© 2013 galina tachtamishev_1

Инженер путей сообщения Георгий Степанович Тахтамышев

«ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ ТАХТАМЫШЕВ» – под таким заголовком в выпуске 1 (34) 2013 журнала Известия Петербургского университета путей сообщения опубликована статья Наталии Тахтамышевой и Ольги Ящуржинской. Ранее читатели блога могли познакомиться с первой статьей этих авторов, посвященной инженеру путей сообщения Павлу Григорьевичу Таллако. Там же дана краткая характеристика журнала, в котором напечатаны обе статьи. С любезного разрешения авторов привожу изложение статьи.

Статью предваряет краткое введение:
Имя Георгия Степановича Тахтамышева известно историкам железнодорожного транспорта по событиям 1917 года: две недели в июле он был министром путей сообщения России в составе Временного правительства; в разные сроки, в целом около полугода, занимал должность товарища (заместителя) министра путей сообщения. Он был в этой должности и в момент хорошо известного ареста правительства во время захвата власти большевиками. Тогда он не был арестован, поскольку не был министром, но его судьба в дальнейшем сложилась гораздоо трагичнее судьбы арестованного министра А.В. Ливеровского.
Цель настоящей статьи – осветить неизвестные ранее страницы жизни этого незаурядного, яркого человека, талантливого инженера и организатора, незаслуженно забытого выпускника Института инженеров путей сообщения 1901 года.

Георгий Степанович Тахтамышев родился 18 апреля 1874 года в семье дорожного мастера Курско-Харьковско-Азовской железной дороги Степана Антоновича и супруги его Евдокии Георгиевны, выходцев из крестьян, мечтавших дать сыну хорошее образование.
В августе 1886 года Георгий был принят в первый класс Белгородской классической гимназии, в которой хорошо и с увлечением учился. Кроме обязательных предметов –  математики, астрономии, физики, литературы, истории – увлекался эстетикой, искусством, самостоятельно обучился игре на флейте, устраивал у себя дома театральные постановки.
Ранняя смерть отца от чахотки положила конец материальному благополучию, но рано проявившиеся характер и упорство позволили Георгию продолжить обучение в гимназии, зарабатывая на жизнь частными уроками.

В 1894 году, окончив гимназию, Георгий Тахтамышев поступает в Петербургский университет, но через год оставил университет и поступил в Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I.
Годы учебы в институте были напряженными, насыщенными множеством увлечений (театры, музеи, увлечение музыкой и архитектурой). Частные уроки позволили ему отказаться от помощи матери, отказывавшей себе во всем ради возможности дать образование сыну. Выработанная Георгием собственная метода подготовки по учебным дисциплинам позволяла успешно учиться, несмотря на загруженность репетиторством. Особо нравился ему курс мостов, который читал профессор Л.Ф. Николаи.
Не избежал активный студент Тахтамышев участия в революционном движении, которым он увлекся, не в одну из партий, однако, не вступая. Он видел смысл революции не в терроре и экспроприации, а в борьбе за справедливость, за благо России. Георгий Степанович умел говорить пламенно и убежденно, это сделало его любимым оратором на студенческих сходках. За революционную деятельность Тахтамышев был исключен из института, однако через полтора года администрация института предоставила ему возможность окончить институт и получить диплом инженера путей сообщения.

31 декабря 1901 года Георгий Степанович получил диплом и в январе 1902 был зачислен в Правление Владикавказской железной дороги (Санкт-Петербург) на должность инженера-конструктора по проектированию моста через Дон в Ростове. Первый арест и увольнение в конце 1902 года «за солидарность с бастующими рабочими и публичное выражение порицания Правлению».  Затем недолгий период спокойной, благополучной жизни в Славянске Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги (весна 1903 года), место помощника начальника участка службы пути по новым работам. Георгий Тахтамышев с воодушевлением занят интересной работой. К этому времени он уже женат на Варваре Александровне (урожденной Кононович), в семье подрастают сыновья Борис (1902), Сергей (1904) и Георгий (1905). Декабрь 1905 года прервал мирную жизнь семьи. Георгий Тахтамышев вновь арестован, помещен в одиночную камеру тюрьмы в Белгороде, откуда через месяц выходит под залог, внесенный тестем. Чтобы избежать трехлетней сибирской ссылки, Георгий Степанович нелегально переходит границу и уезжает в Швейцарию.

