны Преображенской. В год своего 50-летия (в 1952 г.) сын Николая Ксенофонтовича Преображенского – Лев Николаевич приехал из Сталинграда в город своего детства и юности, в Йошкар-Олу (бывший Царевококшайск).  Приехал со своей дочерью (Эльвирой), племянницей Ириной Черкасовой (в дальнейшем, в замужестве, Смеловой) и другими родными. Пришёл к своему дому. Дом еще стоял, хотя там и жили другие люди.

Николай Ксенофонтович Преображенский с внуком Алексеем, 1942-43 г. (последнее фото)

И Лев Николаевич рассказал родным такую историю. «У Преображенских Веры Михайловны и Николая Ксенофонтовича первыми родились 2 дочери: Варвара (в 1895 г.) и Мария (в 1898 г.). Когда же у них родился первый сынорис, в 1900 г. – Ш.В.Л.), то Николай Ксенофонтович рядом со своим домом посадил молодой дубок. И потом, каждый раз при рождении сыновей (Льва, Петра, Николая) он сажал по молодому дубку«.  И через полвека (в 1952 году) рядом с их бывшим домом высились замечательные дубы, рассказывала ещё через полвека Эльвира Львовна.
(Сколько дубов было посажено именно рядом с Царевококшайским домом сейчас уже неизвестно: один – так как там родился только младший сын, или четыре, потому что их подсаживал-пересаживал Николай Ксенофонтович, сейчас уже никто не скажет, хотя, наверно, это и не так важно; важно, что дубки росли и крепли рядом с домом вместе с сыновьями – примеч. Ш.В.Л.).
———————————-
[1] Справочная книга Казанской епархии. Изд. Казанской духовной консистории. Казань, 1904. – 798 с., XXIX с.
[2] «Семейные святцы». (Месяцеслов 1803 года с рукописными календарными записями о датах рождений, бракосочетаний, смертей, назначений и др. в семьях Мешковых, Хрисогоновых, Преображенских с 1841 по 1943 г.г.). – 260 с. Семейный архив Смеловой (Черкасовой) И.П. (г. Арск).
[3] Семейный архив Смеловой (Черкасовой) И.П. (г. Арск). Фотографии и Документы.
[4] НА РТ, ф.4, оп.144, д.140, л.1226об-1227. КВ Входо-Иерусалимской церкви г. Царевококшайска за 1912 г.
[5] Справочная книга Казанской епархии. Изд. Казанской духовной консистории. Казань, 1909. – 776 с., XXIV с.
[6] Жирнов А. (отец Александр, диакон, Йошкар-Олинская епархия). Из переписки с Шульгиным В.Л., январь 2009.
[7] НА РТ, ф. Р-1172, оп.3, д.1327, л.1-2. – Послужной список Казанской митрополии Никоольской церкви села Чулпанова Арского района протоиерея Н.К. Преображенского за 1934-й год.
[8] Исторический очерк Казанской Мариинской женской гимназии за 25 лет её существования (1859-1884). Казань. 1884. – 233 с. Приложение. Список учившихся и учащихся.
[9] Преображенский Л.Н. (г. Волгоград). Воспоминания, написанные в его письмах Смеловым из Волгограда в Арск, 1979 г. Семейной архив Смеловой (Черкасовой) И.П. (Арск).
[10] Смелова (Черкасова) И.П. (г. Арск). Воспоминания, написанные в её письмах Шульгиным в 2006-2019 г.г. Семейный архив Шульгина В.Л. (Москва).
[11] Мухамедова Л.А. (Казань). Воспоминания, написанные в её письмах Шульгину В.Л. в 2010 г.
[12] Пегусова (Преображенская) Т.Б. (г. Камышин). Воспоминания, написанные в её письмах Шульгину В.Л. в 2010 г.
[13] Преображенская Э.Л. (Волгоград). Воспоминания. (Устные, с её слов записанные Шульгиным В.Л. в Москве), 2009 г.
[14] Фото получено из фондов музея Истории города Йошкар-Олы.
[15] Приведённые фотографии получены из семейных архивов Смеловой И.П., Арск, Ивановых Н. и В., г. Мытищи, Московская обл., Преображенской Э.Л., Волгоград, Бойковой М.А., г. Люберцы, Московская обл. Большинство фотографий выполнены самой Верой Михайловной Преображенской.
[16] На фото, предпосланном статье, Николай Ксенофонтович Преображенский, 1932 г., Хвалынск.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>