Оказавшись в Швейцарии, Татхамышев ненадолго сблизился с политэмигрантами, его даже выбирали казначеем эмигрантской кассы. Но вскоре он отошел от этих людей и более политикой в эмиграции не занимался. Ожидание амнистии для политэмигрантов затягивалось, нужно было устраивать жизнь в новых условиях. Знание в совершенстве немецкого и французского языков позволило Георгию Степановичу вновь вернуться к репетиторству, на сей раз в богатых русских и швейцарских семьях. Весной 1907 года Варвара Александровна с сыновьями приезжает к мужу в  Берн. Но в конце 1908 года вынуждена вернуться в Россию из-за болезни матери. В мае в Одессе родился их четвертый сын Андрей.
Российский диплом инженера за границей не признавался. В 1909 году Георгий Степанович поступает в Политехникум – высшее техническое училище в Цюрихе. Трудолюбие и незаурядные способности позволили ему окончить обучение менее чем за два года. Но найти работу было не просто. Временно он поступает младшим инженером на частный завод металлических конструкций в Базеле, где талантливый инженер уже через неделю получает задание самостоятельно сделать проект моста к конкурсу, в котором участвовали восемнадцать заводов. Предложенный Георгием Степановичем проект оказался лучшим и занял первое место на конкурсе. Тахтамышев тут же был зачислен в постоянный штат инженеров и был направленн в конструкторское бюро завода этой же фирмы в городке Боллате (60 км от Милана).

Жизнь в Италии была трудной. Заработка не доставало, ведь нужно было помогать семье и возвращать заем, сделанный в Цюрихе во время учебы. Георгий Степанович работает по 12-13 часов в сутки. Он начал изучать итальянский язык, читает специальные журналы уже на четырех языках. Спроектированные им в эти годы мосты побеждают на различных конкурсах, по некоторым его проектам возводятся мосты в Риме, Флоренции и других городах. Его назначают начальником конструкторского бюро по проектированию и постройке железных и железобетонных сооружений. Вскоре он возглавил крупный завод металлических конструкций в Кастелламаре-ди-Стабиа под Неаполем, дела которого были совсем расстроены. Радикальные преобразования в бухгалтерии предприятия, введение строго учета выработки каждым рабочим, упорядоченное распределение доходов предприятия, повышение заинтересованности рабочих в результатах своего труда и другие нововведения нового директора привели к тому, что из убыточного завод превратился в высоко прибыльный.
В благодарность  столь успешному директору акционеры начали строить виллу на берегу Неаполитанского залива, чтобы семья могла переехать к нему.
Георгий Степанович в марте 1917 года был приглашен к премьер-министру Италии Паоло Бозелли, и он получил предложение возглавить создававшийся государственный концерн по производству металла и изготовлению стальных конструкций; причем будущему директору было предложено самому назвать любой размер оклада. Но Георгий Тахтамышев отказался от столь завидного предложения, т.к. стремился вернуться на Родину, где только что произошла февральская революция. В качестве помощи в возвращении в Россию премьер-министр предложил Тахтамышеву выполнить миссию дипкурьера, которая, однако была сопряжена с серьезной опасностью. Шла Первая мировая война, и немцы топили корабли в Северном море. Но Георгий Степанович готов был пойти на риск, бросив блестящую карьеру, интересную работу, обеспеченную жизнь в Италии, ради возвращения в Родину.

Совершив с итальянской дипломатической почтой путешествие вокруг воющей Европы, 30 апреля 1917 г. Георгий Степанович прибыл в Россию. Он сразу же обратился в МПС; по распоряжению министра Н. В. Некрасова с 8 мая Георгия Степановича зачислили  инспектором при министре; 23 мая его назначили главным инспектором МПС, 15 июня – товарищем министра путей сообщения, а 11 июля Г. С.  Тахтамышев становится управляющим МПС (министром).

Выступая 16 июля на 1-м Всероссийском железнодорожном съезде, Тахтамышев призвал делегатов к совместным усилиям по преодолению железнодорожной разрухи. При этом он решительно заявил, что административная власть на железных дорогах принадлежит исключительно МПС, а роль железнодорожных комитетов должна сводиться к контролю с правом совещательного голоса. Твердая позиция  управляющего министерством вызвала неудовольствие профсоюзных комитетов, которые пытались забрать себе всю власть на железных дорогах. Георгий Степанович всегда защищал интересы рабочих, принимал их сторону в конфликтах с администрацией, но в данном вопросе он был непреклонен, прекрасно понимая, к каким страшным последствиям может привести некомпетентное и безответственное управление железными дорогами.

24 июля 1917 г. было сформировано второе коалиционное Временное правительство с участием кадетов; на пост министра путей сообщения был назначен кадет П. П. Юренев. 25 июля Георгий Степанович издал последний приказ по министерству, в котором выразил благодарность всем сослуживцам. Юренев попросил Тахтамышева остаться в должности товарища министра; Георгий Степанович занимал эту должность как при П. П. Юреневе, так и при следующем министре – А. В. Ливеровском.

26 октября 1917 г., после ареста Ливеровского, Тахтамышев автоматически вступил в управление ведомством. Вместе с другими служащими МПС он осудил насильственный захват власти «одной группой революционной демократии вопреки воле других ее частей».

10 ноября 1917 г. наркомом путей сообщения был назначен М. Т. Елизаров, зять В. И. Ленина. Общее собрание служащих министерства отказалось подчиняться наркому. 6 декабря здание МПС было занято солдатами; 9 декабря Елизаров издал приказ об освобождении от должностей целого ряда руководителей министерства. Первым в этом длинном списке значился товарищ министра путей сообщения  Г. С. Тахтамышев, уволенный с формулировкой «за неисполнение служебных обязанностей без объяснения причин». 

Весной  1918 года  советское правительство выделило большие средства на грандиозный проект, который предусматривал строительство в Голодной степи пяти городов, пяти хлопкоочистительных заводов, четырех гидроэлектростанций и прочих сооружений. Георгий Степанович был назначен помощником начальника работ по сооружению плотин и каналов. Ему, как и другим руководителям Управления ирригационными работами в Туркестане (ИРТУРа),  вручили обеспечивавший «парламентский иммунитет» мандат,  подписанный В. И. Лениным, Я. М.  Свердловым, А. И. Рыковым, В. Д. Бонч-Бруевичем.

В начале осени 1918 года эшелоны ИРТУРа с оборудованием и сотрудниками двинулись в Туркестан. Не дожидаясь отправки первого эшелона, Георгий Степанович выезжает из Москвы и пробирается к семье в Белгород, занятый в это время германскими войсками. Неизвестно, возникали ли у него мысли покинуть навсегда большевистскую Россию. Ведь он уже оказался за кордоном, и не один, а вместе со всей семьей. Но он слишком долго прожил на чужбине, знал, как тяжело чувствовать себя эмигрантом, и не хотел лишать своих детей Родины. Несмотря на все разногласия с большевистской властью, Георгий Степанович решает вернуться и принять участие в туркестанской эпопее. В начале ноября он отправился в обратный путь, переправился через границу, спрятавшись в телеге под соломой, с ленинским мандатом в кармане.

Эшелонам ИРТУРа удалось добраться только до Самары – далее начиналась территория, занятая белыми. 2 декабря 1918 г. самарские чекисты, своим «классовым чутьем» быстро почувствовавшие «врагов», арестовали  весь личный состав учреждения (свыше 230 человек), в том числе и начальника экспедиции, известного ученого Г. К.  Ризенкампфа. Не помогли ни подписи Ленина и его соратников, ни «парламентский иммунитет». В феврале сотрудники ИРТУРа вместе с материалами дела были отправлены в Москву. 25 февраля 1919 г. Президиум ВЦИК принял постановление о ликвидации дела ИРТУРа  «ввиду того, что произведенное следствие не установило никаких контрреволюционных действий». Но ИРТУР уже не оправился от нанесенного в Самаре удара и вскоре прекратил свое существование.

В марте 1919 г. нарком путей сообщения В. И. Невский попросил Тахтамышева съездить  в Харьков, чтобы на месте оценить состояние железнодорожного хозяйства в регионе и провести переговоры с харьковскими инженерами-путейцами о сотрудничестве с наркоматом путей сообщения (НКПС). Это поручение было успешно выполнено. Хотя Георгий Степанович продолжал числиться сотрудником ИРТУРа, а 6 мая 1919 года стал членом руководящей коллегии этого учреждения,  вскоре он получил другие ответственные назначения.

Приказом наркома путей сообщения Л. Б. Красина с 13 мая  1919 г. Тахтамышев назначается управляющим ЦУТОПом (Управление по снабжению железных дорог топливом и лесными материалами), а 19 мая ВСНХ принимает решение направить Тахтамышева для постоянной работы в Главлеском, утвердив его членом коллегии. До октября Георгий Степанович совмещал эти две должности;  затем он просит Красина освободить его от управления ЦУТОПом, поскольку «…работа по заготовке дров и лесных материалов, по механизации разработок и по устройству подъездных путей начинает разрастаться настолько, что стоять во главе даже части этих работ в двух учреждениях делается уже затруднительным, и это не может не отразиться на деле».

Но Георгию Степановичу и дальше приходилось, помимо работы в Главлескоме, постоянно совмещать несколько ответственных должностей. 21 ноября 1919 года Г. С. Тахтамышев был утвержден членом Высшей коллегии по постройке топливных веток, а 11 октября 1920 года – ее председателем.    На заседании Совета труда и обороны 4 июня 1920 года В. И. Ленин обратил внимание на изможденный вид Георгия Степановича. Он пишет записку председателю Высшей коллегии К. А. Алфёрову: «Т. Алфёров! У вас служит Тахтамышев? Плохо кормите его? Отчего он так худ и бледен?» Ответ Алфёрова: «Он член Высшей коллегии,  живет на советском пайке, работает без всякого ограничения времени. Алфёров». Ленин – Алфёрову: «Надо поставить его на более высокий паек, так или иначе. Невозможно мириться с этим положением. Надо создать исключение».  

4  ноября 1922 года Георгия Степановича назначают членом топливной секции Трансплана  (Плановой комиссии по транспорту при НКПС). Кроме того, на него возлагают ответственные задания по планированию работ речного и морского транспорта, а также решение вопросов, связанных с постройкой крупных мостов (в должностной сетке он числился в 23-м разряде и пользовался правами начальника Центрального управления).

Приказом наркома путей сообщения Ф. Э. Дзержинского 10 апреля 1923 года Тахтамышев по совместительству был назначен членом Правления Московско-Казанской железной дороги, с возложением на него обязанностей руководителя отдела лесных разработок. С января 1924 года Георгий Степанович становится членом технической   секции Центрального планового управления НКПС. Одновременно он  преподает в МВТУ (читает  курс железных конструкций).

Круг его интересов был необыкновенно широк, он занимался не только железными, но и гужевыми дорогами, а также водными путями сообщения. Много сил и времени отдал Георгий Степанович разработке проекта соединения Волги с Доном. В ноябре 1926 года на 3-й сессии ВЦИК РСФСР XII созыва развернулась широкая дискуссия о сооружении Волго-Донской магистрали; были заслушаны доклады председателя Северо-Кавказского крайисполкома  П. А. Богданова и инженера Г. С. Тахтамышева. Яркий и четкий доклад Георгия Степановича, касавшийся технической и экономической сторон проекта,   вызвал большой интерес; его обсуждение затянулось далеко за установленное регламентом время. Этот доклад был опубликован в периодической печати и в отдельной брошюре. В феврале 1927 года СНК утвердил Комитет по сооружению Волго-Донской водной магистрали во главе с председателем Госплана Г. М. Кржижановским. Тахтамышева утвердили членом правительственной экспертизы при этом Комитете. Георгий Степанович еще не раз возвращался к проекту Волго-Дона. В 1928 году он опубликовал  еще одну статью по этой проблеме. Но строительство канала, как известно, затянулось на долгие годы.

В мае 1926 года Георгий Степанович был назначен членом Совета Научно-технического комитета НКПС. В 1927 – 1928 гг. он принимал активнейшее участие в разработке первого пятилетнего плана. Свою принципиальную, обоснованную позицию он последовательно отстаивал в Трансплане, на Коллегии НКПС, на совещаниях в Госплане и в выступлениях в печати. С 1 августа 1928 года приказом наркома путей сообщения Г. С. Тахтамышева назначают председателем  Технической секции Центрального планового управления НКПС СССР, одновременно, с декабря 1928 года  –   членом тепловозной комиссии НКПС и членом Совета Днепростроя от НКПС.

Георгия Степановича арестовали 10 июня 1929 года по делу «О вредительско-шпионской организации в центральном и местном управлениях шоссейно-грунтовых путей сообщения СССР». Всего по делу было привлечено 30 человек, среди них – руководящие сотрудники НКПС, ведущие работники Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта  из Ленинграда и Москвы. Страшная логика событий того времени подсказывает, что из этого дела хотели сделать громкий показательный процесс. Но что-то не сложилось у организаторов дела, твердая инженерная порода не поддалась.

Георгий Степанович не признал себя виновным и не дал показаний против других. Историк железнодорожного транспорта, профессор Н. А. Зензинов писал в 1995 году, что Тахтамышев встретил этот трагический поворот в жизни «с присущей ему честностью, принципиальностью и смелостью, не пошел на сделку с совестью во имя мнимого спасения жизни, мужественно переносил лишения и шел на встречу со смертью с высоко поднятой головой». Георгия Степановича обвинили в том, что он является непримиримым врагом рабоче-крестьянской власти и в 1928 году вошел в контрреволюционную вредительскую организацию. В списке членов  руководящего центра этой никогда не существовавшей организации Тахтамышева поставили первым. 27 мая 1930 года Г.С. Тахтамышев, Б.П. Жерве, В.И. Пиларь, П.А. Велихов были расстреляны. Их захоронили в безымянной общей могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. Только в 1994 году у входа на кладбище установили памятный знак жертвам репрессий.

11 декабря 1963 года Военная коллегия Верховного суда СССР отменила постановление коллегии ОГПУ в отношении Г. С. Тахтамышева – за отсутствием состава преступления. Были реабилитированы и остальные осужденные по этому делу.

Судьба Георгия Степановича Тахтамышева, так щедро одаренного природой, сложилась непросто и завершилась трагедией несправедливо загубленной жизни. Но его жизнь не прошла напрасно. Он много и плодотворно работал, он был настоящим гражданином и патриотом, всю жизнь бескорыстно  боролся за справедливость, за благо России и умер «с высоко поднятой головой». Такими  людьми  страна должна гордиться. В свое время государство не оценило заслуги Георгия Степановича. Все, что теперь мы можем сделать для этого Человека, – отдать ему дань памяти и  уважения.
—————————-

Новая работа авторов является своего рода продолжением предыдущей. Объединяет их общность профессиональной принадлежности Павла Григорьевича Таллако и Георгия Степановича Тахатамышева, но не это главное, пожалуй. Важнее то, что жизнь их пришлась на переломные, трагические годы, оба оказались включенными в драматические события, предложенные обстоятельствами. И если постигшая нашу страну катастрофа 1917 года не зависела от их воли, не они выбирали время, в которое им выпало жить, то выбор пути принадлежал им и сделан был вполне осознанно. Оба инженера-путейца отказались от возможности покинуть (не возвращаться в) революционную Россию, ибо видели и сознавали, что их знания и опыт нужны разрушенной войной и революцией Родине.

Хочу поблагодарить авторов за их большой труд и предоставленную возможность познакомиться с судьбой и трудами удивительного человека – Георгия Степановича Тахтамышева, достойного того, чтобы имя и дела его не исчезли из нашей памяти.

Отзывов: 4

  1. Вера
    19.08.2013 в 07:34 | #

    Замечательный рассказ о замечательном Человеке. И как до боли все это знакомо… Совершенно согласна с тем, что память о людях чести, настоящих патриотах и профессионалах должна сохраняться. Спасибо авторам и потомкам за восстановление и сохранение информации о Георгии Степановиче, а Вам, Галина, за то что донесли до нас эту статью.

  2. Nathalie
    20.08.2013 в 21:09 | #

    Вера!
    Большое спасибо за внимание и за добрые слова.

  3. Валерий
    20.10.2014 в 15:21 | #

    Наталия,с огромным интересом прочёл и мысленно перенесся в ту эпоху.Георгий Степанович воистину Герой своего времени,и как таких людей во власти нам сегодня не хватает.Низкий поклон ему и огромное спасибо Вам,что познакомили с таким легендарным человеком.
    С уваженим,
    Валерий Зорин

    • Nathalie
      20.10.2014 в 16:24 | #

      Валерий, сердечно благодарю за Ваш отзыв, за добрые слова о Георгии Степановиче.

Ваш отзыв

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Required fields are marked *

*
*

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>